Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказка о Деревьях-характерах

Поиск

(Н.В. Вологодина)

Возраст: от 12 лет.

Направленность: сказка о разных чертах характерах, причинах их появления. Способствует пониманию особенностей характера человека, саморазвитию, достижению конструктивного общения и взаимодействия с другими.

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была прямая и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле.

Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.

У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто…

Возможные вопросы для обсуждения

ü О чем эта сказка?

ü От чего Деревья-Характеры были разными?

ü Почему буря ломала некоторые Деревья-Характеры?

ü Нарисуйте Деревья-Характеры, которые вы представили во время чтения сказки.

 

Прекрасная незнакомка

(И.В.Стишенок)

Возраст: от 12 лет.

Направленность: внутренние конфликты, трудности в самоопределении, принятии себя. Сказка подсказывает возможность обретения собственной индивидуальности вопреки расхожему мнению и ожиданиям окружающих, способствует решимости выйти на новый уровень жизненного пути для достижения самореализации.

На одном дровяном складе лежали толстые и тонкие, короткие и длинные бревна. Все они давно познакомились друг с другом, о многом переговорили и теперь только ожидали своей дальнейшей участи. Одних из них должны были отправить на мебельную фабрику, чтобы изготовить красивые столы и стулья; других – установить вдоль дорог телеграфными столбами, а третьих – продать на дрова.

Все бревна немного волновались. Конечно, среди них были и такие, кто точно знал, кем станет. Например, крепкие длинные бревна были уверены, что будут только телеграфными столбами. Но остальные и не догадывались о своей дальнейшей судьбе.

Среди них была одна Коряга. Еще только попав на склад, она заметила, что очень отличается от других – ровных и гладких бревен. Коряга была с изгибами, дырочками и сучками. И когда ее соседи говорили, какие хорошие столы, стулья и шкафы из них получатся, Коряга молчала, сравнивая себя с ними. Но иногда она забывала о том, где находится, начинала мечтать и представляла себя прекрасным произведением искусства. Как-то Коряга рассказала о своей мечте соседним бревнам и услышала в ответ:

– Ты слишком много сочиняешь, подруга, будь проще. Посмотри на себя – ну какое ты произведение искусства? Хорошо, если из тебя сделают хоть какой-нибудь табурет или стул.

И запомни: наше дело быть мебелью, если уж не удалось стать телеграфными столбами. После таких слов Коряга замкнулась в себе. В долгих ожиданиях проходили дни. Наконец на склад приехал большой грузовик. Рабочие погрузили бревна и повезли их на мебельную фабрику. Коряга оказалась на самом верху штабеля. Она с интересом смотрела по сторонам, любовалась белыми облаками и ясным солнцем, нежными цветами и могучими деревьями. Когда машина проезжала через лес, Коряга вдруг поняла, что не хочет быть мебелью. Она не хочет, чтобы ее пилили, строгали и забивали гвоздями.

– Я не хочу быть мебелью, – сказала Коряга своим соседкам. – Прощайте!

Она выпрыгнула из кузова машины и очутилась на небольшой поляне. К своему удивлению, беглянка увидела там несколько похожих на себя коряг. Конечно, других размеров и форм, но они тоже были корягами! Она с радостью познакомилась с ними, а вскоре и подружилась. Незаметно прошло лето, наступила осень. В лес стали приходить грибники. Один из них забрел на полянку и увидел Корягу.

– Какая красавица! – воскликнул он. – Настоящее чудо! Я возьму ее с собой в мастерскую, почищу, покрою лаком, и она покажет всю свою красоту.

В мастерской грибник, который оказался художником, долго и терпеливо, стараясь не повредить природной формы, придавал Коряге новый образ. Когда работа была окончена, мастер принес свое творение на выставку. Посетители, увидев лесную гостью, с восхищением воскликнули:

– Какая красавица, настоящее произведение искусства! Они отмечали красоту и легкость ее форм и чем дольше смотрели на фигуру, тем больше чувствовали свет, идущий от нее.

– Это чудо! – произносили ценители искусства и радостные, одухотворенные уходили домой.

А Коряга, которую теперь называли Прекрасной Незнакомкой, счастливо улыбалась. Исполнилась ее заветная мечта – она стала произведением искусства и дарила людям радость и красоту.

Возможные вопросы для обсуждения

ü Нарисуйте самую яркую картину сказки. Что вас привлекло в ней больше всего?

ü Нарисуйте или вылепите из пластилина главную героиню сказки.

ü Какие события привели к запомнившейся вам ситуации?

ü Почему Коряга не захотела быть мебелью?

ü Знакома ли вам подобная ситуация и те чувства, которые испытывала главная героиня, находясь на дровяном складе?

ü Что необходимо сделать, чтобы что-то изменить в жизни?

ü Чему мы можем научиться у этой сказки?

 

Страус

(И.В.Стишенок)

Возраст: от 12 лет.

Направленность: о разных моделях поведения в сложных жизненных ситуациях. Сказка способствует осмыслению собственной модели поведения в кризисных ситуациях, определению для себя наилучшей стратегии поведения, обретению уверенности в себе.

Жил-был Страус, который очень боялся Опасности. Едва завидев даже маленький признак неприятности, он поспешно закрывал глаза и быстро прятал голову в песок. Когда Опасность подходила к этому согнутому созданию, она задевала его. Иногда сильно, иногда не очень. И шла себе дальше.

Как только Страус понимал, что Опасность миновала, он поднимал голову, облегчённо вздыхал и продолжал дальше жить своей растительной жизнью. Однажды Страусу повстречался другой Страус.

– Слушай, друг, – спросил тот, – а почему ты все время прячешь голову в песок? Ведь с твоими сильными ногами от Опасности можно убежать так быстро, что она никогда тебя не догонит.

– А ведь верно, — откликнулся наш герой и стал бегать от Опасности.

«Как здорово! Зоркий взгляд, сильные ноги и никаких грубых пинков!» – однажды остановившись, подумал Страус. Он вздохнул, вспомнив свое недавнее прошлое, а затем снова куда-то побежал.

Вскоре страус встретил Орла.

– Послушай, птица, почему ты все время бегаешь от Опасности? – спросил тот. – У тебя же есть крылья! Поднимись над Опасностью, и она не доберется до тебя.

– Страусы не летают, – с сожалением ответил наш герой.

– Но у тебя есть крылья, – повторил Орел – значит, ты можешь летать. Только попробуй. Вот, смотри, как я это делаю.

И Орел взлетел высоко в небо.

– Ух ты! – восторженно воскликнул Страус и сделал робкую попытку взлететь. Крылья его не послушались. – Ну вот, я так и знал, – грустно сказал он себе и продолжил, как и прежде, убегать от Опасности.

Но однажды Опасность окружила Страуса со всех сторон.

– Некуда бежать, – с грустью пробормотал он и собрался было, как прежде, спрятать голову в песок, как вдруг вспомнил слова Орла: «Ты можешь летать. Только поверь в себя!»

И Страус впервые ощутил свою внутреннюю силу. Он направил ее в крылья и... взлетел. Страус махал ими все сильнее и сильнее – и вдруг почувствовал радость полета.

Он забыл об Опасности и парил в небе, наслаждаясь простором и свободой.

Когда Страус посмотрел на землю, то увидел Опасность, от которой он улетел. С высоты птичьего полета она показалась ему такой маленькой, что Страус, удивившись, подумал: «Это ее я все время боялся? Да она же совсем не страшная!»

Он спустился вниз, по-новому посмотрел на Опасность и спросил:

– Что тебе от меня надо?

– Ничего, – ответила Опасность и улыбнулась. – Я просто играла с тобой. Пока!

И она ушла искать других страусов, чтобы поиграть с ними.

– Вот оно что, – глубокомысленно произнес наш герой и снова взлетел в небо.

Уж очень ему понравилось летать.

Возможные вопросы для обсуждения:

ü О чем эта сказка?

ü Почему страус боялся опасности?

ü Можно ли было считать его по-настоящему сильной птицей?

ü Чем отличается маленький Орел от большого Страуса? Чему он его научил?

ü Что нужно было сделать страусу, чтобы взлететь?

ü Почему когда Страус посмотрел Опасности в глаза и поговорил с ней, она ушла от него?

ü Что делает с человеком страх?

ü Как вы поступаете в сложных жизненных ситуациях?

ü Есть ли у вас внутренняя энергия и сила? Что такое «сила духа»?

ü Чему мы можем научиться у этой сказки?

История Осины

(И.В. Стишенок)

Возраст: от 12 лет.

Направленность: заниженная самооценка, внутренний конфликт, одиночество. Ключевая фраза: «не такой, как другие».

Сказка способствует осознанию собственных деструктивных установок, изменению взгляда на себя и свою жизнь, высвобождению позитивных эмоций и чувств.

Жила-была Осина. И однажды она захотела стать Ольхой. Уж очень у той все хорошо складывалось: и растет в удачном месте, и деревья рядом благородные стоят, и солнце ласково светит, и сережками красивыми увешана. А что Осина? Растет в темном и сыром лесу. Солнышко к ней совсем редко заглядывает, а люди и вовсе почему-то стороной обходят. Не уважают, что ли?

И начала Осина меняться. И станет, как Ольха, и веточки расправит, и по сторонам посмотрит, и все ждет, когда у нее сережки появятся. Так старалась Осина, так старалась! Даже слух по лесу пошел: «Смотрите, Осина меняется. Как интересно!»

Осина начала меняться, но что-то ей совсем плохо после этого стало. Даже ствол болеть начал, а веточки и вовсе опустились. Загрустила Осина: хотела как лучше, а получилось еще хуже.

Опечалилась она, даже всхлипнула, но вдруг услышала: «Не печалься, милое деревце!»

Посмотрела Осина по сторонам и увидела Солнечный Лучик. Он ласково смотрел на нее и почему-то улыбался.

– Это я – милая? – продолжая всхлипывать, спросила Осина. – Да от меня все отворачиваются. Неужели я такая страшная?

– Ты милая и славная, – сказал Солнечный Лучик, согревая деревце. – а что другие говорят, так это просто их выдумки о тебе. И кто сказал, что они верные?

– Они и сказали, – ответила Осина, – ведь их много.

– А ты поверила. А зачем? – спросил Лучик. – И заметь, я от тебя не отворачиваюсь. Ты мне нравишься.

– Нравлюсь? – удивилась Осина. – А за что?

– За то, что ты есть, за то, что растешь, несмотря на суровые условия, в которых живешь, за то, что другим помогаешь, – ответил Лучик.

– Кому же это я помогаю? – еще больше удивилась Осина.

– Вон тем грибам, что рядом растут, – произнес Лучик. – Ты же для них почву подготавливаешь, защищаешь от проливного дождя и палящего солнца. Они ведь так и называются – подосиновики. Неужели забыла?

– Да, – согласилась Осина, – я совсем забыла о них, пока изменяла себя.

Осина сказала:

– Я совсем забыла о тех, о ком заботилась, пока себя изменяла.

– Ты не себя, ты себе изменяла, – уточнил Лучик. – Так старалась, что даже заболела. А всего-то надо было просто быть собой.

– Быть собой? А другие, что скажут они? – волнуясь, спросила Осина.

– Что скажут другие? – переспросил Лучик. – Не знаю. Всем ведь не угодишь, да и не нужно это. А кому ты понадобишься – сами к тебе придут. Кто-то за грибами, а кто-то просто захочет рядом постоять, энергию твою почувствовать.

– Наверное, ты прав, Лучик, – впервые за долгое время улыбнулась Осина и выпрямилась. – Спасибо тебе за участие, теплоту и доброту твою. Я все поняла. Увидимся завтра?

– Увидимся, – улыбнулся Лучик и поднялся в высокое небо.

– До свидания, – сказала Осина и помахала ему вслед своими зелеными листочками.

А наутро, проснувшись, она внимательно посмотрела по сторонам и с удивлением сделала первое открытие:

– Как же здесь светло! Значит, так сыро мне было от собственных слез, а пасмурно – от грустных мыслей?

И, вздохнув, Осина еще внимательнее посмотрела вокруг.

– Вот это да! Все деревья разные, непохожие друг на друга, и каждое по-своему интересно! – сделала она второе открытие. – И Ольха – дерево как дерево, не лучше и не хуже других.

Удивленная открытиями, Осина задумалась и вдруг поняла: «Как же хорошо быть собой!»

Она выпрямилась, встряхнула веточками и улыбнулась навстречу новому дню.

– Здравствуй, милая, – сказал появившийся Солнечный Лучик и заиграл в яркой зеленой листве.

Возможные вопросы для обсуждения

ü Почему Осина захотела стать Ольхой?

ü Отчего у нее это не получилось?

ü Как она стала себя чувствовать после всех попыток измениться?

ü Что хорошее увидел в Осине Солнечный Лучик?

ü Чему он ее научил?

ü Какие ценные качества были у Осины?

ü Какие ценные качества есть у вас?

ü Какие черты характера вы хотели бы улучшить?

ü Почему важно быть собой?

ü Какие открытия сделала Осина на следующее утро после разговора с Лучиком?

ü Какой вывод можно сделать из этой сказки?

Ресурсы черствого Пряника

(И.В. Стишенок)

Возраст: от 12 лет.

Направленность: пассивная жизненная позиция, трудности в самореализации

Сказка способствует развитию коммуникативных навыков, выходу на новый уровень развития, способствующий самореализации.

Жил-был черствый Пряник.

Конечно, когда-то он тоже обладал самыми разными приятными качествами, был мягким и теплым. Но прошло время, и Пряник стал черствым. Вы спросите «почему»?

Дело в том, что он очень боялся быть съеденным. Пряник часто наблюдал, как его друзья – такие же, как и он, пряники и подружки – булочки один за другим исчезали в Большом Человеке и никогда не возвращались назад. С тех пор он о них ничего не слышал.

– Жалко друзей, – вздыхал Пряник и черствел, сжимаясь от страха и одиночества. Так с каждым днем он становился все тверже и тверже, пока наконец не стал похож на камень.

Однажды в хлебнице появились мягкие булочки. Одна из них, маленькая Плюшка, подкатилась к Прянику и, прикоснувшись к его боку, вдруг воскликнула:

– Ой, как больно! Почему вы такой жесткий и нелюбезный?

– Я вовсе не жесткий, – ответил Пряник, – и совсем не хотел вас обидеть. Просто я боюсь и не желаю быть съеденным, вот и черствею потихоньку.

– Странно, – удивилась булочка. – На вас потратили хорошие продукты, сделали с любовью, а вы предпочли стать таким жестким и черствым, что даже дотронуться больно.

– Плюшка, а ведь вы правы, – вдруг сказал Пряник. – Из-за страха я совсем очерствел и позабыл о том, каким был раньше. Что же мне сейчас делать?

Пряник понял каким он хочет стать.

– Но как? – спросил он у булочки.

– Не знаю, – ответила та, – но можно спросить у друзей. Может быть, они что-нибудь придумают.

– Друзья! – воскликнул Пряник, оглянувшись по сторонам. – Кто-нибудь может подсказать мне, как снова стать мягким?

На кухне воцарилась тишина. Вдруг большая Плита сказала:

– Я могу помочь тебе, Пряник, но если ты снова станешь мягким, тебя съест Большой Человек. Не боишься?

– Сейчас – нет, – ответил Пряник, посмотрев на Плиту. – Ведь меня для этого и испекли.

– Тогда забирайся в мою теплую духовку, – предложила Плита и гостеприимно открыла дверцу.

Плита согрела Пряник, и он снова стал мягким.

Утром Большой Человек подошел к хлебнице, увидел лежащий в ней мягкий пряник и съел его.

– Как раз это мне и нужно в начале важного дня, – сказал он и отправился по своим неотложным делам.

А Пряник? Пряник стал Человеком.

Возможные вопросы для обсуждения

ü О чем эта сказка?

ü Почему Пряник боялся быть съеденным?

ü Что сказала Плюшка Прянику? Почему он решил измениться?

ü Может ли страх помешать человеку реализовать свои способности?

ü Какие новые качества появляются у человека, победившего свой страх? А какие исчезают?

ü Почему Плита не предложила свою помощь Прянику раньше, а только после того, как он сам обратился за ней?

ü Каким становится человек, почувствовавший «теплое» отношение к себе?

ü Есть ли у вас свое предназначение? Какое оно?

ü Какой вывод можно сделать из этой сказки?

Мотылек

(И.В. Стишенок)

Возраст: от 14 лет.

Направленность: одиночество, тенденции саморазрушения. Способствует осознанию конструктивных способов удовлетворения потребности в теплом отношении и любви; необходимости управления собственными чувствами и поведением.

Ярким летним днем родился белокрылый мотылек Митя. «Как прекрасен мир!» – подумал он, порхая над цветущей поляной, согретой теплыми солнечными лучами.

Через несколько часов солнце спряталось, наступил вечер, и Митя, с грустью посмотрев по сторонам, подумал: «Как холодно и одиноко…»

Вдруг он увидел вдали костер, яркие языки пламени которого фейерверком взлетали в ночное небо.

– Свет, тепло, солнце! – воскликнул Мотылек и полетел на встречу огню. – Наконец-то я нашел тебя!

Митя стремительно взлетел в жаркое пламя костра, и оно с восторгом охватило его.

– Ой как больно! – воскликнул Мотылек, выпорхнув в ночное небо. Он посмотрел на свои обгоревшие крылышки и заплакал.

– Ну и зачем ты полез в огонь, глупыш? – услышал Митя чей-то голос. – Тебе что, жить надоело?

Незнакомая букашка сидела на соседней травинке и внимательно смотрела на мотылька.

– Ничего мне не надоело, – сквозь слезы сказал Митя. – Я думал, это Солнце. А ты, собственно, кто?

– Я – Божья коровка, – ответила букашка. – Сижу, отдыхаю и никуда не лезу. Я жду.

– Ждешь? – удивился мотылек. – А чего ты ждешь?

– Утра жду. Восхода солнца жду, – ответила его новая знакомая, расправив свои крылышки. – Ведь только утром становится тепло и светло.

– А я не знал, что солнце приходит по утрам, вот и бросился в костер, – с грустью сказал Митя. – Ведь в темноте так одиноко. А огонь – он такой заманчивый.

– Да, – согласилась Божья коровка, – огонь привлекает и может согреть, но если броситься в него с головой – обожжет. Научись ждать, легкомысленный мотылек, и увидишь, что произойдет.

– Хорошо, я подожду, – глубоко вздохнув, сказал Митя и посмотрел вверх.

Над головой сияли миллиарды звезд.

«Как красиво, – впервые подумал мотылек. – Оказывается, и в темноте есть свои дары».

Он аккуратно сложил обогревшие крылышки, и устроившись на травке, сладко уснул.

А наутро взошло солнце. Его первые лучи разбудили и согрели Митю. «Права была Божья коровка, – потягиваясь, подумал мотылек. – За темной ночью всегда приходит рассвет. Надо только научиться ждать».

И в добром настроении он перелетел на соседнюю травинку.

Вскоре крылышки мотылька полностью зажили, и каждый день он с большой радостью порхал над любимой поляной. А по вечерам Митя беседовал с Божьей коровкой и смотрел в загадочное звездное небо.

«Ночь – это только часть дня», – глубокомысленно думал он и засыпал.

А утром с новыми силами летал в прозрачном воздухе, напитанном солнечным теплом.

Возможные вопросы для анализа сказки:

ü О чем эта сказка?

ü Как чувствовал себя мотылек днем, когда светило солнце?

ü Как он стал чувствовать себя, когда солнце спряталось?

ü Что для мотылька значило солнце?

ü Какие чувства испытываете вы, когда видите солнечный свет?

ü Были ли в вашей жизни периоды, которые вы могли бы назвать светлыми? А были ли такие, которые назвали бы сумеречными или даже темными?

ü Почему мотылек кинулся в объятия пламени? С чем он его перепутал?

ü Что произошло с мотыльком после этого?

ü Что происходит с человеком, совершившим ошибку?

ü Насколько необходимо человеку знать, что он хочет, и уметь ждать, доверяя жизни и не теряя к ней интереса, даже тогда, когда кажется, он не видит впереди свет и перспективу?

ü Как вы относитесь к смене дня и ночи? А к изменению своего настроения, когда радость сменяется грустью и наоборот? А разнообразию событий, происходящих в вашей жизни?

ü Что означает выражение «ночь особенно темна перед рассветом»?

ü Сразу ли зажили крылышки у мотылька?

ü Почему человеку необходимо время, чтобы после сложных для него событий снова вернуться к полноценной жизни?

ü Чему вас научили трудности вашей жизни? Что ценного для себя (новые знания, опыт) вы получили, пройдя эти испытания?

ü Чему мы можем научиться у этой сказки?

 

Сказка про со-мнения

(И. Семина)

Возраст: от 14 лет.

Направленность: неуверенность в себе, своей правоте, внешности, отсутствие собственного мнения; склонность идти на поводу у других, перекладывать ответственность за принятие решения и его последствия.

Росток проклюнулся в субботу утром.

– Смотрите, новенький! – сказала роскошная Плакучая Ива. – В нашем обществе прибавление! Ну что ж, добро пожаловать!

– Только он какой-то странный, – качнула узкими зелеными листьями Драцена. – Я такого еще не видела. Что это за растение, интересно?

– Пусть подрастет, там видно будет, – сказал Дуб. – Если что, подправим.

Росток, воодушевленный столь доброжелательным приемом, стал быстро набирать силу, рос буквально не по дням, а по часам. И чем выше он становился, тем больше сомнений он вызывал у окружающих.

– Как-то слишком быстро он растет, – прокомментировала Осина. – Слышишь, малыш? Не надо так торопиться, у тебя еще слишком хрупкая сердцевина, ты можешь сломаться. Притормози, не спеши! Такое мое мнение.

Росток подумал и решил последовать совету. Теперь он рос гораздо медленнее, и Осина одобрительно шелестела листьями, глядя на малыша. Вскоре он выбросил первые веточки.

– Ну и куда ты размахался? – сурово спросил Кипарис. – Настоящее дерево должно быть стройным! Если будешь расти в разные стороны, из тебя в конце концов получится какая-нибудь кляпка-корявка, и будешь знать.

Росток не знал, как выглядит кляпка-корявка, но испугался и стал прижимать веточки к стволу. У него это получалось плоховато, но он старался. Кипарис был высокий, красивый, стройный, и уж наверное знал, что говорил.

– Не фонтан, конечно, но все-таки лучше, чем было, – оценил Кипарис, и Росток немного успокоился, продолжая тщательно следить, чтобы веточки не раскидывались.

– Ты толстеешь! – осуждающе сказала Береза. – Это недопустимо. Вот посмотри на меня, я – эталон! Недаром в народе говорят «стройная как березка». Ты давай-ка, сядь на диету! А то скоро поперек себя шире станешь. Все плеваться будут. Это мое личное мнение!

Росток очень забеспокоился и сел на диету: стал брать гораздо меньше питательных веществ из земли. Он перестал толстеть, но ствол его стал гораздо слабее.

– Ничего, ничего! – ободряла его Береза. – Красота требует жертв!

Между тем у Ростка уже появились листики.

– У тебя странные листья, – возмущенно всплескивала зеленой метелкой Пальма. – Слишком длинные, слишком жесткие, слишком острые. Неправильные листья! Вот посмотри на меня – мягкие, широкие, резные, просто загляденье! Ты давай, подтягивайся! Мое мнение – нельзя давать себе расслабиться, нужно трудитсья над имиджем днем и ночью!

Росток стал сутками уговаривать листики расти по-другому, чтобы они становились широкими и плоскими, как у пальмы. Это было неудобно и даже больно, но ему удалось вытянуть свои длинные и узкие листья в какое-то подобие лопаточек.

А между тем окружающие очень полюбили высказываться по поводу Ростка – ведь он никогда никому не перечил и старательно выполнял все рекомендации. Соседям уже даже интересно было, что из него получится.

– Хорошо, что ты не отказываешься от мудрости старших, – поучал его старый Бук. – В молодости так просто наделать ошибок, и тогда тебе никогда не стать полезным деревом. А опыт старших – это сила! Взрослые плохому не научат, а от опрометчивых шагов оберегут. В общем, прислушивайся к нашему мнению – и не пропадешь!

Росток уже давно преодолел юный возраст, но местное сообщество никак не могло определить, какое же он дерево. Никогда такого не видели: деревце было приземистое, с кривеньким корявым стволиком, с узловатыми, причудливо изогнутыми ветками, усеянными какими-то недоразвитыми листиками, в общем, если честно, страшненькое такое деревце. Уродец. К такому мнению постепенно склонились все деревья: и Плакучая Ива, и Пальма, и Старый Бук, и Драцена, и все другие тоже.

Деревце и не пыталось сказать что-то в свое оправдание: оно ведь никогда не было другим, и ему казалось, что вот таким нелепым и корявым оно и было задумано природой. Конечно, высокомерные вздохи и показное сочувствие высоких и сильных собратьев его задевали, но – что поделаешь? Не всем быть красавцами, радовать глаз статью и мощью. Есть и ошибки природы, что ж поделаешь.

А однажды среди деревьев появились люди. Мужчина, женщина и девочка.

– Боже! Этот ботанический сад – просто чудо! – оживленно говорила женщина. – Как хорошо, что мы сюда пришли! Смотрите, какой чудный кипарис – как свечка!

– А бук-то, бук! – вторил ей мужчина. – Красавец! Богатырь! Дочура, посмотри!

– Ой… А это что за деревце? – вдруг остановилась женщина напротив уродца. – Странное какое-то, покореженное… Вроде бы как даже не настоящее..

– Нет, мамочка, оно живое! – сказала девочка, осторожно прикасаясь ладошкой к стволу.

– Дайте-ка я погляжу! – приблизился мужчина. – Вы знаете… Похоже, это изначально был ливанский кедр. Но что-то случилось, и он мутировал.

– Ну что ты, – усомнилась женщина. – Ливанский кедр – он же высокий, прямой, как струнка, и иголки у него, а не листики. А тут что-то непонятное.

– Я же говорю, мутировал, – стоял на своем мужчина. – Мало ли что могло случиться? В неблагоприятных условиях искажается природный облик любого существа, не только дерева.

– Но ты точно уверен? – все никак не могла поверить женщина.

– Да, я ж все-таки биолог, – улыбнулся мужчина. – Кора, ствол, расположение ветвей, да много признаков. Нет, точно кедр.

– Мама, папа, я нашла! – закричала девочка, которая тем временем достала из сумки ботанический атлас. – Вот он, ливанский кедр!

– М-даааа, – сокрушенно протянул мужчина, взглянув в атлас. – Эк тебя искорежило, бедняга…

– Похоже на деревце-бонсай, – огорченно сказала женщина. – Как будто ему расти свободно не давали.

– Смотри, деревце, какое ты по-настоящему, – сказала девочка и поднесла к нему развернутый атлас.

И деревце-бонсай, как его назвала женщина, увидело… себя. Оно вдруг каждой своей клеточкой, каждым изгибом ствола ощутило, что это – его Истинный Облик, и оно должно было вырасти именно таким!!! С высоченным прямым стволом, с раскидистыми ветвями, с длинными стрельчатыми иголочками…Но ему все время говорили «не так», «не туда», «неверно», и оно почему-то предпочло прислушиваться к чужому мнению, а не ощущать себя самим собой.

И когда люди ушли, деревце впервые, пожалуй, попробовало распрямиться во весь рост, насколько смогло, и пристально оглядело окружающих.

– А что, а что? – тревожно зашумели деревья. – Мы же тебя не заставляли, да? Мы просто советовали! А ты могло, между прочим, расти, как хочется, и не учитывать наши мнения.

– Да, я могло, – тихо сказало деревце-бонсай. – Но я выбрало другой путь – быть хорошим для всех. Мне казалось, что все вы, такие большие и умные, знаете лучше меня, каким мне расти и каким быть. Это моя ошибка. Теперь я знаю, что сомнения появляются, если собирать все мнения, а своего собственного не иметь. Я получило свой опыт, и теперь мне уже никогда не стать таким, каким я могло бы быть, если бы прислушивалось к себе. Но я вас не виню. Буду жить таким, какое есть.

И деревья стыдливо затихли, потому что каждый втайне думал, что все-таки немножко виноват в том, что маленький ливанский кедр уже никогда не будет таким, каким его задумала природа.

А вскоре неподалеку проклюнулся новый Росток.

– Интересно, что это за растение? – по привычке начала Плакучая Ива. – Я такое еще не видела…

– Кем бы оно не было, я беру над ним шефство, – строго сказало деревце-бонсай. – И никому не дам руководить его ростом! Даже себе! Ты слышишь меня, Росток? Слушай свое сердце и расти так, как тебе будет казаться правильным! И сомнения никогда не искривят твой путь и твой ствол.

И новый Росток затрепетал, словно засмеялся, и во весь свой маленький рост потянулся наверх, к солнцу.

Возможные вопросы для обсуждения

ü О чем эта сказка?

ü Почему росток вырос не таки каким должен был?

ü По какой причине деревья высказывали свое мнение?

ü Почему росток не перечил окружающим, слушал их мнения и делал как они говорят?

ü Почему мнения окружающих только навредили деревцу?

ü Когда у нас появляются сомнения?

ü На ком ответственность за результат?

ü Чему учит сказка?

Кедр

(И.В. Стишенок)

Возраст: от 14 лет.

Направленность: отношение к жизни, раскрытие личностного потенциала и самореализации, изменение взгляда на жизнь, поиск своего пути и места в ней, способствует осмыслению прожитого и моделированию будущего.

Маленький росток кедра выглянул из-под земли, потянулся и посмотрел по сторонам: вокруг росли пышные кусты орешника, над головой ярко светило солнце, и высоко по небу плыли голубые облака.

– Здравствуйте! – вежливо обратился росток к кустам и пошевелил зелеными листочками.

Орешники, даже не взглянув в его сторону, продолжили греть под лучами солнца свои широкие листья. Изредка они переговаривались друг с другом и вновь замолкали.

Молодой кедр немного подождал и сказал:

– В каком прекрасном месте мы растем, не правда ли? – И он выразительно посмотрел на ближайший куст.

– Я так не думаю, – нехотя буркнул тот, явно недовольный чужим вмешательством в свою спокойную жизнь. – Солнце в здешних местах появляется не часто, а дождь и ветер, напротив, так и норовят похозяйничать. Надоели уже!

– Дождь и ветер тоже нужны, – улыбаясь, сказал росток. – Один напоит всех и умоет, а второй развлечет и поиграет с нашими листочками, чтобы мы совсем не заскучали.

– Некоторым глупцам только бы поиграть, – проворчал куст Орешника и, повернувшись к соседям, громко сказал: – Кажется, новенький совсем несмышленый: одни глупости у него на уме.

– Да-да, Вы правы, – важно поддержали его остальные кусты и снова повернулись к солнышку.

– И все-таки дождь с ветром нам нужны, и играть с ними я буду! – решительно сказал росток и уверенно раскинул свои веточки в разные стороны.

– Играй, играй, что тебе еще делать? – проворчал Орешник и окончательно отвернулся от деревца.

Всю весну и лето росток набирался сил. Он подрос и окреп, познакомился с теплым дождем и быстрым ветром и полюбил беседовать и играть с ними. Шустрый ветер всегда норовил незаметно подкрасться к деревцу и растрепать его блестящие листья. Часто друзья устраивали захватывающие поединки на выносливость: ветер дул в полную силу, а Кедр, сопротивляясь, стойко выдерживал его сильные порывы. Если же молодое деревце уставало, ветер нежно обхватывал его своими крыльями и убаюкивал, напевая мелодичные песни.

Весело и интересно было им друг с другом, а когда в гости к Кедру приходил дождик, все трое устраивали просто фантастические игры. Дождик торопился полить все листочки деревца, а ветер так и норовил раскидать их в разные стороны. Кедр хохотал, шевелил веточками и, подыгрывая дождю, старался уловить все его капли.

Но веселые игры друзей почему-то не нравились окружающим кустам.

– Опять шум на весь лес устроили, глупые, – ворчали они. – Ведь можно же было просто полить землю, умыть и напоить нас.

Так нет – снова балаган! И этот шустрый ветер – ну зачем он? Одни хлопоты и проблемы от него.

И кусты плотнее прижимали к себе веточки с листочками, боясь, чтобы ветер не испортил их красивой формы. Наступила осень. Деревце стало еще выше, крепче и доросло до верхушек самых высоких кустов.

– Может быть, сейчас ты станешь серьезнее? – однажды спросил Орешник у Кедра и завел с ним скучный разговор о том, как ведут себя умные и всеми уважаемые деревья..– Важности тебе надо больше и значимости. Прекрати баловаться с ветром. Вы – не пара. Выбери себе более солидного друга.

– Не нужен мне солидный друг, – возразил Кедр, выслушав все наставления куста. – Никакая важность не заменит мне радости общения с настоящим товарищем.

– Глупый ты и глупости говоришь, – проворчал Орешник и, повернувшись к соседу, вздохнул: – Видно не исправить его. А жаль!

Но однажды в лесу стало тихо: птицы улетели в теплые края, а звери спрятались в уютные норки.

– Кажется, пришло время отдохнуть, – сказал куст и, обратившись к соседям, произнес: – Спокойного всем сна. И тебе, Кедр, тоже. Может быть, проснувшись, ты станешь серьезнее. А может, поумнеешь и...

Не договорив фразы, Орешник уснул.

– Пора спать, – пробормотал Кедр, глядя на своих соседей. – А так не хочется!..

Он пошевелил веточками, посмотрел в высокое небо и, улыбнувшись солнышку, сладко зевнул.

– Пора спать, – снова повторил Кедр и уснул.

В лесу наступила полная тишина. Лишь ветер изредка прилетал на поляну и, качая деревья, напевал им колыбельные песни. Подлетая к другу, он шевелил его тонкие веточки и ласково приговаривал:

– Вот с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.026 с.)