Развитие конкуренции на рынке закупок для государственных нужд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие конкуренции на рынке закупок для государственных нужд



Одной из неотъемлемых задач государства является поощрение конкуренции. Для этого, в том числе, необходимо ввести важнейший инструмент государственного регулирования - Федеральную контрактную систему. Механизм создания конкурентного рынка госзакупок был предложен командой Г.А. Явлинского еще в программе "500 дней". Механизм этот позволил бы предприятиям, особенно оборонного комплекса, адаптироваться к рынку. Однако правительством правых радикалов этот путь был отвергнут. Они предпочли путь механического свертывания госзаказа, неоплаты государством своих обязательств перед поставщиками, что вызвало колоссальный спад производства. Только с 1997 г. началось постепенное внедрение элементов контрактной системы. Однако до сих пор существующая правовая база, регулирующая порядок закупок продукции для общественных нужд, остается крайне неудовлетворительной. Для создания полноценной системы конкурсных закупок для общественных нужд необходимо:

1. Принять рамочные федеральные законы о муниципальных закупках и закупках субъектов Федерации, в том числе установить:

  • состав конкурсной комиссии утверждается представительными органами;
  • представлять интересы заказчика в конкурсной комиссии не вправе граждане, являющиеся представителями фирм - соискателей заказа;
  • выборные должностные лица, государственные и муниципальные служащие не вправе выступать в качестве исполнителей государственного или муниципального заказа;
  • заказчик и исполнитель несут ответственность за нарушение договора о муниципальном заказе.

. Разработать механизм по реализации контрактов на закупку услуг - сейчас же конкурсными закупками охвачены только товары.

3. Четко сформулировать и сделать закрытым список условий, при которых разрешается применять закрытые конкурсы или разрешается конкурсы не проводить.

4. Разработать отсутствующий механизм обжалования и восстановления нарушенных прав участников конкурса.

5. Ввести четкие законодательные критерии определения победителей торгов, заменив ими расплывчатую формулировку закона "лучшие условия".

6. Закрепить за Минэкономразвития функции:

  • разработки новых и усовершенствования текущих процедур и способов конкурсного отбора подрядчиков;
  • осуществления мониторинга конкуренции на открытом и закрытом конкурсах (судебное признание конкурса недействительным в случае "подстроенного" со стороны заказчика результата).

7. Закрепить за Счетной палатой РФ функции:

  • внешнего аудитора конкурсов (в условиях роста числа государственных структур, уполномоченных осуществлять различные конкурсы);
  • осуществления контроля над обоснованностью предварительного отбора и предъявляемых организатором конкурса требований к участникам.

Антимонопольная политика

Советская экономика отличалась крайне высокой степенью монополизации. Правительства правых радикалов в 1990-е гг. не только не проводило демонополизацию экономики, но и способствовало своими решениями усилению монополизма. Разрыв хозяйственных связей между регионами привел к появлению многочисленных локальных монополий. Грабительская приватизация привела к появлению олигархов, - крупнейший монополистический бизнес стал активно влиять на процесс принятия государственных решений и пресекать любые попытки пересмотреть их монопольное положение.

Демонополизация является комплексной народнохозяйственной проблемой и должна включать согласованные действия в области приватизации и деприватизации, реформы естественных монополий и взвешенной внешнеэкономической политики. Но необходимо резко активизировать и самостоятельную антимонопольную политику, состоящую в применении определенных административных мер.

Для активизации антимонопольной политики "ЯБЛОКО" предлагает:

1. Повысить статус Министерства по антимонопольной политике, придать ему дополнительные контрольные функции, а также наделить его следственными полномочиями, что является общепринятым для антимонопольных органов в развитых странах. Обеспечить взаимодействие и обмен информацией МАП с Министерством по налогам и сборам, в том числе взаимодействие региональных органов этих министерств.

2. Разработать комплекс мер, применяемых к монополистам (сейчас государство, по сути, в состоянии только "назвать" предприятие монополистом, но не применить к нему какие-либо санкции). Они должны включать:

  • ответственность за сговор на рынке - за установление цен и раздел рынка (территориальный, по объему продаж, по категориям продавцов и покупателей);
  • ограничение определенных видов деятельности предприятия - таких, как создание препятствий для выхода на рынок новых участников; установление в хозяйственных договорах исключительных условий (завышение цены для одних и занижение для других продавцов или покупателей), недобросовестная конкуренция (распространение ложных сведений о конкурентах, обман покупателей, самовольное использование товарных знаков других фирм, нарушение коммерческой тайны);
  • изменение необоснованно завышенной цены продукции монополиста;
  • разделение одного предприятия на несколько (в т.ч. нельзя допускать, чтобы предварительное согласие антимонопольных органов на создание, слияние и ликвидацию предприятий давалось автоматически. Этот инструмент должен стать важным элементом политики создания конкурентной среды).

3. Ввести открытый реестр монополистов, отдельно выделив реестры локальных монополистов в каждом регионе. Ведение реестра монополистов должно означать повышенное "внимание" со стороны государства за основными аспектами их деятельности (ценообразование, инвестиции и финансовая политика, реорганизация и хозяйственные связи и др.). Занесение в список монополистов должно повлечь для предприятия процедуры, связанные с контролем над издержками и рентабельностью.

4. Переформулировать критерии отнесения предприятий к категории монополистов - перейти от критерия доминирования на товарных рынках, ко множественным критериям завышения цен, дискриминации покупателей и т.д.

5. Четко определить процедуру отнесения к категории монополистов торгово-посреднических организаций (торговая наценка, дискриминация и т.д.), которые часто являются большими монополистами, чем производственные компании.

6. Не допускать необоснованные слияния и поглощения, используя общепринятые индексы монополизации и концентрации в отрасли.

7. Задействовать возможности внешнеэкономического регулирования. Открытие внешних рынков и гибкое маневрирование таможенным режимом могут стать серьезным инструментом демонополизации и стимулом для конкуренции на внутреннем рынке.

                   Монополизация - естественный процесс развития капиталистической экономики. Для устранения тех негативных последствий, о которых говорилось выше, можно его тормозить посредством демонополизации, как предлагается «Яблоком». Но можно и нужно эффективно использовать преимущества концентрации производства, ликвидируя негативные последствия методами Государственного Планирования и Регулирования, а при необходимости прибегая и к национализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.005 с.)