Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекция нарушений произношения шипящих звуковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На этапе постановки звука необходимо проводить работу над речевой моторикой, а также над фонематическим анализом, синтезом и фонематическими представлениями. Кроме артикуляторных упражнений, используемых при коррекции нарушений свистящих звуков, на этапе постановки шипящих звуков рекомендуются и следующие специальные упражнения: для губ: попеременно улыбка-трубочка; для языка: "чашечка" вне ротовой полости, "чашечка" внутри ротовой полости. 51 Приемы постановки шипящих звуков: 1. От "чашечки". Предлагается сделать "чашечку" в ро 2. От звука с. Предлагается произнести звук с, одновре 3. От звука т. В момент произнесения звука т предлага 4. По подражанию. Используется подражание шипению При постановке звука ш используются тактильные ощущения (ощущение теплой широкой струи выдыхаемого воздуха). Рекомендуется использовать кинестетические ощущения от движения пальцев кистей рук при обозначении положения языка. Звук ж можно поставить аналогичным образом от звуков з, д, р, а также путем озвончения звука ш. Звук «(рекомендуется ставить от звука с': произносится звук с', с помощью зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам. Звук ч можно поставить: а) от звука т'в верхней артикуляции (кончик языка у альвеол верхних резцов) или от слога ат', при этом при помощи зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам, и отодвигается назад; б) от нижнего (нормального) произношения звука т': с помощью зонда или шпателя рекомендуется поднять кончик языка вверх и отодвинуть его назад; в) при произношении от' отодвигают кончик языка вглубь (нижнее ч); г) рекомендуется быстрое поочередное произнесение звуков т'и щ. На этапе автоматизации шипящие звуки ш, ж, щ автоматизируются первоначально в прямых открытых сло- гах, далее в обратных и закрытых слогах, в последнюю очередь в слогах со стечением согласных. Звук ч автоматизируется сначала в обратных слогах, а затем в прямых слогах. III. Нарушения произношения звуков л — л' и их коррекция Нормальная артикуляция звуков л — л' Положение губ и зубов зависит от последующего гласного, кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. По активному органу звук л является апикальным, т.е. образуется прижиманием кончика языка (апекса). Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык имеет форму седла. Согласные л —л', таким образом, являются боковыми..Нёбная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют) При палатализованном л' корень языка опущен. Средняя часть спинки языка и его передняя часть более приподняты. Передняя часть языка упирается в верхние зубы. Нарушения произношения звуков л —л' Выделяются следующие наиболее распространенные виды ламбдацизмов: 1. Губно-губное произношение, напоминающее звук у. 2. Губно-зубное произношение, напоминающее звук в. 3. Межзубное произношение. При этом виде ламбдациз- 4. Смягченное произношение, среднее между твердым и Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется звуками у, д, в, н, л', з, р.
52 53 Коррекция нарушений произношения звуков л — л' На этапе постановки звука при проведении ар-тикуляторной гимнастики рекомендуются следующие специальные упражнения: для губ (лишь в случае губно-губного или губно-зубного лабдацизма): растянуть губы в улыбку— губы трубочкой, опустить нижнюю губу — поднять ее; для языка: язык широкий — узкий (если не получается узкий язык, предлагают дотянуться до пальца, просунуть язык между вытянутыми губами); "маятник", или "часики" (узкий язык вправо—влево); узким языком посчитать зубы, надавить на правую, левую щеку; узкий язык на верхнюю (нижнюю) губу; узкий язык за верхнюю (нижнюю) губу, на верхние (нижние) зубы; узкий язык за верхние (нижние) зубы. Приемы постановки звука л 1. Межзубная постановка звука л. Предлагается просунуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погудеть. Получается звук, близкий к звуку л. 1. Постановка звука л от гласных а, у, ы. предлагается тянуть гласный звук айв это время просунуть кончик языка между зубами, закусив его посредине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное положение. В других случаях при произношении гласных рекомендуется поднять узкий кончик языка за верхние зубы. Автоматизация звука л осуществляется в начале в слогах, начинающихся с гласного, от которого ставился звук (ал, алла). Аналогичным образом подбираются слова, в которых звук л произносится после гласного, от которого начиналась постановка (палка, галка, если звук ставился от звука а). В случаях искажения звука рекомендуются специальные приемы коррекции. При межзубном ламбда-цизме рекомендуется произношение звука л с зазубным положением кончика языка. При губно-губном или губно-зубном произношении необходимо прежде всего затормозить движения нижней губы (опустить нижнюю губу вниз с помощью пальцев), используя механическую помощь, зрительный и кинестетический контроль. Затем переходят к постановке звука л с использованием какого-либо из указанных способов постановки. При носовом произношении обращается внимание на то, что воздушная струя проходит по бокам языка, а кончик языка выдвигается вперед. Вначале рекомендуется межзубное произношение звука л. При паралабдацизме необходима работа по дифференциации смешиваемых звуков. IV. Нарушения произношения звуков р — р' и их коррекция Нормальная артикуляция звуков р — р' Положение губ зависит от последующего гласного звука. Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Корень языка и средняя часть языка неподвижны и напряжены. Кончик языка широкий, истонченный, приподнят и вибрирует у альвеол верхних резцов, то прилегая к ним, то отходя от них. Быстрота колебаний от 2—3 до 30 в секунду. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и упираются в верхние коренные зубы. Мягкое нёбо приподнято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют. При произношении р' кончик языка загибается кверху в незначительной степени, средняя часть спинки языка приподнята. Нарушения произношения звуков р —р' В логопедической практике отмечается большое количество разнообразных искажений звука/» (до 28). Основными видами искажений являются следующие. 1. Губно-губное, или "кучерское" произношение, при 2. Одноударное произношение. В этом случае вибрация 3. Боковое произношение. При этом виде произношения
54 55 ронний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка. 4. Картавое, или горловое, произношение. Выделяются 5. Носовое произношение, когда звук р с гнусавым, но 6. Глухое р, которое произносится без участия голоса (го Звук/; чаще всего заменяется следующими звуками: л, л', ], д, г, в. Нарушения произношения звука р связаны с недостаточной подвижностью кончика языка. В связи с этим при проведении артикуляторной гимнастики необходимо работать 1) над поднятием кончика языка вверх, 2) над развитием подвижности, вибрацией кончика языка. Рекомендуются такие специальные упражнения для развития подвижности кончика языка: поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу; поднять кончик языка на верхние зубы, опустить на нижние зубы; поднять кончик языка к верхним альвеолам, опустить к нижним альвеолам; "пересчитать" кончиком языка верхние, нижние зубы; пощелкивание языком; "присосать" язык к нёбу; "присосать" язык к нёбу и опустить нижнюю челюсть; "болтушка": кончик языка быстро двигается между верхней и нижней губой; "пулеметик": частое произношение звуков т, д; сдувать кусочки ваты, тонкой бумаги с кончика языка, просунутого между губами; вибрация губ и кончика языка, просунутого между губами; "балалайка": в момент произнесения звука д (или ж) чистым пальцем или соской, натянутой на шпатель или палец, под кончиком языка производятся частые движения слева направо и справа налево. Возникает механическая вибрация языка. 56 Рекомендуются следующие способы постановки звука р: 1. "Присосать" кончик языка к твердому нёбу, вдохнуть 2. От "балалайки": при механической вибрации кончика 3. От быстрого произношения звуков т, д, ж. При этом Постановка звука р является длительной. Поэтому автоматизация звука р проводится с механической помощью, еще до окончательной отработки нормального звучания р. С механической помощью звук произносится в слогах (дра, дро, дру), в словах дрова, друг. Вначале звуку р в речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (дрова или трава).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.49.148 (0.01 с.) |