Психозащитное существование ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психозащитное существование ребенка



В социальной среде

 

 

Преемственность

Психозащитного существования в семье

Влияние близких взрослых на становление эмоционального отношения ребенка к миру имеет решающую роль. Родительская любовь является основой формирования доверительного отношения ребенка к окружающей среде и предопределяет характер его внутреннего мироощущения (Ф. Е. Василюк, М. В. Осорина, В. В. Лебединский, А. И. За-харов, Э. Эриксон).

Проблема социальной адаптации ребенка в большей степени обусловлена не конкретно его развитием, а развитием системы «ребенок—взрослый» (Л. С. Выготский).

Окружение близких взрослых — первая исходная форма становления внутреннего мира ребенка, его самосознания, фактор, определяющий характер его субъективных переживаний. Между самоощущением ребенка и его переживанием субъективно значимых отношений к близким взрослым существует выраженная зависимость (О. В. Лобза). Наиболее выраженной проблема формирования эмоционального отношения к окружающей среде становится в конце дошкольного возраста. Исследования О. В. Лобзы показывают, что данный период характеризуется уменьшением числа детей с эмоциональным благополучием. Эмоциональное неблагополучие как аффективное состояние, вызванное фрустрацией потребности ребенка в безопасности, принятии и поддержке со стороны близких взрослых, выражается в доминировании негативных переживаний.

Развитие системы «ребенок—взрослый» в значительной степени определяется стратегиями близкого взрослого. В качестве базовых признаков, определяющих направленность родительских стратегий, выступают эмоциональное отношение (любовь, принятие—отвержение) и отношение к потребностям ребенка, степень свободы, предоставляемая ребенку (чрезмерная опека, излишняя требовательность — гипоопека).

По данным О. В. Барсуковой, 88% родительских стратегий относятся к деструктивным: излишняя дистанция, отвержение ребенка — 12%; излишняя концентрация на ребенке, гиперсоциализация — 40%; излишняя инфантилизация ребенка — 36%. Только 12% стратегий характеризуются оптимальным контактом родителей и ребенка.

Результаты исследований показывают, что между определенными стратегиями родителей и поведенческими характеристиками детей прослеживается тесная взаимосвязь. В этих взаимосвязях наиболее негативным и опасным является агрессивное поведение детей и злоупотребление ими психоактивными веществами.

В исследовании Н. С. Курек показана взаимосвязь жестокого обращения родителей с детьми и употребление последними психоактивных веществ в подростковом возрасте. Наиболее значимыми являются отношения с матерью, больше страдают от этого девушки.

Е. С. Меньшикова исследовала отдаленные последствия жестокого обращения с детьми, и также отмечает взаимосвязь между проявлениями жестокости и злоупотреблением психоактивными веществами. Кроме этого, выявляется факт большей вероятности жестокого поведения у взрослых, которые в детстве подвергались насилию или были свидетелями жестокого поведения.

Результаты исследования Л. М. Шипицыной, Е. С. Ивановой, Н. В. Стеценко показывают высокий суицидальный риск у детей, воспитывающихся в условиях семейной депривации.

По данным Н. Н. Корытенковой, развитию агрессии детей способствует властное, подавляющее отношение родителей к ребенку в семье и индифферентное, пассивное отношение к ребенку, воспитываемому в школе-интернате.

Таким образом, дети, лишенные гармоничных семейных взаимоотношений, прибегают к компенсаторной психологической защите.

По нашим данным (О. В. Шатровой, Е. Е. Алексеева), деструктивное влияние родителей, препятствующее социальной адаптации ребенка, обусловлено использованием ими таких защитных механизмов, как проекция и вымещение.

Преемственность от родителей к детям психозащитного существования в социальной среде показывают исследования Е. В. Чумаковой. Дети используют психологические защиты либо в силу идентификации с родительским поведением, либо как помощь от деструктивного влияния, обусловленного защитными стратегиями родителей.

Такую ситуацию можно изменить, это подтверждают исследования О. В. Барсуковой, целенаправленным и активным осознанием и изменением родителями их влияния, оказываемого на ребенка.

 

Семьи детей с неблагоприятным положением

В группе сверстников

Неблагоприятные семейные отношения являются одним из основных факторов в патогенезе различных нервно-психических расстройств у детей. Успешная психокоррекционная и психотерапевтическая работа возможна при учете личностных особенностей всех членов семьи (А. С. Спи-ваковская, 1981; А. И. Захаров, 1982; Э. Г. Эйдемиллер, 1990).

При коррекции неблагоприятных взаимоотношений ребенка со сверстниками также важен учет семейного фактора. При возникновении у детей трудностей в общении всегда можно обнаружить нечто схожее, пусть в ослабленном виде, и у родителей (А. И. Захаров, 1996).

По результатам социометрии, проведенной в 16-ти группах детей в возрастном диапазоне 6–14 лет, было выявлено 23 ребенка с низким социометрическим статусом (6 изолированных и 17 отвергнутых) и проведено обследование семей этих детей, из которых семь семей — неполных (вследствие развода семью оставил отец), в двух семьях для отцов это была вторая семья. Всего было обследовано 23 матери и 10 отцов.

Использовались личностный опросник Айзенка и опросник психологических защит Келлермана—Плучика.

Как у матерей, так и у отцов выявлен средний уровень общительности.

По шкале нейротизма у матерей выявлен средний, у отцов — низкий уровень.

У матерей из полных семей наиболее часто используются реактивные образования, отрицание, проекция, рационализация; у отцов — проекция и рационализация; у матерей из неполных семей выражены реактивные образования, отрицание и проекция.

Следует отметить, что у матерей из неполных семей по сравнению с матерями в полных семьях чаще используется проекция и реже — реактивные образования и отрицания; у отцов по сравнению с матерями значительнее выражена рационализация.

Опросник Келлермана—Плучика описывает защитное поведение, к которому прибегает личность с тем или иным выраженным комплексом качеств, названных диспозициями. Личность, имеющая диспозицию, дестабилизируется в определенных ситуациях. С целью сохранения эмоционального равновесия используется соответствующая психологическая защита. В основе защитной деятельности, целью которой является повышение самооценки, лежит защита «Я» посредством искажения процесса восприятия, отбора и переработки поступающей информации (В. А. Ташлыков, 1992). Использование защит сохраняет внутреннюю стабильность и одновременно личностную дисгармоничность.

Выявленные защиты у исследуемых семей и стоящие за ними личностные диспозиции описываются следующим образом.

Реактивные образования управляют поведением таким образом, что так называемое «суперэго» подавляет привлекательные, приятные стимулы. Это особенно касается объектов, влечение к которым должно быть подавлено согласно требованиям социальной среды. Активно не принимаются все проявления Эдипова комплекса. К такому типу защиты прибегает личность, имеющая одновременно потребность в избытке приятных стимулов, энергичная, стремящаяся участвовать во всех мероприятиях, гипертрофированно сознательная.

Отрицание скрывает отрицательные установки на объект восприятия. Действие этой защиты сродни использованию селективного невнимания и присуще истерическому функционированию личности, позволяющему или идеализировать объект, или игнорировать его.

Проекция — отражение любой критики, любого недостатка как принадлежащего внешнему миру.

К этой защите прибегают личности, ощущающие свою неполноценность, с преобладанием на эмоциональном уровне отвращения или непринятия, сверхкритичные, паранойяльные.

Рационализация, интеллектуализация и сублимация позволяют отделить идеи от чувств, упорядочить импульсы, разложить по полочкам. К такому поведению склонна прибегать обсессивная личность, развитие которой основано на отчуждении от эмоций и которая содержит черты, приближенные к невротическому навязчивому состоянию: совестливость, опрятность, стремление придерживаться во всем середины, педантичность, рационализация в сочетании с неспособностью разгадывать человеческие эмоции. За всем этим скрывается тревога и страх потерять самоконтроль.

Как видно, профиль защит может дать представление о некоторых особенностях личности, которая к ним прибегает.

Таким образом, в социально-психологическом портрете матерей выделяются следующие особенности: средний уровень общительности, средний уровень нейротизма, гипертрофированная сознательность с потребностью в приятных стимулах, энергичность с проявлением истеричности, с низкой способностью разгадывать человеческие эмоции, педантичность, рационализация, ощущение собственной неполноценности и подозрительность.

Последние две особенности — ощущение собственной неполноценности и подозрительность особенно выражены у матерей в неполных семьях.

В профиле психологической защиты матерей выделяются реактивные образования, отрицания, проекция и рационализация.

В психологическом портрете отцов выделяются такие черты, как ощущение своей неполноценности, подозрительность, педантичность, рациональность и, как следствие, попытки прибегнуть к защитам в виде проекции и рационализации.

Общим для родителей оказалось эмоциональное непринятие детей, подозрительность, излишняя рациональность.

Из отвергнутых детей преобладали мальчики (17 человек). У 6 детей были выявлены сиблинги с критической, провоцирующей сибс-конфликт разницей в возрасте. Причем в 4-х случаях старший сиблинг был противоположного пола с ребенком, имеющим низкий статус.

В результате проявления защитных механизмов родителей в общении с ребенком у него могут проявиться два типа поведения.

Первый тип, характеризующийся необщительностью, замкнутостью, робостью, — пассивный. Ребенок не научается играть из-за указанных особенностей взаимоотношений и позже — адекватно общаться.

Второй, при полоролевой идентификации с родителями своего пола — активный. При этом типе и в игре, а позже и в общении в качестве модели выбирается поведение родителя и такие же защитные механизмы, опосредованные возрастными особенностями ребенка.

Оба варианта поведения не способствуют удовлетворительной социальной адаптации.

Для изменения неудовлетворительного положения ребенка среди сверстников наряду с работой с самим ребенком, предполагающей в числе прочих включение его в тренинговую группу, необходима работа по коррекции психологических защит у родителей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.036 с.)