Взаимоотношений педагогов и детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоотношений педагогов и детей



 

Особенности взаимоотношений родителей и детей закрепляются в собственном поведении детей и становятся моделью для контактов с педагогами. Психологическая коррекция взаимоотношений педагогов и детей дошкольного возраста неразрывно связана с изменениями в семейных отношениях.

Было проведено изучение взаимоотношений 18 педагогов и 111 детей (45 мальчиков, 66 девочек) 5–7 лет в 10 группах трех детских садов; особенностей семейного воспитания в семьях этих детей и личностных особенностей воспитывающих взрослых: 18 педагогов и 111 матерей. Целью исследования было изучение социально-психологической структуры взаимоотношений педагогов и детей и разработка программы психологической коррекции. Методы исследования включали опрос в стандартизированных и нестандартизированных формах интервью, наблюдение за стилем руководства группой со стороны педагога по социально-психологическим критериям, методику PARI, определение статусных различий в группе детей посредством социометрии, личностные и клинические опросники, применяемые в практике консультативной и психотерапевтической работы (А. И. Захаров, 1998).

Анализ особенностей восприятия детьми воспитательных воздействий взрослых показал, что каждому третьему ребенку не нравится воспитатель. Боятся воспитателя 31% детей, что фактически означает для этих детей воспитание на страхе, не способствующее развитию способности к правильным поступкам под воздействием собственного внутреннего контроля. Каждый второй ребенок боится, что воспитатель его накажет, а 59% детей боятся наказания родителей. Страх наказания, используемый взрослыми, заставляет ребенка поступать правильно, становясь для дошкольника внешним тормозом, исключающим возникновение внутреннего контроля. 43% детей отметили, что их наказывает воспитатель, и 78% детей отметили, что наказания используют родители. 17% детей считают, что воспитатель их может ударить, т. е. наказать физически. Дети одной из групп детского сада, отвечая на вопрос о том, что делает воспитатель в детском саду, сказали, не задумываясь: «наказывает» и «учит». 30% детей отметили, что их много ругает воспитатель, и 77% детей отметили, что много ругают родители. 32% детей отметили, что на них часто кричит воспитатель, и 81% детей отметили, что на них часто кричат родители. Крик является словесным битьем и имеет такие же негативные последствия, как и физические наказания.

Еще Я. Корчак отмечал, что чем больше поощрений, тем меньше наказаний. 73% детей считают, что воспитатель их редко хвалит. Недостаточное использование положительного подкрепления создает «хронический дефицит поощрений». Использование в семейном воспитании и в воспитании в детском саду в большей степени методов наказания, чем поощрений, вызывает «психологическую зашлакованность» детей. 62% детей ответили, что если бы выросли и стали мамой (папой), то своего ребенка воспитывали бы по-другому. Вот характерные высказывания детей по этому вопросу: «я не буду своего сына ругать, я буду хорошим, я буду другим»; «говорила бы умница и прощала бы ее»; «не наказывала бы, просто говорила вежливо». 44% детей не всегда бы рассказали воспитателю, если бы с ними что-то случилось, обидел кто-нибудь, и 41% детей не стали бы откровенничать с родителями. 42% детей неинтересно с воспитателем, а каждый второй ребенок хотел бы, чтобы с ним работал другой воспитатель.

Наличие дефектов воспитательных воздействий как в семье, так и в детском саду вызывает необходимость проведения психологической коррекции взаимоотношений педагогов и детей через коррекцию семейных отношений при непосредственном включении педагога. Проблема взаимоотношений педагогов и детей — это проблема несоответствия модели семейного воспитания, осуществляемой родителями в отношении ребенка, и имеющейся модели воспитания педагога. Понимание под взаимоотношениями личностно значимого эмоционально-когнитивного отражения людь-ми друг друга, представляющего их внутреннее состояние (Я. Л. Коломин-ский), делает проблему влияния личностных качеств педагога на его взаимоотношения с детьми особо значимой при коррекции взаимоотношений между педагогами и детьми.

Разработанная нами программа психологической коррекции взаимоотношений педагогов и детей предусматривает воздействие на основные компоненты отношений: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Особенности характера личности и нервно-психическое состояние родителей и педагогов предопределяют их взаимоотношения с детьми. Было проведено 75 семейных консультаций и 15 консультаций педагогов по личностным проблемам, отражающимся на взаимоотношениях с детьми. Индивидуальные консультации родителей, педагогов имели психотерапевтическую направленность. Для родителей и педагогов были прочитаны лекции на темы: «Психологические особенности детей дошкольного возраста», «Отрицательные аспекты взаимоотношений между взрослыми и детьми». Возникающие после лекций групповые дискуссии способствовали лучшему осознанию имеющихся проблем.

Родителям и педагогам предлагалось принять участие в игровых коррекционных занятиях с детьми. Из 111 семей приняли участие в коррекционных занятиях 66 родителей (59%). Подбор психотерапевтических игр на занятиях позволял моделировать на равных взаимоотношения взрослых с детьми, способствовал исчезновению возрастного барьера взаимопонимания. В играх с определенной долей юмора изображалось все, что способно вызвать у детей в детском саду и дома волнение, напряжение, страх, фрустрацию в психологическом смысле слова. Повторные переживания не имели травмирующего звучания, поскольку были представлены отчасти в условном виде, страх заменен юмором и интересом к поиску решений в моделируемых ситуациях общения и взаимоотношений педагогов и детей в детском саду. Немалое значение имела и жизнерадостная атмосфера игр, их оптимистический настрой. Роль психолога отличалась особой мобильностью, драматическим заострением ряда ситуаций, управлением играми через ролевое действие. Высокий импровизационный уровень игр на коррекционных занятиях, спонтанность действий и высказываний способствовали обучению как детей, так и родителей и педагогов адаптивным моделям группового взаимодействия. Методика «Психологическая очистка издержек семейного воспитания» (А. И. Захаров, 1998), применяемая на этих занятиях, была дополнена методикой «Психологическая очистка издержек воспитания в детском саду». Методики психологической очистки представляют вариант катарсиса, поскольку направлены на очищение психики ребенка от негативных аспектов воспитания. На занятиях издержки воспитания доводились до абсурда, гротеска, трагикомедии, что позволяло родителям и педагогам лучше осознать свои отклонения в отношениях с детьми.

У 39% педагогов, не способных гибко реагировать на нестандартные ситуации взаимоотношений с родителями и детьми, наблюдались реакции опасений и страхов, проявляемые в отказе от участия в коррекционных занятиях. Воспитатель выступал как центральное звено психологической коррекции, способствуя или препятствуя налаживанию взаимоотношений с детьми.

Основным средством психологического воздействия является слово, но более действенно слово, непосредственно вплетенное в деятельность человека. В связи с этим нами проводилось не только словесное воздействие на педагога, но и отдельно с педагогами было проведено игровое моделирование стиля руководства группой детей. Воспитателю предлагалось поиграть с детьми при участии психолога или в «Сказку», или в «Школу», или в «Детский сад». Посредством создания новых, не знакомых воспитателю игровых ситуаций удавалось понять, как педагог меняет свой стиль взаимоотношений с детьми, способен ли к игровому сотрудничеству, критическому восприятию своих затруднений и ошибок. Психокоррекционная игра «Детский сад» позволяла высветить основные проблемы во взаимоотношениях педагогов и детей. Так, в одной из групп, где у воспитателя преобладал авторитарный стиль руководства, ребенок в роли воспитателя в процессе игры несколько раз говорил, что уволится из этой сумасшедшей группы, отказался укладывать детей спать, сказав: «Идите лучше домой спать. Мне лучше вообще, когда детей нет». В другой группе ребенок в роли воспитателя сидел, отвернувшись от детей, и говорил, что у него много работы, надо много бумаг писать. Перемена ролей воспитателя и ребенка помогала педагогу взглянуть на себя со стороны, а ребенку отреагировать в роли воспитателя излишние запреты и ограничения. Нежелание детей и взрослых походить на свое негативное отражение является существенным психотерапевтическим фактором, создающим мотивацию на положительное изменение себя уже в социально приемлемом контексте отношений.

Педагогам предлагалось самостоятельное проведение психотерапевтических игр с детьми и индивидуальных психотерапевтических бесед на предложенные темы (например: «Что мне нравится и не нравится в детском саду»; «Что мне не хочется делать дома»; «Чему бы я хотел научиться в детском саду, школе»). Действенность психотерапевтических бесед определялась не столько перечислением имеющихся затруднений, что уже само по себе служило предпосылкой для их устранения, сколько понятными вариантами решения, рассмотрением реальных перспектив развития взаимоотношений.

Эффективность коррекционной работы по налаживанию взаимоотношений между педагогами и детьми зависела от участия родителей, педагогов в психокоррекционных мероприятиях. Активность родителей и педагогов была фактором, способствующим закреплению и применению в повседневном общении усвоенных позитивных моделей взаимоотношений с детьми.

 

Возрастные аспекты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.009 с.)