Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная московская психологическая школа⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
· Школа С.Л. Выготского (школа Выготского – Леонтьева – Лурия). · П.Я. Гальперин, Б.М. Теплов (школа Теплова – Небылицына), Е.Н. Соколов также являются основателями самостоятельных школ [14]. · Школа инженерной психологии Б.Ф. Ломова. Деятельностный подход Является ли существенным основанием всей школы Л.С. Выготского понятие деятельности? А.В. Брушлинский: Для позднего Л.С. Выготского (как и для Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, раннего Ж. Пиаже и других) характерно понимание социальности лишь как взаимодействия сознаний людей, их идеологии без должного учета исходной практической, чувственной основы этого взаимодействия, необходимой и первичной для развития речи, знаков и т.д. (Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994). М.Г. Ярошевский: Л.С. Выготскому приписывали создание теории деятельности, которой у него не было и в помине (Ярошевский М.Г. Без истории пуста методология // Вопр. психол. 1995. № 4. С. 141-146). В.В. Давыдов: Эти положения не соответствуют реальной истории школы Л.С. Выготского (Наследие Л.С. Выготского и теория деятельности // Альманах «Восток», Выпуск: № 100, 2005 г.). Е.Е. Соколова: Некоторые считают, что деятельностный подход Леонтьева есть альтернатива «недеятельностному» подходу Выготского, и что нельзя говорить о единой школе Выготского – Леонтьева – Лурии. Другие утверждают, что школа Леонтьева развивала «деятельностные идеи» самого Выготского. Третьи полагают, что мы имеем дело с двумя научными парадигмами: культурно-исторической психологией и психологической теорией деятельности в рамках одной школы [16]. Ленинградская школа Ленинградская школа ориентирована на широкое, системное изучение человека. Центральной научной проблемой, привлекшей внимание В. Н. Мясищева, явилась проблема личности здорового и больного человека. Целостное понимание человека как единства организма и личности побудило В. Н. Мясищева в своих научных исследованиях использовать объективные физиологические и психофизиологические характеристики состояния индивида для объяснения субъективных, психологических особенностей человека, его чувств, испытываемых состояний, воли. У исследователей этой школы воспитано уважение к эмпирическим фактам, научная независимость. Для московской школы характерен деятельностный подход, пристрастие к теоретическим обобщениям.
Представители · Михаил Яковлевич Басов (1892-1931) • Основатель школы. Разработал методику психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста. В полемике со сторонниками рефлексологии доказывал важность и возможность объективного экспериментального изучения внутрипсихических функций («Воля как предмет функциональной психологии», 1923). Ввел в советскую психологию термин «деятельность», опираясь на марксистское объяснение роли труда в формировании личности и ее психических функций. · Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973) • Ученик Бехтерева. После смерти своего ученика А.Ф. Лазурского (1917) В. М. Бехтерев поручил руководство одной из лучших в то время психологических лабораторий своему ученику В.Н. Мясищеву. • Выбор В.Н. Мясищевым конкретного научно-исследовательского направления в психологии и медицине в значительной степени обусловлен тем, что он по поручению В. М. Бехтерева должен был завершить и подготовить к печати незаконченный труд А. Ф. Лазурского «Классификация личностей» [12]. На становление Мясищева повлияли: • В.М. Бехтерев • С.П. Боткин • И.М. Сеченов • И.П. Павлов • А.А. Ухтомский · Александр Федорович Лазурский (1874-1917) • Русский врач и психолог, профессор Педагогической академии и Психоневрологического института в Петрограде. • Один из организаторов и активных участников всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Придерживался естественно-научной ориентации, разработал «характерологию» – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров («Очерк науки о характерах», 1909). • В психической реальности выделил две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности, включающую темперамент, характер и ряд других психофизиологических особенностей; экзопсихику, понимаемую как систему отношений личности к окружающему миру («Общая и экспериментальная психология», 1912). • На этой основе построил систему классификации личностей. Лазурский одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности испытуемого.
Публикации: Программа исследования личности. СПб., 1908. К учению о психической активности. М., 1916. Классификация личностей. Л., 1924. · Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) • Психолог, член АПН СССР (1968). С 1928 в Ленинграде. Профессор ЛГУ (1944-1972), в 1967-1972 декан факультета психологии. В 1946-1960 работал также в Ленинградском НИИ педагогики АПН РСФСР. • Автор работ по возрастной, дифференциальной и прикладной психологии, по истории русской психологии. • На доме, где в 1949-1972 жил А. (Дибуневская улица, 31), – мемориальная доска. Пермская школа Пермская школа идейно близка с Ленинградской. В.С. Мерлин был учеником одного из основателей петербургской школы – М.Я. Басова (1892-1931). Исследования Мерлина высоко ценили такие ученые, как Ананьев и Мясищев; они очень тесно взаимодействовали с ним. Пермских и ленинградских психологов объединяет опора на эмпирические данные и стремление видеть человека в целом, не выхватывая отдельные составляющие, соотносить то или иное явление с некой системой. · Вольф Соломонович Мерлин (1898-1982) • Вольф Соломонович Мерлин (22 января 1898, Могилёв – 1982) советский психолог. Ученик М.Я. Басова. Доктор психологических наук. Основоположник советской психологической науки. Родоначальник советской теории темперамента. Эксперт по проблемам дифференциальной психологии и психофизиологии. Исследователь принципа много-многозначной зависимости психических явлений от физиологических процессов человеческом организме. Автор концепции интегральной индивидуальности. С 1954 года постоянно работал в Пермском педагогическом институте. • Благодаря подвижнической деятельности своего ученика психолога М. Субханкулова имел множество последователей в вузах Северного Казахстана. • С 1998 года среди премий Пермской области учреждена премия имени Вольфа Соломоновича Мерлина по проблемам философии, психологии, социологии и культурологии. «Очерк теории темперамента» (1964) «Проблемы экспериментальной психологии личности» (1968) «Лекции по психологии мотивов» (1970) «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986) ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 1. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. - 1096 с.: ил. 2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Перев. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 328 с. 3. Лейбин В. Психоанализ. Учебник. – СПб.: Питер, 2002. – 576 с.: ил. – (Серия «Учебник нового времени»). 4. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. http:// psylib.org.ua/books/holli01/index.htm 5. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2004. – 576 с. 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.: ил. 7. Психологический институт на Моховой (Исторический очерк). Москва, 1994. 8. Степанов C. Алексей Николаевич Леонтьев // Школьный психолог, № 14, 2001 г. 9. Психология ощущений и восприятия, изд. 2-е, исправленное и дополненное / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова и М.Б. Михалевской. – М.: ЧеРо, 1999. – 610 с., ил. – (Серия: Христоматия по психологии). 10. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.
11. Патрик Дж. Бьюкенен. Американская культурная революция "по марксисту Грамши" / http://www.situation.ru/ 12. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н. Мясишева) // Вопросы психологии, 93'2, с.86. 13. Лактионов А. Н., Середа Г. К. Деятельностная парадигма и проблема памяти в трудах П. И. Зинченко (К 90-летию со дня рождения) // Вопросы психологии, № 4, 93. 14. Ждан А.Н., Марцинковская Т. Д. Московская психологическая школа: традиции и современность // Вопросы психологии, 00'3 с.117. 15. Курек Н.С. О социальной истории культурно-исторической психологии: ответ Б.Г. Мещерякову и В.П. Зинченко // Вопросы психологии, 00'6 с.67. 16. Соколова Е.Е. «Тринадцать диалогов о психологии». (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию»). – М.: Наука, 1994. – 395 с. 17. Ярошевский М.Г. Марксизм в советской психологии (к социальной роли российской науки). 18. Фромм Э. Некрофилы и Адольф Гитлер // Вопросы философии, 91'1 с. 69. 19. http://tryphonov.narod.ru/ 20. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003. DVD. 21. Олейник Ю.Н., Кольцова В.А.: http://psyche.ru/ 22. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1991. – 480 с. 23. О С. Шпильрейн: Ван Ванинг А. Работы одного из пионеров психоанализа – Сабины Шпильрейн // Вопр. психологии, 95'6, с.66. 24. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализ: В 2-х т. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 25. Выдающиеся психологи Москвы / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевского. – М.: Психологический институт РАО, Международный колледж, 1997. – 376 с.: ил. 26. http://www.leary.ru/infobase/places/esalen/
[1] Вильгельм Вундт (Wilhelm Wundt), 1832-1920 – германский физиолог и психолог, основатель экспериментальной психологии [2] Время реакции – проблема, которая впервые возникла в работе Бесселя о скорости реакции в исследованиях астрономов. Эта тема интересовала ученых еще с конца XVIII века, к ней обращались Гельмгольц и голландский психолог Франц Корнелиус Дондерс (1818-1889). Вундт был уверен, что можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли [2]. [3] Тренделенбург (Trendelenburg) Фридрих Адольф (1802-1872) – немецкий философ и логик. [4] Иммануил Кант (Kant, Immanuel, 1724-1804) – немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой философии. [5] Морган (Morgan) Льюис Генри (1818-1881) – американский историк и этнограф. Исследователь первобытного общества, утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества. Первым показал значение рода как основной ячейки первобытного общества; обосновал положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным.
[6] Эдвард Титченер (Edward B. Titchener, 1867-1927) – американский психолог, ученик и последователь В. Вундта, построил систему структурной психологии. Работал в Корнельском Ун-те. Создал общество экспериментальных психологов. [7] Шиллер (Schiller) Фердинанд Каннинг Скотт (16.8.1864, близ Альтоны, – 6.8.1937, Лос-Анджелес) – английский философ-идеалист, представитель прагматизма. Преподаватель Оксфордского Ун-та (с 1903). Профессор университета Южной Калифорнии (США, с 1929). В своём варианте прагматизма (т. н. гуманизме) Ш. исходил из того, что познание как продукт активности человека воспроизводит лишь «человеческий элемент» реальности, зависимой от человеческих действий. В отличие от У. Джеймса, Ш. видел критерий истины не в «чувственных», а лишь в «благих» (полезных) последствиях действия. «Метафизика» Ш. – сочетание прагматического субъективного идеализма с волюнтаризмом, персонализмом и телеологией (бог у Ш. – движущая сила развития, «разумный и личный дух»). В социально-политической сфере Ш. занимал антикоммунистические позиции, симпатизировал фашизму.
[8] От лат. Reductio – методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым [9] Хиппи (англ. hippie) – это молодежное движение Северной Америки и Европы 1960-70-х годов, не оформленное организационно, но имевшее много общего: демонстративное отрицание общепринятых нравственных норм, отказ от службы в армии, принципиальный отказ от постоянной работы, отрицание семьи, снисходительное отношение к употреблению наркотиков... В идеологии хиппи преломились различные восточные религии: дзэн, верования примитивных народов (например, индейцев). Хиппи жили коммунами, которых особенно много было в Нидерландах, часть хиппи стремилась к миграции в Индию. В Восточной Европе и в СССР были отдельные последователи хиппи, особенно в крупных городах, для большинства же движение было лишь непонятной модой на небрежную одежду и длинные волосы у мужчин. [10] Имеется в виду коренное население Аляски и Африки. [11] Конформизм (от позднелат. conformis – подобный, сообразный) – это приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.02 с.) |