Женевская школа генетической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Женевская школа генетической психологии



Локализация. В 1912 г. Эдуард Клапаред (1873-1940) создавал институт, чтобы превратить педагогическую теорию в науку. Институт получил имя Жана-Жака Руссо, который, по мнению Клапареда, совершил подобно Копернику, революцию в педагогике: поставил в центр образовательного процесса ребенка вместо преподавателя. Директором был назначен философ и ученый Пьер Бове (1878-1965), а в 1932 г. руководителем института стал Жан Пиаже (1896-1980).

Генетическая психология – направление в изучении психического развития ребенка, созданное Ж. Пиаже.

· Проблемы

• Происхождение и развитие интеллекта: формирование фундаментальных понятий (объект, пространство, время, причинность); особенности детской логики; сходства и различия психики ребенка и взрослого; переходов от одних форм мыслительной деятельности к другим.

· Метод

• Для анализа этих проблем был разработан специальный метод психологического исследования – метод клинической беседы, в которой изучаются не внешние признаки явления, а процессы, приводящие к их возникновению.

· Достижения

• Применение этого метода позволило обнаружить новые психологические феномены, в частности феномен эгоцентризма ребенка: на всех уровнях развитие интеллекта ребенка происходит в направлении от эгоцентризма через децентрацию к более объективной умственной позиции.

• Структуры интеллекта формируются благодаря развитию действия. У ребенка до 2 лет внешние материальные действия, осуществляющиеся развернуто и последовательно, при постоянном повторении схематизируются. В дошкольном возрасте они с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) переносятся во внутренний план, где происходит их сокращение и координация с другими действиями, а в младшем школьном возрасте они превращаются в операции. Таким образом, аналог операций на сенсомоторном уровне, конкретные и формальные операции представляют собой три фундаментальные структуры интеллекта, которые определяют весь ход психического развития.

• В развитии детского мышления находят отражение общебиологические способы жизнедеятельности организма:

• ассимиляция,

• аккомодация,

• адаптация.

• Изучение процессов обучения подвели представителей Женевской школы к тому выводу, что благодаря обучению можно ускорить усвоение понятий, но это всегда зависит от исходного уровня развития. Порядок формирования фундаментальных структур интеллекта постоянен, но сроки их достижения могут изменяться под действием внешних факторов.

Представители

· Жан Пиаже (1896-1980)

• Основатель школы, автор теории когнитивного развития. Профессор университетов Невшателя (1923-1929), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-1954). Основатель в 1955 г. Международного Центра Генетической Эпистемологии.

· Барбель Инельдер (В. Inhelder)

• Ученица и ближайший сотрудник Ж. Пиаже.

· Е. Шеминский

Генетическая эпистемология

Теория интеллектуального развития Жана Пиаже является вкладом в генетическую эпистемологию (от греч. episteme – знание и логос – слово, учение; означает то же, что теория познания).

Эту дисциплину так впервые назвал американский психолог Джеймс Марк Болдуин (1861-1934).

Генетическая эпистемология – это междисциплинарная область, опирающуюся на достижения философии, психологии, логики, биологии, кибернетики и структурализма. Она рассматривает все проблемы, имеющие отношение к следующим вопросам:

· Что такое знание?

· Что является источником знания?

· При каких условиях оно возможно?

Предмет генетической эпистемологии – развитие знания каждого индивидуума от рождения до смерти, историческое развитие знания в рамках определенной культуры, прежде всего – в рамках научной традиции Запада – на протяжении времени существования определенной расы.

Задача генетической эпистемологии в понимании Пиаже – объяснение развития знания и интеллекта в пределах индивидуума и в рамках культуры одними и теми же, преимущественно биологическими, связанными с возрастным развитием, механизмами и принципами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.006 с.)