![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устранение аграмматической дислексии и дисграфийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аграмматические дислексии и дисграфий связаны с недоразвитием грамматического строя речи и проявляются в аграмматизмах в процессе чтения и письма. При их устранении основной задачей является формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложений. Логопедическая работа проводится в следующих направлениях: уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функции словоизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи. Овладение морфологической системой языка должно осуществляться в тесной связи с усвоением структуры предложения. Содержание работы по развитию грамматического строя речи представлено в соответствующем разделе. При устранении аграмматической дислексии и дисграфий широко используются письменные упражнения. Примерные письменные упражнения: 1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, пристав 2. К названию одного предмета дописать названия двух, 3. Письменные ответы на вопросы (одним словом, сло 165 4. К названию большого предмета дописать название ма 5. К названию предмета дописать название его цвета. На 6. Дописать приставки в словах предложения: ...ехал через мост. Мальчик...шел к забору. Девочка...шла с крыльца. 7. К названию предмета подобрать слово, отвечающее на Дом—... (деревянный), аквариум—... (стеклянный), шуба —... (меховая), платье —... (шелковое). 8. Из слов, данных в беспорядке, составить предложение 9. Вставить в предложение слова вместо картинок. Запи-
сать предложение. Например: Девочка сорвала 10. Закончить предложение, подобрав нужное слово. Напри 11. Придумать и записать предложения с данными слово 12. Добавить недостающую букву в глагольную форму. На 13. Среди предложенных изображений предметов назвать 14. Изменить словосочетание, данное в скобках. Напри 15. К названию животного дописать название его детены 166
16. Выделить и записать общую часть родственных слов. 17. Диктанты предложений, текста. Наиболее трудным для умственно отсталых детей является употребление в письменной речи предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения. При определении этапов работы над предложно-падеж-ными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги в, на, под с ярко выраженным конкретным значением, а позднее — предлоги над, из, около, за, перед, меж ду, по и др. При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы: 1) родительный падеж с предлогом у, обозначающий ме 2) дательный падеж с предлогом по (значение местона 3) винительный падеж с предлогами в, на, за, под (значе 4) творительный падеж с предлогами за, над, под перед
5) предложный падеж с предлогами в, на, обозначаю Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог в с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение (кладет в стол, но лежит в столе). Исходя из этого при проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога. Так, сначала нужно уточ- 167 нить понимание и употребление предлога в со значением местонахождения (где?), а затем— тот же предлог, но со значением направления действия (куда?). В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном использовании не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных констукциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог в со значением направления действия (винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладет в книгу, в машину, в сумку, в парту). Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значение предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в порт феле; кладет (куда?) в портфель. Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: входит в дом (в — в), выходит из дома (вы — из), подходит к дому (под — к), отхо дит от дерева (от — от), В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога в падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка). Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух на- 168 правлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. Например:
-о- После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. С целью уточнения понимания предлогов в импрессив-ной речи рекомендуются такие задания: 1. Предлагаются картинки с различным пространствен
2. Выполнить действия с предметами в соответствии с за Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагается назвать, где расположен предмет на картинке (птичка в клетке, под клеткой, на клет ке; тетрадь на альбоме, в альбоме, под альбомом)', назвать действия с предметами, которые выполняет логопед; придумать предложение на основе выполненного действия или по сюжетной картинке; составить предложение из слов в начальной форме (например: Мальчик, выпускать, птичка, из, клетка). Рекомендуются следующие игры в лото: 1. Логопед называет предметы. Ребенок закрывает кар 2. Детям раздаются карточки с тремя картинками на раз
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.102 (0.007 с.) |