Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I . Дифференциация свистящих и шипящихСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В качестве примера предлагается описание последовательности логопедической работы по дифференциации звуков с и ш. Дифференциация изолированных звуков с и ш. С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука с губы растянуты как бы в улыбке, а при произношении звука ш губы вытянуты вперед. Кончик языка при звуке с прижимается к альвеолам нижних резцов, а при звуке ш кончик языка поднимается к альвеолам верхних резцов (но не смыкается с ними). С помощью тактильных ощущений тыльной стороны ладони определяется, что воздушная струя при произношении звука с узкая и холодная, а при произношении звука ш — широкая и теплая. Оба звука произносятся без участия голоса (горлышко не дрожит). Речевые звуки сравниваются с неречевыми звучаниями. Для этого используются картинки, на которых изображены змея и вода, текущая из крана. Звук с соотносится с шумом воды, текущей из крана, звук ш — с шипением змеи. Для закрепления предлагаются следующие упражнения: 1. Определить звуки по беззвучной артикуляции. 2. Определить артикуляцию произнесенного логопедом Дифференциация звуков с и ш в слогах также проводится на основе слухового и произносительного сопоставления. Упражнения для произносительной дифференциации: 1. Повторение слогов со звуками с и ш, сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными:
ша— са шо— со са—шо са—шу са—ши ша— со ша— су ша— сы саш — шас сош — шос саш— шус шос— суш 2. Чтение слов, запись слов под диктовку. С целью слуховой дифференциации рекомендуются следующие упражнения: 1. Поднять соответствующую букву после произнесения 2. Придумать слоги со звуками с и ш. 3. Преобразовать слоги, заменяя звук с звуком ш и наоборот. 4. Диктанты слогов со звуками с к ш. Дифференциация звуков с и ш в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение последовательности, количества и места звука в слове. Рекомендуются следующие упражнения: 1. Определить, какой звук (с или ш) в словах. Логопед Слон, сумка, шуба, скатерть; мышка, крыса, колбаса, лошадь; насос, пылесос, карандаш, малыш. 2. Определить место звуков с и ш в словах (начало, сере 3. Подобрать слова со звуком с или ш в начале слова. 4. Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова. 5. Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова. 6. Разложить картинки со звуками с или ш под соответ 7. Записать слова в два столбика: в первый — слова со 8. Определить значение слов крыса, крыша. Сравнить зву
136 137 9. Составить графические схемы слов. Отметить синим 10. Вставить в слова пропущенные буквы сию. И. Игра в лото1. Предлагаются карточки с картинками на слова со звуками сии/. Игра может проводиться в двух вариантах: а) Детям раздаются карточки и буквы сию. Логопед б) Детям раздаются карточки лото и полоски, разделен Логопед называет слово. Ученики определяют, какой звук в слове (с или ш), его место (начало, середина, конец), и закрывают картинку соответствующей полоской. 12. Диктанты слов со звуками сию. 13. Составление слов со звуками с и ш из букв разрезной 14. Отгадать загадки. Определить в отгадках место звука с Примерные загадки В небо дыра, в землю дыра, А посредине огонь да вода. (Самовар.) Новая посуда, а вся в дырах. (Дуршлаг.) Стоит Антошка на четырех ножках, На Антошке суп да ложки. (Стол.) Живу во дворе, пою на заре, На голове гребешок, я горластый... (Петушок.) Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.) Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.) Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки. (Мыши.) В лугах сестрички — золотой глазок, белые реснички. (Ромашки.) 1 Рис. см. на стр. 139. 138 139 Трещит, а не кузнечик, Сижу верхом — Летит, а не птица, Не знаю на ком. Везет, а не лошадь. (Самолет.) Знакомца встречу — Соскочу, привечу. (Шапка.) С ногами, а не ходит, со спиной, а не лежит. (Стул.) Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака.) Дифференциация звуков с и ш в предложениях Рекомендуются следующие упражнения: 1. По сюжетной картинке придумать предложение, в ко 2. Повторить предложения со словами, включающими Примерные предложения: В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные груши. У лисы пушистый хвост. У Наташи длинные косы. Соня надела красную шаль. В лесу растут душистые ландыши. Пастух при гнал большое стадо. Бабушка подарила Саше самолет. Дедуш ка принес большого сома. Кошка уснула на стуле. 3. По картинкам придумать предложения, в которых есть 4. Дополнить предложение словом. Предлагаются пред Мама сварила вкусную... (кашу). Деньги платят в... (кассу). Даша катает... (мишку). Муку насыпали в... (миску). В сарае протекает... (крыша). В подвале завелась... (крыса). Малыш ест вкусную... (кашку). Солдат надел на голову... (каску). Можно использовать картинки на слова-квазиомонимы. Картинки предлагаются парами. 5. Вставить в предложения пропущенные буквы сию. В...кафу ви...ит ко...тюм. Под ногами...ур...ат...ухиели...тья. В...аду по...пели яблоки и гру...и. На...о...не выро...ли...и...ки. 140 Гало...и...тоят в углу. По...уда...тоит в...кафу. Мы купили...ыр,...ливки и лап...у. 6. Выборочный диктант. Выбрать из предложения и записать словами со звуками с и ш в два столбика. Солнышко светит ярко. На ветру шумят сосны. Дедушка спит на диване. Миша рвет груши. Соня кормит кошку. В пенале красный карандаш. Лиса поймала мышку. Петя принес в дом шишки.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.74.138 (0.009 с.) |