Совершенствование судопроизводства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование судопроизводства



Реформа судопроизводства должна обеспечить независимость, законность и объективность суда, правовую защищенность личности, предоставить гражданам процессуальные средства для защиты своих интересов в значительно большем объеме. В частности, необходимо:

1. Жестко контролировать соблюдение принципа презумпции невиновности: в случае недоказуемости причастности человека к правонарушению он должен считаться оправданным.

2. Установить обязательное участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел (сейчас при отсутствии прокурора функцию обвинителя выполняет судья, что нарушает принцип состязательности).

3. Жестко закрепить в УПК порядок исследования доказательств в судебном разбирательстве.

4. Обеспечить равенство в спорах гражданина и государства, ликвидировав освобождение последнего от уплаты госпошлины, также сократить перечень дел, по которым стороны освобождаются от уплаты госпошлины и судебных расходов, внеся поправки в закон "О государственной пошлине", в случае удовлетворения жалобы гражданина на нарушение своих прав и свобод законом, все его судебные издержки возмещаются за счет органа, издавшего признанный неконституционным закон.

5. Обеспечить соблюдение принципа равенства граждан перед законом и судом. Граждане, в отношении которых уже были возбуждены уголовные дела, не могут пользоваться меньшим объёмом прав по сравнению с остальными гражданами.

6. Установить, что судья не может назначать наказание в виде лишения свободы единолично, поэтому важно сохранение на переходный период института народных заседателей. Представляется необходимым реформировать институт народных заседателей путем законодательного закрепления суда с участием квалифицированных заседателей по отдельным категориям дел, например, по трудовым спорам (по аналогии с введенными недавно заседателями арбитражных судов). Повысить административную и уголовную ответственность за неисполнение решений по гражданским делам (неисполнение решений судов по этим делам превышает 50%).

7. Внести в ГПК и АПК механизмы рассмотрения, разрешения и исполнения решений по групповым искам и искам в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также ввести в ГПК специальную главу о рассмотрении трудовых споров, учитывающую заведомое неравенство работодателя и работника.

8. Установить обязанность суда и следствия выяснять причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Изменение статуса судей

Необходимо сделать судебную власть независимой от исполнительной и законодательной власти влиятельной силой. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Финансирования судей - продолжить увеличение зарплаты судьям, предусмотреть в федеральном бюджете увеличение расходов на судебную власть. Перейти от остаточного принципа финансирования к нормативному, предусмотреть расходы на капремонт зданий судов, находящихся в аварийном состоянии.

2. Открытости судебных решений - создать к 2004 г. информационную базу по судебным решениям областных и арбитражных судов, к 2008 г. - по судебным решениям всех районных судов.

3. Профессионального отбора судей и демократизации судейского сообщества - установить условия и порядок проведения конкурса на замещение вакансии судьи, в т.ч. порядок и условия проведения квалификационной аттестации судей; ввести институт кандидатов в судьи; разработать регламент проверки их профессиональных качеств, ввести институт регулярного повышения квалификации судей. Установить в законе структуру органов судейского сообщества, структуру соответствующих им квалификационных коллегий судей и порядок их формирования. Одновременно должны быть поддержаны предложения о включении в состав квалификационных коллегий представителей юридической и правозащитной общественности как формы гражданского контроля над судебной властью.

4. Ответственности судей - разработать четкую законодательную процедуру отстранения от должности недобросовестных судей; ограничить пребывание в должности судьи возрастом 70 лет. Рассмотрение материалов о прекращении судейских полномочий должно происходить на заседаниях квалификационных коллегий на основании близкой к судебной процедуры, которую необходимо определить в законе.

5. Обеспеченности судейским штатом - увеличить число судей (в РФ 1 судья приходится на 10-12 тыс. чел, а в Европе - на 2-5 тыс.) и ввести для всех федеральных судей должности помощников судей.

6. Установления принципа независимости судей - устранить систему согласований с региональными властями при назначении судей, а также систему частых подтверждений полномочий судей; запретить финансирование федеральных судов и содержание судей из региональных и местных бюджетов (финансирование судов должно осуществляться из федерального бюджета напрямую, без какого-либо посредничества исполнительной власти). Ужесточить ответственность должностных лиц за попытки оказать давление на суд, чиновники, повинные в неуважении к суду, должны незамедлительно подвергаться увольнению и соответствующему наказанию.

7. Сохранения института "особых мнений" судей, как повода для обязательного истребования дела в порядке надзора.

8. Защиты судей, присяжных, адвокатов и особенно свидетелей от угроз со стороны преступных посягательств - обеспечить безопасность возможно, путем создания специальной судейской полиции.

Создание условий для получения адвокатской помощи на всех этапах следствия и судебного разбирательства
Крайне важным представляется создание эффективной независимой адвокатуры для обеспечения подлинного равноправия сторон в суде. Для этого необходимо обеспечить:

  • независимость адвокатуры: порядок присвоения и прекращения статуса адвоката не чиновниками, а квалификационными комиссиями в рамках адвокатских палат;
  • действенный механизм защиты прав клиентов от недобросовестных адвокатов;
  • право граждан пригласить адвоката на всех этапах следственных действий, включая обыск и арест;
  • обязательство адвокатских сообществ по оказанию бесплатной юридической помощи в случаях,
  • предусмотренных законом; оказание такой помощи должно обеспечиваться адекватным вознаграждением за счет средств государственного бюджета всех уровней;
  • освобождение от налогов суммы неполученных доходов, связанных с обязательной защитой по уголовным и гражданским делам;
  • право адвоката на участие в уголовном деле в качестве защитника с момента согласия обвиняемого (подозреваемого) либо уполномоченных им лиц;
  • право каждого подозреваемого и обвиняемого сноситься с выбранным им самим защитником и защищать себя через его посредство;
  • ответственность за воспрепятствование получению адвокатом предусмотренной законом информации о деле клиента;
  • отвод адвоката только мотивированным постановлением (определением) соответствующего органа.

Реформирование прокуратуры

Российское законодательство фактически провозгласило органы прокуратуры "четвертой" самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Причем главной функцией прокуратуры признается не уголовное преследование, как во всем мире, а надзор за исполнением законов (контроль над законностью правовых актов и нарушениями прав и свобод граждан). Эффективность проверок и актов прокурорского реагирования невелика, в то время как на уголовное преследование не остается сил.

Для реформирования прокуратуры необходимо:

1. Признать прокуратуру составной частью судебной системы. Реально обеспечить передачу с 2004 г. судам права предварительного следствия и дознания, права на арест и обыски.

2. Сделать более предметной функцию общего надзора прокуратуры, возложив большую часть её на Минюст (суды принимают властное решение, а прокурор вправе лишь предложить устранить допущенное нарушение). При этом, необходимо оставить прокуратуре функцию защиты безгласного интереса (гражданские иски недееспособных), а также надзор за соблюдением законности государственными органами, за исполнением процессуальных законов судами, и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина судами в процессе судопроизводства. Установить дополнительные обязанности прокурора по надзору за соблюдением законности в отношении заключенных и находящихся в СИЗО.

3. Право прокурора по опротестованию незаконных нормативных актов должно быть заменено соответствующей обязанностью. Полномочия прокурора в части надзора за исполнением закона должны распространяться только на органы государственной власти и местного самоуправления, оперативно-розыскную деятельность, следствие, систему исполнения наказания, организации со специальным режимом.

4. Вывести из состава прокуратуры следственные органы (создание самостоятельной Федеральной службы расследований).

5. Обязать прокуроров и следователей давать объяснения по вопросам соблюдения ими установленной процедуры рассмотрения дел, а при установлении несовершенства норм законодательства - вносить мотивированные предложения об их коррекции.

6. Прокурор, как сторона в судебном процессе, не может обладать процессуальными преимуществами, что является важнейшей гарантией равноправия сторон. Обращение прокурора в надзорную инстанцию допустимо только по инициированным им делам.

7. Усилить гарантии прав гражданина при вызове его к прокурору или следователю. Установить, что любое действия (бездействие) прокурора, за исключением отказа в принесении протеста, могут быть обжалованы в суде гражданином или юридическим лицом. Установить, что прокурор обязан обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на стороне гражданина в любой стадии судебного процесса, если этого требует защита прав и свобод граждан.

8. Установить, что прокурор обязан принять меры по привлечению к ответственности всех лиц, о совершении правонарушений которыми ему стало известно, а уклонение прокурора от этой обязанности влечет за собой его уголовную или административную ответственность.

9. Установить, что прокурор обязан либо возбудить уголовное дело, либо потребовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

10. Установить обязанность прокурора отказываться от обвинений при отсутствии оснований для привлечения человека к ответственности.

11. Установить, что прокурор опротестовывает не только противоречащие закону правовые акты, но и действия (бездействие) и решения органов власти и местного самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.217 (0.012 с.)