Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Выделение (узнавание) звука на фоне слова

Поиск

В процессе развития элементарных форм фонематичес­кого анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в сло­ве, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Известно, что ударные гласные узнаются гораздо легче,
чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или из середины. Щелевые и
сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются
лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выде­
ляются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки —
наоборот, из конца слова.                             

С большим трудом дети определяют наличие в слове глас­ного и выделяют его в конце слова. Это объясняется осо­бенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимает­ся детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок со­гласного звука.

Вместе с тем необходимо учитывать и особенности вос­приятия и произношения звуков речи умственно отсталыми школьниками. Многие умственно отсталые дети восприни­мают начало слова более четко, чем его середину или конец.

Что касается согласных звуков, то исследователи указы­вают на то, что щелевые согласные, в том числе шипящие и сонорные, выделяются легче других согласных. Однако вы­деление шипящих и сонорных р и л часто затруднено вслед­ствие их дефектного произношения умственно отсталыми детьми. Поэтому работу по выделению звуков на фоне сло-


 


112


ИЗ


ва начинают с артикуляторно простых звуков (м, н, х, в

и др.)-                                                                            

Прежде всего необходимо уточнить артикуляцию соглас­ного. Для этого определяется положение артикуляторных органов сначала с помощью зрительного восприятия, а за­тем на основе кинестетических ощущений, получаемых от артикуляторных органов. При этом обращается внимание на звучание, характерное для данного звука. Определяется наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух.

Затем логопед предлагает детям определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: однослож­ных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стече­нием согласных. Логопед дает детям слова как с отрабаты­ваемым звуком, так и без него. Заданный звук должен на­ходиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).

Сначала наличие звука определяется на слух, и на осно­ве собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, нако­нец, по слухо-произносительным представлениям, т.е. в умственном плане.

Звук связывается с буквой. Рекомендуются следующие задания с использованием буквы:

1. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.

2. Разделить страницу на две части. С одной стороны за­
писать букву, с другой стороны поставить черточку. Лого­
пед читает слова. Если в слове имеется заданный звук, дети
ставят крестик под буквой, если в слове нет звука, то крес­
тик ставится под черточкой.

3. Повторить вслед за логопедом слова с заданным зву­
ком, показать соответствующую букву.

4. Выделить из предложения слово, включающее данный
звук, и показать соответствующую букву.

5. Показать картинки, в названии которых имеется звук,
обозначаемый заданной буквой.

После того, как у детей будет сформировано умение оп­ределять наличие согласного в начале или конце слова, можно предложить слова, в которых заданный звук будет находить­ся в середине слова. Начинают с простых слов (например, коса — при выделении звука с), затем предъявляют слова со стечением согласных (например, марка— при выделении


звука/?). Вначале слово произносится по слогам с интони­рованием заданного звука и подкрепляется соответствующей картинкой.

Примерные задания по выделению звука р на фоне слова

1. Поднять руку или карточку с буквой р, если в слове
имеется звук р. Слова называет логопед. Примерные слова:
рама, нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, крыша,
стол, топор, ромашка, собака, тигр, карман, трава, забор,
ножницы, корова, марка, помидор.

2. Отобрать предметные картинки, в названии которых есть
звук/».

3. По сюжетной картинке назвать слова со звуком/».

4. Придумать слова со звуком р.

5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду
или игрушки, в названии которых есть звук р,

6. Добавить слог со звуком р, чтобы получилось слово.
Например: го... (ра), ко... (ра), вед... (ро), ша... (ры), топо...
(ры), забо... (ры), кома... (ры).

Логопед предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук— во втором или в третьем; затем произнести все слово, уточнить место звука в слове.

7. Логопед произносит- слова. Дети пишут букву р в тет­
ради, если в слове есть звук р. Если в слове нет звука р, то
ставят черточку. Предъявляются слова, в которых звук про­
износится в начале, середине и конце слова.

8. Дополнить предложение словами, в которых содержит­
ся звук р с опорой на картинки. Например, логопед назы­
вает часть предложения, а. ученики выбирают картинку на
звук р и дополняют предложение соответствующими слова­
ми: Мама посадила на грядке... (свекла, лук, морковь). Или:
В нашем лесу растут... (дубы, сосны, березы); На клумбе
расцвели... (маки, тюльпаны, розы); В цирке мы видели...
(лев, тигр, слон); В саду созрели вкусные... (яблоки, груши,
сливы); На лугу пасутся... (овцы, козы, коровы); Мама купи­
ла... (книга, ведро, шапка).

Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.


 


114


115


1 9. Игра в лото^Детям предлагаются карточки с картин­ками на слова, включающие звук р и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквой р. Логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картин­ку, определяют, есть ли в названии звук р и закрывают кар­тинку квадратиком с буквой р, если в слове есть звук р, и цветным квадратиком — если в слове нет данного звука.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.134 (0.006 с.)