Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знакаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На начальном этапе формирования умения обозначать мягкость согласного звука с помощью мягкого знака используются слова-квазиомонимы. Примерный речевой материал: угол — уголь, шест — шесть, ел — ель, брат — брать, жар — жарь, опят — опять, стал — сталь, цел — цель, вес — весь, дал — даль, жест — жесть, удар — ударь, банка — банька, галка — галь ка, полка — полька, колко — Колька. Вначале сравниваются слова с конечным мягким знаком. Затем включаются слова, в которых дифференцируемые твердые и мягкие согласные звуки находятся в середине слова. Работа над словами-квазиомонимами проводится в следующей последовательности (мягкий знак в конце слова). 1. Дифференциация значения слов с опорой на картин 2. Сравнение звучания двух слов. Определение количе 3. Определение конечного звука в первом и во втором 4. Обозначение буквами конечных звуков слов (лил'). 5. Прочтение слов по схеме. Итогом этой работы является закрепление детьми правила: мягкость согласного звука в конце слова обозначается с помощью 6. Рекомендуется заучивание стихотворения Е. Измайлова "Мягкий знак": 147 Мягкий знак — хитрый знак. Сделать нам не так уж Он не произносится, Чтоб на мель не село судно: Но в слово часто просится. Мягкий знак перечеркнуть — Превратился сразу в уголь Корабли, плывите смело! Без пожара, просто так? Стала мель кусочком мела. Это сделал мягкий знак. В дальнейшем предлагаются следующие задания: 1. Поднять букву ь на слова, в которых его можно напи 2. Дописать конечные буквы слов. Примерные сло 3. Записать пары слов: был — быль, кров — кровь, кон — конь, вес — весь, мыл — мыль, цел — цель и др. 4. Добавить слог ки к названиям картинок. Записать слова. а) На доске вывешиваются картинки с изображением одного и нескольких предметов (куль — кульки, хорь — хорьки, зверь — зверьки, уголь — угольки, огонь — огоньки, тополь — топольки, окунь — окуньки, карамель — карамельки). Дети сначала называют картинки с изображением одного предмета. Названия картинок записываются в столбик. Затем детей просят назвать много предметов, но так, чтобы в конце слышалось ки (хорь — хорьки). Справа от слов-названий одного предмета дети записывают через черточку слова, обозначающие много предметов. б) Детям предлагаются картинки с изображением толь в) Слова называются устно. Определяется конечный конце слова. Дети произносят образованное таким образом слово, уточняют его значение и записывают. 5. Найти ошибку. На доске записаны слова, в некото После исправления на доске дети записывают слова в тетради. 6. Записать названия картинок. Примерные картинки: кость, коньки, осень, портфель, письмо, платье, семья, деревья, пальто, мальчик, дверь, лось, рысь. 7. Добавить б в середину слова. Какое слово получится? Записать пары слов. 8. Выделить из предложений похожие по звучанию сло Маше шесть лет. Около сарая шест. Под домом появился хорь. На сцене поет хор. Петя ел грушу. Около дома высокая ель. У меня есть брат. Он разрешил мне брать его карандаши. 9. Диктант предложений. Уголь положили в угол. Дождь прибил пыль. Рысь — хищный зверь. Рыбаки закинули сеть. Мы купили мебель. Кровать сто ит около окна. У пенька выросли опять пять опят. 10. Диктанты текстов. Наступила осень. С деревьев падают листья. Часто идет дождь. От дождя грязь. День становится короче. Птицы уле тают в дальний путь. В. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и Первоначально сравнивается звучание следующих слов и слогов: мыло — Мила, мала — мяла, молол — мел, мэ — мел, му — мю. В каждом слове выделяется первый слог. Определяется, твердый или мягкий звук в выделенном слоге, называется второй звук слога. Слоги составляются из букв разрезной азбуки: на одной строчке с твердыми согласными, на другой — с мягкими.
148
мы ма мо мэ му ми мя мё ме мю Предлагаются следующие вопросы и задания: 1. Какие слоги записаны на первой строчке? (С твердыми 2. Подчеркните гласные в этих слогах красным мелом (каран 3. Какие гласные в первом ряду? (а, ы, о, э, у) 4. После каких согласных они пишутся, после твердых 5. Прочитайте слоги второго ряда (ми, мя, ме, мё, мю). 6. Какие согласные в этих слогах — твердые или мягкие? 7. Подчеркните гласные, которые стоят после мягких со 8. После каких согласных пишутся эти буквы? (После Далее дети вновь называют гласные, которые пишутся после твердых согласных (ы, а, о, э, у), и гласные, которые пишутся после мягких согласных (и, я, е, ё, ю), Делается вывод: гласные е, ё, ю, я, и обозначают мягкость впереди стоящего согласного звука. Параллельно с дифференциацией твердых и мягких согласных на слух проводится работа по закреплению навыка чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную букву. 1. Вначале закрепляется правило. После мягких согласных пишутся гласные е, ё, ю, я, и. Поэтому, чтобы правильно прочитать согласную, надо сначала посмотреть, какая гласная идет после согласного. 2. Работа по таблице. Предлагается таблица, на которой справа в два ряда написаны гласные, слева— прорезь, в которую продевается лента с различными согласными. Логопед вставляет согласную букву в прорезь и показывает любую гласную Ученик должен составить и прочитать слоги согласной с указанной гласной. 150
я е ю и е 3. Чтение пар слов с ориентировкой на последующую а) Ученик сначала вслух называет гласную, затем слит б) Чтение слогов вслух с предварительным произнесе в) Предлагается показать указкой гласную слога, назвать 4. Придумать слоги с твердыми согласными звуками, со 5. Придумать слоги с мягкими согласными звуками, со 6. Придумать пары слогов с твердыми и мягкими соглас 7. Подобрать слова с заданным слогом. Определить, 8. Записать под диктовку слоги с твердыми и мягкими 9. Придумать слова с твердыми звуками в начале слова.
10. Придумать слова с мягкими звуками в начале слова. 11. Чтение слов с твердыми и мягкими согласными зву 12. Чтение предложений, включающих слова с твердыми
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.77 (0.01 с.) |