Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитательных воздействий педагоговСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Злоупотребление воспитателей дошкольных образовательных учреждений повышенным тоном в общении с детьми, жесткими императивными формами требований (приказ, распоряжение, указание), которые часто облекаются в форму запрета и нередко сопровождаются угрозой наказания, негативно отражаются на психическом здоровье детей. Дети воспринимают крик воспитателя как наказание, что, по сути, и является словесным битьем ребенка. В экспериментальной группе, которая состояла из 98 детей 5–7 лет, до проведения психологической коррекции взаимоотношений педагогов и детей 25,8% детей считали, что воспитатель на них часто кричит, а после проведения психологической работы с детьми, родителями и педагогами — 15,2% детей придерживались такого мнения. В контрольной группе, которая состояла из 63 детей 5–7 лет, в первом срезе 25,9% детей считали, что педагог повышает на них голос, а во втором срезе таких детей было 32,1%. При наличии у детей страха наказания со стороны воспитателей ребенок считает, что воспитатель его много ругает, может ударить, наказывает и часто кричит. После проведения психологической работы с детьми, родителями и педагогами дети отмечали, что воспитатели стали их меньше ругать, наказывать, реже кричать, и изменилось представление о том, что воспитатель может ударить. Восприятие детьми воспитательных воздействий стало менее аффективным: до проведения психологической коррекции 44% детей боялись наказания со стороны воспитателя, после коррекции — 37,6%. В контрольной группе в первом срезе боялись наказания со стороны воспитателя 25,9% детей, а во втором срезе — 35,8%. Динамика личностных особенностей матерей Детей дошкольного возраста
Нарушенные детско-материнские отношения неблагоприятно влияют на взаимоотношения педагогов и детей в детском саду. В проведенной нами психологической работе приняли участие 98 детей, 95 матерей и 16 педагогов. Контрольная группа состояла из 63 детей, 56 матерей и 12 педагогов. С родителями и педагогами были проведены групповые дискуссии, психологическое тестирование и анкетирование, которые способствовали осознанию проблем в отношениях с детьми. В игровых коррекционных занятиях участвовали дети, родители и педагоги. После коррекции матери стали меньше отмечать затруднений при воспитании своих детей (p < 0,01). В контрольных группах матерей нет значимых изменений. При часто возникающих разногласиях в сфере воспитания с мужем или другими взрослыми, проживающими в семье, матери отмечали, что им много приходится ругать ребенка, стыдить его и читать ему мораль. После коррекции взаимосвязи параметров «разногласия с мужем или другими взрослыми» с параметрами «приходится много ругать» и «часто приходится стыдить ребенка, читать ему мораль» стали менее значимы. В контрольной группе положительных изменений в этих взаимосвязях не произошло. Несоответствие пола ребенка ожиданиям матери связано у матерей мальчиков, на месте которых они хотели бы видеть девочек, с использованием излишней принципиальности при воспитании и вторжением в мир ребенка, желанием переделать его по своему образу и подобию. После коррекции взаимосвязи между непринятием ребенка по полу у матерей и излишней принципиальностью, чрезмерным вмешательством в дела ребенка стали менее значимы. Матери мальчиков после коррекции стали меньше использовать принципы ради принципов при воспитании детей (p < 0,05). В контрольной группе матерей мальчиков не произошло значимых изменений. Матери, эмоционально чувствительные к стрессу и отмечающие у себя нервные срывы по отношению к ребенку, использовали воспитательные воздействия, содержащие угрозы. После коррекции указанные взаимосвязи стали менее значимы. У матерей мальчиков после коррекции взаимосвязи между угрозами при воспитании и использованием физических наказаний, а также страхом наказания (осуждения) у самих матерей стали менее значимы. После коррекции матери мальчиков отмечали у себя уменьшение страхов при ответах, выступлениях (p < 0,05). Необходимо заметить более принципиальное и в то же время неуверенное поведение матерей по отношению к мальчикам. После коррекции матери стали меньше отмечать у себя страх не успеть куда-то или что-либо сделать (p < 0,05). Матери мальчиков после коррекции стали реже отмечать у себя страх остаться одной (p < 0,05). После коррекции меньше матерей мальчиков и девочек отмечали страхи при засыпании и засыпание с чувством тревоги, беспокойства (p < 0,05). В контрольной группе матерей не произошло статистически значимых изменений. Таким образом, можно отметить, что психологическая работа положительно сказывается на эмоциональном самочувствии матерей, особенно матерей мальчиков. После коррекции положительные изменения в состоянии нервной системы матерей и изменение их позиций по вопросам воспитания свели на нет необходимость излишне ограничивать двигательную и эмоциональную активность детей (эта взаимосвязь после коррекции не отмечалась). Повышенное нервное напряжение у матерей связано со специфическим для неврозов регистром нервного и личностного реагирования, невротическим уровнем страхов, стремлением подавить волю ребенка, ограничить его свободу и с раздражительностью, вспыльчивостью матери. Семейные конфликты возникают на фоне раздражительности, вспыльчивости матерей, безучастности мужа в делах семьи и дистанции в отношениях между родителями и ребенком. После коррекции матери в большей степени стали использовать конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций. После коррекции обнаружены достоверные различия (t-критерий Стьюдента для зависимых переменных равен 2,85; p = 0,004) в данных матерей по шкале 7 опросника PARI (семейные конфликты). При безучастности мужа в делах семьи матери подавляют сексуальность ребенка, тем самым перенося проблемы в семейных отношениях на ребенка. Доминирование матери в доме, единоличие в руководстве семейными делами усиливают безучастность мужа. После коррекции мужья стали проявлять заинтересованность вопросами воспитания, взаимосвязь между доминированием матери и безучастностью мужа стала менее значимой. Менее значима стала взаимосвязь между безучастностью мужа в делах семьи и подавлением сексуальности у ребенка. В контрольной группе эти связи стали более значимы во втором срезе. После коррекции обнаружены достоверные различия (t-критерий Стьюдента для зависимых переменных равен 3,2; p = 0,016) в данных матерей по шкале 18 опросника PARI (подавление сексуальности ребенка). После проведения психологической коррекции взаимоотношений педагогов и детей, куда привлекались матери, мы достигали улучшения отношений в семье между супругами. В контрольной группе таких изменений не произошло.
5.7. Психологические особенности сибс-конфликта Опыт, накопленный исследованиями и практикой в области семейной психотерапии, детских нервно-психических расстройств (А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер, М. В. Осорина, Л. С. Спиваковская), позволяет выделить факторы психологического явления, которое называется конфликтом сиблингов (сибс-конфликт). По образному выражению З. Фрейда, «нет ни одной детской без ожесточенных конфликтов» между ее обитателями. В детских рисунках семьи старший зачастую не рисует младшего; в разговорах с родителями высказываются предложения его отдать, выбросить, оставить где-либо и т. п. Во взаимодействиях с младшим у последнего все отбирается, его частенько тайком бьют и т. д. Явление это настолько значительное и часто хронически протекающее, если не в течение всей жизни, то во всяком случае в значительной части акмеологического интервала, что оно даже стало предметом литературного творчества: «Морской волк» Джека Лондона; «Братья Лаутензак» Л. Фейхтвангера и т. д. Наиболее критичным возрастом для рассматриваемого конфликта является возраст, когда старшему (первенцу) на момент рождения второго ребенка исполнилось 4 года (А. И. Захаров, 1994). До этого момента психологических причин для конфликта тоже достаточно. Это возросшая двигательная активность, связанная с ходьбой, становление «Я-системы», сдерживаемые отрицательно настроенной к этому беременной или только родившей матерью, что фрустрирует первенца, повышая у него недифференцированное нервное напряжение. С 3-х лет при возникновении эмоционального компонента «Я» наблюдается эгоцентричность ребенка, острая потребность во внимании к себе. В 4 года у детей обоих полов эта потребность выражается как потребность в любви со стороны матери (А. И. Захаров, 1994), и фрустрация этой потребности наиболее чувствительна и значительна во всем комплексе сибс-конфликта. Можно отметить, что конфликт начинается с фрустрированности старшего из идентификации с родителем противоположного пола (в 5 лет у мальчиков и несколько раньше у девочек). Фрустрация этой потребности в условиях сибс-конфликта происходит в результате занятости родителями вторым ребенком и конфликтов между супругами. Хотя именно время полоролевой идентификации при нормальном развитии является наиболее благоприятным для появления в семье младшего ребенка. Первенец, благополучно подошедший к периоду полоролевой идентификации, начинает активную социализацию со сверстниками, и эмоциональная связь с родителями становится менее интенсивной. В случае, когда все потребности предыдущих периодов развития были фрустрированы, возникает эффект психологической тесной связи (симбиотической) с матерью, что нарушает нормальную полоролевую идентификацию и общение со сверстниками. Следующей особенностью взаимоотношения родителей со старшим при сибс-конфликте является хронически повторяющаяся, непостижимая для ребенка ситуация периодического перенесения его из структуры «ты еще маленький» в структуру «ты уже большой», причем в основе обеих лежит эмоциональное непринятие действий старшего. Ребенок не в состоянии установить и обобщить понятие «взрослый», «маленький». Неопределенность информации приводит к отрицательным эмоциям, и когда к этому присоединяется отрицательное отношение родителей, у ребенка возникает чувство ненужности. Все рассмотренные особенности способствуют запуску в детях трех типов защитных механизмов: регрессии, агрессии, проекции. Все они призваны внести ясность и стабильность в «Я-систему» ребенка, сделать предсказуемыми отношения с родителями. Если рассматривать историю развития ребенка, то острее дефицит любви будет испытывать эмоционально чувствительный, имеющий в анамнезе сложные дородовые, природовые, послеродовые периоды, невропатию, частые разлуки с матерью. И если для матери ребенок (первенец) нежеланный по полу, темпераменту, похож на родителя, с которым у нее конфликты (А. И. Захаров, 1990), если мать предпочитает детские качества, качества другого пола и у нее воспитательная неуверенность в отношении первого ребенка при противоположном отношении ко второму, то фрустрированность старшего матерью, особенно в потребности в любви с ее стороны, будет максимальной. К тому же в случае первой девочки при таком отношении к ней фрустрируется также потребность в полоролевой идентификации. У мальчика фрустрация полоролевой идентификации с отцом может быть связана с его отсутствием, нежеланием отца вообще иметь ребенка или мальчика, также неуверенность в воспитании, предпочтение качеств другого пола, детских качеств, несхожести в темпераментах и, как следствие, отвержение отцом ребенка. В результате ребенок ощущает эмоциональную изоляцию. Это толкает его на регрессию навыков, что наказывается. После регрессии следуют агрессия и проекция. Эти три типа механизмов защиты могут проявляться одновременно. Описанные факторы в сочетании образуют психологическую структуру конфликта. Чем больше выражен каждый фактор, тем обостреннее протекает конфликт сиблингов. Сочетание перечисленных проявлений образует комплекс сибс-конфликта, в который входят: · фрустрированные потребности сибса в познавательной активности, в любви со стороны матери, в полоролевой идентификации; · защитные механизмы регрессии, агрессии, проекции; · отличительные черты воспитания родителей, такие как предпочтение детских качеств, качеств другого пола, воспитательная неуверенность; · наличие сибса с разницей в возрасте до 4-х лет; · нежеланность, в том числе по полу, некрасивость, психологическая несовместимость хотя бы одного из родителей со старшим. Как иллюстрацию к вышесказанному приведем два случая.
Эльвира, 5 лет, с рождением сестры (разница между сиблингами 4,0 года) перестала есть дома, стала жаловаться на плохое настроение, требовать, чтобы мама брала ее на руки. Мама Эльвиры с рождением второй дочери стала требовать от старшей помощи по хозяйству (мыть, подметать и т. д.), на что девочка отвечала плачем. Неучастие отца в воспитании девочек (вторично не оправдалось ожидание рождения мальчика), растерянность и воспитательная неуверенность матери привели к тому, что ночью у девочки участился энурез. Артем, 6 лет, на рождение брата (разница между сиблингами 4 года 6 месяцев) отреагировал: «Ну родился и родился, чего радуетесь?» Постоянно подчеркивал родителям: «Это ваш ребенок». При эмоциональном выделении папой младшего старший стал часто и без видимого повода капризничать. Старший сын фактически рос без отца (папа — моряк и подолгу находился в плавании) и был похож на мать, с которой у отца были конфликты. Не устраивал отца старший сын и по темпераменту: такой же медлительный, как и мама. В рисунке семьи Артем младшего не нарисовал.
В обоих случаях сибс-конфликт связан с нарушенными семейными отношениями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.215 (0.011 с.) |