Классическое и оперантное обусловливание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классическое и оперантное обусловливание



Df. 19. Условный рефлекс [conditioned reflex, trained reflex, behaviour reflex] – это реакция организма на воздействия среды, которая в зависимости от условий среды может возникать, изменяться или исчезать в процессе индивидуального развития.

Термин «условный рефлекс» введен российским физиологом Иваном Петровичем Павловым (1849-1936, Нобелевская премия в 1904 г., Санкт-Петербург, Ленинград, Военно-медицинская академия).

В отличие от условных рефлексов безусловные рефлексы предопределены генетически, то есть не требуют для своего образования каких-либо условий. Вместе с тем, характер проявления последних зависит от воздействий среды.

Условные рефлексы возникают и формируются при наличии определенных условий. При образовании «классических» условных рефлексов главным из условий является сочетание предшествующего условного раздражителя (одного или больше) и последующего безусловного. Условный раздражитель – индифферентный и является сигналом того, что вслед за ним последует значимый для жизни безусловный раздражитель (подкрепление сигнала).

Подкрепляться могут не только простые условные раздражители, но и их комплексы. В качестве таких комплексов могут выступать действия (операции), по сути являющиеся поведенческими реакциями. Такие условные рефлексы (научение по методу проб и ошибок) называют оперантными.

Поскольку условные раздражители (сигналы подкрепления) ассоциируются с безусловными раздражителями (подкреплением) с образованием в нервной системе временных связей, классические условные рефлексы и оперантные условные рефлексы являются основой ассоциативного научения.

Df. 20. Оперантное обусловливание [operant conditioning] (Лат.: operans, -antis – деятельный, трудолюбивый, действенный) – это способ образования условных рефлексов у животного (человека), при котором сигналом (условным раздражителем) подкрепления (безусловного раздражителя) является действие (операция), деятельность объекта.

Исторический итог

Радикальный бихевиоризм на сегодня остается единственной оказывающей серьезное влияние разновидностью бихевиоризма. Другие его формы стали достоянием истории, и интеллектуальные потомки отцов-основателей уже не разделяют их теоретических воззрений.

Однако бихевиоризм как философское и историческое течение остается объектом интереса со стороны психологов, философов и историков [1].

Социальный бихевиоризм

Определение

Представители социального бихевиоризма распространяли бихевиористские теории на общество, социальные явления и процессы, а функционирование социальных механизмов пытались объяснить исходя из бихевиористских принципов.

Представители

· Джордж Герберт Мид (1863-1931)

• Автор теории символического интеракционизма.

· Джон Доллард (1900-1980)

• Автор теории фрустрации.

· Нил Миллер (род. 1909)

• Работая в составе Йельской группы (К. Халл, Дж. Доллард, Р. Сирс и др.), применил основные понятия бихевиористской концепции научения в анализе проблем мотивации, агрессии, фрустрации, конфликта, психотерапии и др.

• Важное место в его исследованиях занимают вопросы электрофизиологии мозга и психофармакологии.

· Леонард Берковитц (род. 1926)

• Предположил, что стимулы, регулярно связываемые с проявлениями агрессии, постепенно приобретают способность вызывать агрессивные действия у спровоцированных индивидуумов. Фрустрация, по его мнению, вызывает гнев, который сам по себе не ведет к открытой агрессии, но создает готовность или установку реагировать агрессивно.

· Альберт Бандура (1925-1988)

• Американский психолог, автор теории социального научения.

• Основная идея Бандуры нашла выражение в понятии обсервационного научения или научения через наблюдение, корни которого можно проследить в работах Джорджа Герберта Мида по подражанию и голосовым жестам.

Теории

· Символический интеракционизм [Symbolic interactionism] (от англ. Interaction – взаимодействие).

• Разработал Дж. Мид. Содержание: в процессе социализации индивид овладевает значениями символов и с их помощью учится сознательно направлять свои действия, встраивая их в более широкий социальный акт. Развитие индивида в зрелую личность характеризуется прогрессирующей способностью координировать своё поведение с действиями партнёров, принимать роль, отведённую ему в жизни группы.

· Теория социального научения [social learning].

• Теория социального научения – социально-психологическая теория, объясняющая процесс приобретения человеком жизненного опыта посредством социальных влияний и связанных с ними подкреплений и наказаний.

• Разработал А. Бандура. Содержание: человеческое поведение формируется прежде всего путем овладения паттернами поведения, путем наблюдения за поведением других или на основании примера. В ходе наблюдения личность имитирует поведение и моделирует себя по выбранной модели.

· Фрустрационная теория.

Гипотеза «фрустрация – агрессия» – теоретическая модель, впервые предложенная

• Доллардом,

• Дубом,

• Миллером,

• Маурером и

• Сирсом

в их классической работе «Фрустрация и агрессия» («Frustration and aggression»). Согласно этой теории, агрессивное поведение следует рассматривать, подобно любому другому поведению, как подчиняющееся законам научения. Когда человек направляет агрессивную реакцию на фрустрирующий фактор и она оказывается успешной в устранении барьера к достижению цели, агрессия подкрепляется. Вероятность возвращения реакции повышается при повторном попадании в сходную ситуацию.

Т. о., вместо вызывания катарсиса (греч. katharsis – очищение) и снижения агрессивной тенденции успех способен повысить вероятность причинения вреда.

Df. 21. Фрустрация [frustration] (Лат.: frustratio – введение в заблуждение, обман, провал, неудача, напрасная надежда, тщетное ожидание) – это психическое состояние, порождаемое переживанием недоступной цели, расстройством планов или разочарованием. Характеризуется эмоционально дискомфортными переживаниями (тревога, гнев, вина и т.п.).

Психоанализ

Происхождение термина

Термин «психоанализ» [psychoanalysis] используется в трех случаях:

· для обозначения слабо связанной совокупности идей о природе человеческого разума, в частности, о развитии личности и психопатологии;

· для описания методики терапевтического вмешательства при определенном спектре психологических нарушений;

· для обозначения метода исследования.

Все эти аспекты были разработаны врачом из Вены Зигмундом Фрейдом (Freud, Sigmund, 1856-1939) в последние десятилетия XIX в.

Как терапия, психоанализ изначально считает своей основной задачей раскрытие патогенных (от греч. pathos – страдание, болезнь и греч. genesis – происхождение) воспоминаний.

Определение

Ортодоксальный психоанализ – это разработанные 3игмундом Фрейдом:

· метод лечения психических расстройств;

· учение о бессознательных психических процессах (от лат. processus – продвижение; последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь).

Лейбин В.М. Психоанализ. Учебник. – СПб.: Питер, 2002. – 576 с.

Зигмунд Фрейд: Хроника-хрестоматия: Учеб. Пособие / Сост. Луков Вал. А., Луков Вл. А. – М.: Флинта: МПСИ, 1999. – 416 с.

Исторические события

· Рождение психоанализа связывают с тремя событиями 1895 г. [3]:

· вышла статья Й. Брейера и З. Фрейда «Исследование истерии» (от греч. hystera – матка; в древности считалось, что истерия – следствие болезни матки);

· родилась Анна Фрейд;

· в ночь с 23 на 24 июля недалеко от Вены в замке Бельвю З. Фрейду приснился сон об инъекции Ирме.

· 1900 – выход книги З. Фрейда «Толкование сновидений» («Traumdeutung»).

· 1908 – создание Международной психоаналитической ассоциации, распространение психоанализа в Европе.

· 1909 – лекции в Университете Кларка.

· 1911 – разрыв Фрейда с Адлером.

· 1914 – разрыв Фрейда с Юнгом, которого Фрейд считал своим духовным сыном и наследником психоаналитической системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.013 с.)