Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказка о Деревьях-характерахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(Н.В. Вологодина) Возраст: от 12 лет. Направленность: сказка о разных чертах характерах, причинах их появления. Способствует пониманию особенностей характера человека, саморазвитию, достижению конструктивного общения и взаимодействия с другими. В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была прямая и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто… Возможные вопросы для обсуждения ü О чем эта сказка? ü От чего Деревья-Характеры были разными? ü Почему буря ломала некоторые Деревья-Характеры? ü Нарисуйте Деревья-Характеры, которые вы представили во время чтения сказки.
Прекрасная незнакомка (И.В.Стишенок) Возраст: от 12 лет. Направленность: внутренние конфликты, трудности в самоопределении, принятии себя. Сказка подсказывает возможность обретения собственной индивидуальности вопреки расхожему мнению и ожиданиям окружающих, способствует решимости выйти на новый уровень жизненного пути для достижения самореализации. На одном дровяном складе лежали толстые и тонкие, короткие и длинные бревна. Все они давно познакомились друг с другом, о многом переговорили и теперь только ожидали своей дальнейшей участи. Одних из них должны были отправить на мебельную фабрику, чтобы изготовить красивые столы и стулья; других – установить вдоль дорог телеграфными столбами, а третьих – продать на дрова. Все бревна немного волновались. Конечно, среди них были и такие, кто точно знал, кем станет. Например, крепкие длинные бревна были уверены, что будут только телеграфными столбами. Но остальные и не догадывались о своей дальнейшей судьбе. Среди них была одна Коряга. Еще только попав на склад, она заметила, что очень отличается от других – ровных и гладких бревен. Коряга была с изгибами, дырочками и сучками. И когда ее соседи говорили, какие хорошие столы, стулья и шкафы из них получатся, Коряга молчала, сравнивая себя с ними. Но иногда она забывала о том, где находится, начинала мечтать и представляла себя прекрасным произведением искусства. Как-то Коряга рассказала о своей мечте соседним бревнам и услышала в ответ: – Ты слишком много сочиняешь, подруга, будь проще. Посмотри на себя – ну какое ты произведение искусства? Хорошо, если из тебя сделают хоть какой-нибудь табурет или стул. И запомни: наше дело быть мебелью, если уж не удалось стать телеграфными столбами. После таких слов Коряга замкнулась в себе. В долгих ожиданиях проходили дни. Наконец на склад приехал большой грузовик. Рабочие погрузили бревна и повезли их на мебельную фабрику. Коряга оказалась на самом верху штабеля. Она с интересом смотрела по сторонам, любовалась белыми облаками и ясным солнцем, нежными цветами и могучими деревьями. Когда машина проезжала через лес, Коряга вдруг поняла, что не хочет быть мебелью. Она не хочет, чтобы ее пилили, строгали и забивали гвоздями. – Я не хочу быть мебелью, – сказала Коряга своим соседкам. – Прощайте! Она выпрыгнула из кузова машины и очутилась на небольшой поляне. К своему удивлению, беглянка увидела там несколько похожих на себя коряг. Конечно, других размеров и форм, но они тоже были корягами! Она с радостью познакомилась с ними, а вскоре и подружилась. Незаметно прошло лето, наступила осень. В лес стали приходить грибники. Один из них забрел на полянку и увидел Корягу. – Какая красавица! – воскликнул он. – Настоящее чудо! Я возьму ее с собой в мастерскую, почищу, покрою лаком, и она покажет всю свою красоту. В мастерской грибник, который оказался художником, долго и терпеливо, стараясь не повредить природной формы, придавал Коряге новый образ. Когда работа была окончена, мастер принес свое творение на выставку. Посетители, увидев лесную гостью, с восхищением воскликнули: – Какая красавица, настоящее произведение искусства! Они отмечали красоту и легкость ее форм и чем дольше смотрели на фигуру, тем больше чувствовали свет, идущий от нее. – Это чудо! – произносили ценители искусства и радостные, одухотворенные уходили домой. А Коряга, которую теперь называли Прекрасной Незнакомкой, счастливо улыбалась. Исполнилась ее заветная мечта – она стала произведением искусства и дарила людям радость и красоту. Возможные вопросы для обсуждения ü Нарисуйте самую яркую картину сказки. Что вас привлекло в ней больше всего? ü Нарисуйте или вылепите из пластилина главную героиню сказки. ü Какие события привели к запомнившейся вам ситуации? ü Почему Коряга не захотела быть мебелью? ü Знакома ли вам подобная ситуация и те чувства, которые испытывала главная героиня, находясь на дровяном складе? ü Что необходимо сделать, чтобы что-то изменить в жизни? ü Чему мы можем научиться у этой сказки?
Страус (И.В.Стишенок) Возраст: от 12 лет. Направленность: о разных моделях поведения в сложных жизненных ситуациях. Сказка способствует осмыслению собственной модели поведения в кризисных ситуациях, определению для себя наилучшей стратегии поведения, обретению уверенности в себе. Жил-был Страус, который очень боялся Опасности. Едва завидев даже маленький признак неприятности, он поспешно закрывал глаза и быстро прятал голову в песок. Когда Опасность подходила к этому согнутому созданию, она задевала его. Иногда сильно, иногда не очень. И шла себе дальше. Как только Страус понимал, что Опасность миновала, он поднимал голову, облегчённо вздыхал и продолжал дальше жить своей растительной жизнью. Однажды Страусу повстречался другой Страус. – Слушай, друг, – спросил тот, – а почему ты все время прячешь голову в песок? Ведь с твоими сильными ногами от Опасности можно убежать так быстро, что она никогда тебя не догонит. – А ведь верно, — откликнулся наш герой и стал бегать от Опасности. «Как здорово! Зоркий взгляд, сильные ноги и никаких грубых пинков!» – однажды остановившись, подумал Страус. Он вздохнул, вспомнив свое недавнее прошлое, а затем снова куда-то побежал. Вскоре страус встретил Орла. – Послушай, птица, почему ты все время бегаешь от Опасности? – спросил тот. – У тебя же есть крылья! Поднимись над Опасностью, и она не доберется до тебя. – Страусы не летают, – с сожалением ответил наш герой. – Но у тебя есть крылья, – повторил Орел – значит, ты можешь летать. Только попробуй. Вот, смотри, как я это делаю. И Орел взлетел высоко в небо. – Ух ты! – восторженно воскликнул Страус и сделал робкую попытку взлететь. Крылья его не послушались. – Ну вот, я так и знал, – грустно сказал он себе и продолжил, как и прежде, убегать от Опасности. Но однажды Опасность окружила Страуса со всех сторон. – Некуда бежать, – с грустью пробормотал он и собрался было, как прежде, спрятать голову в песок, как вдруг вспомнил слова Орла: «Ты можешь летать. Только поверь в себя!» И Страус впервые ощутил свою внутреннюю силу. Он направил ее в крылья и... взлетел. Страус махал ими все сильнее и сильнее – и вдруг почувствовал радость полета. Он забыл об Опасности и парил в небе, наслаждаясь простором и свободой. Когда Страус посмотрел на землю, то увидел Опасность, от которой он улетел. С высоты птичьего полета она показалась ему такой маленькой, что Страус, удивившись, подумал: «Это ее я все время боялся? Да она же совсем не страшная!» Он спустился вниз, по-новому посмотрел на Опасность и спросил: – Что тебе от меня надо? – Ничего, – ответила Опасность и улыбнулась. – Я просто играла с тобой. Пока! И она ушла искать других страусов, чтобы поиграть с ними. – Вот оно что, – глубокомысленно произнес наш герой и снова взлетел в небо. Уж очень ему понравилось летать. Возможные вопросы для обсуждения: ü О чем эта сказка? ü Почему страус боялся опасности? ü Можно ли было считать его по-настоящему сильной птицей? ü Чем отличается маленький Орел от большого Страуса? Чему он его научил? ü Что нужно было сделать страусу, чтобы взлететь? ü Почему когда Страус посмотрел Опасности в глаза и поговорил с ней, она ушла от него? ü Что делает с человеком страх? ü Как вы поступаете в сложных жизненных ситуациях? ü Есть ли у вас внутренняя энергия и сила? Что такое «сила духа»? ü Чему мы можем научиться у этой сказки? История Осины (И.В. Стишенок) Возраст: от 12 лет. Направленность: заниженная самооценка, внутренний конфликт, одиночество. Ключевая фраза: «не такой, как другие». Сказка способствует осознанию собственных деструктивных установок, изменению взгляда на себя и свою жизнь, высвобождению позитивных эмоций и чувств. Жила-была Осина. И однажды она захотела стать Ольхой. Уж очень у той все хорошо складывалось: и растет в удачном месте, и деревья рядом благородные стоят, и солнце ласково светит, и сережками красивыми увешана. А что Осина? Растет в темном и сыром лесу. Солнышко к ней совсем редко заглядывает, а люди и вовсе почему-то стороной обходят. Не уважают, что ли? И начала Осина меняться. И станет, как Ольха, и веточки расправит, и по сторонам посмотрит, и все ждет, когда у нее сережки появятся. Так старалась Осина, так старалась! Даже слух по лесу пошел: «Смотрите, Осина меняется. Как интересно!» Осина начала меняться, но что-то ей совсем плохо после этого стало. Даже ствол болеть начал, а веточки и вовсе опустились. Загрустила Осина: хотела как лучше, а получилось еще хуже. Опечалилась она, даже всхлипнула, но вдруг услышала: «Не печалься, милое деревце!» Посмотрела Осина по сторонам и увидела Солнечный Лучик. Он ласково смотрел на нее и почему-то улыбался. – Это я – милая? – продолжая всхлипывать, спросила Осина. – Да от меня все отворачиваются. Неужели я такая страшная? – Ты милая и славная, – сказал Солнечный Лучик, согревая деревце. – а что другие говорят, так это просто их выдумки о тебе. И кто сказал, что они верные? – Они и сказали, – ответила Осина, – ведь их много. – А ты поверила. А зачем? – спросил Лучик. – И заметь, я от тебя не отворачиваюсь. Ты мне нравишься. – Нравлюсь? – удивилась Осина. – А за что? – За то, что ты есть, за то, что растешь, несмотря на суровые условия, в которых живешь, за то, что другим помогаешь, – ответил Лучик. – Кому же это я помогаю? – еще больше удивилась Осина. – Вон тем грибам, что рядом растут, – произнес Лучик. – Ты же для них почву подготавливаешь, защищаешь от проливного дождя и палящего солнца. Они ведь так и называются – подосиновики. Неужели забыла? – Да, – согласилась Осина, – я совсем забыла о них, пока изменяла себя. Осина сказала: – Я совсем забыла о тех, о ком заботилась, пока себя изменяла. – Ты не себя, ты себе изменяла, – уточнил Лучик. – Так старалась, что даже заболела. А всего-то надо было просто быть собой. – Быть собой? А другие, что скажут они? – волнуясь, спросила Осина. – Что скажут другие? – переспросил Лучик. – Не знаю. Всем ведь не угодишь, да и не нужно это. А кому ты понадобишься – сами к тебе придут. Кто-то за грибами, а кто-то просто захочет рядом постоять, энергию твою почувствовать. – Наверное, ты прав, Лучик, – впервые за долгое время улыбнулась Осина и выпрямилась. – Спасибо тебе за участие, теплоту и доброту твою. Я все поняла. Увидимся завтра? – Увидимся, – улыбнулся Лучик и поднялся в высокое небо. – До свидания, – сказала Осина и помахала ему вслед своими зелеными листочками. А наутро, проснувшись, она внимательно посмотрела по сторонам и с удивлением сделала первое открытие: – Как же здесь светло! Значит, так сыро мне было от собственных слез, а пасмурно – от грустных мыслей? И, вздохнув, Осина еще внимательнее посмотрела вокруг. – Вот это да! Все деревья разные, непохожие друг на друга, и каждое по-своему интересно! – сделала она второе открытие. – И Ольха – дерево как дерево, не лучше и не хуже других. Удивленная открытиями, Осина задумалась и вдруг поняла: «Как же хорошо быть собой!» Она выпрямилась, встряхнула веточками и улыбнулась навстречу новому дню. – Здравствуй, милая, – сказал появившийся Солнечный Лучик и заиграл в яркой зеленой листве. Возможные вопросы для обсуждения ü Почему Осина захотела стать Ольхой? ü Отчего у нее это не получилось? ü Как она стала себя чувствовать после всех попыток измениться? ü Что хорошее увидел в Осине Солнечный Лучик? ü Чему он ее научил? ü Какие ценные качества были у Осины? ü Какие ценные качества есть у вас? ü Какие черты характера вы хотели бы улучшить? ü Почему важно быть собой? ü Какие открытия сделала Осина на следующее утро после разговора с Лучиком? ü Какой вывод можно сделать из этой сказки? Ресурсы черствого Пряника (И.В. Стишенок) Возраст: от 12 лет. Направленность: пассивная жизненная позиция, трудности в самореализации Сказка способствует развитию коммуникативных навыков, выходу на новый уровень развития, способствующий самореализации. Жил-был черствый Пряник. Конечно, когда-то он тоже обладал самыми разными приятными качествами, был мягким и теплым. Но прошло время, и Пряник стал черствым. Вы спросите «почему»? Дело в том, что он очень боялся быть съеденным. Пряник часто наблюдал, как его друзья – такие же, как и он, пряники и подружки – булочки один за другим исчезали в Большом Человеке и никогда не возвращались назад. С тех пор он о них ничего не слышал. – Жалко друзей, – вздыхал Пряник и черствел, сжимаясь от страха и одиночества. Так с каждым днем он становился все тверже и тверже, пока наконец не стал похож на камень. Однажды в хлебнице появились мягкие булочки. Одна из них, маленькая Плюшка, подкатилась к Прянику и, прикоснувшись к его боку, вдруг воскликнула: – Ой, как больно! Почему вы такой жесткий и нелюбезный? – Я вовсе не жесткий, – ответил Пряник, – и совсем не хотел вас обидеть. Просто я боюсь и не желаю быть съеденным, вот и черствею потихоньку. – Странно, – удивилась булочка. – На вас потратили хорошие продукты, сделали с любовью, а вы предпочли стать таким жестким и черствым, что даже дотронуться больно. – Плюшка, а ведь вы правы, – вдруг сказал Пряник. – Из-за страха я совсем очерствел и позабыл о том, каким был раньше. Что же мне сейчас делать? Пряник понял каким он хочет стать. – Но как? – спросил он у булочки. – Не знаю, – ответила та, – но можно спросить у друзей. Может быть, они что-нибудь придумают. – Друзья! – воскликнул Пряник, оглянувшись по сторонам. – Кто-нибудь может подсказать мне, как снова стать мягким? На кухне воцарилась тишина. Вдруг большая Плита сказала: – Я могу помочь тебе, Пряник, но если ты снова станешь мягким, тебя съест Большой Человек. Не боишься? – Сейчас – нет, – ответил Пряник, посмотрев на Плиту. – Ведь меня для этого и испекли. – Тогда забирайся в мою теплую духовку, – предложила Плита и гостеприимно открыла дверцу. Плита согрела Пряник, и он снова стал мягким. Утром Большой Человек подошел к хлебнице, увидел лежащий в ней мягкий пряник и съел его. – Как раз это мне и нужно в начале важного дня, – сказал он и отправился по своим неотложным делам. А Пряник? Пряник стал Человеком. Возможные вопросы для обсуждения ü О чем эта сказка? ü Почему Пряник боялся быть съеденным? ü Что сказала Плюшка Прянику? Почему он решил измениться? ü Может ли страх помешать человеку реализовать свои способности? ü Какие новые качества появляются у человека, победившего свой страх? А какие исчезают? ü Почему Плита не предложила свою помощь Прянику раньше, а только после того, как он сам обратился за ней? ü Каким становится человек, почувствовавший «теплое» отношение к себе? ü Есть ли у вас свое предназначение? Какое оно? ü Какой вывод можно сделать из этой сказки? Мотылек (И.В. Стишенок) Возраст: от 14 лет. Направленность: одиночество, тенденции саморазрушения. Способствует осознанию конструктивных способов удовлетворения потребности в теплом отношении и любви; необходимости управления собственными чувствами и поведением. Ярким летним днем родился белокрылый мотылек Митя. «Как прекрасен мир!» – подумал он, порхая над цветущей поляной, согретой теплыми солнечными лучами. Через несколько часов солнце спряталось, наступил вечер, и Митя, с грустью посмотрев по сторонам, подумал: «Как холодно и одиноко…» Вдруг он увидел вдали костер, яркие языки пламени которого фейерверком взлетали в ночное небо. – Свет, тепло, солнце! – воскликнул Мотылек и полетел на встречу огню. – Наконец-то я нашел тебя! Митя стремительно взлетел в жаркое пламя костра, и оно с восторгом охватило его. – Ой как больно! – воскликнул Мотылек, выпорхнув в ночное небо. Он посмотрел на свои обгоревшие крылышки и заплакал. – Ну и зачем ты полез в огонь, глупыш? – услышал Митя чей-то голос. – Тебе что, жить надоело? Незнакомая букашка сидела на соседней травинке и внимательно смотрела на мотылька. – Ничего мне не надоело, – сквозь слезы сказал Митя. – Я думал, это Солнце. А ты, собственно, кто? – Я – Божья коровка, – ответила букашка. – Сижу, отдыхаю и никуда не лезу. Я жду. – Ждешь? – удивился мотылек. – А чего ты ждешь? – Утра жду. Восхода солнца жду, – ответила его новая знакомая, расправив свои крылышки. – Ведь только утром становится тепло и светло. – А я не знал, что солнце приходит по утрам, вот и бросился в костер, – с грустью сказал Митя. – Ведь в темноте так одиноко. А огонь – он такой заманчивый. – Да, – согласилась Божья коровка, – огонь привлекает и может согреть, но если броситься в него с головой – обожжет. Научись ждать, легкомысленный мотылек, и увидишь, что произойдет. – Хорошо, я подожду, – глубоко вздохнув, сказал Митя и посмотрел вверх. Над головой сияли миллиарды звезд. «Как красиво, – впервые подумал мотылек. – Оказывается, и в темноте есть свои дары». Он аккуратно сложил обогревшие крылышки, и устроившись на травке, сладко уснул. А наутро взошло солнце. Его первые лучи разбудили и согрели Митю. «Права была Божья коровка, – потягиваясь, подумал мотылек. – За темной ночью всегда приходит рассвет. Надо только научиться ждать». И в добром настроении он перелетел на соседнюю травинку. Вскоре крылышки мотылька полностью зажили, и каждый день он с большой радостью порхал над любимой поляной. А по вечерам Митя беседовал с Божьей коровкой и смотрел в загадочное звездное небо. «Ночь – это только часть дня», – глубокомысленно думал он и засыпал. А утром с новыми силами летал в прозрачном воздухе, напитанном солнечным теплом. Возможные вопросы для анализа сказки: ü О чем эта сказка? ü Как чувствовал себя мотылек днем, когда светило солнце? ü Как он стал чувствовать себя, когда солнце спряталось? ü Что для мотылька значило солнце? ü Какие чувства испытываете вы, когда видите солнечный свет? ü Были ли в вашей жизни периоды, которые вы могли бы назвать светлыми? А были ли такие, которые назвали бы сумеречными или даже темными? ü Почему мотылек кинулся в объятия пламени? С чем он его перепутал? ü Что произошло с мотыльком после этого? ü Что происходит с человеком, совершившим ошибку? ü Насколько необходимо человеку знать, что он хочет, и уметь ждать, доверяя жизни и не теряя к ней интереса, даже тогда, когда кажется, он не видит впереди свет и перспективу? ü Как вы относитесь к смене дня и ночи? А к изменению своего настроения, когда радость сменяется грустью и наоборот? А разнообразию событий, происходящих в вашей жизни? ü Что означает выражение «ночь особенно темна перед рассветом»? ü Сразу ли зажили крылышки у мотылька? ü Почему человеку необходимо время, чтобы после сложных для него событий снова вернуться к полноценной жизни? ü Чему вас научили трудности вашей жизни? Что ценного для себя (новые знания, опыт) вы получили, пройдя эти испытания? ü Чему мы можем научиться у этой сказки?
Сказка про со-мнения (И. Семина) Возраст: от 14 лет. Направленность: неуверенность в себе, своей правоте, внешности, отсутствие собственного мнения; склонность идти на поводу у других, перекладывать ответственность за принятие решения и его последствия. Росток проклюнулся в субботу утром. – Смотрите, новенький! – сказала роскошная Плакучая Ива. – В нашем обществе прибавление! Ну что ж, добро пожаловать! – Только он какой-то странный, – качнула узкими зелеными листьями Драцена. – Я такого еще не видела. Что это за растение, интересно? – Пусть подрастет, там видно будет, – сказал Дуб. – Если что, подправим. Росток, воодушевленный столь доброжелательным приемом, стал быстро набирать силу, рос буквально не по дням, а по часам. И чем выше он становился, тем больше сомнений он вызывал у окружающих. – Как-то слишком быстро он растет, – прокомментировала Осина. – Слышишь, малыш? Не надо так торопиться, у тебя еще слишком хрупкая сердцевина, ты можешь сломаться. Притормози, не спеши! Такое мое мнение. Росток подумал и решил последовать совету. Теперь он рос гораздо медленнее, и Осина одобрительно шелестела листьями, глядя на малыша. Вскоре он выбросил первые веточки. – Ну и куда ты размахался? – сурово спросил Кипарис. – Настоящее дерево должно быть стройным! Если будешь расти в разные стороны, из тебя в конце концов получится какая-нибудь кляпка-корявка, и будешь знать. Росток не знал, как выглядит кляпка-корявка, но испугался и стал прижимать веточки к стволу. У него это получалось плоховато, но он старался. Кипарис был высокий, красивый, стройный, и уж наверное знал, что говорил. – Не фонтан, конечно, но все-таки лучше, чем было, – оценил Кипарис, и Росток немного успокоился, продолжая тщательно следить, чтобы веточки не раскидывались. – Ты толстеешь! – осуждающе сказала Береза. – Это недопустимо. Вот посмотри на меня, я – эталон! Недаром в народе говорят «стройная как березка». Ты давай-ка, сядь на диету! А то скоро поперек себя шире станешь. Все плеваться будут. Это мое личное мнение! Росток очень забеспокоился и сел на диету: стал брать гораздо меньше питательных веществ из земли. Он перестал толстеть, но ствол его стал гораздо слабее. – Ничего, ничего! – ободряла его Береза. – Красота требует жертв! Между тем у Ростка уже появились листики. – У тебя странные листья, – возмущенно всплескивала зеленой метелкой Пальма. – Слишком длинные, слишком жесткие, слишком острые. Неправильные листья! Вот посмотри на меня – мягкие, широкие, резные, просто загляденье! Ты давай, подтягивайся! Мое мнение – нельзя давать себе расслабиться, нужно трудитсья над имиджем днем и ночью! Росток стал сутками уговаривать листики расти по-другому, чтобы они становились широкими и плоскими, как у пальмы. Это было неудобно и даже больно, но ему удалось вытянуть свои длинные и узкие листья в какое-то подобие лопаточек. А между тем окружающие очень полюбили высказываться по поводу Ростка – ведь он никогда никому не перечил и старательно выполнял все рекомендации. Соседям уже даже интересно было, что из него получится. – Хорошо, что ты не отказываешься от мудрости старших, – поучал его старый Бук. – В молодости так просто наделать ошибок, и тогда тебе никогда не стать полезным деревом. А опыт старших – это сила! Взрослые плохому не научат, а от опрометчивых шагов оберегут. В общем, прислушивайся к нашему мнению – и не пропадешь! Росток уже давно преодолел юный возраст, но местное сообщество никак не могло определить, какое же он дерево. Никогда такого не видели: деревце было приземистое, с кривеньким корявым стволиком, с узловатыми, причудливо изогнутыми ветками, усеянными какими-то недоразвитыми листиками, в общем, если честно, страшненькое такое деревце. Уродец. К такому мнению постепенно склонились все деревья: и Плакучая Ива, и Пальма, и Старый Бук, и Драцена, и все другие тоже. Деревце и не пыталось сказать что-то в свое оправдание: оно ведь никогда не было другим, и ему казалось, что вот таким нелепым и корявым оно и было задумано природой. Конечно, высокомерные вздохи и показное сочувствие высоких и сильных собратьев его задевали, но – что поделаешь? Не всем быть красавцами, радовать глаз статью и мощью. Есть и ошибки природы, что ж поделаешь. А однажды среди деревьев появились люди. Мужчина, женщина и девочка. – Боже! Этот ботанический сад – просто чудо! – оживленно говорила женщина. – Как хорошо, что мы сюда пришли! Смотрите, какой чудный кипарис – как свечка! – А бук-то, бук! – вторил ей мужчина. – Красавец! Богатырь! Дочура, посмотри! – Ой… А это что за деревце? – вдруг остановилась женщина напротив уродца. – Странное какое-то, покореженное… Вроде бы как даже не настоящее.. – Нет, мамочка, оно живое! – сказала девочка, осторожно прикасаясь ладошкой к стволу. – Дайте-ка я погляжу! – приблизился мужчина. – Вы знаете… Похоже, это изначально был ливанский кедр. Но что-то случилось, и он мутировал. – Ну что ты, – усомнилась женщина. – Ливанский кедр – он же высокий, прямой, как струнка, и иголки у него, а не листики. А тут что-то непонятное. – Я же говорю, мутировал, – стоял на своем мужчина. – Мало ли что могло случиться? В неблагоприятных условиях искажается природный облик любого существа, не только дерева. – Но ты точно уверен? – все никак не могла поверить женщина. – Да, я ж все-таки биолог, – улыбнулся мужчина. – Кора, ствол, расположение ветвей, да много признаков. Нет, точно кедр. – Мама, папа, я нашла! – закричала девочка, которая тем временем достала из сумки ботанический атлас. – Вот он, ливанский кедр! – М-даааа, – сокрушенно протянул мужчина, взглянув в атлас. – Эк тебя искорежило, бедняга… – Похоже на деревце-бонсай, – огорченно сказала женщина. – Как будто ему расти свободно не давали. – Смотри, деревце, какое ты по-настоящему, – сказала девочка и поднесла к нему развернутый атлас. И деревце-бонсай, как его назвала женщина, увидело… себя. Оно вдруг каждой своей клеточкой, каждым изгибом ствола ощутило, что это – его Истинный Облик, и оно должно было вырасти именно таким!!! С высоченным прямым стволом, с раскидистыми ветвями, с длинными стрельчатыми иголочками…Но ему все время говорили «не так», «не туда», «неверно», и оно почему-то предпочло прислушиваться к чужому мнению, а не ощущать себя самим собой. И когда люди ушли, деревце впервые, пожалуй, попробовало распрямиться во весь рост, насколько смогло, и пристально оглядело окружающих. – А что, а что? – тревожно зашумели деревья. – Мы же тебя не заставляли, да? Мы просто советовали! А ты могло, между прочим, расти, как хочется, и не учитывать наши мнения. – Да, я могло, – тихо сказало деревце-бонсай. – Но я выбрало другой путь – быть хорошим для всех. Мне казалось, что все вы, такие большие и умные, знаете лучше меня, каким мне расти и каким быть. Это моя ошибка. Теперь я знаю, что сомнения появляются, если собирать все мнения, а своего собственного не иметь. Я получило свой опыт, и теперь мне уже никогда не стать таким, каким я могло бы быть, если бы прислушивалось к себе. Но я вас не виню. Буду жить таким, какое есть. И деревья стыдливо затихли, потому что каждый втайне думал, что все-таки немножко виноват в том, что маленький ливанский кедр уже никогда не будет таким, каким его задумала природа. А вскоре неподалеку проклюнулся новый Росток. – Интересно, что это за растение? – по привычке начала Плакучая Ива. – Я такое еще не видела… – Кем бы оно не было, я беру над ним шефство, – строго сказало деревце-бонсай. – И никому не дам руководить его ростом! Даже себе! Ты слышишь меня, Росток? Слушай свое сердце и расти так, как тебе будет казаться правильным! И сомнения никогда не искривят твой путь и твой ствол. И новый Росток затрепетал, словно засмеялся, и во весь свой маленький рост потянулся наверх, к солнцу. Возможные вопросы для обсуждения ü О чем эта сказка? ü Почему росток вырос не таки каким должен был? ü По какой причине деревья высказывали свое мнение? ü Почему росток не перечил окружающим, слушал их мнения и делал как они говорят? ü Почему мнения окружающих только навредили деревцу? ü Когда у нас появляются сомнения? ü На ком ответственность за результат? ü Чему учит сказка? Кедр (И.В. Стишенок) Возраст: от 14 лет. Направленность: отношение к жизни, раскрытие личностного потенциала и самореализации, изменение взгляда на жизнь, поиск своего пути и места в ней, способствует осмыслению прожитого и моделированию будущего. Маленький росток кедра выглянул из-под земли, потянулся и посмотрел по сторонам: вокруг росли пышные кусты орешника, над головой ярко светило солнце, и высоко по небу плыли голубые облака. – Здравствуйте! – вежливо обратился росток к кустам и пошевелил зелеными листочками. Орешники, даже не взглянув в его сторону, продолжили греть под лучами солнца свои широкие листья. Изредка они переговаривались друг с другом и вновь замолкали. Молодой кедр немного подождал и сказал: – В каком прекрасном месте мы растем, не правда ли? – И он выразительно посмотрел на ближайший куст. – Я так не думаю, – нехотя буркнул тот, явно недовольный чужим вмешательством в свою спокойную жизнь. – Солнце в здешних местах появляется не часто, а дождь и ветер, напротив, так и норовят похозяйничать. Надоели уже! – Дождь и ветер тоже нужны, – улыбаясь, сказал росток. – Один напоит всех и умоет, а второй развлечет и поиграет с нашими листочками, чтобы мы совсем не заскучали. – Некоторым глупцам только бы поиграть, – проворчал куст Орешника и, повернувшись к соседям, громко сказал: – Кажется, новенький совсем несмышленый: одни глупости у него на уме. – Да-да, Вы правы, – важно поддержали его остальные кусты и снова повернулись к солнышку. – И все-таки дождь с ветром нам нужны, и играть с ними я буду! – решительно сказал росток и уверенно раскинул свои веточки в разные стороны. – Играй, играй, что тебе еще делать? – проворчал Орешник и окончательно отвернулся от деревца. Всю весну и лето росток набирался сил. Он подрос и окреп, познакомился с теплым дождем и быстрым ветром и полюбил беседовать и играть с ними. Шустрый ветер всегда норовил незаметно подкрасться к деревцу и растрепать его блестящие листья. Часто друзья устраивали захватывающие поединки на выносливость: ветер дул в полную силу, а Кедр, сопротивляясь, стойко выдерживал его сильные порывы. Если же молодое деревце уставало, ветер нежно обхватывал его своими крыльями и убаюкивал, напевая мелодичные песни. Весело и интересно было им друг с другом, а когда в гости к Кедру приходил дождик, все трое устраивали просто фантастические игры. Дождик торопился полить все листочки деревца, а ветер так и норовил раскидать их в разные стороны. Кедр хохотал, шевелил веточками и, подыгрывая дождю, старался уловить все его капли. Но веселые игры друзей почему-то не нравились окружающим кустам. – Опять шум на весь лес устроили, глупые, – ворчали они. – Ведь можно же было просто полить землю, умыть и напоить нас. Так нет – снова балаган! И этот шустрый ветер – ну зачем он? Одни хлопоты и проблемы от него. И кусты плотнее прижимали к себе веточки с листочками, боясь, чтобы ветер не испортил их красивой формы. Наступила осень. Деревце стало еще выше, крепче и доросло до верхушек самых высоких кустов. – Может быть, сейчас ты станешь серьезнее? – однажды спросил Орешник у Кедра и завел с ним скучный разговор о том, как ведут себя умные и всеми уважаемые деревья..– Важности тебе надо больше и значимости. Прекрати баловаться с ветром. Вы – не пара. Выбери себе более солидного друга. – Не нужен мне солидный друг, – возразил Кедр, выслушав все наставления куста. – Никакая важность не заменит мне радости общения с настоящим товарищем. – Глупый ты и глупости говоришь, – проворчал Орешник и, повернувшись к соседу, вздохнул: – Видно не исправить его. А жаль! Но однажды в лесу стало тихо: птицы улетели в теплые края, а звери спрятались в уютные норки. – Кажется, пришло время отдохнуть, – сказал куст и, обратившись к соседям, произнес: – Спокойного всем сна. И тебе, Кедр, тоже. Может быть, проснувшись, ты станешь серьезнее. А может, поумнеешь и... Не договорив фразы, Орешник уснул. – Пора спать, – пробормотал Кедр, глядя на своих соседей. – А так не хочется!.. Он пошевелил веточками, посмотрел в высокое небо и, улыбнувшись солнышку, сладко зевнул. – Пора спать, – снова повторил Кедр и уснул. В лесу наступила полная тишина. Лишь ветер изредка прилетал на поляну и, качая деревья, напевал им колыбельные песни. Подлетая к другу, он шевелил его тонкие веточки и ласково приговаривал: – Вот с
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.026 с.) |