Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Слухопроизносительная дифференциация твердых и мягких согласных звуковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Логопедическая работа по дифференциации на слух и в произношении осуществляется по следующему плану. Рассмотрим содержание работы на примере дифференциации звуков м — м\ а) Дифференциация изолированных твердых и мягких звуков. Цель: научить детей различать на слух и в произношении звуки мкм', выделять из слогов и слов твердые и мягкие звуки м — м'. 1. Рассматривание картинок на слова-квазиомонимы 2. Беседа по картинкам. — Что нарисовано на первой картинке? (Мыло.)
—Что нарисовано на второй картинке? (Девочка.) —Эту девочку зовут Мила. —Итак, что нарисовано на первой картинке? (Мыло.) 3. Выделение первых звуков в словах. Дети еще раз повторяют слова (мыло и Мила) и определяют, что в слове мыло первый звук м, а в слове Мила — м'. 4. Сравнение звуков м т м'. Логопед произносит эту пару звуков (м — м'), затем просит детей повторить их. —Одинаково ли произносятся звуки м и м'! (Неоди —При каком звуке губы больше растянуты? (При зву —Какой звук произносится с бблыпим усилием, на Далее логопед делает вывод: звук м' произносится с 66-льшим напряжением губ, чем м. Сравнивается звучание м и м'. Логопед произносит оба звука и задает вопрос: — Какая разница в звучании этих звуков? Если дети затрудняются в ответе, то следует поставить дополнительные вопросы: —Какой звук звучит более твердо — м или м'1 (м.) —Какой звук звучит более мягко — м или м'? (м\) —Значит, как звучит м'? (Мягко.) А как звучит л*? Делается вывод: м звучит твердо, он твердый; звук м' звучит мягко, он мягкий. 5. Соотнесение звуков мкм* с буквой. —Какой буквой обозначаются звуки м и м'1 (Буквой м.) —Одной буквой обозначаются и твердый, и мягкий 6. Составление графической схемы слов мыло, Мила. — В слове мыло какой первый звук? (м.) Это звук В схеме под картинкой ставится синяя буква м.
142 143 — В слове Мила какой первый звук? (м'.) Это звук В схеме под картинкой ставится зеленая буква м. —В каком же слове звук м твердый? (В слове мыло.) —В каком слове звук м мягкий — м'? (В слове Мила.) Дифференциация звуков м — м' в слогах Рекомендуются следующие задания: 1. Поднять зеленую букву м, если в слове мягкий звук м'\ 2. Прочитать слоги со звуками мим', подчеркнуть буквы 3. Диктант слогов с твердыми и мягкими звуками (м и Дифференциация звуков м — м' в словах 1. Поднять зеленую или синюю букву м в зависимости от а) Со звуками м — м' в начале слова: малина, мяч, молния, муха, мясо, мел, мед, мишка, мышка, мох, мех, мыло, Мила, метро, молоко, машина, Митя, мыть, минута, малыш, мак, миска, медведь, мо роз, мама, молоток, мухомор, матрешка. б) Со звуками м — м' в середине слова: камыш, смех, камень, дома, помидор, ломать, темно, семь, замок, заморозил, смородина, скамья, лампа, комната. 2. Распределить картинки на две группы. Если в назва 3. Подобрать слова на твердый звук м. 4. Подобрать слова, которые начинаются с мягкого звука м'. 5. Заменить в предлагаемых на слух словах твердый со 144 6. Добавить слог с твердым или мягким звуком м. Опре До...,...ха,...локо,...чик,...шина,...тя,...ша,...газин,...нута. 7. Записать слова, подчеркнуть букву м карандашом зе 8. Разделить страницу тетради на две части. Слева запи 9. Отгадать загадки. В отгадках определить, твердый или мягкий звук в слове. Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок.) Красна девица в темнице, коса на улице. (Морковь.) Я над речкой лежу, оба берега держу. (Мост.) Бьют его рукой и палкой, Зверь забавный сшит из плюша. Никому его не жалко. Есть и лапы, есть и уши. Почему беднягу бьют? Меду зверю дай немного Потому что он надут. И устрой его в берлогу! (Мяч.) (Медведь.) То толстеет, то худеет, на весь дом голосит. (Гармонь.) Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.) 10. Игра в лото. На карточках картинки, в названии которых имеется твердый м или мягкий м'. Логопед называет слова. Дети закрывают картинку синей буквой, если звук м в слове твердый, и зеленой буквой — если звук м' (мягкий). Дифференциация звуков м — м' в предложениях Рекомендуются следующие упражнения: 1. Придумать предложения со словами-квазиомонимами: 2. Придумать по картинкам предложения, включающие 3. Найти в предложениях слова со звуками м и м', опре Мама положила в сумку помидоры. Тамара споткнулась о камень. Митя сорвал с клумбы ромашки. Маша построила до- 145 мик из кубиков. Медвежонок съел много меду. Малыш громко смеется. 4. Вставить пропущенные буквы карандашом синего или ...альчики пой...али...ышку. В лесу растет...ягкий...ох....ы рисуе... до...ик. Этой зи...ой были сильные...орозы....итя напи сал пись...о....ы посеяли в зе...лю се...ена. 5. Диктант предложений, включающих слова со звуками Мама купила лимоны. Сима пила морс. Миша кормит уток. Митя ест помидор. Маше семь лет. Мы моем пол. У меня бумажный змей. Дифференциация звуков м — м' в текстах С целью развития навыков дифференциации звуков м — м' в текстах детям даются аналогичные задания. Тексты должны включать слова со звуками м — м'. 146 Маша посадила семена в землю. Из семян выросли малень кие ростки. А летом на клумбе зацвели маки и ромашки. Аналогичная работа проводится по дифференциации других пар твердых и мягких согласных. Как только дети научатся различать твердые и мягкие согласные на слух, можно перейти к следующей теме — "Обозначение мягких согласных на письме", т.е. к усвоению того, что буквы е, ё, ю, я, и, ь обозначают мягкость предыдущего согласного.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.49 (0.006 с.) |