Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психозащитное существование ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В социальной среде
Преемственность Психозащитного существования в семье Влияние близких взрослых на становление эмоционального отношения ребенка к миру имеет решающую роль. Родительская любовь является основой формирования доверительного отношения ребенка к окружающей среде и предопределяет характер его внутреннего мироощущения (Ф. Е. Василюк, М. В. Осорина, В. В. Лебединский, А. И. За-харов, Э. Эриксон). Проблема социальной адаптации ребенка в большей степени обусловлена не конкретно его развитием, а развитием системы «ребенок—взрослый» (Л. С. Выготский). Окружение близких взрослых — первая исходная форма становления внутреннего мира ребенка, его самосознания, фактор, определяющий характер его субъективных переживаний. Между самоощущением ребенка и его переживанием субъективно значимых отношений к близким взрослым существует выраженная зависимость (О. В. Лобза). Наиболее выраженной проблема формирования эмоционального отношения к окружающей среде становится в конце дошкольного возраста. Исследования О. В. Лобзы показывают, что данный период характеризуется уменьшением числа детей с эмоциональным благополучием. Эмоциональное неблагополучие как аффективное состояние, вызванное фрустрацией потребности ребенка в безопасности, принятии и поддержке со стороны близких взрослых, выражается в доминировании негативных переживаний. Развитие системы «ребенок—взрослый» в значительной степени определяется стратегиями близкого взрослого. В качестве базовых признаков, определяющих направленность родительских стратегий, выступают эмоциональное отношение (любовь, принятие—отвержение) и отношение к потребностям ребенка, степень свободы, предоставляемая ребенку (чрезмерная опека, излишняя требовательность — гипоопека). По данным О. В. Барсуковой, 88% родительских стратегий относятся к деструктивным: излишняя дистанция, отвержение ребенка — 12%; излишняя концентрация на ребенке, гиперсоциализация — 40%; излишняя инфантилизация ребенка — 36%. Только 12% стратегий характеризуются оптимальным контактом родителей и ребенка. Результаты исследований показывают, что между определенными стратегиями родителей и поведенческими характеристиками детей прослеживается тесная взаимосвязь. В этих взаимосвязях наиболее негативным и опасным является агрессивное поведение детей и злоупотребление ими психоактивными веществами. В исследовании Н. С. Курек показана взаимосвязь жестокого обращения родителей с детьми и употребление последними психоактивных веществ в подростковом возрасте. Наиболее значимыми являются отношения с матерью, больше страдают от этого девушки. Е. С. Меньшикова исследовала отдаленные последствия жестокого обращения с детьми, и также отмечает взаимосвязь между проявлениями жестокости и злоупотреблением психоактивными веществами. Кроме этого, выявляется факт большей вероятности жестокого поведения у взрослых, которые в детстве подвергались насилию или были свидетелями жестокого поведения. Результаты исследования Л. М. Шипицыной, Е. С. Ивановой, Н. В. Стеценко показывают высокий суицидальный риск у детей, воспитывающихся в условиях семейной депривации. По данным Н. Н. Корытенковой, развитию агрессии детей способствует властное, подавляющее отношение родителей к ребенку в семье и индифферентное, пассивное отношение к ребенку, воспитываемому в школе-интернате. Таким образом, дети, лишенные гармоничных семейных взаимоотношений, прибегают к компенсаторной психологической защите. По нашим данным (О. В. Шатровой, Е. Е. Алексеева), деструктивное влияние родителей, препятствующее социальной адаптации ребенка, обусловлено использованием ими таких защитных механизмов, как проекция и вымещение. Преемственность от родителей к детям психозащитного существования в социальной среде показывают исследования Е. В. Чумаковой. Дети используют психологические защиты либо в силу идентификации с родительским поведением, либо как помощь от деструктивного влияния, обусловленного защитными стратегиями родителей. Такую ситуацию можно изменить, это подтверждают исследования О. В. Барсуковой, целенаправленным и активным осознанием и изменением родителями их влияния, оказываемого на ребенка.
Семьи детей с неблагоприятным положением В группе сверстников Неблагоприятные семейные отношения являются одним из основных факторов в патогенезе различных нервно-психических расстройств у детей. Успешная психокоррекционная и психотерапевтическая работа возможна при учете личностных особенностей всех членов семьи (А. С. Спи-ваковская, 1981; А. И. Захаров, 1982; Э. Г. Эйдемиллер, 1990). При коррекции неблагоприятных взаимоотношений ребенка со сверстниками также важен учет семейного фактора. При возникновении у детей трудностей в общении всегда можно обнаружить нечто схожее, пусть в ослабленном виде, и у родителей (А. И. Захаров, 1996). По результатам социометрии, проведенной в 16-ти группах детей в возрастном диапазоне 6–14 лет, было выявлено 23 ребенка с низким социометрическим статусом (6 изолированных и 17 отвергнутых) и проведено обследование семей этих детей, из которых семь семей — неполных (вследствие развода семью оставил отец), в двух семьях для отцов это была вторая семья. Всего было обследовано 23 матери и 10 отцов. Использовались личностный опросник Айзенка и опросник психологических защит Келлермана—Плучика. Как у матерей, так и у отцов выявлен средний уровень общительности. По шкале нейротизма у матерей выявлен средний, у отцов — низкий уровень. У матерей из полных семей наиболее часто используются реактивные образования, отрицание, проекция, рационализация; у отцов — проекция и рационализация; у матерей из неполных семей выражены реактивные образования, отрицание и проекция. Следует отметить, что у матерей из неполных семей по сравнению с матерями в полных семьях чаще используется проекция и реже — реактивные образования и отрицания; у отцов по сравнению с матерями значительнее выражена рационализация. Опросник Келлермана—Плучика описывает защитное поведение, к которому прибегает личность с тем или иным выраженным комплексом качеств, названных диспозициями. Личность, имеющая диспозицию, дестабилизируется в определенных ситуациях. С целью сохранения эмоционального равновесия используется соответствующая психологическая защита. В основе защитной деятельности, целью которой является повышение самооценки, лежит защита «Я» посредством искажения процесса восприятия, отбора и переработки поступающей информации (В. А. Ташлыков, 1992). Использование защит сохраняет внутреннюю стабильность и одновременно личностную дисгармоничность. Выявленные защиты у исследуемых семей и стоящие за ними личностные диспозиции описываются следующим образом. Реактивные образования управляют поведением таким образом, что так называемое «суперэго» подавляет привлекательные, приятные стимулы. Это особенно касается объектов, влечение к которым должно быть подавлено согласно требованиям социальной среды. Активно не принимаются все проявления Эдипова комплекса. К такому типу защиты прибегает личность, имеющая одновременно потребность в избытке приятных стимулов, энергичная, стремящаяся участвовать во всех мероприятиях, гипертрофированно сознательная. Отрицание скрывает отрицательные установки на объект восприятия. Действие этой защиты сродни использованию селективного невнимания и присуще истерическому функционированию личности, позволяющему или идеализировать объект, или игнорировать его. Проекция — отражение любой критики, любого недостатка как принадлежащего внешнему миру. К этой защите прибегают личности, ощущающие свою неполноценность, с преобладанием на эмоциональном уровне отвращения или непринятия, сверхкритичные, паранойяльные. Рационализация, интеллектуализация и сублимация позволяют отделить идеи от чувств, упорядочить импульсы, разложить по полочкам. К такому поведению склонна прибегать обсессивная личность, развитие которой основано на отчуждении от эмоций и которая содержит черты, приближенные к невротическому навязчивому состоянию: совестливость, опрятность, стремление придерживаться во всем середины, педантичность, рационализация в сочетании с неспособностью разгадывать человеческие эмоции. За всем этим скрывается тревога и страх потерять самоконтроль. Как видно, профиль защит может дать представление о некоторых особенностях личности, которая к ним прибегает. Таким образом, в социально-психологическом портрете матерей выделяются следующие особенности: средний уровень общительности, средний уровень нейротизма, гипертрофированная сознательность с потребностью в приятных стимулах, энергичность с проявлением истеричности, с низкой способностью разгадывать человеческие эмоции, педантичность, рационализация, ощущение собственной неполноценности и подозрительность. Последние две особенности — ощущение собственной неполноценности и подозрительность особенно выражены у матерей в неполных семьях. В профиле психологической защиты матерей выделяются реактивные образования, отрицания, проекция и рационализация. В психологическом портрете отцов выделяются такие черты, как ощущение своей неполноценности, подозрительность, педантичность, рациональность и, как следствие, попытки прибегнуть к защитам в виде проекции и рационализации. Общим для родителей оказалось эмоциональное непринятие детей, подозрительность, излишняя рациональность. Из отвергнутых детей преобладали мальчики (17 человек). У 6 детей были выявлены сиблинги с критической, провоцирующей сибс-конфликт разницей в возрасте. Причем в 4-х случаях старший сиблинг был противоположного пола с ребенком, имеющим низкий статус. В результате проявления защитных механизмов родителей в общении с ребенком у него могут проявиться два типа поведения. Первый тип, характеризующийся необщительностью, замкнутостью, робостью, — пассивный. Ребенок не научается играть из-за указанных особенностей взаимоотношений и позже — адекватно общаться. Второй, при полоролевой идентификации с родителями своего пола — активный. При этом типе и в игре, а позже и в общении в качестве модели выбирается поведение родителя и такие же защитные механизмы, опосредованные возрастными особенностями ребенка. Оба варианта поведения не способствуют удовлетворительной социальной адаптации. Для изменения неудовлетворительного положения ребенка среди сверстников наряду с работой с самим ребенком, предполагающей в числе прочих включение его в тренинговую группу, необходима работа по коррекции психологических защит у родителей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.009 с.) |