Обеспечение условий для инвестиций в производство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение условий для инвестиций в производство



В 2000 году инвестиции в России выросли на рекордные 18%, продолжился рост и в 2001 г. Однако почти весь их прирост произошел за счет инвестиций в нефтегазовый комплекс, в то время как во многих отраслях обрабатывающей промышленности они сократились. Это означает, что это увелечение нельзя рассматривать в качестве фактора экономического роста, поскольку он обеспечивает лишь поддержание сырьевого экспорта.
Кроме того, после пятикратного сокращения капиталовложений в течение 1990-х гг. такой рост инвестиций явно не обеспечивает воспроизводства изношенных основных фондов. Ближайшие годы грозят России тысячами техногенных катастроф.

Наконец, объем инвестиций всё ещё значительно ниже не только потребностей, но и возможностей российской экономики. Так, в 2000 году существенно выросла утечка капитала. Нищая Россия по-прежнему продолжает финансировать экономический рост в развитых странах Запада.

Стратегической целью инвестиционной политики является повышение инвестиционной привлекательности России.
Принципиальная позиция "ЯБЛОКА" состоит в том, что государственные инвестиции должны сконцентрироваться на долгосрочных проектах и вложениях в инфраструктуру. Что касается иностранных инвестиций, то они могут сыграть определенную роль в развитии тех или иных секторов экономики, принести новые технологии и культуру производства. Однако никогда одни лишь иностранные инвестиции не поднимут экономику нашей страны хотя бы в силу ее масштабов. Инвесторами должны стать миллионы российских граждан, сотни тысяч российских промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Чтобы понять причину низкой инвестиционной привлекательности России, необходимо понять, что нам мешает вкладывать деньги не в доллары, а в экономику собственной страны.

Инвестиционная привлекательность включает в себя два компонента - инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Для повышения инвестиционного потенциала необходимо ускорить инвестиционный процесс и модернизацию производственной базы и развернуть активную промышленную политику, оказать государственную поддержку крупнейшим инвестиционным проектам. Для снижения инвестиционного риска необходимо создать благоприятный инвестициям законодательный режим, активизировать разумное привлечение иностранных инвестиций, решить проблему внешней задолженности.

В качестве важнейшего условия для повышения инвестиционной привлекательности мы рассматриваем введение принципа "единого окна" - один орган должен осуществлять всю работу с инвестором, при жестком ограничении времени согласований и оформления необходимых документов.

Однако крайне важно изменить наше инвестиционное и гражданское законодательство, которое в настоящий момент препятствует привлечению в экономику прямых инвестиций, не нацелено на перепрофилирование нежизнеспособных предприятий, не стимулирует приток инвестиций, как отечественных, так и иностранных.

Таким образом, в сфере инвестиционного законодательства "ЯБЛОКО" предлагает:

1. Радикально переработать закон "Об иностранных инвестициях в РФ":

  • четко сформулировать базовые понятия "иностранная инвестиция", "иностранный инвестор", "прямая инвестиция", характер и пределы предоставляемых государством гарантий и льгот, процедуры выбора приоритетных областей вложения иностранных капиталов;
  • расширить понятие "прямой инвестиции" (добавить договор простого товарищества, соглашения о разделе продукции, договор о кооперации и сбыте, компенсационные соглашения);
  • распространить гарантию неухудшения положения инвестора на изменения регионального законодательства, и предоставлять ее не на период окупаемости проекта, а на период получения минимальной нормы рентабельности;
  • определить процедуру составления перечня приоритетных инвестиционных проектов и регламентировать исполнение гарантий, прописать механизм и сроки выплаты компенсации стоимости национализированного/реквизированного имущества;
  • ввести гарантии от военных действий, гражданских беспорядков, введения чрезвычайного положения.

2. Внести поправки в законодательство о Соглашениях о разделе продукции (СРП). По оценкам экспертов, на основе СРП Россия может привлечь более 100 млрд. долл. иностранных инвестиций. В течение 5 лет "ЯБЛОКО" проводило через Думу закон о СРП, однако он был принят в урезанном варианте. Разработка 3-х месторождений на условиях СРП уже привлекло в страну свыше 2 млрд. долл. инвестиций, обеспечило заказами российскую промышленность на сотни миллионов долларов, создало около 3 тыс. рабочих мест, принесло в бюджеты всех уровней миллиарды рублей. Для полноценного использования потенциала СРП необходимо:

           Нижеследующие предложения «Яблока», а также все другие предложения по сотрудничеству России с иностранными фирмами должны быть не просто прозрачны для Государственного и Народного Контроля, они должны проходить экспертизу всех общественно- политических организаций России, ученых, специалистов, а в особо важных случаях и всенародных референдумов на предмет соблюдения Государственных интересов и интересов Трудового Народа, обеспечения принципа Равноправного Взаимовыгодного Мирного Сотрудничества всех Государств Мира.

  • принять отдельную главу II части Налогового кодекса по специальному налоговому режиму СРП;
  • отменить порядок утверждения соглашений по СРП Государственной Думой;
  • пересмотреть 30% квоту по разведанным месторождениям, которые могут быть переведены в режим СРП (исключить из квоты старые месторождения, не включать доразведанные после подписания соглашения месторождения в квоту);
  • устранить противоречия регионального законодательства федеральному, разработать в регионах, собирающихся участвовать в разработке находящихся на их территории месторождений, специальное законодательство по СРП.

3. Разработать закон "О концессиях", который должен утвердить общие принципы гражданского права при предоставлении права пользования государственной собственностью. Механизм концессии позволит передать в частное управление важнейшие объекты государственной собственности, приватизация которых невозможна или нежелательна (недра, объекты инфраструктуры, ЖКХ). Концессия предусматривает сохранение стратегического контроля государства за функционированием этих объектов - при его заключении определяется ряд условий, которые в одностороннем порядке может быть изменен государством для достижения общественных интересов. Для повышения привлекательности объектов в условиях сохранения контроля государства концессиям должен предоставляться специальный налоговый режим. Кроме того, закон о концессиях должен ограничить чиновника в принятии решений. С этой целью необходимо детально расписать порядок проведения конкурсов, учесть критерии определения победителя, порядок формирования конкурсной комиссии и ее компетенцию. Главным критерием выбора объектов для передачи в концессию должно стать неэффективное использование госсобственности.

               Прежде, чем что-то отдавать в концессию следует выяснить причины неэффективного использования госсобственности и принять меры для их устранения. К Государственой и общественной собственности – то есть собственности нынешнего и будущего поколений следует относится особо бережно. И в частности, нужна экспертиза нижеследующего предложения «Яблока».

4. Разработать законы об управлении государственной собственностью, о балансе государственного имущества для повышения эффективности использования, полной инвентаризации госсобственности, повышения доходов государства. В целях ликвидации "черной дыры" бюджета, которой являются государственные унитарные предприятия, мы предлагаем сократить число ГУПов до минимума (с обоснованием для каждого невозможности его существования в иной организационной форме). Преобразовав все остальные в АО с 100% участием государства. Кроме того, для повышения эффективности государственной собственности необходимо:

  • завершить разграничение федеральной собственности, собственности субъектов РФ, и муниципальной собственности, в т.ч. - на землю;
  • разработать рамочные правила управления региональной и муниципальной собственностью;
  • четко определить компетенцию по управлению госсобственностью различных органов власти;
  • разработать порядок назначения, деятельности и ответственности представителей государства в АО;
  • разработать порядок реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий.

5. Пересмотреть законодательство о несостоятельности (банкротстве). Банкротства должны перестать быть инструментом криминального передела собственности, но должны служить механизмом оздоровления предприятия, а в случае невозможности- цивилизованной передачи имущества. Для этого необходимо:

  • ужесточить требования к предоставляемым кредитором доказательствам наличия задолженности;
  • интегрировать в базовый закон о несостоятельности нормы об особенностях банкротства предприятий оборонного комплекса и ТЭК;
  • ужесточить порядок ведения реестра требований кредиторов;
  • снять зависимость внешнего управляющего от недобросовестных кредиторов путем введения ответственности арбитражных управляющих за совершение сделок в интересах отдельных кредиторов;
  • четко прописать процедуры созыва и проведения собраний кредиторов;
  • исключить формулировки, позволяющие суду назначать чиновников арбитражными управляющими, а службе по делам о банкротстве - "предоставлять предложения по финансовому оздоровлению предприятия в Правительство";
  • создать институт управляющих компаний и государственных управляющих.

6. Внести поправки в законодательство об акционерных обществах:

  • четко регламентировать права акционеров ЗАО по преимущественному приобретению акций общества;
  • защитить права акционеров, усилить контроль акционеров за менеджерами;
  • создать препятствия размыванию долей участия миноритарных акционеров в результате недобросовестной практики держателей контрольного пакета;
  • минимизировать вмешательство исполнительного органа АО в решение вопросов, находящихся в компетенции собрания участников.

7. Разработать законы, издание которых прямо предусмотрено Гражданским кодексом РФ, т.к. общие нормы ГК РФ по данным вопросам без детализации в федеральных законах в полной мере на практике применены быть не могут (в т.ч. об иммунитете государства и его собственности, уставы внутреннего водного, автомобильного транспорта, торгового мореплавания, о специальных видах страхования, о взаимном страховании и т.д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.007 с.)