Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекция нарушений произношения шипящих звуков

Поиск

На этапе постановки звука необходимо про­водить работу над речевой моторикой, а также над фонема­тическим анализом, синтезом и фонематическими представ­лениями.

Кроме артикуляторных упражнений, используемых при коррекции нарушений свистящих звуков, на этапе поста­новки шипящих звуков рекомендуются и следующие спе­циальные упражнения:

для губ: попеременно улыбка-трубочка;

для языка: "чашечка" вне ротовой полости, "чашечка" внутри ротовой полости.

51


Приемы постановки шипящих звуков:

1. От "чашечки". Предлагается сделать "чашечку" в ро­
товой полости и сильно подуть на нее. При этом обращается
внимание, чтобы боковые края языка упирались в верхние
коренные зубы, так как иначе с боков образуются щели и
часть воздуха через них проходит. Утечка воздуха через бо­
ковые щели приводит к ослаблению шумового акустическо­
го эффекта. Во избежание этого рекомендуется прижимать
щеки пальцами к челюстям.

2. От звука с. Предлагается произнести звук с, одновре­
менно поднимая кончик языка вверх. Возможна механичес­
кая помощь: кончик языка поднимают с помощью зонда или
шпателя.

3. От звука т. В момент произнесения звука т предлага­
ется с силой выдохнуть воздух.

4. По подражанию. Используется подражание шипению
змеи, шуму деревьев при сильном ветре.

При постановке звука ш используются тактильные ощу­щения (ощущение теплой широкой струи выдыхаемого воз­духа). Рекомендуется использовать кинестетические ощуще­ния от движения пальцев кистей рук при обозначении поло­жения языка.

Звук ж можно поставить аналогичным образом от звуков з, д, р, а также путем озвончения звука ш.

Звук «(рекомендуется ставить от звука с': произносится звук с', с помощью зонда или шпателя кончик языка под­нимается вверх, к верхним альвеолам.

Звук ч можно поставить: а) от звука т'в верхней артику­ляции (кончик языка у альвеол верхних резцов) или от сло­га ат', при этом при помощи зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам, и отодви­гается назад; б) от нижнего (нормального) произношения звука т': с помощью зонда или шпателя рекомендуется под­нять кончик языка вверх и отодвинуть его назад; в) при про­изношении от' отодвигают кончик языка вглубь (нижнее ч); г) рекомендуется быстрое поочередное произнесение звуков т'и щ.

На этапе автоматизации шипящие звуки ш, ж, щ автоматизируются первоначально в прямых открытых сло-


гах, далее в обратных и закрытых слогах, в последнюю оче­редь в слогах со стечением согласных. Звук ч автоматизиру­ется сначала в обратных слогах, а затем в прямых слогах.

III. Нарушения произношения звуков л — л' и их коррекция

Нормальная артикуляция звуков л — л'

Положение губ и зубов зависит от последующего гласно­го, кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. По активному органу звук л является апикальным, т.е. образуется прижиманием кончи­ка языка (апекса). Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам обра­зуются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык имеет форму седла. Согласные л —л', таким образом, явля­ются боковыми..Нёбная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют)

При палатализованном л' корень языка опущен. Средняя часть спинки языка и его передняя часть более приподняты. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.

Нарушения произношения звуков л —л'

Выделяются следующие наиболее распространенные виды ламбдацизмов:

1. Губно-губное произношение, напоминающее звук у.
В этом случае звук произносится с участием губ, кончик
языка опущен, лежит на дне ротовой полости.

2. Губно-зубное произношение, напоминающее звук в.
Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка
лежит на дне ротовой полости.

3. Межзубное произношение. При этом виде ламбдациз-
ма кончик языка находится между зубами.

4. Смягченное произношение, среднее между твердым и
мягким произношением. В этом случае звук л произносит­
ся с более приподнятой средней частью спинки языка.

Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется звука­ми у, д, в, н, л', з, р.


 


52


53


Коррекция нарушений произношения звуков л — л'

На этапе постановки звука при проведении ар-тикуляторной гимнастики рекомендуются следующие спе­циальные упражнения:

для губ (лишь в случае губно-губного или губно-зубного лабдацизма): растянуть губы в улыбку— губы трубочкой, опустить нижнюю губу — поднять ее;

для языка: язык широкий — узкий (если не получается узкий язык, предлагают дотянуться до пальца, просунуть язык между вытянутыми губами); "маятник", или "часики" (узкий язык вправо—влево); узким языком посчитать зубы, надавить на правую, левую щеку; узкий язык на верхнюю (нижнюю) губу; узкий язык за верхнюю (нижнюю) губу, на верхние (нижние) зубы; узкий язык за верхние (нижние) зубы.

Приемы постановки звука л

1. Межзубная постановка звука л. Предлагается просу­нуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погу­деть. Получается звук, близкий к звуку л.

1. Постановка звука л от гласных а, у, ы. предлагается тянуть гласный звук айв это время просунуть кончик языка между зубами, закусив его посредине. В дальнейшем меж­зубное положение переводят в зазубное положение. В дру­гих случаях при произношении гласных рекомендуется под­нять узкий кончик языка за верхние зубы.

Автоматизация звука л осуществляется в нача­ле в слогах, начинающихся с гласного, от которого ставил­ся звук (ал, алла). Аналогичным образом подбираются сло­ва, в которых звук л произносится после гласного, от кото­рого начиналась постановка (палка, галка, если звук ста­вился от звука а).

В случаях искажения звука рекомендуются специаль­ные приемы коррекции. При межзубном ламбда-цизме рекомендуется произношение звука л с зазубным поло­жением кончика языка.

При губно-губном или губно-зубном произношении не­обходимо прежде всего затормозить движения нижней губы (опустить нижнюю губу вниз с помощью пальцев), исполь­зуя механическую помощь, зрительный и кинестетический контроль. Затем переходят к постановке звука л с использо­ванием какого-либо из указанных способов постановки.


При носовом произношении обращается внимание на то, что воздушная струя проходит по бокам языка, а кончик языка выдвигается вперед. Вначале рекомендуется межзуб­ное произношение звука л.

При паралабдацизме необходима работа по дифференци­ации смешиваемых звуков.

IV. Нарушения произношения звуков р — р' и их коррекция

Нормальная артикуляция звуков р — р'

Положение губ зависит от последующего гласного звука. Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Корень языка и средняя часть языка неподвижны и напряжены. Кончик языка широкий, истонченный, приподнят и виб­рирует у альвеол верхних резцов, то прилегая к ним, то отходя от них. Быстрота колебаний от 2—3 до 30 в секунду. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть припод­нята. Боковые края языка приподняты и упираются в верх­ние коренные зубы. Мягкое нёбо приподнято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произношении р' кончик языка загибается кверху в незначительной степени, средняя часть спинки языка при­поднята.

Нарушения произношения звуков р —р'

В логопедической практике отмечается большое количе­ство разнообразных искажений звука/» (до 28). Основными видами искажений являются следующие.

1. Губно-губное, или "кучерское" произношение, при
котором губы вибрируют как в звукоподражании тпру.

2. Одноударное произношение. В этом случае вибрация
кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь
один раз об альвеолы верхних резцов.

3. Боковое произношение. При этом виде произношения
различаются двусторонний и односторонний боковой рота­
цизм. При одностороннем произношении кончик языка от­
клоняется вправо или влево (правосторонний или левосто-


 


54


55


ронний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ро­тацизме вибрируют боковые края языка.

4. Картавое, или горловое, произношение. Выделяются
два его подвида: велярное р, которое образуется вибрацией
мягкого нёба, и увулярное, при котором вибрирует малень­
кий язычок.

5. Носовое произношение, когда звук р с гнусавым, но­
совым оттенком, так как воздушная струя проходит через
нос.

6. Глухое р, которое произносится без участия голоса (го­
лосовые складки разомкнуты и не вибрируют).

Звук/; чаще всего заменяется следующими звуками: л, л', ], д, г, в. Нарушения произношения звука р связаны с недо­статочной подвижностью кончика языка. В связи с этим при проведении артикуляторной гимнастики необходимо работать 1) над поднятием кончика языка вверх, 2) над раз­витием подвижности, вибрацией кончика языка. Рекомен­дуются такие специальные упражнения для раз­вития подвижности кончика языка:

поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на ниж­нюю губу;

поднять кончик языка на верхние зубы, опустить на ниж­ние зубы;

поднять кончик языка к верхним альвеолам, опустить к нижним альвеолам;

"пересчитать" кончиком языка верхние, нижние зубы;

пощелкивание языком;

"присосать" язык к нёбу;

"присосать" язык к нёбу и опустить нижнюю челюсть;

"болтушка": кончик языка быстро двигается между верх­ней и нижней губой;

"пулеметик": частое произношение звуков т, д;

сдувать кусочки ваты, тонкой бумаги с кончика языка, просунутого между губами;

вибрация губ и кончика языка, просунутого между губами;

"балалайка": в момент произнесения звука д (или ж) чистым пальцем или соской, натянутой на шпатель или па­лец, под кончиком языка производятся частые движения слева направо и справа налево. Возникает механическая виб­рация языка.

56


Рекомендуются следующие способы постановки звука р:

1. "Присосать" кончик языка к твердому нёбу, вдохнуть
через нос и с силой выдохнуть через рот.

2. От "балалайки": при механической вибрации кончика
языка включить голос.

3. От быстрого произношения звуков т, д, ж. При этом
также используется механический способ постановки звука:
с помощью пальцев или соски в момент произнесения звука
производится вибрация кончика языка.

Постановка звука р является длительной. Поэтому авто­матизация звука р проводится с механической помощью, еще до окончательной отработки нормального звучания р. С механической помощью звук произносится в слогах (дра, дро, дру), в словах дрова, друг. Вначале звуку р в речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (дро­ва или трава).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.49.148 (0.01 с.)