Создание фондового рынка по европейской модели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание фондового рынка по европейской модели



В первой половине 90-х гг. развитие рынка ценных бумаг считалось одной из главнейших задач экономических реформ - Правительство "реформаторов" стимулировало акционирование предприятий и создание институтов фондового рынка. Однако часто это осуществлялось за счет механического переноса на российскую почву произвольно выбранных институтов и инструментов фондового рынка США, без учета специфики переходного периода в России.

Во второй половине 1990-х гг. основным игроком на рынке ценных бумаг стало государство. Правительство наращивало заимствования через рынок государственных ценных бумаг для финансирования дефицита бюджета. Открыв доступ на этот рынок иностранным спекулянтам, оно предопределило будущий кризис. К лету 1998 г. нерезиденты стали преобладать на рынке акций, а денежные расчеты на нем на 95% совершались в долларах США. Доминирование государственного сегмента рынка ограничивало инвестиции в реальный сектор. Центральный банк и ФКЦБ России были заняты междоусобной войной: ЦБ отстаивал участие банков на рынке ценных бумаг (германо-японскую модель), а ФКЦБ - запрет на участие коммерческих банков в собственности акционерных обществ (американскую модель). В результате российский фондовый рынок был предоставлен самому себе, становясь всё более спекулятивным. Этот процесс прекратил системный экономический кризис 1998 г., поставивший под вопрос само существование рынка.

К середине 2001 г. на фондовом рынке были достигнуты основные предкризисные показатели. Тем не менее, рынок ценных бумаг так и не стал ни эффективным каналом аккумулирования сбережений и преобразования их в инвестиции, ни механизмом внешнего контроля за предприятиями, ни системой индикаторов, регулирующих экономические процессы.

Рынок сегодня характеризуется а) концентрацией активов - свыше 60% акционерных капиталов находится в контрольных пакетах, и эта доля не снижается; б) почти 100% эмиссий акций в последние годы носили технический характер в связи с переоценкой активов; в) сопровождение перераспределения активов публичными корпоративными конфликтами (нередки ситуации ведения двойного реестра, двоевластия в АО, применения вооруженного захвата для установления корпоративного контроля). Поэтому предприятия по-прежнему не рассматривают эмиссию ценных бумаг как эффективный канал привлечения капитала, а население справедливо сохраняет недоверие к фондовому рынку, и предпочитает хранить средства в Сбербанке, либо в наличной валюте.
Мы определяем сложившийся в России фондовый рынок как "капитализм держателей крупных пакетов", в основе которого лежит германо-японская модель.

"ЯБЛОКО" считает, что именно эта модель является в настоящий момент оптимальной для России. Ведь более чем в половине стран, включая развитые, рынок ценных бумаг носит долговой характер, а среди стран с переходной экономикой нет ни одной, пошедшей по англосаксонской модели в создании фондового рынка.

Таким образом, стратегической целью государственной политики в отношении рынка ценных бумаг является максимальное облегчение связи между владельцами сбережений и нуждающимися в инвестициях предприятиями. При этом следует воздерживаться от "игры против рынка", навязывая участникам инвестиционного процесса единственный из каналов инвестиций (рынок ценных бумаг, банковская система, внутреннее финансирование) как приоритетный. Также необходимо перейти от оценки исключительно количественных показателей (рост курса ценных бумаг и т.д.) к формированию экономически эффективной институциональной среды для взаимодействия инвесторов и предприятий реального сектора.

В новых условиях необходимо одинаковое внимание уделять как защите прав мелких акционеров, которые, как правило, не заинтересованы в результатах деятельности предприятий, и не могут влиять на их деятельность, так и крупных акционеров, пакеты акций которых не являются блокирующими или контрольными.

Главными принципами государственной политики в отношении рынка ценных бумаг должны стать:

  • обеспечение равноправия всех российских участников рынка ценных бумаг: индивидуальных, корпоративных, государственных, муниципальных и т.д.;
  • усиление конкуренции между профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • повышение прозрачности деятельности всех экономических агентов;
  • сокращение трансакционных издержек (внедрение электронного документооборота, сокращение региональных диспропорций);
  • активизация саморегулирования рынка и его участников.

Реализация этих принципов предполагает упорядочение и обновление федерального законодательства, устранение существующих пробелов и противоречий в нормативно-правовой базе рынка ценных бумаг.

В рамках этих действий необходимо:

1. Снизить барьеры для выхода предприятий реального сектора на рынок ценных бумаг:

  • упростить процедуры и сократить сроки регистрации выпуска ценных бумаг;
  • отменить налог на эмиссию ценных бумаг как тормозящий инвестиционный процесс;
  • ввести механизм зачета отрицательных курсовых разниц для розничных инвесторов, возможность переноса на несколько лет вперед отрицательных курсовых разниц для розничных и оптовых инвесторов.

2. Установить разумные требования организаторам торговли к постоянному раскрытию информации об эмитентах, ценные бумаги которых включены в листинг (что будет способствовать повышению прозрачности деятельности предприятий реального сектора).

3. Создать механизмы ценообразования, при которых цены организованного рынка рассматриваются в качестве официальных и применяются для оценки активов, в том числе коллективных инвесторов при расчетах с индивидуальными инвесторами, а также для целей налогообложения финансовых инвестиций предприятий реального сектора.

4. Удалить экономические препятствия для инвестирования в ценные бумаги предприятий реального сектора экономики, в частности, освободить от двойного налогообложения все формы коллективных инвестиций и ввести механизм зачета отрицательных курсовых разниц для розничных инвесторов, возможность переноса на несколько лет вперед отрицательных курсовых разниц для розничных и оптовых инвесторов.

5. Способствовать повышению качества корпоративного управления в предприятиях реального сектора за счет четкого определения понятия аффилированного лица и установить требования и порядок совершения сделок с аффилированными лицами или с участием аффилированных лиц путем принятия соответствующего федерального закона,. Аффилированных лиц целесообразно определять посредством выделения ряда взаимосвязей между юридическими и/или физическими лицами (участие в органах управления, участие в капитале, имущественные отношения, родственные отношения, деловые отношения).

6. Установить ответственность за совершение сделок с использованием служебной информации на рынке ценных бумаг путем принятия соответствующего федерального закона, в котором также установить ответственность за использование такой информации в своих интересах и передачу такой информации третьими лицами.

7. Создать и всемерно поощрять саморегулируемые организации, принять соответствующий закон, в котором прописать их статус как особого вида некоммерческих организаций, установить обязательность членства (это позволит распространить стандарты деятельности на всех профессиональных участников, включить их в единую систему контроля и разрешения экономических споров). Одновременно, необходимо обеспечить единство рынка с точки зрения стандартов поведения его участников, что предопределяет единственность СРО на одном рынке, при необходимом создании условий для недопущения монопольного поведения.

8. Стимулировать поглощения и слияния, т.к. российскому рынку ценных бумаг приходится конкурировать с другими формирующимися рынками за ограниченный или даже сужающийся объем ресурсов в связи с уходом инвесторов и эмитентов на развитые рынки.

Принимая указанные меры важно воздержаться от популистских экспериментов, в частности, не допускать установления обязательных минимальных нормативов вложений кредитных учреждений и финансовых институтов в акции и облигации российских предприятий реального сектора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.006 с.)