Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие слухового восприятия и вниманияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Логопедическая работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков. На предварительном этапе (в первом классе вспомогательной школы) эта работа проводится в виде игровых упражнений. Примерные игры и игровые упражнения Кто хлопал? Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал. Что звучит? Логопед за ширмой воспроизводит звучание инструментов (дудочки, барабана, колокольчика, балалайки и др.). Дети должны отгадать, каким инструментом производится звук. Тахо — громко Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий, идут обычным шагом, если еще более громкий— бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес, внимание к речи окружающих, что является одной из причин недоразвития речевого общения. В связи с этим важно уже на самом начальном этапе логопедической работы развивать у детей интерес и внимание к речи, установку на восприятие речи окружающих. Примерные игры и игровые упражнения Найди картинку Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются). Хлопки Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Кто летит Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово летит в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака ле-
36 37 тит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче. Запомни слова Логопед называет 3—5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления. Развитие восприятия речи проводится также с использованием заданий на имитацию слогов. На этом этапе сначала предлагаются слоги без стечений согласных с артикуляторно простыми звуками. Слоги без стечения согласных (из таблиц Н.Б. Покровского): няк пуль мят пиц мюф лут дыс вые гум ёфь ёк тыпь геф деп вох эфь лефь вик кась лёфь дян пяф хил хуф вый фыл сых яс лень маф буф непь гипь вяф фей дас юц заххас нип тум бяй ныф мям куй гом боть нунь вафь зуфь гань сым бюн холь дяф нень люпь кик моть мифь зяк ноть лен тух зам хет сёф кать бан вёнь гек танъ мех пась быс тет мофь лям гоф сях фок хул дам пюм бек синь луф бань нах бем сах десь Слоги со стечением согласных: фсен плись вость втот скум касть длаф фсес дыст ностъ длин плык знун тисть здап зном скес дват скам твим В дальнейшем переходят к развитию элементарных форм фонематического анализа (см. раздел "Развитие фонематического анализа и синтеза"). На предварительном этапе развивают умение детей узнавать звук на фоне слова, определять первый и последний звук. Работа проводится над выделением звуков, правильно произносимых детьми после уточнения их артикуляции и слухового образа. Этап постановки звука Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука 38 в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции. Этап постановки звука у умственно отсталых детей занимает больше времени и вызывает гораздо большие трудности, чем у учеников массовой школы, особенно в случаях искажений звуков. Это связано с особенностями высшей нервной деятельности (трудностями перестройки старых условно-рефлекторных связей), психологическими особенностями умственно отсталых детей, нарушением у них артику-ляторной моторики, а также недоразвитием слуховой дифференциации звуков. Особенностью логопедической работы с умственно отсталыми детьми на этапе постановки звука является максимальная активизация ощущений и восприятий разной модальности зрительного образа артикуляции, слухового образа звука, кинестетических, тактильных, тактильно-вибрационных ощущений. На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: 1) развитие восприятия речи, 2) формирование фонематического анализа, 3) развитие ар-тикуляторной моторики, 4) работа по непосредственной постановке звука. Развитие восприятия речи, как и на предварительном этапе, проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги со стечением согласных (которые правильно произносятся). Например, при постановке звука с можно предложить для повторения такие слоги: трит, ртух, трен, кром, урт, тряпь, трар, прень, прит, треп, трюлъ, ктар, крим и др. в тех случаях, когда звуки р — р' произносятся детьми правильно. У На этапе постановки звука развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков прежде всего от далеких артикуляторно и акустически. Например, при постановке звука ш можно дать следующие задания: поднять флажки, если в слове слышится звук ш; отобрать картинки, в названии которых имеется звук ш (предлагаются картинки с изображением рамы, шапки, дома, шубы и т.д.); определить место звука ш (начало, середина, конец) в словах: 39 шарф, кошка, карандаш. С учетом уровня овладения фонематической стороной речи можно проводить работу и над сложными формами фонематического анализа. Например, детям предлагается определить, какой по счету звук ш в словах шина, кошка, ушанка, мышка; нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука ш. (Подробнее см. раздел "Развитие фонематического анализа и синтеза".) При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения. На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений). В первом классе на этом этапе продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений. Развитие артикуляторной моторики проводится в виде так называемой артикуляторной гимнастики. Ар-тикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающих правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гимнастики является отработка каждого элемента артикулятор-ного уклада. Например, для звука ш— губы трубочкой, широкий язык, боковые края приподняты, средняя часть спинки языка опущена, кончик языка приподнят, язык имеет форму чашечки. Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений. Так, для постановки звука р нужны артикуляторные упражнения, направленные на поднятие кончика языка, его подвижность и вибрацию, что не требуется, например, при постановке звука с. В отличие от массовой школы, во вспомогательной школе тщательно продумывается постепенное усложнение артикуляторных упражнений. На этапе постановки звука отрабатывается более сложный, чем на предьщущем этапе, комплекс артикуляторных упражнений, подготавливающих правильное произношение звука. 40 Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом, на счет. Если движения не получаются, то используется механическая помощь. В дальнейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям. На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же требования, что и на предварительном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключае-мость движений. После отработки изолированных элементов движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад. Основными способами постановки звука являются следующие: 1. По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зри 2. Механический способ постановки с использованием 3. Постановка от других звуков, правильно произноси 4. Постановка звука от артикуляторного уклада. Напри 5. Смешанный способ постановки, когда используются 41 У умственно отсталых школьников при постановке звука, как правило, используются смешанные способы постановки; в большей степени, чем у нормальных детей, применяется механический способ постановки. В процессе закрепления произношения изолированного звука постепенно осуществляется переход от полимодальных подкреплений нормальной артикуляции звука к опоре лишь на кинеститеческие и слуховые ощущения, а в дальнейшем— только на слуховой образ звука. В первом классе вспомогательной школы, особенно в начале учебного года, проводится индивидуальная постановка звука, в дальнейшем при постановке звука используется как индивидуальная, так и фронтальная форма работы. Этап автоматизации звука С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных ре-чедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизно-шения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному. Прежде всего включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что облегчает их автоматизацию. Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем — в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных! На ЭТОМ "'Этапе большое место занимает работа по имитации слогов с отрабатываемым звуком: сначала слогов без 42
стечений, затем — со стечением согласных. Например, при автоматизации звука с предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, эс, вые, сол, воет, оск и др. Предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: саса, саса. Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са — сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук— в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем — в словах со стечением согласных. На следующем этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком. Во вспомогательной школе этап автоматизации звуков очень длительный, что обусловлено психофизиологически-ми особенностями умственно отсталых детей. На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук из слова, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматизация звуков очень трудна для умственно отсталых детей, в том числе и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он не может своевременно подготовить артикуляторные органы к правильному произнесению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук находится в середине или конце слова. В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи. Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамма- 43 тического строя речи (см. раздел "Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи"). Эта работа тесно связана с уроками русского языка. Особенностью этапа автоматизации во вспомогательной школе является тщательное планирование уроков, распределение тем. В системе уроков по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и речевого материала. Например, на этапе автоматизации звука с в слогах и словах предусматривается следующая тематика занятий (1 класс): 1. Автоматизация звука с в прямых открытых слогах: са, 2. Автоматизация звука с в обратных слогах: ас, ос, ыс, 3. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в начале 4. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в конце 5. Автоматизация звука с в слогах со стечением соглас
6. Автоматизация звука с в простых односложных словах 7. Автоматизация звука с в простых односложных словах 8. Автоматизация звука с в односложных словах со сте 9. Автоматизация звука с в простых двусложных словах
10. Автоматизация звука с в простых двусложных словах 11. Автоматизация звука с в двусложных словах со стечени 12. Автоматизация звука с в трехсложных словах без сте 13. Автоматизация звука с в трехсложных словах со стече Аналогичным образом проводится автоматизация звука с в четырехсложных словах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.238 (0.01 с.) |