Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления современной игротерапии↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные направления современной игротерапии ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ. Сальватор Руссо Эффективность поведенческой игровой терапии связана с возможностью ее проведения по месту жительства ребенка, где "можно контролировать многие условия его обучения" (Р1ау ТЬегару..., р. 137). Основным содержанием терапии является "формирование адекватных паттернов поведения с помощью подкрепления или прекращения нежелательного поведения" (там же). Такие проявляющиеся на уровне поведения симптомы, как гиперактивность, тики, застенчивость, обычно бывают заметны в школе, дома и в клинике. Это дает терапевту возможность направленного применения определенных форм обусловливания (Гогт оГ сопсН1юшп§). По мнению С. Руссо, необходимо, чтобы существовали клиники, в которых работа с проблемами ребенка будет осуществляться непосредственно с помощью оперантного научения (орегап1 1еагшп§). Важно также помочь родителям овладеть необходимыми приемами поведенческой терапии. Многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться в клинике, связаны с неспособностью родителей взаимодействовать с ребенком. Родители нуждаются в том, чтобы под непосредственным наблюдением супервизора попрактиковаться в том, что им придется делать в общении с ребенком дома (ограничиться обсуждением трудной ситуации в кабинете терапевта — значит решить проблему лишь на вербальном уровне). Попав в затруднительное положение, человек нуждается в немедленном принятии решения, которое должно быть конкретным и выраженным в форме действия. Попытка преодолеть разрыв между теорией и практикой, знанием и действием была предпринята в совместном обучении родителей с ребенком новым способам взаимодействия, которые они должны были перенести из клиники к себе домой под руководством супервизора. После предварительного обсуждения целей и методов работы родитель приглашался вместе с ребенком в игровую комнату, где первоначально он выступал лишь в роли наблюдателя за тем, что делал терапевт. Постепенно родитель вовлекался в совместную деятельность, и когда взаимодействие происходило успешно, терапевт начинал постепенно выходить из игры, в то время как клиенты продолжали ее вдвоем. В дальнейшем терапевт включался во взаимодействие только в случае неожиданных инцидентов.
После каждой сессии терапевт обсуждал с родителями то, что происходило в игровой комнате, что означали проявлявшиеся чувства и возникавшие действия и как с ними можно работать в будущем. Вторая часть беседы посвящалась тем способам поведения, которые представлялись важными для ребенка дома и в школе. Этот метод доказал свою эффективность, так как он дает возможность родителю и ребенку попрактиковаться в том, чему им необходимо научиться. Направленные (директивные) формы терапии, которые представляются эффективными для семей с обедненными контактами и общением, могут быть использованы и для более сложных случаев, когда одновременно существует много различных проблем. : Поведенческая терапия отличается от других методов терапии тем, что: 1) основной техникой здесь является оперантное обусловливание; 2) большую часть обусловливания, необходимого для терапии, осуществляют родители. В поведенческой терапии родители и учителя должны выполнять условия, которые им предлагает терапевт, и для того, чтобы подготовить их к решению необходимых задач, требуется непосредственный опыт направленного обучения.
26 27 НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. ПРОЦЕДУРЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ. Вирджиния М. Экслайн. Что такое игровая терапия? Общей целью разнообразных принципов и методов гуманистической психотерапии является "создание отношений с клиентом, которые позволяют ему использовать собственные возможности для более конструктивной и счастливой жизни как индивиду и члену общества" (Р1ау ТЬегару..., р. 121). Степень приближения к этой цели существенно различается в отдельных случаях. На основании тщательного анализа многочисленных игротерапевтических сессий и оценок их результатов родителями, учителями и врачами В. Экслайн пришла к ряду выводов, которыми она делится в своей статье. Человек учится всю жизнь, начиная с первого вдоха. Психотерапия это тоже вариант обучения — очень сложный, кумулятивный, интегративный личностный опыт. Восприятие индивидом себя и своих отношений с миром уникально, и наши усилия могут приблизить нас к пониманию этого восприятия, однако лишь сам индивид ощущает свой опыт во всей полноте. Есть ли необходимость определять извне, какое из чувств представляет наибольшее значение для индивида? Ибо едва ли возможно испытывать, например, ненависть изолированно, без сопровождающих ощущений страха, неадекватности, угрозы и т.п.
Эмоциональные отношения. "В психотерапии мы имеем дело с эмоционально окрашенными отношениями, которые порождены прошлым опытом взаимоотношений индивида с другими. Эти отношения влияют на восприятие человеком самого себя в качестве адекватного или неадекватного, защищенного или незащищенного, заслуживающего или не заслуживающего уважения, имеющего ценность как личность или ущербного в этом фундаментальном для эмоциональной сферы отношении" (там же, р. 122). Это самовосприятие влияет, в свою очередь, на поведение человека. "Эмоционально депривированный ребенок, имеющий опыт, способствующий формированию чувства неадекватности и недостаточной ценности собственной личности, усваивает такие способы поведения, которые защищают его самооценку и уменьшают воздействие факторов, представляющих возможную угрозу для его личности", (там же). Эти способы поведения начинают варьироваться, начиная с апатичного ухода от контактов и кончая активным и агрессивным протестом против требуемых форм поведения или, наоборот, подавленностью и подчинением. Глубинным основанием всех этих вариантов поведения является чувство небезопасности и неадекватности, в результате чего ребенок не может развиваться по направлению к психологической независимости и взрослости. В последние годы все больше привлекает внимание тип поведения, который называют "псевдо-задержкой умственного развития" (рзеийо теп1а1 геШгдайоп). Такое поведение • часто характеризуется недостатком отзывчивости 28 (ге8ропз1Уепез$) и развития психических функций, дефицитарностью социальной и эмоциональной активности. Исследования показали, что часто подобный тип поведения является маской, с помощью которой эмоционально депривированный ребенок, который чувствует себя отвергаемым и нелюбимым, пытается защититься, подчас не понимая, что этим лишь усугубляет негативное отношение к себе. Изменения могут произойти в результате индивидуальной психотерапии с ребенком. "Когда такой ребенок входит в игровую комнату... и терапевт старается создать условия, для того, чтобы он приобрел опыт самостоятельной деятельности, ребенок включается в очень сложный процесс освоения эмоционального, глубоко личностного опыта" (там же, р. 124). Основные условия терапии. Многообразие возможных процедур, происходящих в игровой комнате, имеет в своей основе ряд условий. Терапевты должны: 1. Искренне уважать ребенка и быть заинтересованными в нем как в целост 2. Оноситься с терпением и пониманием к сложностям внутреннего мира ре 3. Достаточно хорошо знать самих себя, чтобы быть в состоянии сохранять 4. Иметь достаточно объективности и интеллектуальной свободы, чтобы вы
5. Обладать сензитивностью, эмпатией, чувством юмора и легкостью в обще Ребенок значительно в большей степени, по сравнению со старшими, принимает других, понимает и проявляет терпимость. Он не имеет предубеждений, пока не почувствует их по отношению к себе от тех, кто небезопасен и вызывает страх. Встреча терапевта и ребенка в игровой комнате — это "опыт, обучающий того и другого", это "совместные усилия, в результате которых каждый познает что-то такое, что становится объединяющим началом для обоих" (там же). Это зона безопасности, и ребенок постепенно осознает это благодаря последовательности терапевта, стабильности ограничений, дружескому пониманию, ласковому, но твердому указанию границ и терпению, которое сдерживает давление со стороны общества, выражающееся в требовании поторапливаться. Ребенок имеет время во всей глубине и полноте почувствовать свою способность быть человеком, обладающим собственными правами, благодаря возрастающему пониманию своих чувств и отношений, способности действовать и взаимодействовать честно и решительно. Процесс игровой терапии. "Кажется правдоподобным предположение, что люди постоянно чему-нибудь учатся, но лишь изредка тому, чему, как полагает учитель, учит их он" (там же, р. 125). В психотерапии процесс обучения очевиден. Однако возникает много 29 вопросов относительно адекватности каждой из существующих теорий, объясняющих опыт обучения, который происходит в процессе психотерапии. В игровом терапевтическом опыте ребенку дается возможность узнать о самом себе в отношениях с терапевтом. Терапевт обеспечивает ребенку безопасность и возможность исследовать в этом опыте и отношениях не только комнату и игрушки, но и себя самого. В. Экслайн ставит ряд проблем, которые, с ее точки зрения, должны стать предметом осмысления специалистов. "Если игровая терапия является опытом самоисследования, изучения себя в отношении к другим, самореализации, самовыражения — как можно достигнуть обобщения ребенком этого опыта, принятия ребенком не только себя, но и других, умения использовать свободу с чувством ответственности за эту привилегию... Как помочь ребенку научиться пониманию себя, которое перерастает в попытку понимать других? Как ребенок учится выходить за пределы эгоцентризма к признанию и высокой оценке других?...Если психотерапия должна быть опытом социального и эмоционального научения ребенка, то какие процедуры могут обеспечить достижение этой цели?" (там же).
В. Экслайн выступает против упрощения смысла терминов, используемых в психотерапии. В частности, понятие "дозволенность" (регпшиуепезз), как иногда кажется, ставит печать одобрения на совершенно бесконтрольное поведение. Экслайн считает более подходящим функциональное определение этого термина как означающего возможность использовать способности индивида — для выражения эмоционального отношения, мыслей и чувств в символических формах деятельности — с помощью аккуратных ограничений в надежде, что ребенок научится ответственной свободе выражения. Экслайн отмечает значение ограничений для чувства безопасности и стабильности терапевтических отношений у ребенка. "Если эмоциональные отношения находят выход в приемлемой форме выражения вовне, вероятно он научится познавать эти чувства объективно, без сопутствующей вины, страха или тревоги, которые могут усиливаться в условиях недостатка символического выражения" (там же). В. Экслайн подчеркивает необходимость сенситивного общения между терапевтом и ребенком, которое в большей степени происходит на невербальном уровне, нежели на вербальном. Внутренний мир ребенка. В работе с детьми терапевт должен быть готов "принять гипотезу, согласно которой у ребенка есть причины поступать определенным образом и существует многое такое, что является важным для ребенка, который, однако, не может сообщить об этом" (там же, р. 126). Игровые терапевтические сессии дают ребенку возможность активно проверять отношение терапевта и получать от него то, о чем терапевт может даже не подозревать, поскольку он не всегда знает, что происходит в детском внутреннем мире. Слишком настойчивое стремление выяснить это может привести к разрыву коммуникации и раппорта. Терапевту иногда может быть трудно понять полет фантазии ребенка, ибо немногие взрослые обладают гибкостью и творческой спонтанностью подобно детям. Однако детское воображение и переживание настоящего момента может 30 привести к открытию его истинного аффективного смысла, который поможет ему достичь значимой самореализации. Если мы хотим обеспечить легкость самовыражения, необходимо стремиться к тому, чтобы опыт был насколько возможно открыт для ассоциаций, идентификаций и изменения представлений. Прямой ответ на вопрос ребенка: "Что это такое?"- может привязать его слишком крепко к миру реальности, что ограничит возможность его использования в качестве опосредствующего звена в процессе самовыражения. Ребенок, знающий, что этот предмет может быть всем, чем ему хотелось бы, может всегда сменить воображаемый образ предмета на более безопасный, если ему трудно справиться с этим образом. Кроме того, для детского чувства стабильности и безопасности важное значение имеет ограничение времени и пространства. Опыт работы с детьми, имеющими выраженные нарушения зрения, слуха, речи и др., показывает, как ребенок может использовать игровые сессии для адаптации к собственным проблемам и преодоления трудностей. Показателем положительного влияния терапии на ребенка является приобретаемая ребенком "возможность выражать свои эмоции и формироваться как личность в процессе самоисследования в условиях спокойных и защищенных взаимоотношений с терапевтом, который высоко ценит его целостность и личностную значимость, предоставляет возможность выплеснуть беспокоящие переживания, пытается помочь достигнуть ответственной свободы выражения, чтобы ребенок мог более конструктивно использовать собственные способности в своих интересах и в интересах окружающих людей" (там же, р. 128).
31 Выбор игрушек Отбор игрушек для игровой комнаты, в которой проводятся терапевтические сессии, центрированные на ребенке, обусловлен стремлением облегчить выражение широкого спектра чувств и избегать игрушек и игр с заранее определенными правилами, требующих директивного управления игрой ребенка. Рекомендуется присутствие в игровой комнате игрушек, облегчающих выражение гнева и агрессии (приспособления для метания дротиков, мягкий резиновый нож, веревка и т.п.) В зоне досягаемости для ребенка должны быть также игрушки, ассоциирующиеся с выращиванием малыша (детские бутылочки, миски с водой, куклы) и семейной тематикой (игрушечный дом, мебель, посуда и само кукольное семейство, включающее всех возможных членов семьи). Полифункциональные игрушки должны способствовать выражению стремления ребенка к конструированию, соревнованию и сотрудничеству (кубики, карточки, игрушечные деньги и т.п.) Приемлемы также такие предметы, как детский медицинский набор, комплекты костюмов и масок, марионетки, а также различные средства художественного самовыражения: песок, бумага, фломастеры, краски... 34 Условия помещения различных предметов в игровую комнату связаны: а) с безопасностью, б) с их способностью обеспечивать выражение ребенком своих чувств, в) с возможностью проективного, творческого применения, помогающего раз Тематическая игра. Конкретные темы, значимые для ребенка, начинают обычно проявляться к третьей или четвертой сессии, поскольку раньше в игре преобладали исследовательские мотивы. В атмосфере дозволенности и безоценочности игровых сессий дети начинают выражать свои глубинные переживания и конфликты с помощью игры. Обычно всплывают темы агрессии, воспитания и кормления, овладения навыками, контроля, власти и авторитета, добра и зла, семейных и дружеских отношений. У 41
детей агрессивных или привыкших к запрету на проявление гнева наблюдается активное выражение агрессии, а также поведение, направленное на проверку прочности ограничений. Это вызывает тревогу у родителей, которым следует объяснить, что возрастание агрессивности в ходе сессии носит временный и нормальный характер. Важно помочь детям освоить конструктивные способы проявления агрессии. Проблемы динамики. В контексте работы с тематикой игры ребенка неизбежным становится обсуждение семейной динамики. У родителей возникают вопросы о детях и о самих себе. По поводу детей родители часто задают вопрос: "Нормально ли это?" Терапевт успокаивает их и объясняет значение игры, помогая избежать необоснованных интерпретаций в открытом обсуждении всего, что волнует родителей. Вопросы родителей о самих себе неотделимы от их беспокойства по поводу детей. Это, в частности, вопросы о своей родительской компетентности. Если, например, 4-летний ребенок представляет куклу-маму в виде злой ведьмы на помеле, мать может увидеть в подобной игре угрозу и попытается воспротивиться продолжению терапии. Терапевту необходимо обсудить этот страх в дискуссии с родителями, выявив контекст (может быть, приближается праздник ведьм, а может быть, мать часто наказывает ребенка), и исследовать совместно с родителями многообразие возможных объяснений сюжета, не допуская поспешных и однозначных выводов из единственного случая подобной игры. Иногда интерпретация игры терапевтом может вызвать негативную реакцию родителей. Задача терапевта — справиться с их защитным поведением, которое может препятствовать восприятию нового и тенденциям к изменению поведения. Ослабления защитного сопротивления терапевту удается достичь путем перевода проблемы на язык родительских чувств. Важно также укреплять родителей в их способности принять негативные интерпретации и продолжать работу, которая дала возможность понять ребенка по-новому. Не допуская отрицательной оценки родителей, терапевт должен сконцентрировать внимание на их чувствах и поведении, которое может помочь найти возможные способы изменения ситуации. Работа терапевта как супервизора родительской игры с ребенком продолжается до тех пор, пока не произойдет прочное овладение игровыми умениями и не укрепится способность родителей признавать и открыто обсуждать темы и проблемы игры ребенка. Продолжительность этого периода обычно варьируется в разных семьях, но, как правило, терапевту требуется пронаблюдать по крайней мере 5-6 игровых сессий, прежде чем переносить их в домашние условия. Обобщение игровых умений. Расширение сферы применения приобретенных умений становится темой, которой уделяется специальное время на каждой сессии. Терапевт дает специальное задание родителям по использованию эмпатического слушания в различных ситуациях общения с ребенком и ожидает последующего обсуждения результатов по про- 44 шествии недели. Аналогичное задание дается по применению умения устанавливать ограничения за пределами игровых сессий. Процесс завершения. Планирование завершения терапии начинается с совместного обсуждения заключительной фазы с родителями, в ходе которого осуществляется оценка достигнутого прогресса и определяются оставшиеся проблемы. Терапевт обычно предлагает понаблюдать за проведением игровой сессии каждым из родителей. Если наблюдения подтверждают, что проблемы успешно разрешаются, взаимодействие между ребенком и родителями и их терапевтические навыки остаются на хорошем уровне и что клинически значимые темы и способы поведения отсутствуют, то процесс завершения продолжается. Родителям предлагается заполнить опросники и пройти через другие процедуры тестирования, применявшиеся перед началом терапии. Различия в результатах, все показатели позитивных изменений обсуждаются с родителями. Терапевт готовит родителей к будущему проведению игровых занятий без его супервизорского 46 участия, подчеркивая желательность их продолжения до тех пор, пока детям это не наскучит. Когда дети утратят интерес к игровым сессиям, родителям рекомендуется продолжать выделять "специальное время" для детей — не менее получаса еженедельно взамен прежних сессий. Специальное время также является по сути своей центрированным на ребенке. Родители остаются в недирективной, эмпатической позиции, следуя пожеланиям ребенка в выборе совместной деятельности (это может быть игра в мяч, в настольные игры, поход в парк, в кафе, разговоры на значимые для ребенка темы или любой другой вид взаимодействия, не прерываемого и поддерживающего внимание родителей к интересам ребенка). Это время родители могут проводить с ребенком один на один или всей семьей вместе. В зависимости от потребностей семьи терапевт организует возможность дальнейших встреч с родителями (например, один раз в 4 или 6 недель). Терапевт может запланировать телефонные звонки через 3 и 6 месяцев. Все эти возможности обсуждаются с родителями. Будучи одобрен, план последующих контактов должен выполняться. На заключительной встрече терапевт выражает уверенность в возможности родителей самостоятельно справиться с проблемами, которые могут возникнуть, но оставляет свою дверь открытой на случай необходимости консультаций в будущем. Альтернативные варианты терапии ДРО. Групповая терапия. Работа с группой родителей, состоящей максимум из 6-8 человек, имеет некоторые преимущества для терапевтического процесса. Хотя занятия обычно продолжаются дольше, в среднем от 6 до 8 месяцев, они предоставляют возможность увеличить поддержку родителей и улучшить результаты обучения (благодаря дополнительным возможностям наблюдения игровых сессий и общения в группе). Игровая комната должна быть оборудована односторонне прозрачным зеркалом и кабиной для наблюдения, из которой терапевт и родители могут видеть проведение всех игровых сессий. Группы могут формироваться после индивидуальной диагностической работы с детьми и семьями. Терапевт может рекомендовать групповую терапию для семей с проблемами небольшой или средней тяжести. Группа может формироваться из семей с различным уровнем образования и характером проблем (родительский опыт сближает всех!) по усмотрению терапевта. Специфика работы в группе предполагает выделение дополнительного времени на первых занятиях для того, чтобы ее члены познакомились и чувствовали себя комфортно. Терапевт обсуждает с группой проблему конфиденциальности, после чего каждый член группы берет на себя соответствующие обязательства. Содержание и последовательность этапов обучения терапии ДРО в групповой работе совпадает с индивидуальной. При этом родители наблюдают демонстрацию игровых сессий терапевта с каждым из детей, практикуются по очереди, видят способы проведения "подражательных" игровых сессий и слушают обратную связь со стороны терапевта. После этого происходит групповая дискуссия и задаются вопросы терапевту. Этап освоения практических умений в групповом обучении длится обычно 2 месяца. Каждая встреча в группе продолжается 2 часа, в течение которых 47 обычно происходит обсуждение двух 30-минутных индивидуальных сессий (без критики и "советов"!). О. я. ЗйЯЗКй Н& ГрОВОЙ ТгГСчПИИ 3'
48 49 Основные направления современной игротерапии
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.016 с.) |