Возникновение, понятие и признкаки гос-ва. Его функции, механизм, формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение, понятие и признкаки гос-ва. Его функции, механизм, формы.



Возникновение, понятие и признкаки гос-ва. Его функции, механизм, формы.

Процесс появления гос-ва – политогенез.

1) Теологическая (божественная) теория.

Древнейшая теория в кач-ве офиц. признавалась в Древнем Египте, Китае и Вавилоне. На сегодняшний день явл. офиц. доктриной Ватикана, широко используется в исламских странах. Суть теории – т. к. Бог создал мир и все живое, то именно он внушил людям идею о необходимости жить в гос-ве. Гос-во – результат божественного волеизъявления. Известный теоретик данной доктрины – Фома Аквинский.

2) Патриархальная теория.

Родоначальник – Аристотель. Согласно этой теории гос-во образовалось: а)путем разрастания одной семьи; б)путем соединения нескольких семей в одну большую.

3) Т еория «общ. договора».

Распространение получила в период Возрождения и Просвещения в трудах Гоббса, Локка, Руссо, Монтескье, Радищева. Исходя из этой теории, гос-во возникло на опред. этапе жизни людей в результате соглашения между ними.

4) Теория насилия (завоевания ).

Дюринг, Гумплович, Каутский. Причина возникновения гос-ва – завоевание и порабощение одних племен другими. Гос-во создаю завоеватели для эксплуатации завоеванных.

5) Классовая теория.

Маркс, Энгельс, Ленин. Гос-во возникает в силу эконом. развития общ-ва: происходит разделение труда, появляются прибавочный продукт и частная собственность, что приводит к расслоению общ-ва на классы с разными эконом. интересами. Гос-во создают богатые для эксплуатации бедных.

6) Органическая теория.

Основоположник – Спенсер.

7) Психологич. теория.

Фрейд, Тард, Петражицкий. Возникновение гос-ва – природная потребность индивида подчиняться сильной, авторитетной личности.

8) Демографическая и технико – эконом. теории.

Гос-во создается для организации крупномасштабных общ. работ.

Гос-во – политич. организация, котор. располагает спец. аппаратом управления общ-вом для обеспечения его целостности, организованности и опред. порядка.

Признаки:

1)Суверенитет – верховная власть на опред. территории.

2)Наличие учреждений и органов, осущ. верховную власть, котор. распространяется на все население, а также сбор налогов для обеспечения их фун-ий.

3)Наличие права – сис-ма общих правил поведения, установленная гос-ом.

4)Наличие опред. территории, на котор. распространяется власть данного гос-ва.

Функции

Внутренние:

1)Экономич. (охрана форм собственности, обеспечение макроэкономич. стабильности, регулирование экономич. процессов с помощью налогов и кредитной политики)

2)Социальная (удовлетворение людей в работе, жилье, образовании, поддержка незащищенных групп населения)

3)Политич. (осущ. властных полномочий, обеспечение политич. стабильности)

4)Правовые (охрана правопорядка, развитие правовых норм)

5)Культурная (развитие образования)

Внешние:

1)Организация обороны страны

2)Взаимовыгодная торговля

3)Поддержание мира

Форма гос-ва – это способ осущ-ия политической власти, охватывающий три взаимосвязанных элемента: форму гос. правления, форму гос. устройства и политический режим.

Формы гос. правления.

1)Монархия – форма правления, при котор. власть в гос-ве полностью или частично принадлежит единоличному правителю – монарху. Передача власти происходит по наследству, монарх не несет ответственность перед народом.

Разновидности монархии:

абсолютная монархия – гос-во, где монарх не ограничен в своей деятельности ни конституцией, ни парламентом.

теократическая монархия – правитель возглавляет и светское и религиозное управление в гос-ве. (Ватикан)

ограниченная монархия – власть монарха ограничена представительным выборным органом.

а) дуалистическая монархия – законодательная власть при таком виде ограниченной монархии делится между монархом и парламентом, хотя у монарха есть абсолютное право вето на законы парламента и право роспуска парламента;

б) парламентарная монархия – единственный орган, принимающий законы, явл. парламент, котор. формируется выборным путем.

 

2)Республика – форма правления, при котор. верховная гос. власть осуществляется органами, избираемыми народом на опред. срок и несущими ответственность перед населением.

Разновидности республик:

· парламентская – такое гос-во, в котор. высшей властью обладает парламент, избирающий главу гос-ва (президента, канцлера) и формирующий правитель-во.

· президентская – верховная власть принадлежит избираемому народом главе гос-ва (президенту), котор. одновременно возглавляет и исполнительную власть.

· смешанная (полупрезидентская) – двойная ответственность правитель-ва – перед президентом и перед парламентом. И президент и парламент избираются народом. Правитель-во формирует президент, а парламент может влиять на него посредством права вынесения вотума недоверия.

 

Формы гос. устройства.

1)Унитарное гос-во – это простое по составу, единое, целостное, централизованное гос-во, с единой конституцией и гражданством, сис-мой права, органов власти и управления, административно-территориальные единицы не имеют статуса гос. образований и не обладают суверенными правами.

2)Федерация – сложное союзное гос-во, части котор. (субъекты) явл. гос. образованиями, обладающ. суверенитетом, собственными конституциями, правовой и судебной системами, органами власти, гражданством.

3)Конфедерация – союз соверенных гос-в, образуемый для достижения опред. целей. (Европейский союз) Члены конфедерации обладают правом выхода из союза конфедерации.

 

Политический режим гос-ва.

1)Тоталитаризм – полит. режим, при котор. руководство страны стремится подчинить весь уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее и организовать сис-му политич. власти так, чтобы она способствовала реализации этой идеи. (Муссолини)

Признаки:

-наличие офиц. закрепленной идеологии

-нетерпимость к полит. и мировоззренческому инакомыслию

-жесткий контроль за распространением информации

-доминирование гос-ва в экономике

-монополия на власть единственной массовой партии

-культ вождя

2)Авторитаризм – полит. режим, при котор. решающ. роль в стране принадлежит одному человеку или группе лиц, чей авторитет искусственно поддерживается гос. аппаратом.

Признаки:

-отсутствие единой идеологии

-опора на силовой ресурс

-отказ от тотального контроля общ-ва

-запрещение оппозиции

-формирование правящей элиты не демократич. путем, а посредством назначения сверху

3)Демократия – полит. режим, гарантирующ. личности участие в полит. жизни.

-народ – источник власти

-равноправие граждан

подчинение меньшинства большинсьву при принятии решений

-выборность основных форм гос. власти

-полит. плюрализм

-разделение властей

Понятие и источники права.

Право - система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых силой государства и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни (объективное право).

И.П. – способ сущ-ия норм права, а также внеш. форма их закрепления.

1)Правовой обычай – сложившееся в результате многократного повторения правило поведения, узаконенное гос-ом. Не все обычаи явл. правовыми.

2)Юр. прецедент – это решение судебного или административного органа по конкретному делу, котор. становится нормой права и образцом для рассмотрения подобных дел в будущем.

3)Нормативно-правовой акт – акт, устанавливающ. нормы права, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего хар-ка, выраженный в письменной форме.

Публичное и частное право.

Деление права на публичное и частное сложилось в юридич науке и практике давно, его проводили еще римские юристы (публичное право есть то, которое относиться к положению Римского гос-ва, тогда как частное относится к польз отдельных лиц). Публичное право – это область гос дел, а частное – сфера частных дел.

Публичное право

1. обеспечивает общественные и гос интересы,

2. предмет правового регулирования публ права – неимущественные отношения,

3. метод правового регулирования – соподчиненность и координация действий участников правовых отношений. Императивный метод – вертикально-властная связь между суьъектами общ отношений

4. состав участников – гос органы власти, частные лица и гос-во

5. состав отраслей права – конституционное, административное, уголовное, финансовое право, процессуальные отрасли

6. сущность – нормы, закрепляющие порядок деят-ти органов гос власти и управления

Частное право

· обеспечивает личные интересы

· регулирует имущественные и неимущественные отношения

· метод прав регулирования – диспозиционный (горизонтальные связи равных субъектов обществ отношений)

· участники частного права – физич и юридич лица

· отрасли права: гражданское, прелпринимательское, трудовое, семейное и т.д.

· сущность частного права – упорядоченная совокупность юридич норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Система источников права

Право - система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых силой государства и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни (объективное право).

Источники права – внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от гос-ва.

Виды источников права:

1. Правовой обычай – нормы, к-ые сложились в обществе независомо от гос власти и приобрели в созснании людей обязательное щначение. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение гос-ва в кач-ве ситочника права. (законы ману – в др индии, русская правда – в древнерусском г-ве, салическая правда – у племени франков).

2. Судебный прецедент – правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общеобязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.

3. Правовая доктрина – изложение правовых принципов, правоположений предтавителями власти, юридич науки и практики, которым придается общеобязательное значение.

4. Священные книги – акральные тексты, излагающие религиозные нормы, к-ым гос-вом придан общеобязательный статус(Библия, Коран и др.)

5. Нормативный правовой акт – официальный письменный документ, который содержит нормы права. (конституция г-ва и др.)

6. Нормативный правовой договор – юридич документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридич обязанностей.

7. Международно -правовые акты – официальные письменные документы, заключенные гос-вами или иными субъектами международного права.

 

 

Функции

Внутренние:

1)Экономич. (охрана форм собственности, обеспечение макроэкономич. стабильности, регулирование экономич. процессов с помощью налогов и кредитной политики)

2)Социальная (удовлетворение людей в работе, жилье, образовании, поддержка незащищенных групп населения)

3)Политич. (осущ. властных полномочий, обеспечение политич. стабильности)

4)Правовые (охрана правопорядка, развитие правовых норм)

5)Культурная (развитие образования)

Внешние:

1)Организация обороны страны

2)Взаимовыгодная торговля

3)Поддержание мира

Форма гос-ва – это способ осущ-ия политической власти, охватывающий три взаимосвязанных элемента: форму гос. правления, форму гос. устройства и политический режим.

 

 

Типология государств.

Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Достоинства формационной типологии:

• использует плодотворную идею делить государства на основе социально-экономических факто ров, которые действительно влияют на общество;

• показывает поэтапный, естественно-исторический характер развития государства.Недостатки:

• формационная типология однолинейна и характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;

• недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки – культур ные, религиозные, национальные, психологические.

Достоинства цивилизационной типологии:

• факторы культуры выделены как существенные в определенных условиях;

• в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная", близкая к реальности типология государств.

• недооцениваются социально-экономические факторы;

 

• по сути эта типология не столько государства, сколько общества.

 

Формы гос. правления.

1) Монархия – форма правления, при котор. власть в гос-ве полностью или частично принадлежит единоличному правителю – монарху. Передача власти происходит по наследству, монарх не несет ответственность перед народом.

· абсолютная монархия – гос-во, где монарх не ограничен в своей деятельности ни конституцией, ни парламентом.

· ограниченная монархия – власть монарха ограничена представительным выборным органом.

а) дуалистическая монархия – законодательная власть при таком виде ограниченной монархии делится между монархом и парламентом, хотя у монарха есть абсолютное право вето на законы парламента и право роспуска парламента;

б) парламентарная монархия – единственный орган, принимающий законы, явл. парламент, котор. формируется выборным путем.

2 )Республика – форма правления, при котор. верховная гос. власть осуществляется органами, избираемыми народом на опред. срок и несущими ответственность перед населением.

Разновидности республик:

· парламентская – такое гос-во, в котор. высшей властью обладает парламент, избирающий главу гос-ва (президента, канцлера) и формирующий правитель-во.

· президентская – верховная власть принадлежит избираемому народом главе гос-ва (президенту), котор. одновременно возглавляет и исполнительную власть.

· смешанная (полупрезидентская) – двойная ответственность правитель-ва – перед президентом и перед парламентом. И президент и парламент избираются народом. Правитель-во формирует президент, а парламент может влиять на него посредством права вынесения вотума недоверия.

Формы гос. устройства.

1)Унитарное гос-во – это простое по составу, единое, целостное, централизованное гос-во, с единой конституцией и гражданством, сис-мой права, органов власти и управления, административно-территориальные единицы не имеют статуса гос. образований и не обладают суверенными правами.

2)Федерация – сложное союзное гос-во, части котор. (субъекты) явл. гос. образованиями, обладающ. суверенитетом, собственными конституциями, правовой и судебной системами, органами власти, гражданством.

3)Конфедерация – союз соверенных гос-в, образуемый для достижения опред. целей. (Европейский союз) Члены конфедерации обладают правом выхода из союза конфедерации.

Политический режим гос-ва.

1) Тоталитаризм – полит. режим, при котор. руководство страны стремится подчинить весь уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее и организовать сис-му политич. власти так, чтобы она способствовала реализации этой идеи. (Муссолини)

-наличие офиц. закрепленной идеологии

-нетерпимость к полит. и мировоззренческому инакомыслию

-жесткий контроль за распространением информации

-доминирование гос-ва в экономике

-монополия на власть единственной массовой партии

-культ вождя

2) Авторитаризм – полит. режим, при котор. решающ. роль в стране принадлежит одному человеку или группе лиц, чей авторитет искусственно поддерживается гос. аппаратом.

-отсутствие единой идеологии

-опора на силовой ресурс

-отказ от тотального контроля общ-ва

-запрещение оппозиции

-формирование правящей элиты не демократич. путем, а посредством назначения сверху

3)Д емократия – полит. режим, гарантирующ. личности участие в полит. жизни.

-народ – источник власти

-равноправие граждан

подчинение меньшинства большинсьву при принятии решений

-выборность основных форм гос. власти

-полит. плюрализм

-разделение властей

 

 

Формы гос. правления.

1) Монархия – форма правления, при котор. власть в гос-ве полностью или частично принадлежит единоличному правителю – монарху. Передача власти происходит по наследству, монарх не несет ответственность перед народом.

· абсолютная монархия – гос-во, где монарх не ограничен в своей деятельности ни конституцией, ни парламентом.

· ограниченная монархия – власть монарха ограничена представительным выборным органом.

а) дуалистическая монархия – законодательная власть при таком виде ограниченной монархии делится между монархом и парламентом, хотя у монарха есть абсолютное право вето на законы парламента и право роспуска парламента;

б) парламентарная монархия – единственный орган, принимающий законы, явл. парламент, котор. формируется выборным путем.

2 )Республика – форма правления, при котор. верховная гос. власть осуществляется органами, избираемыми народом на опред. срок и несущими ответственность перед населением.

Разновидности республик:

· парламентская – такое гос-во, в котор. высшей властью обладает парламент, избирающий главу гос-ва (президента, канцлера) и формирующий правитель-во.

· президентская – верховная власть принадлежит избираемому народом главе гос-ва (президенту), котор. одновременно возглавляет и исполнительную власть.

· смешанная (полупрезидентская) – двойная ответственность правитель-ва – перед президентом и перед парламентом. И президент и парламент избираются народом. Правитель-во формирует президент, а парламент может влиять на него посредством права вынесения вотума недоверия.

Признаки права

· выражает возведенную в закон гос волю (гос волевой хар-р)

· нормативность

· системность

· формальная определенность

· властно=регулятивная природа

· общеобязательность

· нормы права сформулированы в специальных госуд документах

Правопонимание — определённое представление о существе права.

Социологическая школа права.

Представители: Ойген Эрлих, С. А. Муромцев, Роско Паунд (англ.)русск., Дж. Фрэнк (англ.)русск., Р. Иеринг

Суть теории: Право — это не то, что задумано и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право — то, что решил судья»). Источник познания права — это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки).

Нормативная школа права

Представители: Р. Штаммлер (нем.)русск., П. И. Новгородцев, Г. Кельзен

Суть теории: Право исходит только от государства — право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании находятся индивидуальные акты. По Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Право следует изучать в «чистом виде», наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть.

Нормативная школа права

Представители: Сократ, Аристотель, Т. Гоббс, Г.Гроций, Дж. Локк, Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, А. Н. Радищев

Суть теории: Главное — это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.

 

Признаки правовой нормы

— Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли.

— Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека.

— Издается в конкретной форме.

— Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.

— Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства.

— Всегда представляет собой властное предписание государства.

— Является единственным государственным регулятором общественных отношений.

— Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

 

Виды правовых норм.

Норма права — это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако, это еще не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма — это еще не есть право. Право — это система, совокупность правовых норм.

Виды правовых норм:

· По действию по лицам (общие – касаются всех; специальные – касаются опред лиц или организаций; конкретные – касаются конкретного субъекта права)

· По органу, издавшему нормы ( федеральные, местные, республиканские, нормы в указах президента, нормы подзаконных актов, нормы в постановлениях прав-ва)

 

 

Во времени

· Вступление нормативно-правового акта в силу – с момента принятия или опубликования; с момента указанного в нем или в законе, его утверждающем; по истечении установленного срока после его опубликования

· Прекращение действия нормативного акта – в рез-те прямого указания; в связи с принятием нового акта, его заменяющего; по истечении срока, установленного в нем.

В пространстве

· Территория РФ

· Территория республик, входящих в состав РФ

· Территория административно-терр единиц

По кругу физических лиц

· Граждане

· Иностранцы

· Лица без гражданства

По кругу юридических лиц

· Гос-во в целом (не юридич лицо)

· Гос органы

· Обществ организации, предприятия, фирмы и т.д.

Система права

· Это внутреннее содержание

· Сост из отраслей, подотраслей, правовых институтов и правовых норм

· Первичный элемент – правовая норма

· В большей степени связана с обществ отношениями

· Охватывает все существующие в данном гос-ве источники права. Поэтому по своему объему система права шире

Система законодат-ва

· Это внешнее содержание

· Сост из отраслей, подотраслей, прав институтов, прав норм

· Первичный источник – статья правового акта

· Зависит от воли законодателя

· Охватывает только нормативные источники

Частное и публичное право.

Деление права на публичное и частное сложилось в юридич науке и практике давно, его проводили еще римские юристы (публичное право есть то, которое относиться к положению Римского гос-ва, тогда как частное относится к польз отдельных лиц). Публичное право – это область гос дел, а частное – сфера частных дел.

Публичное право

· обеспечивает общественные и гос интересы,

· предмет правового регулирования публ права – неимущественные отношения,

· метод правового регулирования – соподчиненность и координация действий участников правовых отношений. Императивный метод – вертикально-властная связь между суьъектами общ отношений

· состав участников – гос органы власти, частные лица и гос-во

· состав отраслей права – конституционное, административное, уголовное, финансовое право, процессуальные отрасли

· сущность – нормы, закрепляющие порядок деят-ти органов гос власти и управления

Частное право

· обеспечивает личные интересы

· регулирует имущественные и неимущественные отношения

· метод прав регулирования – диспозиционный (горизонтальные связи равных субъектов обществ отношений)

· участники частного права – физич и юридич лица

· отрасли права: гражданское, прелпринимательское, трудовое, семейное и т.д.

· сущность частного права – упорядоченная совокупность юридич норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Содержание правовых отношений. Субъективные права и юридич обязанности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИЯ

Юридическим содержанием правовых отношений являются субъективные права и юридические обязанности.

Лицо, обладающее правами в правоотношении, называется управомоченным, а лицо, несущее обязанности – обязанным.

Субъективное право и соответствующая ему юридическая обязанность образуют юридическую связь “управомоченный – обязанный”.

Субъективные права – это мера возможного (дозволенного) поведения субъектов права, гарантируема государством.

Юридическая обязанность – это установленные законом вид и объем должного поведения лица, соответствующее субъективному праву другого лица.

Составляющие субъективного права обычно именуются правомочиями.

Субъективное право включает в себя следующие правомочия:

1. право на собственное действие, направленное на использование полезных свойств объекта права (носить собственную вещь, жить в собственном доме);

2. право на юридические действия, на принятие юридических решений (право собственную вещь заложить, продать, подарить);

3. право на чужие действия, т.е. право требовать от другой стороны исполнения ее обязанностей (право требовать от заемщика возврата долга);

право притязания, т.е. возможность требовать защиты нарушенного права у компетентных государственных органов (право обращения в суд с требованием взыскания долга, восстановления рабочего или служащего на работе). Это продолжение правомочия на чужие действий в случае несовершения обязанным лицом определенных действий.

Субъективное право и обязанность составляют неразрывное единство. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой бы не соответствовало субъективное право другого лица.

Обязанность может состоять в воздержании от определенных: действий или в осуществлении конкретных действий в целях реализации субъективного права других лиц.

 

Если общественные отношения выступают материальным содержанием правоотношений, то субъективные права и обязанностиюридическим. Именно через права и обязанности осуществляется юридическая связь участников правоотношений.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъективное право есть средство для достижения определенного блага, ценности. В этом заключается его предназначение, главная роль.

Структура субъективного права состоит из возможности: 1)

определенного поведения управомоченного лица; 2)

требования соответствующего поведения от обязанного лица; 3)

обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд); 4)

пользоваться определенным социальным благом, ценностью.

Юридическая обязанность — это мера необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию.

Структура юридической обязанности, которая является обратной стороной субъективного права, включает необходимость: 1)

совершать определенные действия или воздерживаться от них; 2)

отреагировать на законные требования управомоченного; 3)

нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;

4) не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.

Различия между субъективным правом и юридической обязанностью: 1)

если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юридическая обязанность — "чужие" интересы (управомоченного лица); 2)

если субъективное право — мера возможного поведения (реализация его зависит от усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность — мера необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя).

Вместе с тем рамки ("мера") возможного (субъективного права), и необходимого (юридической обязанности) поведения должны быть четко очерчены в законодательстве.

 

Виды правовых отношений.

Правоотношения – отношения между людьми, урегулированные нормами права.

1. По функциям права: регулятивные (возникают в целях регулирования общественных отношений) и охранительные (возникают, в целях обеспечения и защиты установленного правопорядка; способствуют реализации регулятивных правоотношений).

2. По отраслям права: материальные и процессуальные

3. По определенности субъектов: абсолютные (в них управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов), относительные (в которых все стороны отношения конкретно определены) и общие.

4. По характеру обязанностей: активные, пассивные.

5. По сложности правоотношений:простые - отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки) и сложные — отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).

6. По сроку действия: кратковременные и долговременные.

56. Органы управления финансами и экономикой как субъекты правовых отношений.

Упр-е финансами-целенапр.формир-е процесса перераспределен. финанс. рес-ов между различн.суб-ми фин. системы и внутри них,деят-ть по привл-ю и эффект-ти использ-я фин. рес-ов.

На общегосударственном уровне: Фед.собрание, Президент РФ, Прав-во РФ, соотв.е органы фед. исполнит. власти (Мин. финансов, Федер. налоговая служба, Федер. служба по фин. рынкам, федер.тамож. служба и другие)

На ур. субъектов гос-ва и муницип. уровне: соотв. органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнит. власти

На уровне хозяйствующих субъектов:его организационно-правовая форма и учредит.документы

57. Понятие и виды правомерного поведения.

Правомерное поведение — деятельность в сфере социально-правового регулирования, основанная на выполнении требований норм права, которое выражается в их соблюдении, исполнении и использовании.

В зависимости от характера мотивации варианта поведения различаются три основных вида правомерного поведения:

1. Социально-активное поведение, при котором правовые нормы воспринимаются как наиболее целесообразные ориентиры поведения. Добросовестная служебная деятельность, участие в формировании представительных органов власти - примеры активного правомерного поведения. Социальная ценность такого вида правомерного поведения заключается в высокой степени организованности и дисциплинированности личности, ее уважительном отношении к праву. Социально-правовая активность определяется, главным образом, высоким уровнем правосознания, сформировавшегося на основе идейной убежденности в общественной пользе поступка, осознания долга перед обществом, знания прав и обязанностей, профессионального чувства ответственности.

2. Конформистское. Поведение по принципу: делаю как все или делаю как большинство. Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих. Мотивами конформистского поведения могут быть: подчинение лица установленным правилам поведения, основанное на пассивном его отношении к существующему порядку; желание избежать обсуждения в социальной группе; боязнь утратить доверие группы; желание заслужить их одобрение. Все эти мотивы правомерного поведения не связаны с оценочно-эмоциональным отношением индивида к правовым нормам.

3. Маргинальное (законобоязненное). Поведение, основанное на страхе перед наказанием. Угроза принуждения способна привести действия определенных лиц с деформированными поведенческими установками в соответствие с требованиями правовых предписаний.

В зависимости от степени со



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.165 с.)