Лондонская школа дифференциальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лондонская школа дифференциальной психологии



Определение

Локализация: Лондонский Ун-т (Лондон, Великобритания). Основан в 1836 г.

Система: близка к функционализму.

Предмет исследований – индивидуальные различия.

Для объяснения преимущественно использовались биологические факторы. Разрабатывались направления исследований: психометрия, генетика поведения, общий фактор интеллекта.

Г. Айзенк: «Генетически наследуемой является предрасположенность человека поступать и вести себя определенным образом при попадании в определенные ситуации».

Октябрь 1897 г. – в университетском колледже в Лондоне была открыта первая лаборатория по экспериментальной психологии, ответственным за основание которой был Дж. Селли. Организационный комитет обеспечил значительную часть аппаратуры из коллекции немецкого профессора Г. Мюнстерберга из Фрейбурга, который временно переехал в Гарвардский колледж. Среди организаторов лаборатории следует назвать Ф. Гальтона, Г. Сидвика, Д. Лебокка и других. Практически одновременно с открытием лаборатории в Лондоне профессор психологии М. Фостер в Кембридже основывает еще одну лабораторию для проведения психологических экспериментов.

• Первые попытки открыть экспериментальную лабораторию предпринимались еще за двадцать лет до того, в 1877 г., учеными Х. Венном и Дж. Уордом, однако Кембриджский сенат отверг их предложение. Это не могло не задержать на целые десятилетия преобразование психологии в экспериментальную науку [12].

Многие представители Л.Ш.Д.П. являлись и являются приверженцами основанной Ф. Гальтоном (1869) евгеники.

Df. 37. Дифференциальная психология [differential psychology] (Лат.: differentia – разница различия) – это отрасль психологии, изучающая психические различия между индивидами (группами).

Df. 38. Евгéника (от греч. ευγενες – «хорошего рода», «породистый») – учение о наследственности человека, её охране и улучшении биологическими и социальными методами. В 1904 г. Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы».

• Основные принципы евгеники были сформулированы Ф. Гальтоном. Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869). Термин «евгеника» был введён в 1883 году в книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»).

Представители

· Френсис Гальтон (1822-1911) – основатель дифференциальной психологии.

· Чарлз Спирмен (1863-1945) – основоположник Лондонской школы психологии. Выдвинул двухфакторную теорию интеллекта. Им были заложены основы факторного анализа.

· Сирил Берт (1893-1971)

· Ганс Айзенк (1916-1997)

• В Соединенных Штатах Айзенк начал работать над своей самой знаменитой книгой «Структура человеческой личности» (The Structure of Human Personality, 1952 b), в которой он обосновал эффективность факторного анализа как лучшего метода представления известных фактов, касающихся личности.

• Всего же в количестве опубликованных трудов Айзенк превзошел даже Кеттелла. Кроме почти 800 журнальных статей и отдельных глав, он написал более 75 книг, некоторые из них вышли под броскими, рассчитанными на публику заголовками, такими как «Польза и вред психологии» (Uses and Abuses of Psychology, 1953), «Смысл и бессмысленность в психологии» (Sense and Nonsense in Psychology, 1956), «Факты и вымысел в психологии» (Fact and Fiction in Psychology, 1965), «Психология – наука о людях» (Psychology Is About People, 1972 b), «Вы и невроз» (You and Neuiosis, 1977 b), «Секс, жестокость и средства массовой информации» в соавторстве с Д. К. Б. Найесом (D. К. В. Nias) (Sex, Violence and the Media, 1978), «Курение, свойства личности и стресс» (Smoking, Personality and Stress, 1991 с) и «Гений: естественная история творческой одаренности» (Genius: The Natural History of Creativity, 1995) [27].

· Артур Дженсен (род. 1923)

· Ричард Линн

· Филип Вернон (1905-1987)

· Иан Дири

· Джон Фил Руштон (род. 1943)

3.13. Школа New Look (Новый Взгляд)

Локализация: Гарвардский Ун-т (Массачусетс, США). Основан на территории Кембриджа в 1636 г. как колледж. С 1639 г. носит имя английского министра, бакалавра искусств Джона Гарварда, эмигрировавшего в Америку и завещавшего колледжу половину своего имущества и библиотеку.

Время появления: сразу после II Мировой Войны.

Представители

· Джером С. Брунер (род. в 1915 г.)

• С 1944 по 1952 г. работал в качестве лектора, затем – ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когниций, развития и установок в Гарвардском Ун-те, в 1952 г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (1951-1952, 1961-1972).

· Дж. Гуднау

· Дж. Остин

· Л. Постман

Предмет исследований

Подход получил название «Новый взгляд» на перцепцию (от лат. perceptio – представление, восприятие), а возглавлял его Джером С. Брунер (род. в 1915 г.).

«Новый взгляд» вырос из попытки унифицировать (от лат. unus – один и facio – делаю, приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию) несколько различных областей психологии:

· психологию восприятия,

· психологию личности,

· социальную психологию.

Новый Взгляд хотел опровергнуть господствовавшую бихевиористскую концепцию, согласно которой перцепция представляла собой пассивный процесс, посредством которого стимул «запечатлевается» на воспринимающем.

Исследования

· Перцептивная защита. Дж. Брунер и его коллеги предложили взгляд на перцепцию, согласно которому воспринимающий субъект играет активную роль, а не является пассивным регистратором ощущений.

Они провели многочисленные исследования, подтвердившие идею о том, что личность воспринимающего субъекта и социальный фон имеют большое значение, поскольку они воздействуют на то, что видит воспринимающий. Самое известное и противоречивое из этих исследований было посвящено перцептивной защите и повышению вероятности бессознательного восприятия.

• Дж. Брунер и его соратники по движению Нового Взгляда (J. S. Bruner and L. Postman, 1947; L. Postman, J. S. Bruner and E. McGinnis, 1948) через короткие интервалы времени предъявляли субъектам слова, подобно тому как это делал В. Вундт в своих исследованиях диапазона сознания. Но эти современные исследователи варьировали эмоциональное содержание слов: одни были обычными, или «нейтральными», а другие – непристойными («табуированными»). Дж. Брунер и его коллеги обнаружили, что субъекту для распознавания табуированного слова необходима более продолжительная экспозиция, чем для распознавания нейтрального слова. Казалось, что субъекты бессознательно воспринимают негативное эмоциональное содержание табуированного слова, а затем пытаются подавить его осознание. Субъекты увидят слово только тогда, когда экспозиция окажется настолько продолжительной, что они не смогут помешать его распознаванию.

• Исследования перцептивной защиты на протяжении многих лет носили чрезвычайно противоречивый характер; некоторые психологи утверждали, что субъекты видят табуированные слова так же быстро, как и нейтральные, но они ложно отрицают восприятие как можно дольше, чтобы избежать чувства стыда. Спор становился все более жарким и так и не получил окончательного разрешения. Важно, что новый взгляд оценивал перцепцию как активный психический процесс, вовлекающий как сознательную, так и бессознательную психическую деятельность и вторгающийся между ощущением и ответной реакцией индивида. Идея перцептивной защиты гораздо теснее примыкает к психоанализу, чем к бихевиоризму, что стало одной из причин споров вокруг открытия Дж. Брунера. В любом случае, новый взгляд представлял собой альтернативу бихевиоризму.

· Исследования мышления. Интерес к перцепции и демонстрация того, что разум и личность активно ее формируют, привели Брунера к изучению «высших психических процессов».

В книге «Исследование мышления» (1956) Брунер изучил, каким образом люди формируют концепции и относят новые стимулы к различным концептуальным категориям.

• Брунер и его коллеги предъявляли субъектам последовательности геометрических фигур, характеризующиеся многими измерениями: формой, размером, цветом и сходством.

Затем субъекта просили вычислить, какой идеей руководствовался экспериментатор, выбрав из предъявленных примеров те, которые ее подтверждали или опровергали.

Например, такой могла быть идея «все красные треугольники», и экспериментатор начинал с того, что показывал субъекту большой красный треугольник в качестве примера идеи. Субъект должен был выбирать другие стимулы из набора, а ему говорили, принадлежит отобранный предмет к концептуальному классу или нет.

Если бы субъект выбрал большой красный треугольник, он получил бы отрицательный ответ, а если бы он выбрал маленький красный треугольник, то ответ был бы положительным. Субъект должен был выбирать примеры до тех пор, пока не высказывал догадки об идее экспериментатора.

Дж. С. Брунер, Дж. Гуднау и Дж. Остин не рассматривали процесс понятийного научения в терминах научения, подразумевающего опосредованные ответные реакции, хотя некоторые сторонники неформального бихевиоризма это делали. Скорее, они смотрели на формирование концепции как на активный, а не реактивный процесс, в ходе которого выбором субъекта руководит некая стратегия, предназначенная для решения этой проблемы. Формирование понятия рассматривали как активный интеллектуальный процесс, в ходе которого субъект разрабатывает определенные стратегии и следует им, а к правильной концепции субъекта ведут (или не могут вести) процедуры принятия решения.

Самым важным следствием возрождения интереса к изучению когнитивных процессов была идея о том, что машины, возможно, могут думать [10].

Франкфуртская школа

Система: фрейдомарксизм.

Основная социально-философская тема – «поздний капитализм» с характерной для него фашизоидностью (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение). Эта тема продолжала идею «индустриального общества».

Под началом Хоркхаймера Ф.Ш. решала задачу перевода марксизма в культурное русло. Для ранних марксистов врагом был капитализм, для новых – западная культура.

Основная социально-психологическая тема – коцепция авторитарной личности Э. Фромма и М. Хоркхаймера.

Основная методологическая тема – антипозитивизм.

Исторические события

1923 – Д. Лукач и несколько членов германской компартии основали во Франкфуртском Ун-те Институт социальных исследований. В скором времени этот институт стал известным под названием Ф.Ш.

1930 – директором института стал Макс Хоркхаймер (1865-1973).

1932 – начал издаваться «Журнал социальных исследований». Руководитель – Макс Хоркхаймер.

1934-1939 – институциональный центр школы располагался в Женеве, затем в Париже при Высшей Нормальной Школе.

1939 – после прихода к власти Гитлера (1933) школа переехала в Америку и при содействии Колумбийского Ун-та обосновалась в Нью-Йорке.

1949 – возвращение в ФРГ (Франкфурт-на-Майне).

Представители

· Макс Хоркхаймер (1865-1973)

• Глава школы.

· Теодор Адорно (1903-1969)

· Эрих Фромм (1900-1980)

В книге «Некрофилы и Адольф Гитлер» предложил концепцию некрофильского характера.

• Впервые термин некрофилия в контексте труположества употребил Ленин [18].

• Некрофилы противопоставляются биофилам. Термином некрофилия Фромм обозначал черту характера, следуя традиции Мигеля де Унамуно («Да здравствует смерть!») [18].

• Фромм: «Некрофилия в характерологическом смысле может быть описана как страстное влечение ко всему мертвому, разлагающемуся, гниющему, нездоровому. Это страсть делать живое неживым, разрушать во имя одного лишь разрушения. Это повышенный интерес ко всему чисто механическому. Это стремление расчленять живые структуры» [18].

· Вильгельм Райх (1897-1957)

В книге «Массовая психология фашизма» осуществил первое крупное исследование по психологии и психопатологии фашизма.

· Герберт Маркузе (1898-1979)

• Профессор Брандейского (1954-1965), Калифорнийского (с 1965) ун-тов.

• На философские взгляды оказали влияние идеи Гегеля, Маркса, Хайдеггера, Фрейда. Заявлял о своей приверженности марксизму, но считал необходимым его обновление путем соединения с экзистенционализмом и фрейдизмом.

· Вальтер Беньямин (1892-1940) – германский философ. Главная тема – творчество, искусство и художественное проявление культуры. Рано познакомился с кругом идей сионизма, а в середине 20-х годов сближается с марксизмом. В 1925-1926 гг. посещает Москву.

Центральная незавершенная работа «Парижские пассажи», написанная под влиянием работ Д. Лукача (1885-1971) и Э. Блоха (1885-1977). Посвящена анализу культуры эпохи Шарля Бодлера.

· Л. Левенталь ()

· Ф. Полок ()

Второе поколение:

· Юрген Хабермас (Juergen Habermas) (род. 1929) – создатель теории коммуникативного поведения.

Начиная с 1971 (а именно с выходом небольшой работы «Предварительные размышления по теории коммуникативной компетенции», Vorbereitende Bemerkungen zu einer Theorie der kommunikativen Kompetenz) Хабермас стремится связать коммуникативное понятие разума с «лингвистическим поворотом», совершенным англо-американской аналитической философией.

Обращаясь к соответствующим исследованиям К.-О. Апеля (и в тесном сотрудничестве с ним), Хабермас приходит к разработке понятия разума, опирающегося на теорию языковых актов. Эта теория обстоятельно излагается в двухтомном труде «Теория коммуникативного действия» (Theorie des kommunikativen Handelns, 1981).

· А. Шмидт

· А. Вельмер

Теоретические истоки

· Марксизм.

· «Левый» фрейдизм, принявший в Германии форму фрейдомарксизма, а во Франции сюрреализма (Андре Бретон).

· Ницшеанство.

· Ницшеански ориентированная антропологическая социальная философия и социология (Фрайер).

Критическая теория

Франкфуртская школа разрабатывала т.н. критическую теорию.

Df. 39. Один из адептов этой теории определил ее как «обоснованную критику всех без исключения элементов западной культуры, в том числе христианства, капитализма, авторитета семьи, патриархата, иерархической структуры, традиции, сексуальных ограничений, верности, патриотизма, национализма, этноцентризма, конформизма и консерватизма» [11].

Работы:

«Бегство от свободы» (1941) Эриха Фромма;

«Психология масс и фашизм» и «Сексуальная революция» Вильгельма Райха;

«Авторитарная личность» (1950) Теодора Адорно.

• Теодор Адорно сразу же после окончания II мировой войны становится руководителем крупного эмпирического исследования по изучению корней авторитаризма, проведенного в Западной Германии и США. Это исследование имело необычайный резонанс и в политических кругах, и в широком общественном мнении.

• Адорно: «Хорошо известно, что подверженность фашистским идеям наиболее характерна для представителей среднего класса, что она коренится в культуре, следовательно, те, кто наиболее привержен этой культуре, оказываются наиболее уязвимыми...»

Df. 40. Концепция авторитарной личности (первоначально ввел Э. Фромм) – это совокупность теоретических представлений об определенном типе личности, который рассматривается как основа тоталитарных режимов в силу приписываемых ему черт: консервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, к представителям других этнических групп, стереотипность мышления, конформизм[11]…

В книге «Эрос и цивилизация» (1955) Маркузе выдвинул знаменитый «принцип удовольствия».

• Отринь прежний порядок и прежнюю культуру, предложил Маркузе (т.н. «великое отрицание») – и тогда мы сможем создать мир «полиморфной перверсии». Студенты буквально проглатывали его книги, сам он превратился в культовую фигуру.

• Во время парижского восстания 1968 года студенты несли транспаранты с надписью: «Маркс, Мао и Маркузе». «Занимайся любовью, а не войной» – этот лозунг выдвинул именно Маркузе.

«Одномерный человек» (1964)

• «Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества», 1964 – книга Маркузе. Автор последовательно анализирует современные ему «Одномерное общество», «Одномерное мышление» и «Шанс альтернативы».

• Согласно идеям «О.Ч.», современное общество «усмиряет центробежные силы скорее с помощью Техники, чем Террора, опираясь одновременно на сокрушительную эффективность и повышающийся жизненный стандарт»; оно способно сдерживать «качественные социальные перемены».

«Угнетающая толерантность»

• Призыв к «либеральной терпимости», которая означает «нетерпимость к правым движениям и терпимость к движениям левым» [11].

«Плотоядное общество»

• Он писал: «Можно и нужно говорить о культурной революции, поскольку протест направлен против культурного истеблишмента в целом... Это очевидно и не требует доказательств. Традиционное представление о революции и традиционная революционная стратегия остались в прошлом. Они устарели... Мы должны совершить размонтирование существующей системы».

Институт семьи

Для новых марксистов не было цели важнее, чем уничтожение института семьи, которую они рассматривали как типичный пример диктатуры и как инкубатор шовинизма и социальной несправедливости.

· Маркс в «Немецкой идеологии» писал, что при патриархальном укладе мужчины воспринимали женщин и детей как свою собственность.

· В «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Энгельс высказал типично феминистскую точку зрения: патриархальная семья испокон веку вела к дискриминации женщин.

· Эрих Фромм утверждал, что различия между полами не заложены в человеческой природе, они суть фикция, свойственная западной культуре. Фромма считают отцом современного феминизма.

· Для Вильгельма Райха «авторитарная семья есть авторитарное государство в миниатюре... Семейный империализм воспроизводит себя в империализме государственном».

· Для Адорно патриархальная семья – колыбель фашизма.

· Подобно Лукачу, Вильгельм Райх верил, что традиционную семью можно уничтожить через раннее сексуальное образование и революционную сексуальную политику.

Влияние

· Ф. Ш. оказала влияние на развитие неомарксизма в ФРГ, США, Франции, Италии.

· Повлияла на развитие леворадикальной критической социологии.

· Социально-философские концепции Ф. Ш. сыграли значительную роль в идеологическом оформлении движения «новых левых».

Исторический итог

Лукач, Грамши, Адорно, Маркузе и Ф. Ш. оказали огромное влияние на культурную и интеллектуальную историю.

Почему они преуспели?

· Первый фактор – «послание в бутылке», как называли свои теории представители Ф. Ш. Их идеи постепенно получали распространение, одновременно с воззрениями тех американцев, которые отошли от христианства и капиталистической культуры и трудились над теорией низвержения этой культуры и уничтожения прежней Америки. Пестуемые на протяжении десятилетий, эти идеи начали «плодоносить» именно в шестидесятые годы двадцатого столетия.

· Второй фактор – появление в университетах США в 1964 году огромного количества молодых людей, не знавших бедности и военных тягот. Таким образом, сложилась восприимчивая аудитория для «проращивания» зерен культурной революции. Беззаботные, самоуверенные, скучающие от безделья, непривычные к труду, эти молодые люди были готовы к мятежу.

· Третий фактор – телевидение, которое в шестидесятые годы уже могло донести настроения радикалов в кампусах и прочих потенциальных революционеров до теоретиков общественного возмущения. Телевидение не только связывало революционеров и теоретиков между собой, но и внедряло в общественное сознание новые идеи через иную визуальную реальность.

• Бертран Рассел, примкнувший к Ф. Ш. в их начинаниях – проекте массовой социальной инженерии, проболтался в своей книге, вышедшей в 1951 году «Влияние науки на общество» (The Impact of Science on Society).

• Он писал: «Физиология и психология представляют поле для научных методик, ожидающих разработки. Павлов и Фрейд, два великих ученых, заложили основу. Я не согласен, что их учения вступают в сколько-нибудь серьезное противоречие, но вот то, что будет выстроено на их фундаменте, вызывает сомнения. Думаю, что политически чрезвычайную важность приобретет психология масс. … Ее важность чрезвычайно возросла с развитием современных методов пропаганды. Среди них самым важным является то, что называется «образованием». Религия все еще играет определенную роль, но все меньшую, а вот роль прессы, кино и радио возрастает… Можно предполагать, что наступит время, когда любой сможет убедить любого в чем угодно, если ему удалось заполучить объекта молодым, а государство предоставит финансовые средства и технику» [11].

· Четвертым фактором стал Вьетнам. Поколение Вудстока не желало иметь ничего общего с войной, которая подразумевала жертвоприношение, кровопролитие, быть может, смерть. Маркузе предложил молодым интеллектуальное прикрытие трусости, оправдание нерешительности, способ уклониться от призыва, «не поступаясь принципами» и ощущая собственное превосходство над теми, кто все-таки завербовался [11].

Харьковская школа

Локализация: научные учреждения г. Харькова (Украина).

Время: 30-е гг. XX в.

Группа психологов, развивая идеи Л.С. Выготского, формулировала основные принципы деятельностного подхода в психологии. Главой школы считается А. Н. Леонтьев.

· В январе 1924 – А.Р. Лурия познакомился с Л.С. Выготским в Петрограде на 2-м Всероссийском съезде по педологии, экспериментальной педагогике и психо-неврологии. Л.С. Выготский – провинциальный учитель – приехал на съезд с несколькими сообщениями. Стиль и содержание одного из его докладов произвели на А.Р. Лурия столь сильное впечатление, что он убедил нового директора Московского психологического института К.Н. Корнилова пригласить на работу «просвещенца из Гомеля».

· В конце 20-х годов XX в. – Наркомздрав Украины решил организовать в Украинском психоневрологическом институте, а позже, в 1932 г., во Всеукраинской психоневрологической академии (она находилась в Харькове, который тогда был столицей республики) сектор психологии.

· Пост заведующего сектором был предложен А.Р. Лурия, пост заведующего отделом детской и генетической психологии – А.Н. Леонтьеву. Однако А.Р. Лурия вскоре вернулся в Москву, и практически всю работу вел А.Н. Леонтьев. В Харькове он одновременно возглавил кафедру психологии в пединституте и отдел психологии в НИИ педагогики. Возникла знаменитая Харьковская школа, которую одни исследователи считают ответвлением школы Выготского, другие – относительно самостоятельным научным образованием [8].

· Вскоре после смерти Л.С. Выготского последовало Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936), следствием чего явился продолжавшийся до 60-х гг. запрет на упоминание имени Л.С. Выготского и преследование за приверженность его идеям. Были психологи, которые тут же отвернулись от Л.С. Выготского и начали активно критиковать его «за педологические извращения».

• Но Лидия Ильинична, как, впрочем, и другие члены «пятерки», не изменила своему учителю. За верность идеям Л.С. Выготского перед войной Л.И. Божович выгнали из Государственного института психологии. Тогдашний директор института бросил ей в лицо план годовой работы со словами: «Этот план пахнет Выготским». На что Л.И. Божович ответила: «Вы понятия не имеете, как пахнет Выготский» - и ушла практически в никуда. Впоследствии она не только не жалела, но гордилась этим.

· Блестящая группа молодых психологов, называвших себя «выготчанами», в прямом смысле слова бежала из Москвы в Харьков и тем самым спаслась, сохранилась и помогла сохраниться психологии. Это были А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович (которая попала в Полтаву и часто бывала в Харькове). Они работали в разных местах: во Всеукраинской психоневрологической академии, в Педагогическом институте, в Научно-исследовательском институте педагогики. К ним приезжали Л. С. Выготский из Москвы, Д. Б. Эльконин – ученик А. А. Ухтомского и Л. С. Выготского – из Ленинграда. В Харькове они нашли группу таких же молодых людей, заразили их своими идеями и сформировали небольшой научный коллектив. Поэтому-то имеются все основания называть Харьковскую школу школой в точном смысле этого слова. В этот коллектив вошли В. И. Аснин, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, О. М. Концевая, Г. Д. Луков, К. Е. Хоменко и ряд других. Тесно сотрудничал с ними и харьковчанин Ф. В. Бассин. Были установлены контакты с психологами Киева (Г. С. Костюк), Одессы (Д. Г. Элькин), с психологами Армении и Грузии.

· После войны москвичи оказались в Москве, прихватив с собой П. Я. Гальперина. Фронтовик Г. Д. Луков попал в Ленинград. Напротив, фронтовик-ленинградец Д. Б. Эльконин переехал в Москву. Основная группа харьковчан вернулась в свой родной город. П. И. Зинченко, вернувшийся с фронта невредимым, стал неформальным лидером харьковской школы психологов, разбросанных по разным научным учреждениям и институтам города. Он же возглавил психологическую лабораторию – филиал киевского Института психологии. Лаборатория не имела своего пристанища, вернее, имела его на квартирах членов лаборатории, чаще всего дома у ее руководителя.

· Таким образом, харьковская школа сохранилась, продуктивно работала, публиковала десятки статей в научных записках харьковских институтов, киевского Института психологии, затем в «Советской педагогике», а с 1955 г. в «Вопросах психологии». Она сохраняла самые тесные научные и дружеские контакты с москвичами.

· Все харьковчане часто бывали в Москве. Из москвичей чаще других приезжал в Харьков А. В. Запорожец, реже – П. Я. Гальперин, иногда – А. Н. Леонтьев. К своим друзьям в Москву П. И. Зинченко послал учиться своего сына. Дочь П. И. Зинченко (Татьяна) уехала в Ленинград, где переквалифицировалась из филолога в психолога. Оба унаследовали тематику исследований памяти [13].

· Осень 1993 г. – в Харькове проводились Международные психологические чтения, посвященные 60-летию Харьковской психологической школы и одновременно 90-летию со дня рождения одного из ее создателей, основателя кафедры психологии Харьковского Университета, профессора П. И. Зинченко (1903-1969).

Представители

· Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)

· Александр Романович Лурия (1902-1977)

· Пётр Иванович Зинченко (1903-1969)

· Александр Владимирович Запорожец (1905 -1981)

· Лидия Ильинична Божович (1908-1981)

· Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988)

Московская школа

Начиная с 80-х гг. XIX в. в Московском Ун-те складывается система университетского психологического образования, начинают проводиться научные исследования [25].

Исторические события

· 24 января (ст. стиль) 1885 г. – состоялось первое организационное заседание Московского Психологического Общества (МПО). Оно было основано при Императорском Московском Ун-те. МПО явилось первым в России профессиональным объединением научных сил в области философии и психологии.

· 14 (27) марта 1885 г. – состоялось первое публичное заседание.

• С докладом «О задачах и методах современной психологии» выступил инициатор и создатель Общества, декан историко-филологического факультета, зав. кафедрой философии профессор Матвей Михайлович Троицкий, позитивист в философии и сторонник английского эмпиризма в психологии.

· 1889 г. – Журнал «Вопросы философии и психологии», созданный Н.Я. Гротом на средства купца А.А. Абрикосова (передавшего издание в собственность МПО в 1893 г.) и ставший первым в России специальным журналом по философии и психологии (вышло 142 номера).

· 1907 г. – Г.И. Челпанов переехал из Киева в Москву, стал одним из самых активных участников работы Психологического общества, продолжая традиции, заложенные его учителем, Н.Я. Гротом.

• Получив кафедру философии на историко-филологическом отделении Московского университета, он способствует более активному совместному обсуждению вопросов, актуальных для науки того времени, помогая М.М. Лопатину в организации многих диспутов и в работе журнала «Вопросы философии и психологии». Важнейшими для него становятся вопросы привлечения молодых ученых к работе общества, а также развитие экспериментальной деятельности Московского психологического общества.

· Г.И. Челпанов привлекает к работе студентов и своих киевских аспирантов, которые вслед за ним переезжают в Москву, – П.П. Блонского и Г.Г. Шпета.

• Уже в 1908 г. оба они принимают участие в заседаниях МПО, а вскоре становятся его действительными членами. Одним из первых докладов П.П. Блонского стал анализ творчества Плотина, легший позже в основу его диссертации. Доклады Н.Я. Шпета о творчестве П.Д. Юркевич, Д. Юма, новых направлениях в немецкой философии (прежде всего о работах Э. Гуссерля) привлекали огромное внимание членов Общества и по просьбе Г.И. Челпанова были изложены в статьях, опубликованных в журнале «Вопросы философии и психологии».

· 23 марта 1914 года в Москве состоялось торжественное открытие Психологического Института им. Л.Г. Щукиной. На церемонии открытия профессор Челпанов произнес речь о задачах, стоящих перед новым Психологическим институтом [7].

· 1910 г. летом – Г. И. Челпанов вместе со своим учеником, приват-доцентом Г.Г. Шпетом осмотрели самые обширные лаборатории немецких университетов. В Берлине они ознакомились с лабораторией профессора К. Штумпфа и большой лабораторией Вюрцбургского Университета профессора К. Марбе, изучили устройство Боннской лаборатории профессора О. Кюльпе. Беседуя со светилами мировой психологии О. Кюльпе и В. Вундтом о проекте Института, Г.И. Челпанов получил от них, по его словам, «весьма ценные указания, которые и использовал при исправлении проекта» [7].

· 1911 – Г.И. Челпанов предпринял путешествие в Америку с целью ознакомления с устройством психологических лабораторий и институтов при американских университетах: Гарвардском, Корнельском, Стэнфордском и др.

• Составляя проект устройства Института, Г.И. Челпанов взял за основу организацию работы психологической лаборатории В. Вундта в Лейпцигском университете, где он сам ранее работал и которую поэтому очень хорошо знал.

• В первом этаже здания располагались административные помещения, а также большая двусветная аудитория на 300 человек, предназначавшаяся для чтения общих курсов психологии и заседаний МПО, председателем которого был Л. М. Лопатин, а с 1920 года И. А. Ильин.

· После революции и закрытия кафедры философии в университете деятельность МПО замирает. В 1922 г. оно окончательно прекращает свое существование. Г.И. Челпанова и многих его учеников изгоняют и из Психологического института.

· Многие традиции Психологического общества возрождаются в 20-е гг. в деятельности Государственной Академии Художественных Наук (ГАХН), которая стала последним прибежищем для уцелевших и оставшихся в России ученых.

· МПО вместе с другими научными обществами было закрыто в 1922 г., его последний председатель И.А. Ильин выслан вместе с другими деятелями философии, науки и культуры.

· 1921 г. – произошла реорганизация Психологического института. Он был подразделен на ряд секций, расширилась тематика научно-исследовательской и педагогической работы. Директором института ученым советом был избран Г.И. Челпанов. А.А. Смирнов с января 1922 г. стал научным сотрудником первого разряда.

· 1923 г. – Г.И. Челпанов уволен с поста директора Психологического института и назначен на его место К.Н. Корнилов.

• С.Л. Рубинштейн по этому поводу писал о «разгроме крайнего идеализма метафизической психологии», Б.М. Теплов столь же категорично утверждал, что «открыто идеалистическая психология Челпанова и других была разбита полностью и вышла из борьбы». Б.Г. Ананьев писал о Г.И. Челпанове, что «стремительный ход развития новой советской психологии устранил окончательно эту когда-то крупнейшую фигуру русского идеализма из научной психологии».

• А.А. Смирнов говорил о «победоносной борьбе» и «победе над отечественной идеалистической психологией», констатируя, что психологам-марксистам во главе с К.Н. Корниловым «немалое время потребовалось для того, чтобы разоблачить и полностью ниспровергнуть попытки наиболее агрессивно настроенных представителей идеалистической психологии (Г.И. Челпанова и всех, кто его поддерживал) любыми путями отстоять господствовавшую ранее психологию и с целью спасения ее доказать недоказуемое» [14].

· Январь 1933 г. – А.А. Смирнов вновь стал работать в Институте психологии и не расставался с ним до конца жизни. Вернувшись в институт, он включился в коллективную работу по изучению зрительных ощущений и восприятии. Его исследования различительной чувствительности глаза, остроты зрения, константности восприятия вошли в сборник «Зрительные ощущения и восприятия» 1935 г.

· 1936 г. – после постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» А.А. Смирнов не мог избежать «покаяния» и вынужден был выступить с критикой «педологических извращений» в школе, связанных, в частности, с использованием работ Э. Торндайка и Ч. Спирмена. Некоторое время после этого он занимался изучением психологических проблем преподавания математики в начальной школе, а с 1938 г., став заведующим лабораторией памяти, заложил прочные основы многолетних исследований мнемических процессов.

· 1957 г. – МПО возобновило свою деятельность как отделение Общества психологов РСФСР, созданного при АПН РСФСР, а с 1994 г. – РПО при РАН. Его первые председатели – А.В. Запорожец, Н.А. Менчинская – способствовали восстановлению и развитию традиций МПО.

• Возрождение Психологического общества происходило на другой основе, оно создавалось как официальная организация, появившаяся не столько по инициативе самих ученых (как МПО), сколько на основе решения властей.

• Несмотря на репрессии, запрет на преподавание психологии в вузах, научная психологическая школа в нашей стране не прекратила своего существования благодаря усилиям крупных отечественных психологов – А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.Н. Гальперина, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца и многих других. Становление их профессионального самосознания произошло еще в 20-30-е гг. и, несмотря на сложную социальную ситуацию, они продолжали проводить исследовательскую работу, выпускать монографии, сохраняя и развивая многие ценности, переданные им их учителями. Поэтому новое Московское психологическое общество не являлось основой научной школы, но, скорее, стало его составной частью, растворившись в ней. Подготовка новых кадров психологов существенно изменилась с открытием отделения психологии на философском факультете МГУ, а затем и факультета психологии, деканом которого стал А.Н. Леонтьев [14].

• Однако главным хранителем традиций всегда оставался Психологический институт, возглавляемый А.А. Смирновым.

Председатели МПО

· М.М. Троицкий – до 1887 г.

· Н.Я. Грот – 1887-1899.

· Л.М. Лопатин – 1899-1920.

· Иван Александрович Ильин – последний председатель (перед закрытием Общества в 1922 г.).

Методологические основы

· Широкий взгляд на задачи психологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.1 с.)