Описательная (понимающая) психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описательная (понимающая) психология



Происхождение термина

Происхождение термина «описательная психология» исторически связано в первую очередь с именами двух немецких философов:

· Ф. Брентано,

· В. Дильтей.

На разных этапах своей научной карьеры оба ученых вкладывали в него разный смысл.

Брентано. В начале своей научной карьеры Брентано считал описательную психологию подготовительным этапом общей психологии, на котором раскрывается то, что находится в душе человека, с тем, чтобы генетическая психология могла установить причинные законы одновременности и последовательности.

В дальнейшем описательная психология трансформировалась для Брентано в самостоятельную отрасль знания, которую он планировал превратить в основу таких нормативных наук, как логика и этика.

Эти представления Брентано повлияли на Э. Гуссерля, который также начал с идеи описательной психологии, однако позднее переименовал ее в феноменологию, которую намеревался сделать научным фундаментом философского знания.

Дильтей. В статье «Мысли об описательной и аналитической психологии» (Ideas concerning a descriptive and analytic psychology) Дильтей проследил идею описательной науки от

· Xристиана Вольфа и

· Иммануила Канта,

подчеркивавшего разницу между описательным и объяснительным методами, до

· Т. Вайца (1821-1864),

который наметил примерную комплементарную программу дескриптивной и объяснительной психологии и идеи которого Дильтей подверг дальнейшей переработке.

• Т. Вайц (1821-1864) – один из пионеров эволюционного подхода в теории культуры. Его шеститомная «Антропология естественных народов» (1858-1872) была посвящена созданию новой науки, которая должна была бы объединить антропологические, психологические и культурно-исторические подходы к анализу культур. Важнейшей задачей новой науки Вайц считал изучение психических, моральных и интеллектуальных способностей людей. Он отвергал идею прямого влияния географической среды на культуру людей и исходил в своих исследованиях из идеи единства человечества.

Определение

Df. 26. Понимающая психология (антипозитивизм) – направление в немецкой психологии конца ХIХ – начала ХХ в. Метод анализа психического содержания – интуитивное переживание его целостности и соотнесение с культурно-историческими ценностями. Противопоставляла себя естественно-научному подходу в психологии (натурализму и позитивизму).

Ее принципы сформулировал в 1894 г. Вильгельм Дильтей в работе «Описательная психология».

Он утверждал, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем». В основе этой идеи лежало противопоставление наук о природе и наук об обществе и отрицание самой возможности изучить социально-историческую обусловленность психики человека с помощью объективных, в том числе экспериментальных, научных методов.

Изначально Дильтей рассматривал психологию как основу всех наук о человеке. Однако подходы и содержание современной ему психологии, созданной и развивавшейся благодаря трудам

· Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841),

· Густава Теодора Фехнера (1801–1887) и

· Вильгельма Вундта (1832–1920),

были столь ограниченными, что Дильтей обратился к идее описательной психологии как источнику информации о фактах сознания именно в том виде, в каком оно их обнаруживает, а не в виде реконструкций гипотетических элементов, что пыталась предложить объяснительная психология. Вместо этого описательная психология в качестве своего объекта выбирала «взрослого человека с развитой психической жизнью», которую надлежало «охватить, описать и проанализировать во всей ее полноте» [2].

Центральный методологический принцип

· Противопоставление наук о природе и наук о духе.

· Противопоставление объяснения (Erklährung) и понимания (Verstehen).

Предмет

Предмет – жизнь. Это центральное понятие философии Дильтея. Понятие «жизни» понимается в качестве способа бытия человека в культурно-исторической реальности и бытие самой этой реальности.

Описательная психология «должна исходить из развития душевной жизни, а не выводить ее из элементарных процессов… Ход такой психологии должен быть исключительно описательным», а ее предметом должны явиться развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Последняя должна быть понята, описана и анализирована во всей цельности ее».

В своем главном труде – «Введении в науки о духе» – Дильтей писал о необходимости положить в основу объяснения познания и его понятий «представление о человеке во всем многообразии его сил, о человеке как хотящем, чувствующем, представляющем существе», т.е. понимание конкретной жизни в ее целостности и полноте.

• Философия должна повернуться к человеку, «стать реальной метафизикой», изучающей исторический мир, мир человека. Основу же философского знания призван составить «жизненный опыт». «Всякое познание, – писал Дильтей, – вырастает из внутреннего опыта и не может выйти за его пределы; он – исходная точка для логики и теории познания. Мы представляем и осмысливаем мир лишь постольку, поскольку он переживается нами, становится нашим непосредственным переживанием».

Метод

· Понимание

· Описание

· Герменевтика

Df. 27. Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – это искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях конwf 19-20 вв. – учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).

Представители

· Вильгельм Дильтей (1833-1911) – основатель описательной психологии, создатель герменевтического метода.

· Эдуард Шпрангер (1882-1963) – ввел понятие «понимающая психология».

Дильтей испытал влияние

· Англо-французский позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus – положительный) – с его методом психологизма в анализе непосредственных данных сознания.

· Баденская школа неокантианства – в ней противопоставляются методы естественно-научного и культурно-исторического познания.

• Критиками Баденской и Марбургской школ неокантианства были А. Риль и Освальд Кюльпе.

• Неокантианство было связано с работами выходцев из гегелевской школы Э. Целлера и Куно Фишера, исследованиями по физиологии внешних чувств Иоганнеса Мюллера и Германа Гельмгольца, а также книгой О. Либмана «Кант и эпигоны» (1865).

Испытали влияние

Психологизм Дильтея оказал большое влияние на:

· представителей гештальтпсихологии, психологов Вюрцбургской школы:

• Александр Пфендер (1870-1941)

• Феликс Крюгер (1874-1948)

· Испытали влияние философы-экзистенциалисты:

• Карл Ясперс (1883-1969)

• Мартин Хайдеггер (1889-2003)

На основе психологии Шпрангера были разработаны тесты^

· ценностей (Шкала Оллпорта-Вернона-Линдсея – Allpor-Vernon-Lindzey scale) – основана на классификации основных мотивов личности, предложенной Э. Шпрангером в работе «Типы людей» (Types of men):

• Гордон Оллпорт (1897-1967)

• Филип Вернон (1905-1987)

• Гарднер Линдсей (род. 1920)

· интересов личности:

• Дж. Л. Холланд – описал 6 измерений соотношения личных ориентации и профессиональных сред: реалистическое, интеллектуальное, социальное, конвенциальное, предпринимательское и художественное.

Эта теория использовалась также социологами и психологами для анализа стилей жизни личности и групп.

Критика

· Герман Эббингауз (1850-1909) – отмечал: программа понимающей психологии сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человеке.


Новый структурализм

Определение

В психологии новый структурализм (постструктурализм) не был продолжением системы Э.Б. Титченера, с которой у него не было ничего общего, кроме названия; он представлял собой независимое направление, имевшее европейские корни.

На протяжении 1960-х, 1970-х и начала 1980-х гг. это движение оказало огромное влияние на континентальную европейскую философию, литературную критику и общественные науки, в том числе и психологию.

Ведущие представители структурализма проповедовали платоновско-картезианский рационализм, пытаясь описать трансцендентный разум человека.

Структурализм ассоциировался с радикальными когнитивными психологами, которые хотели порвать с прошлым американской психологии; в частности, они ориентировались на европейскую психологию и континентальную европейскую традицию в философии, психологии и других социальных науках.

В отношении структурализма выражали надежду, что он станет объединяющей парадигмой (от греч. paradeigma – пример, образец) для всех социальных наук, а его приверженцами были многие, начиная от философов и заканчивая антропологами.

Структуралисты верили, что любой поведенческий паттерн человека, индивидуальный или социальный, следует объяснять, ссылаясь на абстрактные структуры логической или математической природы.

Представители

· Клод Леви-Стросс (р. 1908)

· Мишель Фуко (1926-1984)

· Жан Пиаже (1896-1980)

К неорационалистам относят:

· Ж. Ульмо

· Гастон Башляр (1884-1962) – философ, методолог науки, эстетик.

· Фердинанд Гонсет (1890-1975) – Швейцарский философ и математик, профессор математики политехнической школы в г. Цюрихе.

· Эмиль Мейерсон (1859-1933) – философ, историк науки.

· Жак Деррида (1930) – преподавал в Сорбонне, Высшей Нормальной Школе, один из инициаторов создания международного философского колледжа с 1983. Последние годы преподавал в Высшей школе исследований социальных наук в Париже. Испытал влияние Гегеля, Ницше, Гуссерля, Хайдеггера, Фрейда, а также литературного авангарда (Жорж Батай, Арто, Морис Бланшо, Пьер Клоссовски).

· Жиль Делез (1925-1995)

· Жан Бодрийар (1929) – социолог, Парижский Ун-т.

· Жан Франсуа Лиотар (1924)

· К. Касториадис

· Ж. Кристева

· Ж. Кангильем

· Д. Лекур

· Луи Пьер Альтюссер (1918-1990) – французский философ. Основные труды по истории философии, теории познания, диалектике и историческому материализму. Взгляды Альтюссера близки к идеям структурализма. Прославился убийством жены (также как и Уильям Берроуз).

• Крупнейший представитель неомарксизма. Родился в Алжире. Член ФКП (1948-1980), участник войны в Испании и Движения Сопротивления. Ученик Башляра. Более 30 лет (до 1981) преподавал в парижской Эколь Нормаль.

Основные сочинения: «За Маркса» (1965), «Читать "Капитал"» (в соавторстве с Э. Балибаром и Р. Этабле, 1965), «Философия и житейская философия выдающихся ученых» (1967, опубликована в 1974), «Ленин и философия» (1969), «Идеология и идеологические аппараты государства» (1970), «Элементы автократии» (1973), «Позиции» (1976), «Почему я не могу оставаться в Коммунистической партии Франции» (1978), «Заметки о психоанализе» (1993), «О философии» (1994) и др.

• Альтюссер страдал тяжелой формой депрессии, часто был вынужден лежать в клиниках, а закат его жизни омрачен страшной трагедией. Самый близкий ему человек, его жена Элен, была найдена задушенной. Что это было – убийство, несчастный случай, осознанное решение уйти из жизни, которое она попросила выполнить мужа – так никогда и не выяснилось. После расследования и психиатрической экспертизы обвинения с Альтюссера были сняты за отсутствием состава преступления.

Жан Пиаже

В психологии ведущим структуралистом был Жан Пиаже (1896-1980).

Пиаже получил биологическое образование, но позднее заинтересовался гносеологией, область которой он и вознамерился научно изучить. Он критиковал философов за продолжение спекуляций о росте знания, в то время когда вопросы гносеологии можно было исследовать эмпирически. Генетическая гносеология стала его попыткой составить карту развития знаний у детей.

Пиаже выделял четыре стадии роста интереса, каждой из которых присущ особый тип интеллекта.

Он полагал, что интеллект растет не количественно, а претерпевает широкомасштабные качественные метаморфозы, поэтому 5-летний ребенок не только знает меньше, чем 12-летний, но и думает иначе. Он описал мышление на каждой стадии, построив крайне абстрактные и формальные логические модели психических структур, которые руководят интеллектуальным поведением.

Генетическая гносеология была кантовской, с уклоном в развитие. Заголовки многих работ Пиаже – это названия трансцендентных категорий И. Канта: «Концепция пространства у ребенка», «Концепция количества у ребенка», «Концепция времени у ребенка» и многие другие.

На протяжении всей своей долгой интеллектуальной жизни Пиаже систематически выполнял свою исследовательскую программу, уделив бихевиоризму лишь незначительное внимание. Таким образом, хотя труды Пиаже мало читали до 1960 г., он и его генетическая гносеология составили серьезную альтернативу бихевиоризму, ожидавшую момента, когда бихевиоризм споткнется.

После 1960 г. американские психологи проявили серьезный интерес к работам Пиаже, но лишь немногие из них приняли его структурализм.

Описывая врожденную универсальную грамматику, общую для разума всех людей, трансформационная грамматика Н. Хомски, так же как и европейский структурализм, делала основной упор на абстрактные структуры и пренебрегала индивидуальными отличиями (хотя Хомски, в отличие от Пиаже, не отождествлял себя с этим движением).

Более того, в то время как теория Пиаже зачахла, трансформационная грамматика Хомски остается здоровой областью лингвистики и когнитивной науки. Критика радикального бихевиоризма со стороны Хомски вызвала новый всплеск интереса к познанию, а его трансформационная грамматика показала, каким образом сложную деятельность, например язык, можно объяснить как систему, управляемую правилами. В отличие от теории Пиаже, идеи Хомски сохранили подвижность, и сегодняшняя трансформационная грамматика мало напоминает ту, которая существовала три десятилетия назад [1].

Школы

· Французская социологическая школа (см. Французская социологическая школа)

· Женевская школа генетической психологии (см. Женевская школа генетической психологии)

Гуманистическая психология

Определение

Гуманистическая (от лат. humanus – человеческий, человечный) психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы.

Гуманистическая психология – это:

· общественное движение, зародившееся внутри психологии;

· теоретическое направление в психологии.

Гуманистическая психология противопоставляет себя научной психологии. Она отдает приоритет человеческому опыту.

Большинство ее сторонников занимались (и занимаются) психотерапией, а гуманистическое движение всегда было тесно связано с прикладной психологией личностного роста.

Основные положения гуманистической психологии:

· свобода выбора, противопоставляемая детерминизму причинно-следственных связей;

· уникальность каждого отдельного человека;

· личная сфера, субъективность, или внутренняя реальность;

· самопрозрачность, «глубинный источник свободы и локус уникальности и интимности», а также «источник уверенности и ясности в отношении человеческого существования».

Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем [2]:

1) подчеркивание роли сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Исторические события

· Конференция, состоявшаяся в 1964 г. в Олд-Сейбруке (штат Коннектикут, США) дала начало гуманистическому направлению как общественному движению в психологии.

· 1961 – основание «Журнала гуманистической психологии» (Journal of Humanistic Psychology).

· 1962 – появление Ассоциации гуманистической психологии

· 1971 – появление отделения гуманистической психологии в рамках Американской психологической ассоциации.

Исторический итог

На собрании гуманистических психологов в 1985 г. было констатировано: «Гуманистическая психология оказалась грандиозным экспериментом, но экспериментом по большей части неудачным. В настоящее время гуманистическая психология не смогла оформиться в самостоятельную научную школу, а также выработать своей теории или чего-либо, заслуживающего названия философии науки» [2].

Представители

В Конференции 1964 г. в Олд-Сейбруке активно участвовали выдающиеся представители психологии личности и других гуманистических дисциплин:

· Гордон Оллпорт (1897-1967)

· Генри Мюррей (1893-1988)

• В фокусе его теории – индивиды во всей их сложности, и это нашло отражение в термине «персонология», введенном Мюрреем (1938) применительно к собственным и чужим попыткам понять во всей глубине каждый индивидуальный случай.

• Он постоянно подчеркивал целостность поведения, указывая, что отдельные его фрагменты не могут быть поняты в отрыве от всей функционирующей личности [4].

· Гарднер Мёрфи

· Джордж Келли

· Шарлотта Бюлер

• Представляла европейскую традицию исследований, которую позже стали называть «перспективой времени жизни» (или «перспективой жизненного пути»);

· Жак Барзун

· Рене Дюбуа

· Сидней Джурард (1926-1974)

• Создал концепцию самораскрытия.

· Ф. Бэррон

Интеллектуальные лидеры этого движения:

· Карл Роджерс (1902-1987)

· Абрахам Маслоу (1908-1970)

· Ролло Мэй (1909-1994)

Предмет

Генри Мюррей в основном докладе на конференции в Сэйбруке в 1964 г. сформулировал предмет изучения:

· люди, а не животные;

· весь человек, рассматриваемый во всех его аспектах и как целостность;

· человек в контексте всей его жизни;

· внутренний, сокровенный человек как дополняющий внешнего человека до целостности;

· человек в естественном окружении, а не в лабораторных условиях;

· положительные характеристики, составляющие для человека счастье и радость жизни;

· волевая активность;

· философия жизни, включая систему ценностей, рассматриваемую во времени.

Предпосылки

· Франц Брентано подвергал критике механистичность и редукционизм[8] научного подхода в психологии и настаивал на необходимости преимущественного обращения к сознанию как к молярной, а не молекулярной характеристике.

· Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к своим элементарным формам и объяснено в терминах «стимул-реакция».

· Уильям Джеймс настаивал на необходимости обращения к сфере сознания и учета целостного характера психики человека.

· Гештальтпсихологи также подчеркивали необходимость целостного подхода к изучению сознания.

· Адлер, Хорни, Эриксон и Олпорт в противовес позиции Фрейда настаивали на том, что человек – существо сознательное и наделенное свободой воли и способного самостоятельно формировать свое Я. Человека характеризуют не только события прошлых лет, но и его цели и надежды на будущее.

Влияние контркультуры

Рождение гуманистической психологии и контркультуры «детей цветов», употребляющих наркотики хиппи[9] совпало по времени.

Контркультура обладала рядом черт, созвучных идеям гуманистической психологии.

· Индивидуализм (от лат. individuum – неделимое; особь).

• Стремление каждого реализовать себя, пренебрегая взаимной зависимостью и обязательствами.

· Романтизм, аполитичность.

• Вера в способность человека к совершенствованию, сочетающаяся с пренебрежительным отношением к политическим и этическим способам улучшения существующей жизни среди несовершенных созданий, находящихся в противоречии с самими собой и с окружающими.

· Самораскрытие.

• Люди искали легкой, но поверхностной близости, пытаясь обойти стороной тот труд, который требуется для создания и поддержания ответственных личных отношений. Особая важность придавалась жизни здесь и сейчас, когда прошлое обесценивалось, а будущее не связывалось ни с какими планами, что плохо сочеталось с самоконтролем и обязательствами перед собой и другими людьми. В том же ряду стоял гедонизм, который подразумевается, когда живешь в состоянии здесь и сейчас, с минимальным грузом моральных обязательств.

· Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный).

• Пренебрежение возможностями науки и рационального решения проблем, в слепом влечении к оккультизму и в прославлении наркотического «кайфа».

• См., например, работы Тимоти Лири (1920-1996) – Американского психолога, мистика и теоретика контркультуры, утописта.

• Мода на Тимоти Лири привлекла к нему многих знаменитостей. Его «благословил» умирающий Олдос Хаксли. С ним подружились лидеры бит-поколения Аллен Гинзберг, Уильям Берроуз и Артур Кестлер. Он принимал участие в выходках знаменитой «Банды проказников» Кена Кизи. В Нью-Йорке прошли первые собрания основанной профессором «Лиги духовного откровения» («League of spiritual discovery» – сокращенно: LSD).

Движение групп встреч

Движение групп встреч имело несколько источников.

· Работа Якова Леви Морено

• Морено – психиатр мессианского толка из Австрии, который до 1920 г. писал о психологических «встречах» (encounters – соприкосновениях, столкновениях) и использовал в практике спонтанный театр психодрамы (термин Я. Морено), который он впоследствии продвигал в Америке в качестве психотерапевтического метода.

· Тренинг сензитивности Курта Левина.

• Левин был представителем «теории поля» в психологии. Он, фактически, является создателем современной американской социальной психологии и, кроме того, автором методики практического обучения людей умениям налаживать и поддерживать взаимоотношения – т. н. «самообучающихся групп» (self-studying groups), в которых психолог исполняет роль не «руководителя», а «фасилитатора» (человека, оказывающего профессиональную помощь и поддержку членам группы). Тренинг сензитивности стал полноправным направлением, независимым от академической социальной психологии и все более тесно связываемым с индустриально-организационной психологией по мере ее становления. Некоторые аспекты этого направления впитало в себя движение групп встреч.

· Гештальт-терапия Фрица Пёрлза.

• Гештальт-терапия Фрица Пёрлза, представленная в Исаленском институте ее главным разработчиком Фрицем Перлзом: групповой подход, в котором терапевт играет самую активную роль, используя разнообразные методики (включая разыгрывание ролей), чтобы сосредоточить участников на целостном эмоциональном переживании «здесь и сейчас».

• В Исаленском институте такая «интенсивная работа в группах», оркестрованная в соответствии с принципами гештальта, – обычно в форме «уик-энд марафонов», – также сочеталась с методиками телесно-ориентированной терапии в русле идей Вильгельма Райха, некоторыми формами массажа, медитативными техниками и упражнениями из йоги, позаимствованными из восточных религий.

• Алан Уотте пропагандировал и всячески поддерживал восточную религию в качестве идеологии для психотерапевтов, что предопределило мистическую сторону гуманистического движения.

Исален

Институт Исален расположен между Биг Сюр и деревушкой Лючиа. Она расположена прямо на краю скалы в необыкновенно красивом месте, и этот факт непосредственно связан с формированием Нового Сознания.

В конце пятидесятых он был почти разрушен. State's Hot Springs посещали, главным образом, Генри Миллер и его друзья из художественной богемы. Старый доктор Мэрфи уже давно умер. О Большом Доме заботился молодой писатель Хантер Томпсон.

• Хантер Томпсон – американский писатель, теоретик контркультуры, автор культового романа «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», положенного в основу одноименного фильма.

В 1962 г. сын доктора Мэрфи Майкл и энтузиаст дзэн-буддизма Ричард Прайс приехали осмотреть владения. Их посетила идея, которая имела далеко идущие последствия: Big Sur Hot Springs – так теперь называлась эта местность – может стать местом встречи представителей разных духовных традиций и исследователей сознания.

Вскоре сюда начали прибывать первые гости института, среди которых были Алан Уотте, Олдос Хаксли, Кен Кизи, Джоан Бэйез, Дж. В. Райн, Карлос Кастанеда, Линус Паулинг, Пауль Тиллих и Абрахам Маслоу [26].

Когнитивная психология

Определение

Когнитивная (лат. cognitio – знание, познание) психология – одна из дисциплин более широкого направления исследований, получившего название когнитивной науки (cognitive science).

Когнитивная наука – это область междисциплинарных исследований познания, понимаемого как совокупность процессов приобретения, хранения, преобразования и использования знаний живыми и искусственными системами.

Общие допущения:

· Познание – это обработка информации и представление знаний, а также вычислительные операции по их преобразованию.

· Мозг – это вычислительное устройство («суперкомпьютер»), осуществляющее операции по преобразованию структур, посредством которых представлены знания.

Предпосылки

· Э.Р. Гатри – представитель бихевиоризма в конце своей научной карьеры подверг критике механистическую модель психики. Он утверждал, что невозможно оперировать с понятием значения в поведенческих терминах, поскольку это психический или когнитивный процесс.

· Э. Толмэн (1886-1959) – ввел в употребление идею когнитивных карт, отстаивал применимость категории цели по отношению к действиям животных и подчеркивал необходимость использования промежуточных переменных для операционального определения внутренних, ненаблюдаемых состояний.

· Рудольф Карнап (1891-1970) – философ-позитивист, призывал вернуться к методу интроспекции. В 1956 г. он писал: «То обстоятельство, что человек осознает состояние своего ума, свое воображение, чувства и т.п., вполне может рассматриваться как своего рода наблюдение, в принципе не отличающееся от любого внешнего наблюдения, а потому его можно считать таким же законным источником научного познания».

· Перси Бриджмен – известный физик, который ввел в бихевиоризм понятие операциональных определений, позднее отрекся от бихевиоризма и настаивал на необходимости использования интроспекции для придания смысла операциональному анализу.

· Жан Пиаже (1896-1980) – провел ряд значительных исследований по детской психологии, но не в терминах психосексуального или психосоциального развития, как это было у Фрейда и Эриксона, а с позиций исследования стадий когнитивного развития ребенка.

· Гештальтпсихология – в центре ее внимания с самого начала стояла «организация, структура, связи, активная роль субъекта, а также важная роль восприятия в процессе научения и запоминания».

Дартмутская Конференция

Летом 1956 г. группа из десяти ученых встретилась на территории колледжа Дартмут с целью обсудить возможность создания компьютерных программ, способных к разумному поведению. Конференция продолжалась месяц и была по сути брейн-стормингом. Среди участников этой конференции были:

· Джон МакКарти (род. 1927)

• Основал впоследствии лаборатории ИИ в Массачусеттском Технологическом Институте (MIT) и Стэнфордском Ун-те и широко признанный как человек, окрестивший новую науку «Искусственным Интеллектом» (Artificial intelligence, AI);

· Марвин Мински (род. 1927)

• основавал в 1959 г. MIT AI Lab и ставший ее директором;

· Герберт Саймон (1916-2001)

• основавал первую лабораторию ИИ в Карнеги-Меллон. В 1978 г. ему предстояло получить Нобелевскую премию по экономике;

· Аллен Ньюэлл (1927-1992)

• Провел очень важные работы по когнитивной науке и ИИ в университете Карнеги-Меллон;

· Клод Шеннон (1916-2001)

• Один из основателей информационной теории связи.

Эта конференция имела историческое значение – было определено направление исследований ИИ. Его зарождение непосредственно повлияло на развитие когнитивной психологии.

Исторические события

· 1956 – Дартмутская Конференция.

· 1956 – Джордж Э. Миллер (род. 1920) публикует «Магическое число семь, плюс-минус два: пределы наших способностей обработки информации».

· 1960 – Джордж Миллер вместе с Джеромом Брунером (род. 1915) создают при Гарвардском Университете исследовательский центр по изучению процессов мышления. Это был дом, в котором когда-то жил Уильям Джеймс. Назвали – «Центр когнитивных исследований» (см. Школа New Look).

· 1966 – Саул Стернберг (Saul Sternberg) описал экспериментальную парадигму (парадигма Стернберга), которая строилась на информационном подходе, и предложил ее теоретическое обоснование.

· 1967 – вышла книга Ульрика Найссера (род. 1928) «Когнитивная психология». В ней он определил познание как процесс, при помощи которого «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются... Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности.»

· 1970 – начало издания жур­нала Cognitive Psychology, сыгравшего важную роль в формировании данной науки.

· 1976 – появление журнала Cognitive Science, с чем связано появление новой дисциплины cognitive science, ко­торая объединяет исследования в области психологии, фило­софии, лингвистики, нейронауки и искусственного интеллекта.

· 1979 – Общество когнитивной науки (Cognitive Science Society, Inc.), Массачусетс: Д. Норман, Р. Шенк и др.

· 1979 – Первая конференция по когнитивной науке, Ла Джолла, Калифорния.

· 1981 – широкомасштабное финансирование в США (Sloan Foundation), университетские программы.

Деятельностный подход

Определение

Термин «деятельность» уже встречается у Сеченова, который определял психологию как науку о «происхождении психических деятельностей».

Есть основания полагать, что Леонтьев и Рубинштейн соединив марксистскую ориентацию с деятельностным подходом, следовали за Басовым. Главный новаторский шаг М.Я. Басова – введение в научный оборот психолога понятия деятельности [17].

С.Л. Рубинштейн был приглашен Басовым возглавить кафедру психологии на педологическом отделении педагогического института им. Герцена в Ленинграде.

Df. 28. Деятельностный подход в психологии – система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы.

Идейная и методологическая основа – марксизм.

Джеймс Марк Болдуин включил в своей книге «История психологии» труд Маркса «Капитал» в число работ, под воздействием которых произошел коренной переворот во взглядах на соотношение индивидуального и общественного сознания.

Начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в.

Кризис в психологии стимулировал поиск новых идеологических оснований.

Работа Л. С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» (написана в 1927 г.) представляет фундаментальное исследование на материале психологии коренных проблем структуры и закономерностей развития научного знания и путей психологии как науки.

Эпиграф к работе (взятый из «Евангелия от Матфея») указывает ее главную идею: «Камень, который презрели строители, стал во главу угла». Этим камнем является, по мысли Выготского, практика и философия в их единстве.

Опираясь на марксистский принцип историзма, Выготский объясняет кризис как определенный, неизбежно возникший этап в развитии психологического познания, выявляя за пестротой школ конфронтацию магистральных направлений и намечая пути выхода к новой науке о психике человека.

М.Г. Ярошевский: «Мы оказываемся у поворотного пункта. Впервые в истории психологии марксизм приобрел силу официальной и обязательной для нее доктрины, отказ от которой становился равносильным оппозиции государственной власти и тем самым караемой ереси» [17].

В 30-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии:

· Подход С.Л. Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности.

1922 – «Принцип творческой самодеятельности».

Здесь положено начало принципу единства субъекта (сознания и деятельности). Деяния исходят из субъекта, он проявляется в своих деяниях – эту мысль можно найти еще у И. Канта. Но у Канта нет указания на обратное воздействие деяния на субъекта.

Принцип: субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого.

С.Л. Рубинштейн: «Определение деятельности человека в отрыве от его сознания так же невозможно, как определение его сознания в отрыве от тех реальных отношений, которые устанавливаются в деятельности».

1934 – «Проблема психологии в трудах Карла Маркса».

· Подход А.Н. Леонтьева, который совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Филогенетический аспект принципа единства сознания (психики) и деятельности получил освещение в работах Леонтьева конца 30-х гг. и последующих, опубликованных в 1940-1947 гг. и вошедших затем в книгу «Проблемы развития психики», которая в последствии была удостоена Ленинской премии.

Df. 29. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром.

В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой проявления активности субъекта, т.е. имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

А.Н. Леонтьев разработал общепсихологическую теорию деятельности.

Согласно этой теории целостная деятельность включает в себя следующие компоненты: потребности – мотивы – задачу – средства (решения задачи) – действия – операции. Деятельность в процессе ее осуществления человеком постоянно трансформируется (например, коллективная деятельность превращается в индивидуальную; действие при изменении его цели может стать операцией и т.д. – см. Леонтьев А.Н. Теория. Сознание. Личность. М.: Изд. полит. лит., 1977).

Df. 30. Мотивы (от лат. moveo – двигаю) – побудительные причины деятельности.

Это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т.е. определяет ее цели и задачи.

Df. 31. Интериоризация – перевод внешнего действия во внутренний план.

В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями. Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план.

Df. 32. Акцептор действия – аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью (П.К. Анохин).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.139 с.)