Строение научной теории по Фрейду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строение научной теории по Фрейду



В одном из высказываний [4] Фрейд развивает мысль о том, как происходит построение научной теории. Он пишет:

«Мы часто слышали, что науки должны строиться на базе ясно и четко определенных основных понятий. В действительности ни одна наука, даже самая точная, не начинается с таких определений. Истинное начало всякой научной активности скорее состоит в описании феноменов и дальнейшей их группировке, классификации и соотнесении. Даже на стадии описания невозможно избежать приложения к конкретному материалу абстрактных идей, выведенных откуда-то, но не только из новых наблюдений. Эти идеи – которые позже станут базовыми представлениями науки еще более необходимы при дальнейшей проработке материала. Вначале они обладают некоторой степенью неопределенности; ни о каком четком определении их содержания не может быть и речи. Пока они остаются в этом состоянии, мы постепенно приходим к пониманию их значения, вновь и вновь обращаясь к материалу наблюдений, из которого, как кажется, они извлечены, но на которые, фактически, были наложены. Таким образом они, строго говоря, являются условностями – хотя все зависит от того, что они не выбраны произвольно, а имеют существенное отношение к эмпирическому материалу, отношение, которые мы, по-видимому, чувствуем раньше, чем можем его ясно распознать и продемонстрировать. Лишь после тщательного исследования наблюдаемой области мы можем с большей точностью сформулировать основные представления и в дальнейшем модифицировать их так, чтобы они могли стать полезными и содержательными относительно широкой области явлений. Тогда действительно может настать время облачить их в форму определений. Однако развитие знаний не терпит ригидности, даже в определениях. Физика представляет прекрасный пример того, что даже "базовые понятия", данные в форме определений, постоянно меняются по содержанию».

Фрейд избрал более открытый, неформальный тип индуктивного построения теории, остающейся достаточно близко к эмпирике, на которой основывается, предпочтя его более формальному дедуктивному типу теории, базирующемуся на четко определенных понятиях и тщательно сформулированных постулатах и заключениях, из которых выводятся проверяемые гипотезы. Как показывает цитата, Фрейд полностью осознавал важность «подготовленного ума» ученого для извлечения максимума пользы из эмпирических данных. Эти «абстрактные идеи» могут приходить из различных источников; в случае Фрейда – из обширного круга чтения, включая классику и другую литературу, из увлечения археологией, из наблюдений за своими шестью детьми, из повседневного опыта и более всего, вероятно, из пожизненной привычки к самоанализу.

Предмет и методы

Психоанализ преимущественно интересовался бессознательным – темой, которая практически игнорировалась другими направлениями.

Предмет – аномальное поведение [abnormal behaviour].

Исходный метод – клиническое наблюдение, а не контролируемый лабораторный эксперимент.

Специальные методы:

· Катартический (Греч.: κάθαρσις – очищение особенно от преступления или греха).

• Этот метод, названный Брейером катартическим или «разговорным лечением», состоял в том, что пациент рассказывал о первом проявлении каждого симптома, вслед за чем симптом исчезал. На основе этого метода Фрейд последовательно вывел собственный уникальный метод свободных ассоциаций, который Эрнст Джонс расценил как «одну из величайших заслуг Фрейда» (вторая – его самоанализ).

· Анализ свободных ассоциаций.

• Сущность метода свободных ассоциаций заключалась в том, что пациента просили говорить все, что приходит на ум, независимо от того, насколько нелепо или неприемлемо это может звучать.

· Анализ сновидений.

• Неотделим от метода свободных ассоциаций; это – естественное следствие инструкции пациенту говорить всё, что приходит на ум. Первые пациенты Фрейда спонтанно вспоминали свои сновидения, а затем свободно ассоциировали по их поводу. Фрейд быстро понял, что пересказываемые сновидения и сопровождающие их свободные ассоциации представляют исключительно богатый источник информации о динамике человеческой личности. В результате этого озарения он подверг анализу собственные сновидения. Фрейд создал теорию, согласно которой сон есть выражение самых примитивных действий и содержаний человеческого ума. Примитивный процесс, создающий сновидение, Фрейд назвал первичным процессом. Первичный процесс стремится исполнить желание или снять напряжение посредством образа желаемого. Располагая свободными ассоциациями пациентов по поводу их сновидений, Фрейд мог проникнуть в самые недоступные области человеческого ума и раскрыть основу личности.

· Анализ оговорок, описок, ошибочных действий.

Замечательную способность Фрейда делать важнейшие выводы из самых обычных поведенческих явлений лучше всего проиллюстрировать его работой 1901 г. «Психопатология обыденной жизни». Книга наполнена примерами того, насколько с динамической точки зрения важны простые оговорки, ошибки памяти, различного типа ошибки и недоразумения.

· Анализ детских воспоминаний.

В 1910 г. выходит в свет знаменитое эссе З. Фрейда «Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве». В этом эссе, написанном в то время, когда Фрейд анализировал свои чувства к своему бывшему интимному другу Вильгельму Флиссу, Фрейд впервые разработал основы своей теории причин гомосексуальности. Эссе Фрейда посвящено анализу воспоминаний Леонардо о своем детстве, отображенных в дневниках: «Пожалуй, самым ранним моим воспоминанием является видение хищной птицы, севшей на край моей колыбели, открывшей мой рот своим хвостом и начавшей хлестать меня этим хвостом по губам».

· Самоанализ.

• Важным источником эмпирических данных для Фрейда был материал собственного бессознательного. Как указывает Эрнст Джонс (1953), Фрейд начал самоанализ летом 1897 г. с анализа одного из своих сновидений. На основе этого тщательного самоисследования Фрейд пришел к теории сновидений и теории детской сексуальности. В собственной личности он нашел те конфликты и противоречия, ту иррациональность, которую наблюдал в своих пациентах, и этот опыт – вероятно, более, чем любой другой, – убедил его в правильности взглядов по существу. Фактически Фрейд не принимал никаких гипотез, пока не проверял их на себе. Фрейд занимался самоанализом на протяжении всей оставшейся жизни, отводя для этого последние полчаса бодрствования ежедневно.

Предшественники

Большое впечатление на Фрейда произвели работы терапевта Йозефа Брейера. Позднее во Франции он наблюдал за работой невропатологов А.-А. Льебо, И. Бернгейма и Ж.-М. Шарко, которые применяли гипноз. Это укрепило его мнение о том, что терапевтический метод дает лучшие результаты, чем модная тогда электротерапия.

· Йозеф Брейер (1842-1925)

• Совместно с Фрейдом опубликовал в 1895 г. работу «Исследование истерии».

· Жан-Мартин Шарко (1825-1893)

• Его лекции и демонстрации клинических случаев привлекали специалистов со всего мира.

· Пьер Жане (1859-1947)

• Исследовал под руководством Шарко истерию и возглавил после его смерти клинику Сальпетриер (Париж).

Представители

· Зигмунд Фрейд (1856-1939) – изучая феномен постгипнотического внушения, пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека.

После разрыва с Брейером, Фрейд долго работал в одиночестве, развивая идеи, которым суждено было стать основанием психоаналитической теории и которые нашли наиболее полное воплощение в его первой большой работе 1900 г. «Толкование сновидений». Другие его книги и статьи вскоре привлекли внимание врачей и ученых по всему миру, и достаточно скоро Фрейда окружила группа последователей из разных стран; среди них

· Эрнст Джонс (1879-1985) из Англии – в 1922-1947 гг. был президентом Международной Психоаналитической Ассоциации.

Он публиковал трехтомное биографическое исследование, посвященное жизни и деятельности Фрейда «Жизнь и творения Зигмунда Фрейда».

· Карл Юнг (1875-1961) из Цюриха

Создал аналитическую психологию, ввел понятие «коллективного бессознательного», в котором действуют особые мотивационные факторы – «архетипы» (т.е. первичные образы). Тема навеяна работами Леви-Брюля.

· Абрахам Арден Брилл

Американский психиатр. Родился в Австрии. В юности он переехал в Соединенные Штаты. В 1901 получил степень бакалавра в Университете Нью-Йорка, а в 1903 – степень доктора медицины в Колумбийском медицинском колледже. Проработав четыре года ординатором больницы в Сентрал-Айслипе (штат Нью-Йорк), Брилл отправился в Европу, где учился в Париже и Цюрихе. Там он встретился с Блейлером и Юнгом, а также с Эрнстом Джонсом, который и представил его Фрейду. Вернулся в США в 1912 г. Изданная в 1909 г. на английском языке книга Фрейда «Исследования истерии» (Studien über Hysteria) стала первым из десяти переводов Брилла трудов основоположника психоанализа.

· Шандор Ференци (1873-1933) из Будапешта,

· Карл Абрахам из Берлина,

· Альфред Адлер (1870-1937) из Вены – создал индивидуальную психологию, рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности.

Юнг и Адлер позже порвали с этим сообществом и развивали собственные идеи.

· Анна Фрейд (1895-1982) – в работе 1936 г. «Эго и механизмы защиты» («Das Ich and die Abwechrrnechanisrnen») развивала одно из базовых положений психоанализа – роль и функционирование механизмов, защищающих эго от тревоги.

· Мелани Кляйн (1882-1960) – описывала связь матери и ребенка в социально-когнитивных терминах, а не сексуальных.

Наследники» Фрейда

· Гордон Оллпорт (1897-1967)

• Создал теорию личности. Ядро личности составляют мотивы деятельности.

· Генри Мюррей (1893-1988)

• Создатель персонологии. Разработал совместно с Кристианой Морган тематический апперцептивный тест (ТАТ).

· Эрик Эриксон (1902-1994)

• Создатель Эго-психологии, автор концепции кризиса идентичности.

Оказал влияние

Послужил исходной основой многообразных течений глубинной психологии.

Оказал влияние также на литературу, литературоведение, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Df. 24. Глубинная психология (нем. Tiefenpsychologie) – это общее обозначение направлений психологии XX в., предметом которых были глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые противопоставляются осознаваемым процессам, находящимся на «поверхности» сознания:

· психоанализ З. Фрейда,

· «аналитическая психология» К. Г. Юнга,

· «индивидуальная психология» А. Адлера,

· неофрейдизм,

· эго-психология

· и др.

Исторический итог

Популярность психоанализа как метода исследований, терапии и теории за пределами психоаналитических кругов идет на спад. Однако основные положения постепенно вошли в основное русло не только психологии и психиатрии, но и гуманитарных наук, педагогики и истории. К этим положениям относятся:

1. Постулат об уровне психических процессов, недоступных непосредственному осознанию, но оказывающих видимое воздействие на опыт и поведение.

2. Понятие психологической защиты от страдания, уводящей психическое содержание от осознания и ищущей альтернативные решения.

3. Биопсихосоциальная и эпигенетическая перспектива, согласно которой от начала и до конца жизненного цикла (как и в череде поколений) «я» и «мы» (Я идентичность и групповая идентичность) являются продуктом одновременной эволюции тела, разума и общества.

4. Представление о том, что наряду с человеческой склонностью к конфликтам, существует потенциал для творческого синтеза, который служит не только выживанию, но и подлинной адаптации.

5. За принципом удовольствия стоит принуждение к повторению, которое означает настойчивые попытки активно управлять тем, что было (болезненно) пассивно пережито.

Исходя из того, что революционные преобразования Фрейда привели к взаимопроникновению психологического, технологического и политического в социальной жизни людей, современная биопсихосоциальная теория делает возможным изучение не только инноваций в терапии, но и альтернативных способов разрешения внутренних конфликтов, межличностных и коллективных [1].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.025 с.)