Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение, понятие и признкаки гос-ва. Его функции, механизм, формы.↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Возникновение, понятие и признкаки гос-ва. Его функции, механизм, формы. Процесс появления гос-ва – политогенез. 1) Теологическая (божественная) теория. Древнейшая теория в кач-ве офиц. признавалась в Древнем Египте, Китае и Вавилоне. На сегодняшний день явл. офиц. доктриной Ватикана, широко используется в исламских странах. Суть теории – т. к. Бог создал мир и все живое, то именно он внушил людям идею о необходимости жить в гос-ве. Гос-во – результат божественного волеизъявления. Известный теоретик данной доктрины – Фома Аквинский. 2) Патриархальная теория. Родоначальник – Аристотель. Согласно этой теории гос-во образовалось: а)путем разрастания одной семьи; б)путем соединения нескольких семей в одну большую. 3) Т еория «общ. договора». Распространение получила в период Возрождения и Просвещения в трудах Гоббса, Локка, Руссо, Монтескье, Радищева. Исходя из этой теории, гос-во возникло на опред. этапе жизни людей в результате соглашения между ними. 4) Теория насилия (завоевания ). Дюринг, Гумплович, Каутский. Причина возникновения гос-ва – завоевание и порабощение одних племен другими. Гос-во создаю завоеватели для эксплуатации завоеванных. 5) Классовая теория. Маркс, Энгельс, Ленин. Гос-во возникает в силу эконом. развития общ-ва: происходит разделение труда, появляются прибавочный продукт и частная собственность, что приводит к расслоению общ-ва на классы с разными эконом. интересами. Гос-во создают богатые для эксплуатации бедных. 6) Органическая теория. Основоположник – Спенсер. 7) Психологич. теория. Фрейд, Тард, Петражицкий. Возникновение гос-ва – природная потребность индивида подчиняться сильной, авторитетной личности. 8) Демографическая и технико – эконом. теории. Гос-во создается для организации крупномасштабных общ. работ. Гос-во – политич. организация, котор. располагает спец. аппаратом управления общ-вом для обеспечения его целостности, организованности и опред. порядка. Признаки: 1)Суверенитет – верховная власть на опред. территории. 2)Наличие учреждений и органов, осущ. верховную власть, котор. распространяется на все население, а также сбор налогов для обеспечения их фун-ий. 3)Наличие права – сис-ма общих правил поведения, установленная гос-ом. 4)Наличие опред. территории, на котор. распространяется власть данного гос-ва. Функции Внутренние: 1)Экономич. (охрана форм собственности, обеспечение макроэкономич. стабильности, регулирование экономич. процессов с помощью налогов и кредитной политики) 2)Социальная (удовлетворение людей в работе, жилье, образовании, поддержка незащищенных групп населения) 3)Политич. (осущ. властных полномочий, обеспечение политич. стабильности) 4)Правовые (охрана правопорядка, развитие правовых норм) 5)Культурная (развитие образования) Внешние: 1)Организация обороны страны 2)Взаимовыгодная торговля 3)Поддержание мира Форма гос-ва – это способ осущ-ия политической власти, охватывающий три взаимосвязанных элемента: форму гос. правления, форму гос. устройства и политический режим. Формы гос. правления. 1)Монархия – форма правления, при котор. власть в гос-ве полностью или частично принадлежит единоличному правителю – монарху. Передача власти происходит по наследству, монарх не несет ответственность перед народом. Разновидности монархии: абсолютная монархия – гос-во, где монарх не ограничен в своей деятельности ни конституцией, ни парламентом. теократическая монархия – правитель возглавляет и светское и религиозное управление в гос-ве. (Ватикан) ограниченная монархия – власть монарха ограничена представительным выборным органом. а) дуалистическая монархия – законодательная власть при таком виде ограниченной монархии делится между монархом и парламентом, хотя у монарха есть абсолютное право вето на законы парламента и право роспуска парламента; б) парламентарная монархия – единственный орган, принимающий законы, явл. парламент, котор. формируется выборным путем.
2)Республика – форма правления, при котор. верховная гос. власть осуществляется органами, избираемыми народом на опред. срок и несущими ответственность перед населением. Разновидности республик: · парламентская – такое гос-во, в котор. высшей властью обладает парламент, избирающий главу гос-ва (президента, канцлера) и формирующий правитель-во. · президентская – верховная власть принадлежит избираемому народом главе гос-ва (президенту), котор. одновременно возглавляет и исполнительную власть. · смешанная (полупрезидентская) – двойная ответственность правитель-ва – перед президентом и перед парламентом. И президент и парламент избираются народом. Правитель-во формирует президент, а парламент может влиять на него посредством права вынесения вотума недоверия.
Формы гос. устройства. 1)Унитарное гос-во – это простое по составу, единое, целостное, централизованное гос-во, с единой конституцией и гражданством, сис-мой права, органов власти и управления, административно-территориальные единицы не имеют статуса гос. образований и не обладают суверенными правами. 2)Федерация – сложное союзное гос-во, части котор. (субъекты) явл. гос. образованиями, обладающ. суверенитетом, собственными конституциями, правовой и судебной системами, органами власти, гражданством. 3)Конфедерация – союз соверенных гос-в, образуемый для достижения опред. целей. (Европейский союз) Члены конфедерации обладают правом выхода из союза конфедерации.
Политический режим гос-ва. 1)Тоталитаризм – полит. режим, при котор. руководство страны стремится подчинить весь уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее и организовать сис-му политич. власти так, чтобы она способствовала реализации этой идеи. (Муссолини) Признаки: -наличие офиц. закрепленной идеологии -нетерпимость к полит. и мировоззренческому инакомыслию -жесткий контроль за распространением информации -доминирование гос-ва в экономике -монополия на власть единственной массовой партии -культ вождя 2)Авторитаризм – полит. режим, при котор. решающ. роль в стране принадлежит одному человеку или группе лиц, чей авторитет искусственно поддерживается гос. аппаратом. Признаки: -отсутствие единой идеологии -опора на силовой ресурс -отказ от тотального контроля общ-ва -запрещение оппозиции -формирование правящей элиты не демократич. путем, а посредством назначения сверху 3)Демократия – полит. режим, гарантирующ. личности участие в полит. жизни. -народ – источник власти -равноправие граждан подчинение меньшинства большинсьву при принятии решений -выборность основных форм гос. власти -полит. плюрализм -разделение властей Понятие и источники права. Право - система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых силой государства и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни (объективное право). И.П. – способ сущ-ия норм права, а также внеш. форма их закрепления. 1)Правовой обычай – сложившееся в результате многократного повторения правило поведения, узаконенное гос-ом. Не все обычаи явл. правовыми. 2)Юр. прецедент – это решение судебного или административного органа по конкретному делу, котор. становится нормой права и образцом для рассмотрения подобных дел в будущем. 3)Нормативно-правовой акт – акт, устанавливающ. нормы права, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего хар-ка, выраженный в письменной форме. Публичное и частное право. Деление права на публичное и частное сложилось в юридич науке и практике давно, его проводили еще римские юристы (публичное право есть то, которое относиться к положению Римского гос-ва, тогда как частное относится к польз отдельных лиц). Публичное право – это область гос дел, а частное – сфера частных дел. Публичное право 1. обеспечивает общественные и гос интересы, 2. предмет правового регулирования публ права – неимущественные отношения, 3. метод правового регулирования – соподчиненность и координация действий участников правовых отношений. Императивный метод – вертикально-властная связь между суьъектами общ отношений 4. состав участников – гос органы власти, частные лица и гос-во 5. состав отраслей права – конституционное, административное, уголовное, финансовое право, процессуальные отрасли 6. сущность – нормы, закрепляющие порядок деят-ти органов гос власти и управления Частное право · обеспечивает личные интересы · регулирует имущественные и неимущественные отношения · метод прав регулирования – диспозиционный (горизонтальные связи равных субъектов обществ отношений) · участники частного права – физич и юридич лица · отрасли права: гражданское, прелпринимательское, трудовое, семейное и т.д. · сущность частного права – упорядоченная совокупность юридич норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Система источников права Право - система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых силой государства и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни (объективное право). Источники права – внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от гос-ва. Виды источников права: 1. Правовой обычай – нормы, к-ые сложились в обществе независомо от гос власти и приобрели в созснании людей обязательное щначение. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение гос-ва в кач-ве ситочника права. (законы ману – в др индии, русская правда – в древнерусском г-ве, салическая правда – у племени франков). 2. Судебный прецедент – правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общеобязательное правило при разрешении всех аналогичных дел. 3. Правовая доктрина – изложение правовых принципов, правоположений предтавителями власти, юридич науки и практики, которым придается общеобязательное значение. 4. Священные книги – акральные тексты, излагающие религиозные нормы, к-ым гос-вом придан общеобязательный статус(Библия, Коран и др.) 5. Нормативный правовой акт – официальный письменный документ, который содержит нормы права. (конституция г-ва и др.) 6. Нормативный правовой договор – юридич документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридич обязанностей. 7. Международно -правовые акты – официальные письменные документы, заключенные гос-вами или иными субъектами международного права.
Функции Внутренние: 1)Экономич. (охрана форм собственности, обеспечение макроэкономич. стабильности, регулирование экономич. процессов с помощью налогов и кредитной политики) 2)Социальная (удовлетворение людей в работе, жилье, образовании, поддержка незащищенных групп населения) 3)Политич. (осущ. властных полномочий, обеспечение политич. стабильности) 4)Правовые (охрана правопорядка, развитие правовых норм) 5)Культурная (развитие образования) Внешние: 1)Организация обороны страны 2)Взаимовыгодная торговля 3)Поддержание мира Форма гос-ва – это способ осущ-ия политической власти, охватывающий три взаимосвязанных элемента: форму гос. правления, форму гос. устройства и политический режим.
Типология государств. Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Достоинства формационной типологии: • использует плодотворную идею делить государства на основе социально-экономических факто ров, которые действительно влияют на общество; • показывает поэтапный, естественно-исторический характер развития государства.Недостатки: • формационная типология однолинейна и характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы; • недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные). При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки – культур ные, религиозные, национальные, психологические. Достоинства цивилизационной типологии: • факторы культуры выделены как существенные в определенных условиях; • в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная", близкая к реальности типология государств. • недооцениваются социально-экономические факторы;
• по сути эта типология не столько государства, сколько общества.
Формы гос. правления. 1) Монархия – форма правления, при котор. власть в гос-ве полностью или частично принадлежит единоличному правителю – монарху. Передача власти происходит по наследству, монарх не несет ответственность перед народом. · абсолютная монархия – гос-во, где монарх не ограничен в своей деятельности ни конституцией, ни парламентом. · ограниченная монархия – власть монарха ограничена представительным выборным органом. а) дуалистическая монархия – законодательная власть при таком виде ограниченной монархии делится между монархом и парламентом, хотя у монарха есть абсолютное право вето на законы парламента и право роспуска парламента; б) парламентарная монархия – единственный орган, принимающий законы, явл. парламент, котор. формируется выборным путем. 2 )Республика – форма правления, при котор. верховная гос. власть осуществляется органами, избираемыми народом на опред. срок и несущими ответственность перед населением. Разновидности республик: · парламентская – такое гос-во, в котор. высшей властью обладает парламент, избирающий главу гос-ва (президента, канцлера) и формирующий правитель-во. · президентская – верховная власть принадлежит избираемому народом главе гос-ва (президенту), котор. одновременно возглавляет и исполнительную власть. · смешанная (полупрезидентская) – двойная ответственность правитель-ва – перед президентом и перед парламентом. И президент и парламент избираются народом. Правитель-во формирует президент, а парламент может влиять на него посредством права вынесения вотума недоверия. Формы гос. устройства. 1)Унитарное гос-во – это простое по составу, единое, целостное, централизованное гос-во, с единой конституцией и гражданством, сис-мой права, органов власти и управления, административно-территориальные единицы не имеют статуса гос. образований и не обладают суверенными правами. 2)Федерация – сложное союзное гос-во, части котор. (субъекты) явл. гос. образованиями, обладающ. суверенитетом, собственными конституциями, правовой и судебной системами, органами власти, гражданством. 3)Конфедерация – союз соверенных гос-в, образуемый для достижения опред. целей. (Европейский союз) Члены конфедерации обладают правом выхода из союза конфедерации. Политический режим гос-ва. 1) Тоталитаризм – полит. режим, при котор. руководство страны стремится подчинить весь уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее и организовать сис-му политич. власти так, чтобы она способствовала реализации этой идеи. (Муссолини) -наличие офиц. закрепленной идеологии -нетерпимость к полит. и мировоззренческому инакомыслию -жесткий контроль за распространением информации -доминирование гос-ва в экономике -монополия на власть единственной массовой партии -культ вождя 2) Авторитаризм – полит. режим, при котор. решающ. роль в стране принадлежит одному человеку или группе лиц, чей авторитет искусственно поддерживается гос. аппаратом. -отсутствие единой идеологии -опора на силовой ресурс -отказ от тотального контроля общ-ва -запрещение оппозиции -формирование правящей элиты не демократич. путем, а посредством назначения сверху 3)Д емократия – полит. режим, гарантирующ. личности участие в полит. жизни. -народ – источник власти -равноправие граждан подчинение меньшинства большинсьву при принятии решений -выборность основных форм гос. власти -полит. плюрализм -разделение властей
Формы гос. правления. 1) Монархия – форма правления, при котор. власть в гос-ве полностью или частично принадлежит единоличному правителю – монарху. Передача власти происходит по наследству, монарх не несет ответственность перед народом. · абсолютная монархия – гос-во, где монарх не ограничен в своей деятельности ни конституцией, ни парламентом. · ограниченная монархия – власть монарха ограничена представительным выборным органом. а) дуалистическая монархия – законодательная власть при таком виде ограниченной монархии делится между монархом и парламентом, хотя у монарха есть абсолютное право вето на законы парламента и право роспуска парламента; б) парламентарная монархия – единственный орган, принимающий законы, явл. парламент, котор. формируется выборным путем. 2 )Республика – форма правления, при котор. верховная гос. власть осуществляется органами, избираемыми народом на опред. срок и несущими ответственность перед населением. Разновидности республик: · парламентская – такое гос-во, в котор. высшей властью обладает парламент, избирающий главу гос-ва (президента, канцлера) и формирующий правитель-во. · президентская – верховная власть принадлежит избираемому народом главе гос-ва (президенту), котор. одновременно возглавляет и исполнительную власть. · смешанная (полупрезидентская) – двойная ответственность правитель-ва – перед президентом и перед парламентом. И президент и парламент избираются народом. Правитель-во формирует президент, а парламент может влиять на него посредством права вынесения вотума недоверия. Признаки права · выражает возведенную в закон гос волю (гос волевой хар-р) · нормативность · системность · формальная определенность · властно=регулятивная природа · общеобязательность · нормы права сформулированы в специальных госуд документах Правопонимание — определённое представление о существе права. Социологическая школа права. Представители: Ойген Эрлих, С. А. Муромцев, Роско Паунд (англ.)русск., Дж. Фрэнк (англ.)русск., Р. Иеринг Суть теории: Право — это не то, что задумано и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право — то, что решил судья»). Источник познания права — это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки). Нормативная школа права Представители: Р. Штаммлер (нем.)русск., П. И. Новгородцев, Г. Кельзен Суть теории: Право исходит только от государства — право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании находятся индивидуальные акты. По Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Право следует изучать в «чистом виде», наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть. Нормативная школа права Представители: Сократ, Аристотель, Т. Гоббс, Г.Гроций, Дж. Локк, Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, А. Н. Радищев Суть теории: Главное — это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.
Признаки правовой нормы — Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли. — Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека. — Издается в конкретной форме. — Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений. — Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства. — Всегда представляет собой властное предписание государства. — Является единственным государственным регулятором общественных отношений. — Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.
Виды правовых норм. Норма права — это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако, это еще не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма — это еще не есть право. Право — это система, совокупность правовых норм. Виды правовых норм: · По действию по лицам (общие – касаются всех; специальные – касаются опред лиц или организаций; конкретные – касаются конкретного субъекта права) · По органу, издавшему нормы ( федеральные, местные, республиканские, нормы в указах президента, нормы подзаконных актов, нормы в постановлениях прав-ва)
Во времени · Вступление нормативно-правового акта в силу – с момента принятия или опубликования; с момента указанного в нем или в законе, его утверждающем; по истечении установленного срока после его опубликования · Прекращение действия нормативного акта – в рез-те прямого указания; в связи с принятием нового акта, его заменяющего; по истечении срока, установленного в нем. В пространстве · Территория РФ · Территория республик, входящих в состав РФ · Территория административно-терр единиц По кругу физических лиц · Граждане · Иностранцы · Лица без гражданства По кругу юридических лиц · Гос-во в целом (не юридич лицо) · Гос органы · Обществ организации, предприятия, фирмы и т.д. Система права · Это внутреннее содержание · Сост из отраслей, подотраслей, правовых институтов и правовых норм · Первичный элемент – правовая норма · В большей степени связана с обществ отношениями · Охватывает все существующие в данном гос-ве источники права. Поэтому по своему объему система права шире Система законодат-ва · Это внешнее содержание · Сост из отраслей, подотраслей, прав институтов, прав норм · Первичный источник – статья правового акта · Зависит от воли законодателя · Охватывает только нормативные источники Частное и публичное право. Деление права на публичное и частное сложилось в юридич науке и практике давно, его проводили еще римские юристы (публичное право есть то, которое относиться к положению Римского гос-ва, тогда как частное относится к польз отдельных лиц). Публичное право – это область гос дел, а частное – сфера частных дел. Публичное право · обеспечивает общественные и гос интересы, · предмет правового регулирования публ права – неимущественные отношения, · метод правового регулирования – соподчиненность и координация действий участников правовых отношений. Императивный метод – вертикально-властная связь между суьъектами общ отношений · состав участников – гос органы власти, частные лица и гос-во · состав отраслей права – конституционное, административное, уголовное, финансовое право, процессуальные отрасли · сущность – нормы, закрепляющие порядок деят-ти органов гос власти и управления Частное право · обеспечивает личные интересы · регулирует имущественные и неимущественные отношения · метод прав регулирования – диспозиционный (горизонтальные связи равных субъектов обществ отношений) · участники частного права – физич и юридич лица · отрасли права: гражданское, прелпринимательское, трудовое, семейное и т.д. · сущность частного права – упорядоченная совокупность юридич норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Содержание правовых отношений. Субъективные права и юридич обязанности. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИЯ Юридическим содержанием правовых отношений являются субъективные права и юридические обязанности. Лицо, обладающее правами в правоотношении, называется управомоченным, а лицо, несущее обязанности – обязанным. Субъективное право и соответствующая ему юридическая обязанность образуют юридическую связь “управомоченный – обязанный”. Субъективные права – это мера возможного (дозволенного) поведения субъектов права, гарантируема государством. Юридическая обязанность – это установленные законом вид и объем должного поведения лица, соответствующее субъективному праву другого лица. Составляющие субъективного права обычно именуются правомочиями. Субъективное право включает в себя следующие правомочия: 1. право на собственное действие, направленное на использование полезных свойств объекта права (носить собственную вещь, жить в собственном доме); 2. право на юридические действия, на принятие юридических решений (право собственную вещь заложить, продать, подарить); 3. право на чужие действия, т.е. право требовать от другой стороны исполнения ее обязанностей (право требовать от заемщика возврата долга); право притязания, т.е. возможность требовать защиты нарушенного права у компетентных государственных органов (право обращения в суд с требованием взыскания долга, восстановления рабочего или служащего на работе). Это продолжение правомочия на чужие действий в случае несовершения обязанным лицом определенных действий. Субъективное право и обязанность составляют неразрывное единство. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой бы не соответствовало субъективное право другого лица. Обязанность может состоять в воздержании от определенных: действий или в осуществлении конкретных действий в целях реализации субъективного права других лиц.
Если общественные отношения выступают материальным содержанием правоотношений, то субъективные права и обязанности — юридическим. Именно через права и обязанности осуществляется юридическая связь участников правоотношений. Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъективное право есть средство для достижения определенного блага, ценности. В этом заключается его предназначение, главная роль. Структура субъективного права состоит из возможности: 1) определенного поведения управомоченного лица; 2) требования соответствующего поведения от обязанного лица; 3) обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд); 4) пользоваться определенным социальным благом, ценностью. Юридическая обязанность — это мера необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию. Структура юридической обязанности, которая является обратной стороной субъективного права, включает необходимость: 1) совершать определенные действия или воздерживаться от них; 2) отреагировать на законные требования управомоченного; 3) нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований; 4) не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право. Различия между субъективным правом и юридической обязанностью: 1) если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юридическая обязанность — "чужие" интересы (управомоченного лица); 2) если субъективное право — мера возможного поведения (реализация его зависит от усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность — мера необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя). Вместе с тем рамки ("мера") возможного (субъективного права), и необходимого (юридической обязанности) поведения должны быть четко очерчены в законодательстве.
Виды правовых отношений. Правоотношения – отношения между людьми, урегулированные нормами права. 1. По функциям права: регулятивные (возникают в целях регулирования общественных отношений) и охранительные (возникают, в целях обеспечения и защиты установленного правопорядка; способствуют реализации регулятивных правоотношений). 2. По отраслям права: материальные и процессуальные 3. По определенности субъектов: абсолютные (в них управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов), относительные (в которых все стороны отношения конкретно определены) и общие. 4. По характеру обязанностей: активные, пассивные. 5. По сложности правоотношений:простые - отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки) и сложные — отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия). 6. По сроку действия: кратковременные и долговременные. 56. Органы управления финансами и экономикой как субъекты правовых отношений. Упр-е финансами-целенапр.формир-е процесса перераспределен. финанс. рес-ов между различн.суб-ми фин. системы и внутри них,деят-ть по привл-ю и эффект-ти использ-я фин. рес-ов. На общегосударственном уровне: Фед.собрание, Президент РФ, Прав-во РФ, соотв.е органы фед. исполнит. власти (Мин. финансов, Федер. налоговая служба, Федер. служба по фин. рынкам, федер.тамож. служба и другие) На ур. субъектов гос-ва и муницип. уровне: соотв. органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнит. власти На уровне хозяйствующих субъектов:его организационно-правовая форма и учредит.документы 57. Понятие и виды правомерного поведения. Правомерное поведение — деятельность в сфере социально-правового регулирования, основанная на выполнении требований норм права, которое выражается в их соблюдении, исполнении и использовании. В зависимости от характера мотивации варианта поведения различаются три основных вида правомерного поведения: 1. Социально-активное поведение, при котором правовые нормы воспринимаются как наиболее целесообразные ориентиры поведения. Добросовестная служебная деятельность, участие в формировании представительных органов власти - примеры активного правомерного поведения. Социальная ценность такого вида правомерного поведения заключается в высокой степени организованности и дисциплинированности личности, ее уважительном отношении к праву. Социально-правовая активность определяется, главным образом, высоким уровнем правосознания, сформировавшегося на основе идейной убежденности в общественной пользе поступка, осознания долга перед обществом, знания прав и обязанностей, профессионального чувства ответственности. 2. Конформистское. Поведение по принципу: делаю как все или делаю как большинство. Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих. Мотивами конформистского поведения могут быть: подчинение лица установленным правилам поведения, основанное на пассивном его отношении к существующему порядку; желание избежать обсуждения в социальной группе; боязнь утратить доверие группы; желание заслужить их одобрение. Все эти мотивы правомерного поведения не связаны с оценочно-эмоциональным отношением индивида к правовым нормам. 3. Маргинальное (законобоязненное). Поведение, основанное на страхе перед наказанием. Угроза принуждения способна привести действия определенных лиц с деформированными поведенческими установками в соответствие с требованиями правовых предписаний. В зависимости от степени со
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.015 с.) |