Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурированная игровая терапия.
Гоув Хембидж Г. Хембидж считает себя продолжателем дела, начатого Дэвидом М. Леви, который на протяжении 30 лет клинической практики разработал ряд способов игровой терапии для детей. Апробированное Д. Леви использование специфических стимулирующих ситуаций, которые предлагались детям для разыгрывания, Г. Хембидж назвал техникой "структурированной игровой терапии". Эта техника интересовала Д. Леви и как исследовательский метод (например, в работе "Изучение соперничества сиблингов"), и как психотерапевтическая процедура (в "Освобождающей терапии"). Г. Хембидж в своей статье обращается к анализу применения структурированной игровой терапии в работе с детьми. Различные техники, используемые в психотерапевтической работе с детьми, подчинены решению конкретных задач: концентрации внимания, обеспечения поддержки и одобрения, установления границ, стимуляции деятельности, сбора информации или интерпретации. Структурирование игровой ситуации может выполнять все эти функции (см.: Р1ау Тпегару..., р. 105). Вследствие этого такую технику можно использовать выборочно с различными пациентами и в разное время с одним и тем же пациентом, а в некоторых случаях не использовать вовсе. Структурированная игровая ситуация используется как стимул с целью создания условий для свободной творческой игры ребенка в процессе терапии. Пациент должен быть уже знаком с помещением, где находятся необходимые игровые материалы. Ребенок должен иметь возможность выбрать иные игровые материалы, по сравнению с теми, которые ему предоставлены перед началом структурированной игры."Дефицит адекватных средств может обесценить преимущества использования игровой терапии" (там же, р. 106). Типы игровых ситуаций. 1. Новый ребенок возле материнской груди (игра на тему соперничества сиб
Эта игровая ситуация полезна не только с точки зрения возможности.выражения негативных реакций и проработки проблемы враждебности сиблингов и конфликтов, связанных с зависимостью, но и для проверки положительных изменений, происходящих в процессе лечения (с целью сравнения можно время от времени предлагать вновь ребенку подобную ситуацию в стандартной форме). 2. Когда лопаются надувные шарики. Эта игра, задуманная Д. Леви в целях _____________________ . 17 им Л- Г.. Толстого Терапевт побуждает ребенка, чтобы тот расправлялся с шариками любыми способами: топая ногами, прыгая на них или прокалывая острыми предметами. В процессе игры шарики надувают все сильнее. Через некоторое время можно предложить ребенку надувать и завязывать их самому. С особенно тревожными детьми стоит начать с менее пугающих шумных игр с бумажными трещотками, громким криком и т.п. 3. Дружеские баталии. Эта игра может быть полезна для разрешения кон 4. Наказание или контроль со стороны старших. Эти два направления игры
5. Разлука. Эта игра предлагает возможность освобождения и выражения 6. Половые различия. Используются две игротерапевтические куклы с выра Терапевт обращается к пациенту со словами: "Мальчик (девочка) видит в первый раз голую девочку (мальчика). Что происходит? Что он (она) делает?". Различные варианты презентации этой ситуации имеют значение, поскольку в них, а также в ходе переструктурирования ситуации могут обнаружиться такие проблемы ребенка, как: - страх кастрации, чрезмерная стыдливость, боязнь зависти к пенису со стороны противоположного пола, табуированное (само)исследование - у мальчиков, -отрицание своей принадлежности к противоположному полу, ревность и страх по отношению к мужским половым органам, страх кастрации и враждебность к мужскому полу — у девочек. Для игр на тему половых различий бывает полезно присутствие воды, надувных шариков, детских бутылочек с сосками, чтобы ребенок мог выразить в игре свои фантазии по поводу функционирования половых органов (см. там же, р. 108). 7. Невидимый мальчик (девочка) в родительской спальне. Необходимы три 18 можность беспрепятственного игрового поведения ребенка в любом направлении, которое тот выбирает сам (см. там же, р. 108-109). 8. Рождение младенца. Используется пустая резиновая кукла с отверстием в 9. Разыгрывание сновидения. Работа со снами и другими фантазиями с помо Структурированная игра помогает обнаружить конфликты, скрытые в реальной ситуации. Терапевт описывает эту ситуацию и просит ребенка показать, как кукла, обозначающая самого пациента, видит ситуацию во сне.
Многочисленные конфликтные ситуации, информацию о которых терапевт может почерпнуть из истории ребенка или других источников, также могут стать предметом структурированной игры. Ситуации структурированной игры могут быть использованы в диагностических целях для проверки гипотез об основаниях тех или иных видов поведения, для анализа точности интерпретации, прежде чем она дана пациенту, а также для определения значения специфических символов, которые могут возникать в снах, рисунках и других творческих проявлениях ребенка (см. р.110). Введение структурированной игры. Структурированная игровая терапия "усиливает специфическую направленность метода в направленной (сНгес!) психотерапевтической работе с детьми" (там же, р.110). Ее преимущество также заключается в экономии времени терапии. Терапевт воспроизводит в игровой драматизации событие, ситуацию или конфликт, который, как он подозревает, предшествовал заболеванию ребенка или поддерживает болезненное состояние в настоящее время (см. там же). Пациенту предлагается показать, ч'ю происходит. Источниками информации для терапевта являются, в первую очередь, история ребенка, а также его спонтанная (свободная) игра, те изменения, которые ребенок вносит в первоначальный вариант структурированной игры, наблюдение отношений ребенка с другими и материнский отчет о его поведении после прошедшей сессии. Терапевт не должен использовать игровые формы взаимодействия с ребенком безотносительно к его проблемам (см. р.110-111). Терапевт вводит структурированную игру после того, как терапевтические отношения дошли в своем развитии до того момента, когда тревога или какие-либо особенности взаимодействия не могут помешать лечению (ребенок должен чувствовать себя с терапевтом достаточно безопасно). Важно, чтобы терапевт не добавил к тревоге ребенка собственные волнения, поэтому использование структурированной терапии предполагает уверенность терапевта в своей способности справиться с такой формой работы. 19
Введение терапевтом структурированной игры предполагает оценку терапевтом трех основных факторов: 1. Способность ребенка к интеграции в условиях усиления аффектов, вырываю
2. Характер игры. Некоторые формы игры, например, разыгрывание ситуации 3. Важно оценить также способность окружающих адекватно справиться с из Для того, чтобы помочь реализоваться естественным возможностям развития и восстановления организма, могут использоваться различные терапевтические средства. Если это удается с помощью более консервативных способов терапии, не следует использовать более радикальные. В соответствии с этим принципом не рекомендуется использовать структурированную игру в случаях, когда ребенку для позитивных изменений оказывается достаточно спонтанной игры и вербального взаимодействия (хотя структурированная игра специально предназначена для освобождения или освоения подавленных или пропущенных в развитии и неудовлетворительно прожитых аффектов) (см. р.111-112). Г. Хембидж отмечает, что проблема неадекватного употребления психотерапевтических инструментов еще недостаточно изучена и требует специальных клинических исследований. Решение проблемы отчасти лежит в области ответа на вопрос о том, стоит ли вводить структурированную игру, когда для этого необходимо преодолевать сопротивление пациента. Страх терапевта оказать давление заражает пациента атмосферой неуверенности и приводит к ненужному удлинению терапевтического процесса. Сопротивление пациента может проистекать просто из желания противостоять терапевту, из гнева, страха самораскрытия или работы автоматизированных механизмов защитного поведения (см. р.112). Каждый из перечисленных факторов предполагает использование терапевтом особых методов. Г. Хембидж приводит примеры различных способов работы с сопротивлением пациента, в зависимости от его интенсивности и при этом вновь подчеркивает, что использование структурированной игры является последним средством, которое не следует применять до тех пор, пока другие не обнаружат свою неэффективность (см. р. 111 -112).
Проведение структурированной терапии. Идеалом является обеспечение возможностей структурированной игры без личного участия в ней терапевта (см. р. 112). Нарушение правила пассивности терапевта чревато тем, что у него может возникнуть соблазн зайти слишком далеко. Поэтому он должен стремиться ограничивать свои функции лишь ролью фасилитатора, не- 20 смотря на то, что ребенок будет стремиться вовлечь терапевта в игру с целью обеспечения собственной безопасности (см. р.113). Отвечая на вопрос об основаниях выбора конкретных игр и определения количества сессий, необходимых в терапии конкретного ребенка, Г. Хембидж подчеркивает отсутствие жесткости выбора в структуре игровой терапии. Важна предварительная оценка необходимости введения определенной структурированной игры в зависимости от характера проблем пациента. "Структурирование иногда может быть полезным дополнением детского психоанализа, однако отдельно взятая эта техника не является подходящей для достижения цели психоанализа, связанной с завершенностью терапии, а именно, проработкой каждого комплекса пациента" (там же, р.114). За структурированной игрой всегда следует свободная игра пациента. В ней проявляются определенные признаки приближения к достижению терапевтических целей (укрепления силы эго, изменения импульсов и др.): а) прямое физическое манипулирование куклами в отличие от рассказа о том, что они делают, в) относительно полная поглощенность игрой, с) отыгрывание основных возникающих импульсов (вместо того, чтобы останавливать игру, включая защитные механизмы) (см. там же). "Среди прочих равных выделяется один наиболее важный фактор, свидетельствующий о приближении этих целей: это — повторение игры" (там же). После введения структурированной игры терапевт может выбрать один из основных вариантов (ту или иную последовательность) проведения лечения: 1. структурированная игра — свободная игра 2. структурированная игра — свободная игра — повторение той же структури 3. структурированная игра — свободная игра — новая структурированная игра. Эти три ряда не зависят друг от друга. В первой последовательности структурированная игра используется в качестве стимула для свободной игры с целью обеспечения продолжительной продуктивной активности пациента в процессе терапии. Целью является фасилитация свободной игры, часто без каких-либо иных намерений. Во второй цепочке цель также заключается в фасилитации свободной игры, но при этом задача состоит в фокусировании активности на конкретной проблеме. Здесь терапевт следует за игрой пациента до определенного "конечного пункта", а затем вновь вводит эту же игру. Последовательность "структурированная игра — игра до конечного пункта" повторяется до тех пор, пока ребенок не устанет от нее. Эти повторения могут занимать часы, которые иногда кажутся бесконечными. Обычно для игры ребенка первоначально бывают характерны защитные маневры. Затем появляются разнообразные производные и, наконец, основные импульсы, которые проигрываются до тех пор, пока ребенку не наскучит игра. Терапевт должен распознать, действительно ли наступило подлинное насыщение или скука сама является формой защиты. Иногда в случае нарастания тревожности пациента бывает необходимо отложить конкретную игру и вернуться к ней позже. Осознав ту цену, которую приходится платить за продолжение игры вопреки сопротивлению, терапевт берет на себя ответственность за выбор и тогда может провести работу с сопротивлением (либо параллельно, на вербальном уровне, либо позднее, на уровне вербальной и игровой деятельности) (см. р. 115). 21 Третья последовательность также преследует цель фасилитации свободной игры. Терапевт предоставляет ребенку руководить игрой, чтобы определить стимул, более подходящий для конкретного конфликта данного ребенка. Иногда приходится заменять первоначальный стимул (например, на место соперничества сиблингов приходит проблема эдипова комплекса) и начать другую структурированную игру (см.р.115-116). Функциональное значение структурированной игры. "Психотерапия сегодня — нечто большее, чем искусство. Это область научной клинической работы, в которой есть обширное пространство для личностного экспериментирования" (там же, р.116). В настоящее время очевидна потребность в быстрых, эффективных техниках. Мы научились эксплицировать проблемы, с которыми пациент приходит к терапевту. Структурирование игры позволяет сконцентрировать внимание на этих проблемах в процессе терапевтической работы с ребенком, не тратя энергию на деятельность, высокоинформативную для терапевта, но малополезную для пациента. Значение структурированной игры также заключается в том, что она требует от терапевта достижения конкретных формулировок и быстро демонстрирует ему, на верном ли он пути. Г. Хембидж раскрывает функционально значение структурированной игровой терапии с помощью описания конкретных клинических случаев, которые позволяют также понять технику введения и осуществления структурированной игры" (см. р.116-119). 22
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.024 с.) |