Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игротерапия с детьми по адлеру.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Михаэл Т. Юра, Мерна Д. Галасси. С точки зрения Адлера, игра дает информацию не только о нынешнем статусе ребенка, но и о его будущем. "В жизни ребенка присутствует важный феномен, который ясно показывает процесс подготовки к будущему. Это игра,...способ подхода ребенка к игре, его выбор и значение, которое он ему придает, указывающее на его отношение к окружающей среде и к своим приятелям" (Адлер, 1954, р.81). Основываясь на предположении Адлера о том, что характерные способы поведения ребенка проявляются в его игре, можно проверить многие гипотезы, наблюдая за детской игрой. (Например, желание ребенка привлечь к себе внимание может проявиться в разыгрывании роли популярного актера или певца, недостаток силы и власти — в роли вождя или начальника, генерала армии или директора школы; потребность в отмщении — в избивании кукол, ломании игрушек; отвергнутый (\уШк1гаш1) или побежденный ребенок мало участвует в игре или играет в одиночестве; сильно травмированный ребенок может стремиться избегать риска и не принимать участия в игровой деятельности из страха повторения неуспешного опыта). Экспрессивное поведение. Адлер полагал, что характер мышления и поведения ребенка и характерные для него способы восприятия выражают его интерес к тому, чем он станет заниматься в будущем. Так, активный интерес к игре в солдатики может оказаться подготовкой к карьере военного или успешной работе в качестве директора универмага (Адлер, 1929, р.148). Информация, полученная из наблюдения за детской игрой, может использоваться для ориентации и реориентации ребенка в раннем возрасте. Одна из основных гипотез Адлера касалась целостности индивида — каждый индивид руководствуется некоторой центральной темой. Эта центральная тема, жизненный стиль (НГе 8гу1е) присутствует во всех способах выражения личности. Жизненный стиль ребенка можно наблюдать как на вербальном, так и на невербальном уровне поведения. Социальный интерес. Примерно в возрасте 2-3 лет ребенок обычно начинает играть с другими детьми. Однако, если природный "социальный интерес" не был развит, ребенку будет не хватать его в сотрудничестве с другими. Поэтому игра ребенка, чей социальный интерес не получил развития, может быть либо уединенной, либо агрессивной по отношению к другим детям. Детская способность к участию в групповых играх, быть может, лучше, чем другие виды игровой активности, отражает его социальные чувства. Групповые игры обычно предполагают определенные правила, принятые всеми и каждым в 23
качестве обязательных для соблюдения по крайней мере до конца игры. Дети, которые не хотят участвовать в общей игре или мешают другим получать от нее удовольствие, по мнению Адлера, обычно страдают от недостаточно развитого чувства собственного достоинства или неадекватной самооценки и страха плохо сыграть свою роль. "Вообще, наблюдая за играющим ребенком, мы сможем с уверенностью определить масштаб его социальных чувств" (Адлер, 1954, р.82). В игре ребенок не только обнаруживает свои социальные чувства, но получает шанс их дальнейшего развития. Поэтому, если ребенок "еще не освоил приемлемые способы нахождения своего места в группе, ему следует создать возможность участвовать в тех видах игровой деятельности, в которых он с наибольшей вероятностью достигнет успеха". (Р1ау Шегару..., р. 131). Игровые техники. Игра с ребенком или группой детей является мощным средством, которое могут использовать в работе с детьми, в воспитании и обучении консультанты, учителя и родители. Использование консультантом разнообразных кукол (марионеток) — кукольной семьи, включая "детей" разных возрастов, или игрушечных зверей — может осуществляться в форме либо разыгрывания конкретных ситуаций ребенком, либо предоставления возможности структурировать ситуацию самому ребенку. При этом кукла в руках у ребенка может представлять его самого или кого-то еще, в то время как консультант обычно берет на себя несколько ролей. На первом этапе консультирования (по Адлеру — на этапе построения отношений) куклы (марионетки) часто помогают в разговоре между ребенком и консультантом. "Наблюдая за тем, как кукла ребенка выражает структуру его личности, консультант может получить много информации о его жизненном стиле и внутренней логике" (там же, р. 132). Дальнейшая работе предполагает разыгрывание значимых для ребенка жизненных ситуаций (в семье, школе) с помощью кукол со сменой ролей (например, работа с агрессивным ребенком с использованием кукол дала ему возможность увидеть свое поведение со стороны и опробовать новые способы поведения). Возможны варианты, когда игровую активность детей организует учитель: а) Игровые занятия с детьми, требующими много внимания (аПепйоп деИегз), направлены на переориентировку их целей с помощью специальных видов групповой деятельности. (Например, игра в "Собак и косточку", где шестилетней Сьюзен дается роль собачки, укравшей косточку. Девочка должна сидеть тихо и ничем не отличаться от других "щенков", чтобы ведущий не угадал, кто спрятал кость. Это дает Сьюзен шанс стать ведущей). в) Детям, которые любят командовать (Ьоззу спМгеп), полезно предлагать задания, которые они могут выполнять сообща вместе с себе подобными (например, поставить кукольный спектакль). Хороший опыт сотрудничества таким детям дает также игра в группе себе подобных со скакалкой, где всем по очереди приходится не только прыгать, но и крутить веревку. с) Работа с отвергнутыми (\уИЬйга\уп) детьми наиболее эффективна, когда организуются игровые ситуации, в которых такой ребенок становится центральным действующим лицом. (Например, он раздает мячи для коллективных игр или ста- 24 новится ведущим — при условии, что он хорошо знает, что от него требуется). Это помогает ребенку стать более активным членом коллектива и даже может способствовать улучшению школьной успеваемости. Такие игры могут проводиться не только консультантами и учителями, но и родителями. Когда ребенок впервые приходит в игровую комнату, ему обычно говорят, что он может играть с любыми игрушками и предметами и делать,то, что захочет, если это не причиняет вреда ему самому или другому человеку. Во время игровой сессии консультант часто спрашивает ребенка о том, что он делает. В определенный момент ребенку можно помочь разобраться в происходящем и предложить приемлемый альтернативный план, чтобы изменить направленность его поведения. Сторонники адлерианской игротерапии полагают, что детская игра "полезна для выявления неадекватных целей и их изменения, а также для определения степени развития социального интереса у ребенка. Необходимо дальнейшее изучение этих функций игры и развитие соответствующих техник" (там же, р. 135). Адлер утверждал, что игра представляет собой определенный "вариант профессии и должна пониматься именно так. Поэтому отнюдь не безвредно мешать играющему ребенку. Игру никогда не следует считать способом убить время" (Адлер, 1954, р.82). 25
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.194 (0.008 с.) |