Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четыре основных умения в терапии ДРО.

Поиск

1. Умение структурировать.

Это умение необходимо, чтобы помочь детям понять общую схему игровых сессий и избежать возможных проблем с помощью создания общих границ, в рам­ках которых создается благожелательная атмосфера. Структурирование позволяет детям понять, что во время игровых сессий они будут достаточно свободны посту­пать по своему усмотрению, но родители обладают правом власти в случае наруше­ния границ. Это умение помогает ребенку отличать игровые сессии от обычной жиз­ни с ее многочисленными ограничениями и завершать игру в адекватной форме. Те­рапевт обучает родителей, что говорить, входя с ребенком в игровую комнату, как делать перерывы для посещения ванной и туалета, как заканчивать сессию и поки­дать игровую комнату.

Перед входом в игровое помещение: родители должны сказать ребенку, что это особая комната, где он может делать почти все, что захочет. В случае, если что-то будет делать нежелательно, родители обещают дать об этом знать.

Перерывы на посещение туалета:

Желательно предложить ребенку посетить туалет прежде, чем он войдет в иг­ровую комнату. Если все же перерыв будет необходим, родители могут дать разре­шение на это, напомнив ребенку по возвращении о том, что он снова находится в специальной игровой комнате.

Выход из игровой комнаты:

Дважды, за 5 и за 1 минуту до завершения сессии родитель предупреждает ре­бенка об оставшемся в их распоряжении времени. По истечении этого времени ро­дитель должен твердым голосом предложить ребенку покинуть игровую комнату. Если ребенок отказывается или не торопится это сделать, родителю важно суметь отразить чувства ребенка и затем встать и ласково, но уверенно вывести его за дверь.

2. Эмпатическое слушание.

Терапевт обучает родителей эмпатическому слушанию, объясняя, что это уме­ние поможет им проявлять понимание и принятие ребенка, его чувств и потребно­стей, выражать заинтересованность в нем. Кроме того, оно поможет детям прояс­нить свои намерения и чувства, если родители что-то не понимают, научиться назы­вать и выражать свои эмоции конструктивными способами и принимать самих се­бя, будучи принятыми своими родителями.

Родители учатся непрерывно уделять ребенку внимание на протяжении всей игровой сессии и называть своими словами чувства, выраженные ребенком. Они ос­ваивают способы отражения чувств ребенка, стремясь не доминировать и не руко-

36


водить им, а лишь комментировать игровые действия ребенка (подобно спортивно­му комментатору).

3. Использование воображения в игре, центрированной на ребенке.

Овладение умением использовать воображение в игре помогает родителям иг­рать многообразные роли, которые может предлагать ребенок (вместо того, чтобы директивно направлять ребенка на игру в определенные игрушки и игры, которые интересны родителям или выполняют функции воспитания и обучения). Аналогия с процессом постановки фильма может облегчить родителям понимание своей роли актера, вторичной по отношению к режиссерской деятельности ребенка, который решает, брать ли этого актера на роль, "пишет сценарий" и определяет способы ак­терского самовыражения.

4. Умение устанавливать ограничения.

В этой области многие родители испытывают трудности. Порой и чрезмерно ограничивающие своих детей родители, и те, кто, напротив, почти не ставит ника­ких ограничений, полагают, что их дети находятся под контролем. Между этими полюсами встречаются различные варианты непоследовательных родителей, кото­рые, осознавая это, становятся уязвимыми в плане самооценки.

Установление ограничений дает детям ощущение границ, что имеет большое значение для чувства безопасности. Дети на определенном уровне осознают свою неопытность и уязвимость, и в ситуации, когда они чувствуют себя контролирую­щими взрослых, их чувство беспомощности может возрасти. Кроме того, когда ро­дители постоянно угрожают детям последствиями, которые в дальнейшем не осуще­ствляются, это может подрывать доверие детей.

Осознание связи этих проблем с задачей установления ограничений может уси­лить желание родителей совершенствоваться в умении решать эту задачу.

Значение установления ограничений заключается в том, что:

- установление ограничений помогает детям осознать ответственность за их
нарушение,

- сведение ограничений к минимуму облегчает детям их запоминание и создает
атмосферу более свободного выражения чувств,

- родителям важно определить, является ли данное ограничение необходимым
для безопасности ребенка, других людей или для защиты ценных вещей и игрушек,

- последовательность в установлении и поддержании границ важна для обеспе­
чения доверия детей к родителям и сокращения "проверяющего" поведения детей.

Обычно в список ограничений включаются перечисленные ниже запреты на:

- бросание чего-либо в окна, зеркала и видеокамеры,

- использование фломастеров и т.п. для рисования на стенах, мебели и др.,

- бросание острых предметов и грязной обуви и битье ими по боксерской гру­
ше,

- выход из игровой комнаты более одного раза,

- направление заряженного стрелами или дротиками ружья на людей и стрель­
ба в них,

- порчу ценных вещей и игрушек.

Минимальные частные ограничения могут исходить и от родителей (напри­мер, требование не обливать их водой). Родители осваивают поэтапное установле­ние границ в ходе игровых сессий:

37


1) введение ограничения,

2) предупреждение,

3) реализация обещанных (в предупреждении) последствий нарушения.

В случае нарушения ребенком установленных ограничений, родители должны напомнить о нем в краткой, ясной, твердой, но приятной для ребенка форме. Важно назвать ребенка по имени, отразить его желание поступить запрещенным способом и установить границы, в пределах которых данный способ поведения является до­пустимым, после чего помочь ребенку изменить направление игры. Повторное на­рушение ограничений влечет за собой предупреждение о последствиях продолжения подобного поведения и, в случае необходимости, обеспечение этих последствий (на­пример, прекращение игры, уход из комнаты).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.008 с.)