Обеспечение прав граждан на достойную пенсию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение прав граждан на достойную пенсию



К настоящему времени в пенсионной системе накопились серьезные проблемы, среди которых:

неясный статус Пенсионного фонда России, который неподконтролен обществу и парламенту, в первую очередь в финансовых вопросах, что проявляется в накоплении ПФР ежегодного остатка свободных средств, являющегося по сути неиспользованным резервом для повышения пенсий или снижения единого социального налога;

  • неучет тяжелой демографической ситуации, складывающейся в нашей стране;
  • слабый учет трудового вклада, что ведет к уравниловке - ограничение пенсии верхним пределом приводит к тому, что около 1/3 пенсионеров получают "максимальную" пенсию;
  • увеличение пенсий по указам Президента, а не законам, что является зыбкой правовой основой достойной пенсии гражданам, используется в популистских целях.

Сейчас Правительством, вместо кардинального реформирования пенсионной системы, по сути, предлагается административная реформа Пенсионного фонда России (ПФР), в котором предлагается также аккумулировать пенсионные накопления. При этом не созданы гарантии сохранности этих накоплений, что в нашей стране, с печальным опытом строительства финансовых пирамид особенно опасно. Продолжается и фактически запретительная политика в отношении негосударственных пенсионных фондов.

Целью нашего варианта реформы является создание такой пенсионной системы, при которой пожилые граждане будут довольны своей жизнью в стране. Такая, человекосберегающая пенсионная система должна базироваться на следующих принципах:

  • обеспечение конституционных прав граждан на достойную пенсию;
  • сочетание накопительного, страхового и социального (предоставление прожиточного минимума всем без исключения пенсионерам) элемента;
  • адаптация системы к крайне неблагоприятной демографической ситуации, складывающейся в России;
  • учет интересов всех социальных групп и возрастов;
  • предоставление широких возможностей и выбора схем пенсионного обеспечения.

Для создания подобной системы необходимы следующие меры:

1. Значительно увеличить расходы на пенсионное обеспечение - с 5% до 10-12% ВВП. Именно такая доля ВВП расходуется на пенсионное обеспечение в развитых странах и странах с переходной экономикой. Любые "разработки" и спекуляции на тему пенсионной реформы бессмысленны без подобного увеличения расходов. Такое значительное увеличение возможно осуществить за счет:

  • финансирования базовой (социальной) части пенсии из прочих доходов федерального бюджета, (единый социальный налог направлять только на страховую и накопительную пенсии);
  • реализации "яблочной" налоговой программы, что приведет к выводу зарплаты из "тени", росту доли оплаты труда в ВВП, и соответственно, росту пенсионных отчислений;
  • всемерного поощрения негосударственных форм пенсионного обеспечения.

"ЯБЛОКО" предлагает использовать часть изъятых в бюджет сверхдоходов от эксплуатации природных ресурсов на формирование Фонда старшего поколения -финансирования за счет этих доходов базовой части пенсии.

2. Разработать и принять Пенсионный кодекс, в котором в ясной и доступной для граждан форме должны быть урегулированы все вопросы пенсионного законодательства. Необходимо установление единых прав на пенсионное обеспечение всем гражданам России на основе единого пенсионного законодательства. Нельзя допустить, чтобы возникали двусмысленные ситуации, типа исключения учебы в вузе, или отпуска по уходу за ребенком из трудового стажа. Подобную ситуацию помогла разрешить поправка "ЯБЛОКА", которая предоставила ветеранам-инвалидам Великой Отечественной войны право получать две пенсии одновременно - за стаж и за участие в войне. Пенсия ветеранам теперь может достигать 4 тыс. руб. в месяц вместо 1,5 тыс.

3. Пересмотреть статус Пенсионного Фонда России (ПФР). Неясный, и еще более запутываемый последними предложениями Правительства статус ПФР приводит к многочисленным злоупотреблениям, нецелевому использованию средств, проведению реформы в узковедомственных интересах. ПФР должен быть государственным федеральным учреждением с нормотворческими функциями в рамках полномочий, делегированных Правительством РФ на основе федерального закона о Пенсионном Фонде, по обязательствам которого государство несет полную ответственность, контролируемого парламентом и Счетной Палатой. ПФР осуществляет финансово-хозяйственные функции в рамках законов, определяющих функционирование государственных учреждений. Совет ПФР формируется с паритетным участием представителей работников и работодателей. ПФР не должен пытаться дублировать систему назначения пенсий, сложившуюся к настоящему времени - необходимо оставить за СОБЕСами функцию расчета и конечной выплаты пенсии пенсионеру. 4. За счет увеличения средств на реформу и прояснения законодательства сформировать каркас новой пенсионной системы, состоящей из 4-х уровней:

  • Базовая (социальная) пенсия, выплачиваемая каждому гражданину России по достижении пенсионного возраста, имеющему доход не выше средней заработной платы по стране (также по инвалидности и потере кормильца). К 2005 г. довести ее размер до величины прожиточного минимума пенсионера. Источником средств для социальной пенсии должны служить налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета. Распределяет и назначает пенсию орган социального обеспечения по заявительному признаку напрямую, минуя ПФР. Необходимо проводить регулярную индексацию базовых пенсий на реальный размер инфляции.
  • Трудовая солидарная пенсия (обязательная). Необходимо возрождение трудовой пенсии учитывающей непосредственный трудовой вклад. Источником средств на трудовую солидарную пенсию служат страховые взносы с индивидуального заработка в ПФР. Право на ее получение имеет наемный работник, достигший установленного пенсионного возраста. Устанавливается в зависимости от произведенных взносов с ограничением верхним пределом. Сбор отчислений производит налоговая служба, аккумулируются средства в ПФР, а назначает и выплачивает пенсии орган социального обеспечения. Работающие пенсионеры не теряют права на эту пенсию, а за каждый квартал работы сверх установленного пенсионного возраста верхний предел пенсии увеличивается на 1%.
  • Трудовая накопительная пенсия (обязательная) должна вводиться исключительно для работников моложе 35 лет. Финансироваться эта пенсия должна за счет части единого социального налога, постепенно переносимого с работодателя на работника (это лишь перераспределение налогового бремени, которое не приведет к снижению реальной зарплаты). В перспективе, пенсионная часть ЕСН должна распределяться между работником и работодателем в пропорции 50:50. Сбор отчислений производит налоговая служба, а аккумуляция средств происходит в любом учреждении, получившем лицензию на работу со схемами индивидуального пенсионного страхования (в т.ч. ПФР). Создается система обязательного государственного гарантирования средств на пенсионных накопительных счетах. Выбор учреждения пенсионного страхования производится гражданином индивидуально. Пенсия не ограничивается верхним пределом. Средства обязательного накопительного пенсионного обеспечения граждан наследуются в установленном законом порядке.
  • Добровольная накопительная пенсия. Ее источником служат добровольные взносы, осуществляемые гражданином за себя или предприятием за работника. На добровольные накопительные взносы распространяется льгота по подоходному налогу и налогу на прибыль. Аккумуляция средств происходит в любом учреждении, получившем лицензию на работу со схемами индивидуального пенсионного страхования.

5. Пересмотреть систему пенсионных льгот (сейчас 25% пенсионеров имеют право на льготы по сроку выхода на пенсию и по размеру получаемой пенсии) путем замены льгот на дополнительные пенсионные выплаты путем создания профессиональных пенсионных систем. Профессиональное пенсионное обеспечение необходимо вывести за рамки трудовой распределительной пенсии, обособив как источники средств такого обеспечения, так и механизм его осуществления. Профессиональная пенсионная система создается в рамках коллективного договора работодателя и работника. Финансирование обязательных профессиональных пенсий должно осуществляться за счет дополнительных обязательных страховых взносов.

6. Развивать негосударственные формы пенсионного обеспечения. Наряду с развитой системой государственного пенсионного обеспечения населению России должно быть предоставлено право пользоваться негосударственными пенсионными фондами. Необходимо создавать равные конкурентные условия на рынке накопительного пенсионного обеспечения для всех финансовых институтов. Задача государства - гарантировать устойчивость этих фондов, обеспечить правовые и прочие гарантии вкладчикам. Для работы с накопительными пенсионными системами компания должна удовлетворять жестким критериям. На накопительные счета в компаниях создается система государственных гарантий возврата средств пенсионных накоплений граждан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.004 с.)