Изъятие сверхдоходов от эксплуатации природных ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изъятие сверхдоходов от эксплуатации природных ресурсов



В соответствии с российской Конституцией, природные богатства нашей страны являются основой жизни и деятельности народа. Это определяет право каждого гражданина на часть доходов, возникающих при их использовании. Сверхдоходы, полученные от использования природных ресурсов, не зависящие от личного вклада недропользователя, должны зачисляться в бюджет.

Сегодня значительная часть этих сверхдоходов присваивается добывающими компаниями, при том, что в ходе приватизации им были переданы и основные фонды. Система платного недропользования слабо учитывает его рентную природу, а налоговая система практически не учитывает конкретные особенности разрабатываемых месторождений. По наиболее реалистичным оценкам, можно говорить о 12-15 млрд. долл. потенциальных доходов, которые ежегодно теряет государство.

С 2002 г. вводится новый налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде фиксированной доли от объема производства. Приходится констатировать, что государство просто договорилось с крупнейшими компаниями, поскольку вводимый налог резко ударит по мелким компаниям, по работающим на неэффективных месторождениях, по только что начавшим разработку или осуществляющим инвестиции в новые месторождения.
В настоящий момент государство рассматривает в качестве своеобразного механизма изъятия ценовой ренты также экспортные пошлины, однако у них есть существенные недостатки:

1. Несоответствие реальным масштабам вывозимой ренты;

2. Слабый учет изменения цен на мировых рынках (лаг в несколько месяцев после изменения цен);

3. Противоречие нормам ВТО (пошлины устанавливают дифференциал между ценами на внешних рынках соответствующих товаров и ценами на внутренних рынках).

Смысл предлагаемой "ЯБЛОКОМ" системы заключается в создании гибкого механизма изъятия сверхдоходов, перекрывающего все возможные каналы получения сверхдоходов и их перекачки за рубеж. Именно поэтому мы не концентрируемся на каком-либо одном механизме, а предлагаем:

1. Установить дифференцированный подход к налогообложению месторождений, расположенных в разных условиях, вернуться к первоначальному варианту законопроекта о НДПИ, в котором был установлен набор коэффициентов, учитывающих рентные особенности разработки месторождений любых полезных ископаемых, при этом расширяется налоговая база для рентного налогообложения (сейчас государство сконцентрировано на том, чтобы повысить поступления от нефтегазового сектора, упуская другие высокодоходные добывающие отрасли).

2. Освободить инвестиции от части налоговой нагрузки, перенести ее на зрелую стадию разработки месторождений. Для этого ввести инвестиционную льготу по налогу на прибыль, восстановить отмененные с введением НДПИ вычеты на собственную геологоразведку, ввести соответствующие поправочные коэффициенты.

3. Законодательно прописать порядок установления роялти:

  • сделать роялти и порядок его определения более гибким, чтобы учесть особенности каждого месторождения;
  • согласовывать не фиксированную ставку, а график платежей при выдаче лицензии;
  • при выдаче лицензии и установления объема платежей учитывать не только объем предполагаемой добычи, но и объем природных ресурсов, находящихся в недрах (существующий механизм "стимулирует" компании не разрабатывать месторождения, поэтому их обеспеченность запасами выше, чем у их зарубежных конкурентов, согласованные графики инвестиционных программ не соблюдаются);
  • разработать механизм контроля над выполнением условий лицензионных соглашений.

4. Предоставить детальную публичную информацию о стоимости добычи и транспортировки. Поскольку недра находятся в общественной собственности, общество имеет право на подобную информацию.

5. Ввести налог на сверхприбыль в добывающем секторе установив норму прибыли в 25-30%. Сфера действия этого налога должна будет распространяться и на перерабатывающие компании. То есть, его ставка должна учитывать рыночные цены переработки, так как сейчас рента перераспределяется из добычи в переработку через механизм трансфертных цен.

6. В долгосрочной перспективе отказаться от экспортных пошлин. Порядок отмены должен быть увязан с введением налога на сверхприбыль, с динамикой внутренних и мировых цен на энергоносители, со вступлением России в ВТО. В краткосрочном периоде, (поскольку экспортные пошлины служат сегодня механизмом изъятия ценовой ренты, образующейся на мировых рынках сырья), следует привязать ставки пошлин к мировым ценам не только для нефти, но и для других сырьевых товаров; повысить экспортные пошлины на нефть.

  • не соблюдаются);
  • разработать механизм контроля над выполнением условий лицензионных соглашений.

4. Предоставить детальную публичную информацию о стоимости добычи и транспортировки. Поскольку недра находятся в общественной собственности, общество имеет право на подобную информацию.

5. Ввести налог на сверхприбыль в добывающем секторе установив норму прибыли в 25-30%. Сфера действия этого налога должна будет распространяться и на перерабатывающие компании. То есть, его ставка должна учитывать рыночные цены переработки, так как сейчас рента перераспределяется из добычи в переработку через механизм трансфертных цен.

6. В долгосрочной перспективе отказаться от экспортных пошлин. Порядок отмены должен быть увязан с введением налога на сверхприбыль, с динамикой внутренних и мировых цен на энергоносители, со вступлением России в ВТО. В краткосрочном периоде, (поскольку экспортные пошлины служат сегодня механизмом изъятия ценовой ренты, образующейся на мировых рынках сырья), следует привязать ставки пошлин к мировым ценам не только для нефти, но и для других сырьевых товаров; повысить экспортные пошлины на нефть.

  • не соблюдаются);
  • разработать механизм контроля над выполнением условий лицензионных соглашений.

4. Предоставить детальную публичную информацию о стоимости добычи и транспортировки. Поскольку недра находятся в общественной собственности, общество имеет право на подобную информацию.

5. Ввести налог на сверхприбыль в добывающем секторе установив норму прибыли в 25-30%. Сфера действия этого налога должна будет распространяться и на перерабатывающие компании. То есть, его ставка должна учитывать рыночные цены переработки, так как сейчас рента перераспределяется из добычи в переработку через механизм трансфертных цен.

6. В долгосрочной перспективе отказаться от экспортных пошлин. Порядок отмены должен быть увязан с введением налога на сверхприбыль, с динамикой внутренних и мировых цен на энергоносители, со вступлением России в ВТО. В краткосрочном периоде, (поскольку экспортные пошлины служат сегодня механизмом изъятия ценовой ренты, образующейся на мировых рынках сырья), следует привязать ставки пошлин к мировым ценам не только для нефти, но и для других сырьевых товаров; повысить экспортные пошлины на нефть.

  • обеспечение такой динамики денежной массы, которая отвечала бы требованиям насыщения экономики необходимым объёмом инвестиционных ресурсов при контролируемости соответствия предложения денег потребностям экономики;
  • недопушение девальвации национальной валюты;
  • переход к активному регулированию процентных ставок, отказ от политики валютного совета, поддержание низкого уровня процентных ставок;
  • использование всех инструментов денежно-кредитной политики, а не только регулирование валютного курса.

Изменение целей и координация денежно-кредитной политики с налогово-бюджетной политикой невозможны без повышения ответственности Центрального банка при безусловном сохранении его независимости, недопущения попадания ЦБР в оперативную зависимость от Правительства и парламента:

  • ввести процедуру представления ЦБР на утверждение Государственной Думой "Основных направлений денежно-кредитной политики Центрального Банка" вместе с отзывами Правительства и ключевых экономических министерств на указанный документ, а также утверждения Думой отчетов об исполнении денежной программы;
  • наделить Государственную Думу правом инициировать снятие главы ЦБР в случае невыполнения ЦБ ключевых параметров "Основных направлений денежно-кредитной политики" (отклонение размера инфляции или валютного курса рубля);
  • обеспечить реальную коллегиальность в работе ЦБР - принятие решений по изменению параметров основных инструментов и методов денежной политики должны приниматься только Советом Директоров;
  • законодательно ввести нормативы для финансовой деятельности ЦБР, в частности, в целях диверсификации определить пределы хранения национальных золотовалютных резервов в виде тех или иных активов (ЦБР не должен хранить все валютные резервы в казначейских обязательствах США);
  • сделать более прозрачной деятельность ЦБР, в частности, информация о его операциях с долями в банках, валютными резервами, собственными фондами и т.д.;
  • предусмотреть, что осуществление банковского надзора возможно только на основе федерального закона;
  • изменить порядок установления норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами - от указа Президента перейти к установлению этой нормы федеральным законом.

Реформа банковской системы

Банковская система является институтом осуществления денежной политики государства. От ее состояния во многом зависит не только эффективность и точность регулирования денежной массы, но и кредитование реального сектора экономики, и инвестиционный климат в стране. Поэтому принципиально важно, чтобы она работала четко, слаженно и была ориентирована на актуальные экономические задачи. Задачи банковской реформы - восстановить доверие населения к банкам, обеспечить надежность банковской системы и стимулировать переток капитала в реальный сектор.

В реформировании денежно-кредитной политики и создании нормальной банковской системы в нашей стране "ЯБЛОКО" исходит из того, что оптимальной для России является европейская модель банковской системы. Это означает наличие относительно небольшого числа крупных универсальных банков, связанных с реальным сектором производства, при наличии большого числа небанковских кредитных учреждений. Для создания такой системы необходимо:

1. Провести масштабную реструктуризацию банковской системы:

  • разработать Программу реструктуризации банковской системы как комплекса последовательных мер, рассчитанных на период до 5 лет;
  • разработать специальное законодательство о реорганизации (слиянии и присоединении) кредитных организаций; предусмотреть меры по поощрению слияний и присоединений как формы реструктуризации банковской системы страны;
  • обновить нормативы банковской деятельности и ужесточить их, невыполнение нормативов должно повлечь за собой автоматический переход под управление АРКО;
  • способствовать росту капитализации и концентрации банковской системы - ужесточить требования к уставным капиталам и снизить налогообложение на издержки, связанные с банковскими слияниями;
  • перейти на международные системы финансовой отчетности в банковской системе;
  • максимально прояснить и урегулировать законом процедуры регистрации банков и иных кредитных учреждений, критерии предоставления им банковских, валютных и иных лицензий;
  • создать систему рефинансирования банков;
  • создать возможность и определить порядок проведения чрезвычайных действий в случае возможного кризиса банковской системы или угрозы массовой банковской паники - создание системы, позволяющей проводить санацию или прекращение деятельности отдельных банков;
  • разработать законодательство о небанковских кредитных организациях (в том числе об обществах взаимного кредитования и кредитных союзах), разрешить переход в этот статус нежизнеспособным малым банкам (после реструктуризации);
  • четко определить порядок участия банков в ФПГ.

2. Определить порядок и степень участия государства в банковских активах:

  • провести концентрацию государственного участия в банковской системе - государство должно участвовать не более чем в 5-6 крупных специализированных банках;
  • приватизацию банковских активов, принадлежащих государству, проводить медленно и осторожно, и только в тех случаях. когда за их продажу можно выручить большие средства;

3. Изменить политику в отношении иностранных банков:

  • разрешить иностранным равно как и российским банкам работать со схемами индивидуального пенсионного страхования;
  • определить форму участия иностранного банковского капитала в капитале российских банков, предусматривающую ответственность иностранного банка по обязательствам российской дочерней банковской организации;
  • смягчить ограничения ЦБР на приобретение иностранцами акций российских банков, поощрять создание дочерними организациями иностранных банков филиальной сети в России, в областных центрах и крупнейших городах страны;
  • стимулировать присутствие иностранных банков в форме дочерних банков, а не филиалов, как акционерных обществ, а не ООО или ЗАО: повышенные стандарты раскрытия информации у акционерных обществ, а также публикация проспектов эмиссии, ежеквартальные отчеты помогут привнести в российскую банковскую систему культуру раскрытия информации и прозрачности отчетности;
  • стимулировать развитие синдицированного кредитования с участием западных банков, для чего отменить требование ЦБР по отражению всей суммы кредита на балансе только одного банка, разработать механизм распределения риска между участниками синдицированного кредита.

4. Стимулировать кредитование банками экономики:

  • отказаться от проведения политики "валютного совета" де-факто, перейдя к активному регулированию процентных ставок: нормой регулирования кредитной эмиссии должна стать ставка рефинансирования;
  • расширить краткосрочное кредитование банков;
  • ужесточить доступ к информации об операциях и счетах граждан и юридических лиц (только по решению суда), так как в настоящий момент Закон "О банках и банковской деятельности" предоставляет правоохранительным органам широкие полномочия по доступу к информации о клиентах банков, что делает понятие банковской тайны во многом условным;
  • создать систему гарантирования вкладов населения посредством депозитного страхования вкладов граждан на основе обязательности участия в ней банков, привлекающих вклады населения. Для этого создать специальный страховой фонд с обязательным отчислением средств банков в зависимости от объема привлеченных средств. В дальнейшем расширить систему на депозиты юридических лиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.01 с.)