Российский и Советский фрейдизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российский и Советский фрейдизм



Представители:

· Сабина (Шейвэ) Шпильрейн

О С. Шпильрейн: Ван Ванинг А. Работы одного из пионеров психоанализа – Сабины Шпильрейн // Вопр. психологии, 95'6, с.66.

Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализ: В 2-х т. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.

· Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950)

Психолог и философ, академик АН Грузии (1941). Труды по психологии мышления, речи, восприятия и др. Созданная Узнадзе концепция установки и экспериментальные исследования в этой области положили начало школе в советской психологии.

Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Защитил диссертацию о В. Соловьеве.

· Ф.В. Бассин

Разработал собственную теорию неосознаваемой ВНД.

Бассин Ф.В. Сознание и "бессознательное". / Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963, с. 425 – 474.

Бассин Ф.В. Критический очерк современного фрейдизма. // Вестник Академии медицинских наук СССР, 1959, № 11.

Бассин Ф.В. Психоанализ. / Большая медицинская энциклопедия. М., 1962, т. 27, с. 291-299.

Бассин Ф.В. Фрейдизм в свете современных научных дискуссий. // Вопросы психологии, 1958, № 5, 6.

· А.М. Свядощ

Известный российский психиатр и сексолог, профессор (из Карагандинского Мед. института). Внес много фантастического в проблему бессознательного [22].

Неофрейдизм

Определение

Термин возник в конце 30-х гг. XX в. Стал продуктом соединения психоанализа с американской социологической и этнологической теориями. Основная тема – межличностные, социальные отношения.

Показательна концепция межличностных отношений, которую развивает Г. Салливэн.

Семь теоретиков, первоначально сторонников Зигмунда Фрейда, разошлись по ряду вопросов с ортодоксальным психоанализом. Некоторые из них порвали с Фрейдом в результате этих расхождений. Каждый из них модифицировал и расширил концептуальную (от лат. conceptus – мысль, понятие) систему Фрейда. Некоторых из этих семи теоретиков называли «неофрейдистами». Они образуют историческую связь между Фрейдом и некоторыми современными теориями личности и психотерапии.

Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм и Гарри Стэк Салливэн расходятся своими взглядами с ортодоксальными психоанализом Фрейда по пунктам:

· придают большое значение социальным и культурным факторам в формировании личности;

· возражают против постулата Фрейда о биологическом детерминизме личности;

· возражают против преувеличиваемой роли секса и агрессии в жизни человека;

· придают меньшее значение бессознательным факторам как детерминантам личности и поведения человека;

· хотя большинство из них принимали тезис о том, что ранний детский опыт играет важную роль в актуальном психологическом функционировании и развитии, они отвергают представление о том, что личность формируется и определяется ранним опытом [2].

Представители

· Карл Густав Юнг (1875-1961)

· Альфред Адлер (1870-1937)

· Карен Хорни (1885-1952)

· Эрих Фромм (1900-1980)

· Гари Стэк Салливэн (1892-1949)

· Эрик Эриксон (1902-1994)

· Вильгельм Райх (1897-1957)

Фрейдомарксизм

Определения

Фрейдомарксизм – это леворадикальная ветвь фрейдизма, соединившая в себе концепции Маркса и Фрейда.

Маркузе и Райх утверждали, что социальная революция не возможна без сексуальной революции, которая должна высвободить первичные влечения человека.

Сексуальная революция – процесс радикальной ломки традиционных норм, ограничений и запретов в сфере сексуальных отношений. Автор концепции – В. Райх.

Одна из работ В. Райха носит название «Сексуальная революция».

Ф. Гваттари и Ж. Делез предложили более радикальную форму фрейдомарксизма. Они заменили психоанализ на шизоанализ, который должен полностью освободить людей от конформизма, открыв простор желаниям (концепция «производства желаний»).

Программа шизоанализа (от греч. schizo – разделяю, расщепляю) была изложена в коллективном труде Делеза и Гваттари «Капитализм и шизофрения» (1972-1980). Это критика структуралистских представлений и леворадикальные политические идей конца 1960-х – начала 1970-х.

Антисоциальные моменты психических заболеваний предложили использовать в политической борьбе М. Шнейдер и Гейдельбергская организация «Социалистический коллектив пациентов». Эти заболевания, по их мнению, – важнейший компонент революционного потенциала.

Представители

· Вильгельм Райх (1897-1957)

· Герберт Маркузе (1898-1979)

· Феликс Гваттари (1930-1992)

Феликс Гваттари (Felix Guattari) – французский психиатр. Автор многочисленных статей и книг, главные из которых написаны в соавторстве с философом Жилем Делезом, в частности – два тома нашумевшего «философского бестселлера» «Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип» (1972) и «Тысяча плато» (1980). Ввел в обиход набор концепций (шизоанализ, машины (и производство) желаний, территориальность, эдипова триануляция и т. п.).

· Жиль Делез (1925-1995)

Целостная психология

Определение

Целостная психология противостояла элементаризму. Основная идея – «целое больше суммы своих частей». Этот подход также называется холистическим [holistic approach].

Df. 25. Холизм (от греч. holos; сравн. – англ. whole – целое) – учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным «фактором целостности». В применении к биологическим объектам, холистический подход называют витализмом (от лат. vitalis – жизненный).

Основоположник современного холизма – южноафриканский философ Я. Смэтс, которому принадлежат сакраментальные фразы, что целое больше, чем сумма его частей; и что высшей формой органической целостности является человеческая личность.

Холизм рассматривает мир как единое целое, а выделяемые нами явления и объекты – как имеющие смысл только в его составе. Соответственно, развитие нашего мира направляет некая внешняя по отношению к нему сила.

Пример холистического утверждения из древности: по Гиппократу: человек есть универсальная и единая часть от окружающего мира, «микрокосм в макрокосме».

Холизм, не выделяемый в тот период как отдельное учение, тем не менее полностью господствовал в европейском мышлении до XVII столетия, когда его позиции были поколеблены сторонниками редукционизма.

Холизм свойственен целому ряду концепций развития, воспринявших идеи творческой эволюции (Анри Бергсон) и философии процесса (Альфред Норт Уайтхед).

Представители витализма:

· Ханс Дриш (1867-1941) – немецкий биолог и философ, ученик Э. Геккеля. С 1911 по 1934 – профессор в Гейдельберге, Кельне и Лейпциге.

· И. Рейнке

· Я. фон Икскюль

Целостный подход был свойственен многим психологическим школам. Наибольший вклад принадлежит гештальтпсихологии.

Понятие «гештальт» (от нем. gestalt – образ, структура) было введено Xристианом фон Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий.

Простые и естественные перцептивные образы следует принимать как данность, а не сводить к предполагаемым элементам.

Гештальтпсихология привнесла в психологию идеи холизма и эмерджента (от англ. emergent – внезапно возникающий).

• Холизм – целостность, системность. Эта идея получила свое воплощение в Общей Теории Систем Людвига фон Берталанффи (1901-1972).

• Эмерджент (от англ. emergent – внезапно возникающий) – обусловленность значения элементарных событий взаимосвязями в системе в целом и несводимости целого к составляющим его частям.

Начало гештальтпсихологии положено М. Вертгеймером в 1912 г. Он исследовал стробоскопическое движение («Экспериментальные исследования восприятия движения»).

• В статье ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.

Он же вместе с немецкими психологами В. Кёлером и К. Коффкой основал в 1921 г. журнал «Психологические исследования» («Psychologische Forschung») – орган школы, в котором в том же году был опубликован её теоретический манифест.

Макс Вертгеймер: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого».

С.Л. Рубинштейн [6]: «Гештальтпсихология (М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин), выдвинув в качестве первого основного принципа принцип целостности, противопоставила его механистическому принципу психологии элементов (Und-Verbindung, по Вертгеймеру). Под "гештальт" представители этого направления разумеют целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы, несводимым к свойствам входящих в его состав частей».

Основной метод

Основной метод гештальтпсихологии – феноменологический, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания.

Школы

· Берлинская школа гештальтпсихологии

· Лейпцигская школа диффузно-комплексных переживаний

· Грацкая школа

Представители

Вокруг Вертгеймера, в особенности в 20-х гг., складывается Берлинская школа гештальтпсихологии:

· Макс Вертгеймер (1880-1943)

· Курт Коффка (1886-1941)

· Вольфганг Кёлер (1887-1967)

· Курт Левин (1890-1947)

· Курт Гольдштейн (1878-1965)

Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

К. Коффка в работе «Восприятие: введение в гештальттеорию» [9, с. 126] приводит ряд экспериментов из различных областей, которые показывают плодотворность концепции гештальтистов.

«Точка зрения гештальттеории» излагается Ч. Осгудом в [9, с. 113-116, 144-156, 322-336].

Методы гештальтпсихологии использовали:

· Курт Гольдштейн,

· Абрахам Маслоу,

· Карл Дункер (1903-1940), Н. Майер (США) и др. – исследовали процесс мышления. Они доказали зависимость процессов мышления от используемых средств, общественно-исторических по своей природе.

В рамках этого направления работали также психологи из Лейпцигского Ун-та:

· Феликс Крюгер (1874-1948) – глава школы.

· Ганс Фолькельт (1886-1964) – ученик Т. Липпса и ассистент В. Вундта.

· Фридрих Зандер (1889-1971)

· О. Клемм

· А. Веллек

Основные понятия

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях: психическое поле, изоморфизм, феноменология.

· Психическое поле.

· Изоморфизм (от греч. isos – равный, одинаковый и греч. morphe – форма).

• В психологии термин «изоморфизм» неразрывно связывается с классической берлинской школой гештальтпсихологии, которым характеризовали особый подход к вопросу об отношении разума и мозга: объективные мозговые процессы, которые лежат в основе конкретного феноменологического опыта и коррелируют с ним, изоморфны субъективному опыту (т. е. имеют функционально ту же форму и структуру).

• Первое упоминание о мозговых процессах, изоморфных перцептивным процессам, появляется в опубликованной в 1912 г. статье Макса Вертгеймера о кажущемся движении, которая, как принято считать, положила начало школе гештальта. Это упоминание касается процессов в головном мозге, предположительно соответствующих одной из разновидностей фи-феномена, или восприятию движения при фактическом отсутствии движения физического раздражителя.

• Этимология слова «изоморфизм» делает его подходящим термином для такой теории. Греческий корень «изо-» означает «равный, одинаковый, подобный», а «морф-» значит «форма, конфигурация, организация или структура». Прибегнув к понятию «изоморфизм», гештальтпсихологи хотели выразить идею, что гештальт-качества – форма, конфигурация, организация и структура – биофизических электрохимических процессов мозга, лежащих в основе субъективного когнитивного опыта, идентичны гештальт-качествам – форме, конфигурации, организации и структуре – самого опыта. Эта концепция резко контрастирует с относительно пассивными коннекционистскими теориями отношений между разумом и мозгом, преобладавшими в психологии I половины XX в. и рассматривавшими мозг скорее как гигантский коммутатор с изолированными цепями из проводов и переключателей, чем как динамическую систему взаимозависимых электрохимических биологических процессов, составляющих сложное поле взаимодействий [2].

· Феноменология (от греч. phainomenon – являющееся).

• Феноменология рассматривает конкретный опыт и пытается описать его с минимальными искажениями и толкованиями. Феноменология, феноменологическая психология методология – понятия многозначные. Они берут свое начало из независимых разработок в философии (напр., работы Гуссерля), в психотерапии, в клинических исследованиях, в психиатрии и в гуманистической философии. Феноменология эмпирична в той мере, в какой она изучает явления, которые поддаются наблюдению. Феноменологическая методология исходит из того, что индивидуальный опыт может быть предметом научного исследования, а потому является источником надежной информации.

Исторические события

· 1883 – исследования К. Штумпфа показали, что тоны, сливаясь, а не внешне лишь ассоциируясь, образуют многообразные целостные структуры, выступающие как новые специфические качества, несводимые на качества входящих в них элементов.

· 1890 – X. Эренфельс впервые ввел термин «Gestaltqualitat».

· 1921 – М. Вертгеймер вместе с В. Кёлером и К. Коффкой основал журнал «Психологические исследования» («Psychologische Forschung») – орган школы, в котором в том же году был опубликован её теоретический манифест.

· 1945 – увидела свет последняя крупная работа, принадлежащая к этому направлению, – «Продуктивное мышление» М. Вертгеймера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.145.114 (0.062 с.)