Решение проблемы внешнего долга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение проблемы внешнего долга



В 1985 г. внешней долг СССР составлял всего 35 млрд. долл. Однако затем начался бурный рост долга, вызванный финансированием дефицита союзного бюджета за счет внешних займов, бездарным признанием СССР и затем Россией "долгов" перед странами Восточной Европы (по нереальному курсу переводного рубля к доллару 1:1), коммерческой задолженности и т.д. Кризис 17 августа 1998 г. серьезно обострил проблему. Статья "обслуживание внешнего долга" стала крупнейшей в бюджете, а в 2001-04 гг. наша страна должна ежегодно выплачивать по 14-18 млрд. долл.

        Необходимо произвести пересчет внешнего долга России с учетом опыта последних лет и всех обстоятельств образования и выплаты внешнего долга для определения истинной суммы, которую осталось выплатить России. Сделать все это следует гласно с помощью всех общественно- политических сил страны; выявлением и Всенародной амнистией (по выше приведенным принципам) или наказанием лиц, ответственных за нанесение экономического ущерба Государству и Трудовому Народу. Для исключения экономического и политического ущерба России в дальнейшем обеспечить открытость и прозрачность в сфере внешних заимствований.

Мы считаем, что такая тяжелая ситуация сложилась из-за непрозрачности механизма внешних заимствований. Эта сфера до последнего времени остается самой закрытой не только от общественности, но даже от парламента. А закрытость ведет не только к принятию катастрофически ошибочных решений, но и к злоупотреблениям: внешние заимствования осуществлялись бессистемно, под решение краткосрочных задач, отличались политизированностью ("реструктуризации" под президентские выборы и т.д.).

Вторая причина - это нецелевое использование и прямое разворовывание в сфере внешних заимствований (двойная проплата сумм задолженности, проплата несуществующих контрактов, завышение цен продукции, поставляемой по связанным кредитам, невозврат средств, выданных под гарантии Правительства РФ, направление кредитов на оплату иностранных консультантов и т.д.). В ряде ситуаций имел место прямой сговор иностранных кредиторов с коррумпированными российскими чиновниками.

Третья причина - ошибки бюджетной политики. Это накопление бюджетного дефицита до 1998 г. и его финансирование через механизм ГКО по завышенным процентам.

"ЯБЛОКО" с начала 1990-х гг. предупреждало об опасности построения пирамиды долга, всегда боролось за усиление открытости и прозрачности в сфере внешних заимствований. Разработанный "ЯБЛОКОМ"" Бюджетный кодекс обязал Правительство вести Государственную долговую книгу с регистрацией всей задолженности и предоставлять в Думу с проектом бюджета Программы внешних заимствований, проекта структуры внешнего долга и всех международных договоров по долгам. У нас есть опыт решения данной проблемы и на региональном уровне - в результате проведенной в 1998 г. реструктуризации внешнего долга С.- Петербурга нам удалось сэкономить $100 млн., а в период кризиса после 17 августа город был единственным устойчивым заемщиком в России.

Стратегическая цель реформы системы управления государственным долгом - обеспечить оптимальный баланс между потребностью страны в кредитных ресурсах и возможностью страны обслуживать кредиты. Структура долга должна быть оптимальна для реального сектора экономики, что позволит снизить макроэкономические риски, и привлечь в нашу страну как иностранных инвесторов, так и сбежавшие российские капиталы.

"ЯБЛОКО" предлагает:

1. Обеспечить прозрачность привлечения и использования внешних займов путем:

  • исключения из внешнего долга всех "пустых" обязательств, договариваться о списании долгов, неподтвержденных юридически, или имеющих зыбкие юридические обоснования;
  • создания единой системы учета и регистрации государственных заимствований, единого методологического подхода к учету и инвентаризации долга (требование Бюджетного кодекса, которое не выполняется Минфином);
  • аккуратного ведения Государственной долговой книги РФ, регистрации в ней всей задолженности, в т.ч. бывшего СССР;
  • ужесточения ответственности в сфере привлечения и использования иностранных займов, в том числе за сокрытие информации.

несуществующих контрактов, завышение цен продукции, поставляемой по связанным кредитам, невозврат средств, выданных под гарантии Правительства РФ, направление кредитов на оплату иностранных консультантов и т.д.). В ряде ситуаций имел место прямой сговор иностранных кредиторов с коррумпированными российскими чиновниками.

Третья причина - ошибки бюджетной политики. Это накопление бюджетного дефицита до 1998 г. и его финансирование через механизм ГКО по завышенным процентам.

"ЯБЛОКО" с начала 1990-х гг. предупреждало об опасности построения пирамиды долга, всегда боролось за усиление открытости и прозрачности в сфере внешних заимствований. Разработанный "ЯБЛОКОМ"" Бюджетный кодекс обязал Правительство вести Государственную долговую книгу с регистрацией всей задолженности и предоставлять в Думу с проектом бюджета Программы внешних заимствований, проекта структуры внешнего долга и всех международных договоров по долгам. У нас есть опыт решения данной проблемы и на региональном уровне - в результате проведенной в 1998 г. реструктуризации внешнего долга С.- Петербурга нам удалось сэкономить $100 млн., а в период кризиса после 17 августа город был единственным устойчивым заемщиком в России.

Стратегическая цель реформы системы управления государственным долгом - обеспечить оптимальный баланс между потребностью страны в кредитных ресурсах и возможностью страны обслуживать кредиты. Структура долга должна быть оптимальна для реального сектора экономики, что позволит снизить макроэкономические риски, и привлечь в нашу страну как иностранных инвесторов, так и сбежавшие российские капиталы.

"ЯБЛОКО" предлагает:

1. Обеспечить прозрачность привлечения и использования внешних займов путем:

  • исключения из внешнего долга всех "пустых" обязательств, договариваться о списании долгов, неподтвержденных юридически, или имеющих зыбкие юридические обоснования;
  • создания единой системы учета и регистрации государственных заимствований, единого методологического подхода к учету и инвентаризации долга (требование Бюджетного кодекса, которое не выполняется Минфином);
  • аккуратного ведения Государственной долговой книги РФ, регистрации в ней всей задолженности, в т.ч. бывшего СССР;
  • ужесточения ответственности в сфере привлечения и использования иностранных займов, в том числе за сокрытие информации.

2. Изменить механизм контроля за привлечением и использованием внешних займов:

  • вскрыть факты нецелевого использования средств и привлечь виновных к административной и уголовной ответственности;
  • дать поручение спецслужбам России начать поиск в сотрудничестве с международными организациями и международным банковским сообществом нелегально переведенных на Запад средств ранее привлеченных займов;
  • требовать возврата средств в федеральный бюджет по кредитам, выданным под гарантии Правительства РФ;
  • исключить из объема внешнего долга РФ коммерческую задолженность внешнеэкономических объединений, в случае, если долг образовался с нарушением правовых норм или вследствие неудовлетворительной работы самого объединения;
  • использовать факты сговора иностранных кредиторов при разворовывании кредитов, а также факты завышения цены продукции по связанным кредитам на переговорах по списанию задолженности.

3. Создать гибкий механизм оперативного управления внешним долгом:

  • провести переговоры с бывшими странами СЭВ о списании долга СССР образовавшимся в результате искаженных цен внутри бывшего СЭВ ($14 млрд.);
  • использовать колебания курсов валют для манипулирования объемами задолженности, выраженной в разных валютах;
  • использовать нестандартные механизмы сокращения долга (списание под проведение экологических и природоохранных мероприятий, под сокращение химического и ядерного оружия и т.д.);
  • в ряде случаев выкупать собственные долговые обязательства на вторичном рынке по цене ниже номинала;
  • на период 2002-05 гг. отказаться от привлечения новых займов, за исключением минимально необходимого рефинансирования обязательств, и привлечения займов на стратегические инвестиционные проекты от МБРР и ЕБРР;
  • использовать механизмы обмена долгов стран "третьего мира" бывшему СССР на задолженность России.

4. Повысить скоординированность бюджетной политики и политики внешних заимствований.

5. Прекратить двусмысленную практику закулисных договоренностей и фактическое списание долга некоторых стран России под зыбкие политические обязательства (как в случае с газовыми долгами Украины). Разработать четкую программу возврата или конверсии в собственность России долгов стран-членов СНГ, программу возврата или конверсии долгов других стран перед Россией (долги бывшему СССР).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.006 с.)