Доступное и качественное здравоохранение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доступное и качественное здравоохранение



В 1950-60-х гг. уровень здравоохранения в СССР соответствовал в целом мировым стандартам. Удалось обеспечить тотальную вакцинацию против массовых эпидемий, обеспечивался также равный доступ к полному набору базовых медицинских услуг всего населения, существовала целостная система лечения, профилактики, реабилитации и санитарно-эпидемиологического надзора, высокий уровень квалификации кадров.

Однако в дальнейшем советское здравоохранение не смогло адаптироваться к реалиям современного общества:

  • на смену массовым эпидемиям в качестве главных болезней общества пришли сердечно-сосудистые, психические заболевания,
  • повышение значимости индивидуального подхода,
  • повышение роли материально-технического оснащения, по которому наблюдалось наиболее серьезное отставание от развитых стран.

Кроме того, наблюдалось падение доли средств, выделяемых на здравоохранение. В результате, разрыв с развитыми странами по продолжительности жизни мужчин увеличился с 3-5 лет до 10-13 лет к 1980-м гг.
С началом реформ в 1990-е гг. началось разрушение национальной системы здравоохранения. Введение обязательного медицинского страхования (ОМС) привело к созданию эклектичной мешанины из двух систем - системы негосударственного обязательного страхования (модель, существующая в ФРГ, странах Бенилюкса и Скандинавии) и государственного медицинского страхования (модель, принятая в Италии, Канаде, Англии, Японии). Так, бесплатное медицинское обслуживание гарантируется государством, но страхуют работодатели, собирает у них деньги государство, но затем частные страховые компании финансируют государственные больницы.

к общественным благам. Во-вторых, существуют внешние эффекты (при лечении Очевидно, что такая схема приводит к нецелевому использованию средств страховыми компаниями и фондами ОМС, при хроническом недофинансировании больниц. В этих условиях резко ухудшилось социальное положение медицинских работников, заработная плата которых едва превышает половину средней зарплаты по промышленности. Самые энергичные и талантливые врачи пытаются реализовать себя в частной медицине. Но запретительная политика государства по отношению к частным больницам просто-напросто стимулирует требование платы из под полы в государственных, формально бесплатных больницах. Кроме того, существующая система ОМС оказалась неспособной обеспечить свободный доступ к качественной и дорогостоящей медицинской помощи.
В результате, для простого человека вся реформа выразилась только в появлении страхового полиса и одновременном ухудшении доступности и качества медицинских услуг.

"ЯБЛОКО" категорически с тем, что в здравоохранении можно полагаться исключительно на рыночные механизмы. Ведь для медицинских услуг характерны все три из известных провалов рынка. Во-первых, базовые медицинские услуги относятся инфекционных заболеваний). В третьих, рынок медицинских услуг характеризуется неполной информацией - пациент в большинстве случаев в принципе не в состоянии правильно поставить диагноз и выбрать оптимальный метод лечения - объем медицинских услуг, который за него определяет производитель услуги - врач. Это означает, что рынок сам по себе неспособен предоставить оптимальный для общества объем медицинских услуг. Это также означает. что механическое увеличение платного компонента в здравоохранении, что предлагает Правительство (или что подразумевается из его текущей политики), приведет к деградации нации и окончательному разрушению национальной модели здравоохранения.

Стратегической целью является создание в нашей стране модели государственного медицинского страхования как наиболее адекватной российским реалиям и накопленному опыту, при развитии дополнительного медицинского страхования ичастной медицины сверх определенных государством бесплатных гарантий.
Для обеспечения доступного и качественного здравоохранения необходимо:

1. Повысить долю расходов на здравоохранение в валовом продукте. Это возможно сделать за счет:

  • определения объёма государственных гарантий в медицине и объема их финансирования из бюджета;
  • вывода части зарплат из "тени" в результате налоговой реформы, начатой осуществляться по предложениям "ЯБЛОКА", что повысит собираемость взносов на медицинское страхование; также позитивное влияние окажут введенные вычеты на медицинское обслуживание из базы подоходного налога и налога на прибыль;
  • поощрения дополнительного медицинского страхования и частной медицины
  • ликвидации ведомственной медицины, и увеличения за этот счет расходов на государственные целевые программы поддержки материнства и детства, поддержки донорства и производства кровезаменителей, борьбы с наркоманией и СПИДом, туберкулезом и другими социально-опасными болезнями, поддержки инвалидов и больных сахарным диабетом.
  • 2. Сформировать национальную модель государственного медицинского страхования исключить страховые медицинские организации из системы ОМС как бесполезное звено в системе оплаты расходов за оказанные медицинские услуги;
  • преобразовать фонды ОМС в государственные больничные кассы, установив жесткий контроль за их деятельностью, обязав их отчитываться перед органами представительной власти и попечительскими (общественными) советами;
  • перейти от системы оплаты счетов за оказанные услуги на сметное финансирование лечебных учреждений за счет средств территориальных больничных касс - оплачивать реальные затраты ЛПУ, обновив бюджетные методики, применяемые тарифными комиссиями при региональных управлениях здравоохранения для определения тарифов на медицинские услуги.

3. Сформировать государственный заказ на предоставление бесплатной медицинской помощи, в котором определить:

  • перечень видов помощи и ЛПУ, финансируемых за счет бюджета;
  • условия и порядок предоставления помощи;
  • нормативы и стандарты медицинской помощи (каждое заболевание можно предотвратить, выявить и вылечить разными способами, как более, так и менее простыми и дешевыми);
  • ряд обязательных критериев состояния больниц, по которым определять возможность заключения договоров с больницами на медицинское обслуживание граждан;
  • перечень централизованно поставляемых медикаментов.

4. Определить объем государственных гарантий бесплатной медицины:

  • бесплатные консультации и услуги специалистов по месту жительства;
  • бесплатная больничная помощь с обеспечением минимума необходимых лекарств, материалов и коек;
  • безотказно работающая бесплатная "Скорая помощь";
  • немедленная бесплатная медицинская помощь в несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях на всей территории страны;
  • бесплатные и доступные лекарства для категорий граждан, которые не могут без них обходиться (страдающие сахарным диабетом, онкологическими и сердечными заболеваниями и др.);
  • система предупреждения инфекционных заболеваний (особенно в школах).

5. Решить социальные проблемы и повысить статус медицинских работников:

  • обеспечить минимальную зарплату медперсоналу не ниже прожиточного минимума;
  • освободить молодых врачей от воинской обязанности - она не нужна, поскольку есть военные врачи;
  • развивать систему подготовки и переподготовки врачей;
  • создать Всероссийскую ассоциацию врачей, ассоциации врачей по специальностям, которые будут участвовать в формировании действенных тарифов на медицинские услуги, обеспечивающих рентабельность лечебных учреждений.
  • сделать более обоснованным представительство профессиональных медицинских ассоциаций как обязательного участника тарифной комиссии (сейчас его занимают главные врачи нескольких больниц, определяемых волюнтаристски).

6. Реформировать стационарное лечение:

  • сократить количество коек в стационарах общего профиля в пользу специализации;
  • обеспечить круглосуточную работу всех стационаров, повысить их интенсивность, не допуская превращения стационаров в спальные корпуса или бесплатные столовые.
  • сократить использование стационаров в диагностических целях;
  • провести инвентаризацию всех ЛПУ;
  • перевести каждое отделение больницы на отдельный баланс, с отдельным подсчетом их доходов и расходов.

7. Обеспечить реальное покрытие медицинским страхованием дорогостоящих видов медицинской помощи путем развития дополнительного страхования сверх системы государственного медицинского страхования:

  • создать специальные индивидуальные страховые счета работников (ИССР), на которых аккумулировать взносы работодателя - отчисления с фонда оплаты труда;
  • определить перечень видов медицинской помощи, расходы на которые покрываются за счет взносов работодателя (например, все виды хирургического вмешательства сердечно-сосудистых заболеваний, трансплантации, и т.д.);
  • определить перечень федеральных центров, оказывающих медицинскую помощь, финансирование которых осуществляется страховыми медицинскими организациями за счет средств ИССР;
  • государству определить перечень страховых медицинских организаций, имеющих право аккумулировать средства ИССР, распространить на них особый режим надзора, и государственную гарантию возврата средств ИССР;
  • взносы работодателя на финансирование дорогостоящих видов медицинской помощи для работников аккумулировать на индивидуальных страховых счетах работников (ИССР) в страховых медицинских организациях;
  • дать право работнику самостоятельно выбирать страховую медицинскую организацию для открытия ИССР и медучреждение;
  • устанавливать твердые цены по видам медицинской помощи, включаемых в Программу по данному виду медицинского страхования;
  • определить группы населения, которым медицинская помощь оказывается за счет бюджета (например, лица с врожденными патологиями, подверженные повышенному профессиональному риску);
  • дать возможность использования остатка средств ИССР на оплату помощи близким родственникам, и возможность наследования средств.

8. Развивать систему частной медицины сверх государственного и дополнительного медицинского страхования (при этом пользование услугами частных ЛПУ будет возможно в рамках дополнительного страхования). Введение государственного медицинского страхования позволит покончить с неконтролируемыми поборами в больницах. При этом определение программы государственных гарантий позволит четко разграничить сферу деятельности государственного и коммерческого сектора в здравоохранении, придав мощный импульс развитию последнего. Для развития негосударственной медицины необходимо:

  • принять законы "О здравоохранении" и "О регулировании частной медицинской деятельности в РФ";
  • стандартизировать медицинские услуги;
  • способствовать развитию сети частных медицинских офисов, поликлиник, стационаров одного дня, организованных во вновь построенных помещениях и арендованных не у бюджетных медицинских организаций;
  • привлекать отдельных врачей и лечебные учреждения частного сектора в реализацию программ медицинского страхования при покрытии расходов страховыми организациями;
  • подготавливать руководителей больниц как менеджеров-управленцев, с последующей их обязательной сертификацией;
  • ввести льготы для частных больниц по арендной плате за помещение в течение первых 2-3-х лет;
  • ввести льготы по налогообложению в течение первых 2-3-х лет деятельности с момента получения лицензии;
  • разработать систему долгосрочного лизингового кредитования закупки медицинского оборудования для негосударственных больниц.

9. Решить проблему с лекарственным обеспечением. Наличие нормативов и стандартов обяжет врача применять более дешевые, но эффективные лекарства. А независимые, подконтрольные представительным органам власти конкурсные комиссии должны квалифицированно осуществлять отбор фармацевтических фирм для поставок лекарств на основе качества поставляемых препаратов. Льготные лекарства должны реализовываться через сеть социальных аптек.

10. Повысить ответственность врачей перед пациентами. Для этого необходимо:

  • законом определить организации, которые разрабатывают стандарты медицинской помощи и отвечают за их эффективность;
  • в законе прописать положения о независимой экспертизе работы отдельных врачей, медицинских учреждений, страховых медицинских организаций;
  • ввести систему страхования деятельности врачей, особенно хирургического профиля.

11. Развивать сеть реабилитационных учреждений, где больные могли бы пройти полный курс восстановления после болезни.

12. Развивать систему профилактики для обеспечения здорового образа жизни граждан:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.007 с.)