Активная социальная политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активная социальная политика



Важнейшим условием достижения устойчивости и сбалансированности экономических преобразований, необратимости демократических процессов, сохранения России как единого государства является кардинальное снижение социального, экономического и регионального неравенства, достигшего в России критических размеров. Создание общества равных возможностей невозможно без тотальной ликвидации вопиющих форм нищеты, радикального снижения бедности, преодоления высокой степени маргинализации общества, создания условий для социальной включенности граждан.

Наиболее ярким свидетельством усиливающейся социальной деградации в нашей стране является катастрофическая демографическая ситуация. Печально известный "российский крест" - превышение смертности над рождаемостью - показывает, что без проведения активной социальной политики у России нет будущего.
Активная социальная политика должна придать импульс росту платежеспособного спроса, стимулировать расширение внутреннего рынка, улучшить структуру потребления. Для этого необходимо изменить отношение государства к социальной сфере. Она не является исключительно затратной, бесполезной и обременительной - такие инструменты, как политика доходов или создание безопасных условий труда находятся на стыке социальной и экономической политики. Главное положение предлагаемой "ЯБЛОКОМ" социальной стратегии заключается в том, что с помощью инструментов социальной политики можно решать экономические задачи, и наоборот.
"ЯБЛОКО" выступает за формирование в нашей стране социальной рыночной экономики европейского типа, что подразумевает наполнение реальным содержанием провозглашённого в российской Конституции социального государства и обеспечение таким государством равных возможностей для всех своих граждан. Мы считаем неприемлемым предлагаемый правительством, зафиксированный в "Стратегии развития России до 2010 г." переход к так называемому "субсидиарному" государству", которое будет "обеспечивать социальную помощь только самым уязвимым группам населения". А остальные граждане, согласно Стратегии, "должны будут сами оплачивать все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, получению профессионального образования, а также значительную часть расходов на медицинское обслуживание, школьное образование, пенсионное страхование".

"ЯБЛОКО" считает, что сведение социальной политики к государственным подачкам нищим крайне опасно для России с ее специфическими проблемами и историческими традициями, и полностью противоречит мировым тенденциям развития, доказывающим, что успеха добиваются страны, в которых экономический прогресс идет в ногу с социальным. Поэтому любые спекуляции на тему перехода к "субсидиарному государству", существующему на Западе лишь в концепциях маргинальных теоретиков, должны быть немедленно прекращены.

Принцип социального государства, зафиксированный в статье 7 Конституции России, необходимо не только наполнить реальным содержанием, но и углублять и развивать его. Необходимо, чтобы зафиксированные в Европейской социальной хартии социальные права и гарантии, которыми пользуются жители Западной Европы, распространялись и на российских граждан.

Государство такого типа построено на следующих принципах:

  • ответственность, означающая неукоснительность выполнения государством своих социальных обязательств - власть должна последовательно отвечать за взятые на себя обязательства, а не отказываться от них или пересматривать, следуя сиюминутной политической и экономической коньюктуре;
  • направленность социальных реформ на улучшение положения большинства населения;
  • справедливость, подразумевающая, что выигрыш одних социальных групп или граждан не должен достигаться за счет потерь других;
  • универсальность, предполагающая, что социальная политика не ограничивается социальной помощью и предназначена не только малообеспеченным, инвалидам и старикам, но большинству граждан путем проведения всеобъемлющей политики доходов, политики занятости и развития действенных систем обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;
  • национальное единство, означающее, что социальные гарантии и услуги должны быть доступны в равной мере всем гражданам страны вне зависимости от региона и места их проживания, а социальные расходы - не сбрасываться механически на региональный и местный бюджеты;
  • общедоступность, означающая, что базовые социальные услуги должны быть бесплатными, большинство услуг - доступными, и только отдельные виды дополнительных услуг - предоставляться за счет платежей граждан;
  • солидарность, как важнейший и старейший принцип любого человеческого сообщества, означающий взаимоподдержку и взаимную ответственность, то есть ответственность общества за своих уязвимых граждан.

Современное образование для всех

Главным стратегическим ресурсом нашей страны является интеллектуальный, человеческий потенциал, а не природные богатства. Ресурс этот основан на высоком уровне образования граждан России, достигнутом за многие десятилетия. Однако в1990-е гг. система образования стала все меньше отвечать современным потребностям развития страны, запросам общества и государства. Падает качество школьного образования, особенно на селе. Впервые за многие годы появился значительный процент выпускников школ, не умеющих грамотно писать и читать. Сегодня уже половина студентов обучается на платной основе, при этом практически отсутствуют механизмы государственной поддержки, позволяющие получать высшее образование детям, родители которых не имеют высоких доходов.

Государственная власть в нашей стране в последние годы демонстрировала хроническое невнимание к образованию. В отличие от большинства других стран, образованные люди не получали ни соответствующего вознаграждения за свой труд, ни признания и уважения государства. "Утечка мозгов" приобрела характер национального бедствия, педагогические работники получают зарплату, едва обеспечивающую физическое выживание.

Стратегической целью государственной политики в области образования должно быть создание такой системы образования, которая дает каждому гражданину возможность получения знаний и умений, востребованных в обществе, обеспечивающих профессиональную и социальную мобильность, возможность найти достойное место в быстро меняющемся мире. При этом система образования должна быть направлена на воспитание ответственного гражданина, имеющего личностные и общественно-значимые ценности, знающего свои права и умеющего их защищать.

Для достижения этой цели необходимо значительное увеличение бюджетного финансирования образования и кардинальная модернизация системы образования, решающая следующие задачи:

  • повышение оплаты труда, социальных гарантий и престижа профессии педагога;
  • переход на систему адресной социальной поддержки учащихся и студентов из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • переход к системе нормативного бюджетного финансирования образованияна базе государственных образовательных стандартов, стимулирование притока внебюджетных средств в сферу образования при открытости их использования;
  • демократизация образования, расширение общественного участия в управлении образованием;
  • восстановление наиболее пострадавших во время "реформ" звеньев системы образования: дошкольного воспитания, начального и среднего профобразования;
  • обновление содержания образования, ускорение информатизации обучения, распространение компьютерной грамотности и знания иностранных языков, усиление социально-правового образования.

Для решения этих задач мы предлагаем комплекс конкретных мероприятий:

1. Кардинально улучшить ситуацию с финансированием общего образования:

  • законодательно утвердить и ввести в действие нормативы бюджетного финансирования общего образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов, что позволит перейти от финансирования образовательных учреждений по "остаточному" принципу (или по принципу - чей директор ближе к чиновнику) к финансированию реальных потребностей, исходя из подушевого (единый норматив на одного учащегося) и пообъектного (учет материально-технического состояния образовательного учреждения) нормативов финансирования;
  • изменить существующую систему оплаты труда, стимулирующую перегрузки учителей и учащихся, а до введения новой системы оплаты повысить поэтапно оплату труда педагогов путем увеличения тарифной составляющей (за счет повышения величины 1-го разряда тарифной сетки до прожиточного минимума) и введения надбавок к окладам
  • четко распределить и провести взаимную увязку полномочий, компетенции и ответственности в финансировании учреждений образования по уровням "федерация - регион - муниципалитет";
  • создать систему целевых бюджетных фондов - федерального, региональных и муниципальных - для финансирования общеобразовательных учреждений в соответствии с нормативами бюджетного финансирования, ввести целевые субвенции на образование для дотационных территорий, направляемые на места через органы казначейства;
  • обеспечить централизованное финансирование из федерального бюджета издания учебников, учебных пособий, закупку литературы для комплектования школьных библиотек;
  • ввести налоговые льготы, стимулирующие благотворительность и инвестирование в образование, а также производство школьного оборудования и инвентаря.

2. Внедрить систему мер по повышению социальной защищенности учащихся и студентов из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • обеспечить учащимся из малообеспеченных семей бесплатное пребывание в школах-интернатах, общежитиях, бесплатное питание в школьных столовых, а также санаторно-курортное и медицинское обслуживание;
  • · повысить стипендии студентам и учащимся техникумов и ПТУ из малообеспеченных семей до величины прожиточного минимума.

3. Повысить социальную защищенность работников образования:

  • восстановить надбавки учителям за стаж работы, ввести надбавки молодым специалистам;
  • выровнять норму учебных часов на ставку зарплаты учителей начального, основного и полного образования;
  • ввести отсрочку от призыва для выпускников педагогических вузов и училищ на время их работы в образовательных учреждениях до перехода на полностью контрактный принцип комплектования Вооруженных сил;
  • модернизировать и обновить систему переподготовки и повышения квалификации педагогов.

4. Принять меры для уменьшения административного диктата в управлении образованием и для развития общественного контроля и участия в управлении образованием:

  • зарегистрировать все школы в качестве юридических лиц, открыть им самостоятельные банковские счета;
  • сформировать общественно-попечительские советы при школах, передать им часть компетенции в управленческих решениях (согласование режима работы школы, содержания школьного компонента учебного плана, утверждение и контроль за выполнением смет и т.п.), ввести подотчетность директоров советам;
  • создать независимую систему аттестации, единую систему образовательной статистики, мониторинга и оценки качества образования;
  • проводить лицензирование и государственную аккредитацию только для негосударственных и вновь создаваемых учреждений образования, для остальных проводить в строго законодательных рамках аттестацию раз в 5 лет;
  • перевести методические службы из управленческих структур в систему повышения квалификации работников образования;
  • разработать механизмы соучредительства и софинансирования образовательных учреждений органами власти федерального, регионального и местного уровня;
  • внести поправки в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ, обеспечивающие хозяйственно-экономическую самостоятельность и разнообразие организационно-правовых форм образовательных учреждений;
  • поддерживать образовательные сообщества и привлекать их к решению вопросов образования, содействовать созданию Российского союза учителей, развивать и поддерживать ассоциации учителей, объединения директоров и ректоров;
  • сократить аппарат управления образованием, разграничить функции и полномочия аттестационных, методических и инспекторских служб.

5. Обновить содержание общего образования:

  • разработать и принять государственный стандарт общего образования, который определит обязательный минимум содержания, сроки получения общего образования и нормы учебной нагрузки (в частности, утвердить федеральным законом нынешний одиннадцатилетний срок обучения и установить, что переход на двенадцатилетку может быть осуществлен только после принятия соответствующего закона), а также требования к уровню подготовки выпускников школы, освободив учащихся от чрезмерной перегрузки и зубрежки.
  • ввести федеральный, региональный и школьный компоненты образовательного стандарта, определить образовательные области и предметы, входящие в образовательный стандарт на каждой ступени общего образования, с ограничением общих объемов их освоения не более 11000 учебных часов, в т.ч. 75% - на федеральный компонент;
  • ввести профильность обучения в 10-11 классах школы;
  • ввести новый вариативный базисный учебный план;
  • обеспечить единый федеральный стандарт школьных учебников;
  • существенно пересмотреть содержание школьных программ в сторону резкого снижения числа понятий для заучивания в пользу развития навыков применения полученных знаний;
  • усилить практическую и гуманитарную компоненту образования;
  • усилить и модернизировать подготовку учащихся по иностранным языкам (знание на уровне функциональной грамотности не менее одного иностранного языка всеми выпускниками средней школы);
  • обеспечить начавшуюся по поправке "ЯБЛОКА" в федеральный бюджет полную компьютеризацию школ.

6. Принять государственные меры по поддержке сельской школы:

  • разработать и принять федеральную целевую программу "Сельская школа" в целях адресного выделения средств на восстановление материально-технической базы и капитальный ремонт образовательных учреждений на селе,
  • реструктурировать старшие и средние классы сельских школ при сохранении и поддержке начальных классов малокомплектных сельских школ, создании образовательных комплексов, учебно-консультационных пунктов, организовать систему "школьных автобусов".

7. Изменить действующую систему поступления в высшие учебные заведения:

  • ввести после проведения эксперимента и только на основе федерального закона систему единых государственных экзаменов (вместо нынешних выпускных и вступительных), направленную на обеспечение реальной преемственности между средней и высшей школой. При этом предусмотреть для ограниченного числа ведущих ВУЗов страны в рамках системы единых государственных экзаменов квоту для конкурсного поступления;
  • создать единую федеральную систему контроля за проведением и проверкой результатов единого экзамена.
  • 8. Модернизировать систему начального и среднего профессионального образования оптимизировать систему СПТУ и ПТУ, сформировать на их базе многопрофильные учебные центры и колледжи;
  • усилить кооперацию СПТУ и ПТУ со школами;
  • адаптировать программу начального и среднего профобразования к современным потребностям рынка труда;
  • развивать малые предприятия и мастерские на базе СПТУ и ПТУ.
  • обеспечить начавшуюся по поправке "ЯБЛОКА" в федеральный бюджет полную компьютеризацию ПТУ и СПТУ/

9. Модернизировать систему высшего образования:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.013 с.)