Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устранение аграмматической дислексии и дисграфийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аграмматические дислексии и дисграфий связаны с недоразвитием грамматического строя речи и проявляются в аграмматизмах в процессе чтения и письма. При их устранении основной задачей является формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложений. Логопедическая работа проводится в следующих направлениях: уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функции словоизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи. Овладение морфологической системой языка должно осуществляться в тесной связи с усвоением структуры предложения. Содержание работы по развитию грамматического строя речи представлено в соответствующем разделе. При устранении аграмматической дислексии и дисграфий широко используются письменные упражнения. Примерные письменные упражнения: 1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, пристав 2. К названию одного предмета дописать названия двух, 3. Письменные ответы на вопросы (одним словом, сло 165 4. К названию большого предмета дописать название ма 5. К названию предмета дописать название его цвета. На 6. Дописать приставки в словах предложения: ...ехал через мост. Мальчик...шел к забору. Девочка...шла с крыльца. 7. К названию предмета подобрать слово, отвечающее на Дом—... (деревянный), аквариум—... (стеклянный), шуба —... (меховая), платье —... (шелковое). 8. Из слов, данных в беспорядке, составить предложение 9. Вставить в предложение слова вместо картинок. Запи- сать предложение. Например: Девочка сорвала 10. Закончить предложение, подобрав нужное слово. Напри 11. Придумать и записать предложения с данными слово 12. Добавить недостающую букву в глагольную форму. На 13. Среди предложенных изображений предметов назвать 14. Изменить словосочетание, данное в скобках. Напри 15. К названию животного дописать название его детены 166
16. Выделить и записать общую часть родственных слов. 17. Диктанты предложений, текста. Наиболее трудным для умственно отсталых детей является употребление в письменной речи предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения. При определении этапов работы над предложно-падеж-ными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги в, на, под с ярко выраженным конкретным значением, а позднее — предлоги над, из, около, за, перед, меж ду, по и др. При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы: 1) родительный падеж с предлогом у, обозначающий ме 2) дательный падеж с предлогом по (значение местона 3) винительный падеж с предлогами в, на, за, под (значе 4) творительный падеж с предлогами за, над, под перед 5) предложный падеж с предлогами в, на, обозначаю Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог в с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение (кладет в стол, но лежит в столе). Исходя из этого при проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога. Так, сначала нужно уточ- 167 нить понимание и употребление предлога в со значением местонахождения (где?), а затем— тот же предлог, но со значением направления действия (куда?). В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном использовании не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных констукциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог в со значением направления действия (винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладет в книгу, в машину, в сумку, в парту). Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значение предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в порт феле; кладет (куда?) в портфель. Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: входит в дом (в — в), выходит из дома (вы — из), подходит к дому (под — к), отхо дит от дерева (от — от), В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога в падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка). Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух на- 168 правлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. Например:
-о- После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. С целью уточнения понимания предлогов в импрессив-ной речи рекомендуются такие задания: 1. Предлагаются картинки с различным пространствен 2. Выполнить действия с предметами в соответствии с за Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагается назвать, где расположен предмет на картинке (птичка в клетке, под клеткой, на клет ке; тетрадь на альбоме, в альбоме, под альбомом)', назвать действия с предметами, которые выполняет логопед; придумать предложение на основе выполненного действия или по сюжетной картинке; составить предложение из слов в начальной форме (например: Мальчик, выпускать, птичка, из, клетка). Рекомендуются следующие игры в лото: 1. Логопед называет предметы. Ребенок закрывает кар 2. Детям раздаются карточки с тремя картинками на раз
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.22 (0.006 с.) |