Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

превентологии кризисных состояний

Поиск

 

Однозначного определения среди исследователей состояния кризиса не выработано. Ф. Е. Василюк определяет кризис как прерывание постепенности следования событий. Кризисом можно назвать резкое увеличение связей структуры, резкое разрушение связей, неадекватность связей ситуации. Если считать каждую связь информационным потоком, то это соответственно избыточность, недостаточность или неэффективность информации.

Ситуации, приводящие к кризисным состояниям, исследователи делят следующим образом (цит. по Л. В. Куликову):

1. Чрезвычайные ситуации.

2. Переход на следующую возрастную ступень.

3. Изменение направленности личности.

Выделяют:

1. Кризисы в больших группах, общественных системах (политические, экономические, национальные, этнические).

2. Кризис в малых группах (в профессиональных или семейных).

3. Личностный кризис.

Кризисное состояние проявляется на следующих уровнях (Александровский, Пуховский):

1. Личностном — тревога, агрессия, депрессия, апатия, скука, обострение чувства вины, стыда, снижение самооценки, напряженность.

2. Поведенческом — повышенный травматизм, формирование зависимого поведения, нарушения пищевого поведения, возбудимость.

3. Когнитивном — неспособность принимать решения, пониженная концентрация внимания, нарушение памяти, умственная заторможенность.

4. Физиологическом — повышение артериального давления, уровня катехоламинов и кортикостероидов в моче и крови, глюкозы в крови, онемение конечностей.

В настоящее время существуют такие основные подходы в терапии кризисных состояний, как психотерапия ПТСР, телефон доверия, терапия кризисных состояний, шоковой травмы и др. (Е. П. Кораблина).

В кризисном состоянии структура прибегает к защите. Как феномен психологическая защита трактуется неоднозначно (Л. П. Чумакова). Одной из наиболее приемлемых в психологической защите можно считать деятельность личности, направленную на восстановление психического равновесия. Выделяют внутриличностную (S. Freud, A. Freud, R. Plutchik, В. А. Ташлы-ков, Р. М. Грановская и др.), межличностную защиту (Г. В. Грачев) и, как вид защиты, психическую саморегуляцию (В. Л. Марищук, И. И. Чеснокова, Т. В. Сборцева). Все эти понятия приняты и каждое является направлением научных и практических исследований. Есть мнение, что эти феномены имеют различные механизмы реализации (Г. В. Грачев). Вместе с этим, объединяющим фактором можно считать в защите стремление системы сохранить или восстановить равновесие. Выбор стратегии саморегуляции определяется половыми характеристиками, личностными особенностями, социальным статусом. Для обучения психической саморегуляции наиболее приемлем подростковый возраст (Т. В. Сборцева). Подростковый возраст сензитивен в связи с возрастанием интеллектуального и волевого потенциала, развитием рефлексивности, коммуникативности (И. С. Кон), актуализацией потребностей в активном отношении к себе, формированием самосознания и собственного мировоззрения и, как итог, формированием саморегуляции (И. И. Чеснокова).

Т. В. Сборцева выделяет 6 групп критических ситуаций для подростков:

1. Ситуации, связанные с межличностным взаимодействием.

2. Нереализация планов.

3. Ситуации дезадаптации.

4. Ситуации, связанные с самоотношением.

5. Конфликтные ситуации.

6. Острое горе.

Автор выделяет три типа саморегуляции в критических ситуациях, не требующих специального обучения и волевых усилий: активная, компенсаторная, пассивная.

О. А. Корнилова в саморегуляторном поведении подростков выделяет фактор внутрисемейных значимых ситуаций. Дезадаптивное поведение подростков, которое выражено активно-агрессивными и пассивно-зави-симыми формами, обусловлено нарушениями в характере семейных взаимоотношений, в том числе в дисгармоничном воспитании, негативными личностными особенностями родителей.

Т. В. Сборцева предлагает программу, включающую 5 этапов: диагностический, информационный, установочный, этап активного обучения, контрольный.

По результатам наших исследований (Е. Е. Алексеева, О. В. Шатровой) также была разработана программа саморегуляции. В процессе ее апробации была установлена индивидуальная тактика саморегуляции, обусловленная личностными особенностями, существенной из которых являлась репрезентативная система восприятия информации. Кроме этого эффективность конструктивной психической регуляции оказалась связанной с уровнем алекситемии.

Следует отметить, что юношеский возраст сензитивен для самостоятельного произвольного освоения психорегуляции из-за повышенной рефлексивности подростка. В парадигме деятельностного подхода в этом возрасте ведущим является общение и одним из основных его механизмов — рефлексия. Это обстоятельство в программе обучения заставляет делать акцент на осознании подростком собственного состояния, опосредованного актуальной ситуацией.

По нашим исследованиям, для становления саморегуляции не менее важным является период дошкольного возраста, в котором ребенок в игровой деятельности на основе идентификации усваивает на неосознанном уровне психорегуляторные стратегии, вне зависимости от степени их конструктивности.

Для обеспечения усвоения конструктивных стратегий детей нами была создана и апробирована система активных форм обучения, которая включала этап диагностики качества психологических защит всех членов семьи, этап консультирования, тренинговый этап. В тренингах при сочетании специально созданных упражнений и игр осуществлялось осознание неконструктивных поведенческих стереотипов и выработка конструктивных. Тренинги состоят из упражнений и игр для родителей, для детей, для нескольких семей и для воспитателей.

 

 

Заключение

 

 

Современные российские подростки находятся в положении «двойного» кризиса, когда на присущие этому возрасту физиологические, психические и социальные сложности накладывается глубокий экономический, социально-политический и идейно-нравственный кризис практически всех основных сфер общества и государства. Это ведет к усилению социальной дезадаптации подростков и увеличению доли лиц, ведущих нездоровый образ жизни. Выработка оптимальных методических подходов к решению таких значимых проблем, как социальная адаптация и психологическая безопасность, и правильное удовлетворение основных потребностей детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, требует детального научного осмысления, определения сущности и способов оценки в настоящей кризисной ситуации.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становятся не только социально значимыми, но и психологически необходимыми. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

– выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обусловливают отклонения в развитии личности детей и подростков и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

– современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

 

 


Л. А. Михайлов, Е. Е. Алексеева,

О. В. Шатровой, А. Л. Михайлов

 

Обеспечение

психологической безопасности

детей и подростков

 

Монография

 

 

 

 

ЛП № 000373 от 30.12.99 г.

 

Подписано в печать 14.10.2003. Формат 60 ´ 841/16.

Бумага газетная. Печать офсетная. Объем 10,0 уч.-изд. л.;

7,75 усл. печ. л. Тираж 120 экз. Заказ №

Издательство «Союз»

191180, С.-Петербург, наб. р. Фонтанки, 90, корп. 4


* В процессе игры одна из подушек может убираться. Тогда ведущий пытается занять одну из оставшихся. Ребенок, который не успел пересесть, становится водящим и тоже говорит фразу: «Я люблю вас всех, но особенно тех…». Игра приобретает еще более динамичный характер, появляется возможность для выхода отрицательного эмоционального напряжения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.009 с.)