Игровая терапия детско-родительских отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровая терапия детско-родительских отношений



Книга Р.Ван Флитт [1] представляет собой руководство для профессионалов, заинтересованных в привлечении родителей к терапевтической и развивающей ра­боте с детьми. Как отмечает в предисловии к книге одна из основоположников тера­пии в детско-родительских отношениях доктор философии Луиза Герни, это на­правление объединяет две важные стратегии: игровую терапию с детьми и обучение родителей посредством прямого вовлечения их в процесс происходящих изменений. Профессиональный терапевт выступает одновременно в роли учителя и является че­ловеком, обеспечивающим эмпатическую поддержку родителям. В результате на­блюдаются положительные изменения не только у детей и родителей, но также и в области их взаимоотношений.

Терапия в детско-родительских отношениях (ДРО) сформировалась как особое направление в 60-е годы усилиями Луизы и Бернарда Герни, и была ориентирована на решение социальных, эмоциональных и поведенческих проблем детей. В настоя­щее время терапия ДРО получает все большее признание среди исследователей и клиницистов в качестве эффективного подхода к укреплению родительских, дет­ских, и семейных отношений, который известен также под названием терапии отно­шений с детьми в семье.

В процессе терапии ДРО с родителями происходят важные изменения, по­скольку они учатся проводить занятия, центрированные на ребенке, со своими соб­ственными детьми. Терапевты ДРО обучают родителей психологически компетент­ному проведению игровых сессий, осуществляют супервизорскую поддержку и по­могают использовать приобретенный родителями опыт проведения игровых заня­тий с детьми в домашних условиях. Обьино терапия ДРО используется в работе с детьми от 3 до 10 (12) лет, однако заполнение игровыми занятиями времени, уделяе­мого ребенку родителями, может распространяться и на общение с подростками.

Принципиальные основания терапии в детско-родительских отношениях.

1. Признание важного значения игры в развитии ребенка и в терапевтической
работе с ним. Игра рассматривается как главный путь углубления понимания детей,
поскольку дети выражают в ней свои чувства, овладевают новыми умениями, вклю­
чают новый опыт в свое понимание мира, развивают социальную компетентность,
осваивают новые способы решения проблем и выхода из трудных ситуаций.

2. Признание способности родителей к овладению умением проводить игровые
сессии, центрированные на ребенке, со своими детьми. Родители являются наиболее
значимыми взрослыми в жизни детей и потому способны оказывать на них влияние,
неизмеримо большее, чем любой терапевт. Терапия ДРО является формой семейной
терапии, которая позволяет помочь семье в достижении более эффективного функ­
ционирования.

3. Предпочтение обучающей модели во взаимоотношениях с родителями и
детьми. Признавая наличие биологически обусловленных проблем, специалисты в

32


области терапии ДРО рассматривают социальные, эмоциональные и поведенческие трудности детей как социально обусловленные проблемы, возникающие преимуще­ственно из-за недостатка знаний и умений (см.с.З).

Цели терапии в детско-родительских отношениях.

А. Цели по отношению к детям:

1. Дать возможность детям распознавать и выражать свои чувства полно и
конструктивно.

2. Предоставить детям возможность быть услышанными.

3. Помочь детям развить умение эффективно решать проблемы и справляться с
трудностями.

4. Увеличить уверенность в себе и поднять самооценку.

5. Увеличить доверие детей к родителям и уверенность в них.

6. Сократить или устранить недостаточно адаптивные способы поведения и
выражения проблем.

7. Помочь в развитии активности в поведении.

8. Обеспечить существование атмосферы открытости и близости в семейных
отношениях.

Б. Цели по отношению к родителям:

1. Улучшить понимание закономерностей развития детей.

2. Углубить понимание собственного ребенка.

3. Помочь признать важное значение игры и эмоций в жизни детей и в своей
собственной жизни.

4. Уменьшить чувство фрустрированности собственными детьми.

5. Помочь развить разнообразные умения, важные в работе с детьми.

6. Увеличить уверенность родителей в их собственных возможностях.

7. Помочь открыть двери общению с детьми и сохранять их открытыми.

8. Научить родителей работать вместе, в одной команде.

9. Усилить чувство тепла и доверия к детям.

10. Обеспечить безопасную атмосферу, в которой родители могут работать с
собственными проблемами в отношении детей и своей родительской роли.

Кроме того терапия ДРО направлена на устранение источника наличных про­блем, развитие позитивного взаимодействия между родителями и детьми, а также умения общаться, решать проблемы и находить выходы из трудных ситуаций.

Длительные исследования процесса и результатов терапии ДРО обнаружили ее эффективность в решении проблем детей и увеличении степени родительского принятия. Было выявлено, что эффект терапевтического воздействия сохраняется по крайней мере в течение трех лет.

Курс обучения терапии ДРО включает последовательное прохождение ряда этапов:

а) диагностической оценки,

б) освоения основных умений,

в) первоначальных игровых сессий,

г) игровых сессий под наблюдением терапевта как супервизора,

д) перенесения игровых занятий в домашние условия,

е) обобщения умений,

33


ж) завершения терапевтической работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.009 с.)