Заключительный этап терапии ДРО. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заключительный этап терапии ДРО.



В процессе регулярных встреч терапевта с родителями, обсуждения домашних игровых сессий и использования приобретенных умений в каждодневной жизни, по мере приближения к осуществлению терапевтических целей начинается подготовка к завершающей фазе терапии ДРО.

Признаки целесообразности завершения терапии.

1. Отсутствие прогресса либо желания и способности родителей взять на себя
ответственность за проведение сессий обычно бывает заметно уже на ранних стади­
ях терапевтического процесса. В этих случаях необходимо совместно с семьей вы­
явить конкретные препятствия к работе либо выбрать иной вид терапии, либо обра­
титься к другому терапевту. Иногда препятствием для продолжения терапии явля­
ется отсутствие сотрудничества в семье.

2. Приближение исходных проблем к разрешению, достижение терапевтиче­
ских целей.

3. Снижение интереса ребенка к игровым сессиям вместе с уменьшением интен­
сивности или тематической сфокусированности в игре может быть показателем то­
го, что терапевтическая ценность игровых сессий исчерпана (если нет других при­
чин снижения интереса, например, ущемления других значимых интересов ребенка
за счет игровых сессий).

Процесс завершения.

Планирование завершения терапии начинается с совместного обсуждения за­ключительной фазы с родителями, в ходе которого осуществляется оценка достиг­нутого прогресса и определяются оставшиеся проблемы.

Терапевт обычно предлагает понаблюдать за проведением игровой сессии ка­ждым из родителей. Если наблюдения подтверждают, что проблемы успешно разре­шаются, взаимодействие между ребенком и родителями и их терапевтические навы­ки остаются на хорошем уровне и что клинически значимые темы и способы поведе­ния отсутствуют, то процесс завершения продолжается.

Родителям предлагается заполнить опросники и пройти через другие процеду­ры тестирования, применявшиеся перед началом терапии. Различия в результатах, все показатели позитивных изменений обсуждаются с родителями. Терапевт гото­вит родителей к будущему проведению игровых занятий без его супервизорского

46


участия, подчеркивая желательность их продолжения до тех пор, пока детям это не наскучит.

Когда дети утратят интерес к игровым сессиям, родителям рекомендуется про­должать выделять "специальное время" для детей — не менее получаса еженедельно взамен прежних сессий. Специальное время также является по сути своей центриро­ванным на ребенке.

Родители остаются в недирективной, эмпатической позиции, следуя пожелани­ям ребенка в выборе совместной деятельности (это может быть игра в мяч, в на­стольные игры, поход в парк, в кафе, разговоры на значимые для ребенка темы или любой другой вид взаимодействия, не прерываемого и поддерживающего внимание родителей к интересам ребенка). Это время родители могут проводить с ребенком один на один или всей семьей вместе.

В зависимости от потребностей семьи терапевт организует возможность даль­нейших встреч с родителями (например, один раз в 4 или 6 недель). Терапевт может запланировать телефонные звонки через 3 и 6 месяцев. Все эти возможности обсуж­даются с родителями. Будучи одобрен, план последующих контактов должен вы­полняться. На заключительной встрече терапевт выражает уверенность в возмож­ности родителей самостоятельно справиться с проблемами, которые могут возник­нуть, но оставляет свою дверь открытой на случай необходимости консультаций в будущем.

Альтернативные варианты терапии ДРО.

Групповая терапия.

Работа с группой родителей, состоящей максимум из 6-8 человек, имеет неко­торые преимущества для терапевтического процесса. Хотя занятия обычно продол­жаются дольше, в среднем от 6 до 8 месяцев, они предоставляют возможность уве­личить поддержку родителей и улучшить результаты обучения (благодаря дополни­тельным возможностям наблюдения игровых сессий и общения в группе).

Игровая комната должна быть оборудована односторонне прозрачным зерка­лом и кабиной для наблюдения, из которой терапевт и родители могут видеть про­ведение всех игровых сессий.

Группы могут формироваться после индивидуальной диагностической работы с детьми и семьями. Терапевт может рекомендовать групповую терапию для семей с проблемами небольшой или средней тяжести.

Группа может формироваться из семей с различным уровнем образования и характером проблем (родительский опыт сближает всех!) по усмотрению терапевта.

Специфика работы в группе предполагает выделение дополнительного време­ни на первых занятиях для того, чтобы ее члены познакомились и чувствовали себя комфортно. Терапевт обсуждает с группой проблему конфиденциальности, после чего каждый член группы берет на себя соответствующие обязательства.

Содержание и последовательность этапов обучения терапии ДРО в групповой работе совпадает с индивидуальной. При этом родители наблюдают демонстрацию игровых сессий терапевта с каждым из детей, практикуются по очереди, видят спо­собы проведения "подражательных" игровых сессий и слушают обратную связь со стороны терапевта. После этого происходит групповая дискуссия и задаются вопро­сы терапевту. Этап освоения практических умений в групповом обучении длится обычно 2 месяца. Каждая встреча в группе продолжается 2 часа, в течение которых

47


обычно происходит обсуждение двух 30-минутных индивидуальных сессий (без кри­тики и "советов"!).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.006 с.)