Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российский и Советский фрейдизм
Представители: · Сабина (Шейвэ) Шпильрейн О С. Шпильрейн: Ван Ванинг А. Работы одного из пионеров психоанализа – Сабины Шпильрейн // Вопр. психологии, 95'6, с.66. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализ: В 2-х т. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. · Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) Психолог и философ, академик АН Грузии (1941). Труды по психологии мышления, речи, восприятия и др. Созданная Узнадзе концепция установки и экспериментальные исследования в этой области положили начало школе в советской психологии. Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Защитил диссертацию о В. Соловьеве. · Ф.В. Бассин Разработал собственную теорию неосознаваемой ВНД. Бассин Ф.В. Сознание и "бессознательное". / Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963, с. 425 – 474. Бассин Ф.В. Критический очерк современного фрейдизма. // Вестник Академии медицинских наук СССР, 1959, № 11. Бассин Ф.В. Психоанализ. / Большая медицинская энциклопедия. М., 1962, т. 27, с. 291-299. Бассин Ф.В. Фрейдизм в свете современных научных дискуссий. // Вопросы психологии, 1958, № 5, 6. · А.М. Свядощ Известный российский психиатр и сексолог, профессор (из Карагандинского Мед. института). Внес много фантастического в проблему бессознательного [22]. Неофрейдизм Определение Термин возник в конце 30-х гг. XX в. Стал продуктом соединения психоанализа с американской социологической и этнологической теориями. Основная тема – межличностные, социальные отношения. Показательна концепция межличностных отношений, которую развивает Г. Салливэн. Семь теоретиков, первоначально сторонников Зигмунда Фрейда, разошлись по ряду вопросов с ортодоксальным психоанализом. Некоторые из них порвали с Фрейдом в результате этих расхождений. Каждый из них модифицировал и расширил концептуальную (от лат. conceptus – мысль, понятие) систему Фрейда. Некоторых из этих семи теоретиков называли «неофрейдистами». Они образуют историческую связь между Фрейдом и некоторыми современными теориями личности и психотерапии. Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм и Гарри Стэк Салливэн расходятся своими взглядами с ортодоксальными психоанализом Фрейда по пунктам:
· придают большое значение социальным и культурным факторам в формировании личности; · возражают против постулата Фрейда о биологическом детерминизме личности; · возражают против преувеличиваемой роли секса и агрессии в жизни человека; · придают меньшее значение бессознательным факторам как детерминантам личности и поведения человека; · хотя большинство из них принимали тезис о том, что ранний детский опыт играет важную роль в актуальном психологическом функционировании и развитии, они отвергают представление о том, что личность формируется и определяется ранним опытом [2]. Представители · Карл Густав Юнг (1875-1961) · Альфред Адлер (1870-1937) · Карен Хорни (1885-1952) · Эрих Фромм (1900-1980) · Гари Стэк Салливэн (1892-1949) · Эрик Эриксон (1902-1994) · Вильгельм Райх (1897-1957) Фрейдомарксизм Определения Фрейдомарксизм – это леворадикальная ветвь фрейдизма, соединившая в себе концепции Маркса и Фрейда. Маркузе и Райх утверждали, что социальная революция не возможна без сексуальной революции, которая должна высвободить первичные влечения человека. Сексуальная революция – процесс радикальной ломки традиционных норм, ограничений и запретов в сфере сексуальных отношений. Автор концепции – В. Райх. Одна из работ В. Райха носит название «Сексуальная революция». Ф. Гваттари и Ж. Делез предложили более радикальную форму фрейдомарксизма. Они заменили психоанализ на шизоанализ, который должен полностью освободить людей от конформизма, открыв простор желаниям (концепция «производства желаний»). Программа шизоанализа (от греч. schizo – разделяю, расщепляю) была изложена в коллективном труде Делеза и Гваттари «Капитализм и шизофрения» (1972-1980). Это критика структуралистских представлений и леворадикальные политические идей конца 1960-х – начала 1970-х. Антисоциальные моменты психических заболеваний предложили использовать в политической борьбе М. Шнейдер и Гейдельбергская организация «Социалистический коллектив пациентов». Эти заболевания, по их мнению, – важнейший компонент революционного потенциала. Представители · Вильгельм Райх (1897-1957)
· Герберт Маркузе (1898-1979) · Феликс Гваттари (1930-1992) Феликс Гваттари (Felix Guattari) – французский психиатр. Автор многочисленных статей и книг, главные из которых написаны в соавторстве с философом Жилем Делезом, в частности – два тома нашумевшего «философского бестселлера» «Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип» (1972) и «Тысяча плато» (1980). Ввел в обиход набор концепций (шизоанализ, машины (и производство) желаний, территориальность, эдипова триануляция и т. п.). · Жиль Делез (1925-1995) Целостная психология Определение Целостная психология противостояла элементаризму. Основная идея – «целое больше суммы своих частей». Этот подход также называется холистическим [holistic approach]. Df. 25. Холизм (от греч. holos; сравн. – англ. whole – целое) – учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным «фактором целостности». В применении к биологическим объектам, холистический подход называют витализмом (от лат. vitalis – жизненный). Основоположник современного холизма – южноафриканский философ Я. Смэтс, которому принадлежат сакраментальные фразы, что целое больше, чем сумма его частей; и что высшей формой органической целостности является человеческая личность. Холизм рассматривает мир как единое целое, а выделяемые нами явления и объекты – как имеющие смысл только в его составе. Соответственно, развитие нашего мира направляет некая внешняя по отношению к нему сила. Пример холистического утверждения из древности: по Гиппократу: человек есть универсальная и единая часть от окружающего мира, «микрокосм в макрокосме». Холизм, не выделяемый в тот период как отдельное учение, тем не менее полностью господствовал в европейском мышлении до XVII столетия, когда его позиции были поколеблены сторонниками редукционизма. Холизм свойственен целому ряду концепций развития, воспринявших идеи творческой эволюции (Анри Бергсон) и философии процесса (Альфред Норт Уайтхед). Представители витализма: · Ханс Дриш (1867-1941) – немецкий биолог и философ, ученик Э. Геккеля. С 1911 по 1934 – профессор в Гейдельберге, Кельне и Лейпциге. · И. Рейнке · Я. фон Икскюль Целостный подход был свойственен многим психологическим школам. Наибольший вклад принадлежит гештальтпсихологии. Понятие «гештальт» (от нем. gestalt – образ, структура) было введено Xристианом фон Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий. Простые и естественные перцептивные образы следует принимать как данность, а не сводить к предполагаемым элементам. Гештальтпсихология привнесла в психологию идеи холизма и эмерджента (от англ. emergent – внезапно возникающий). • Холизм – целостность, системность. Эта идея получила свое воплощение в Общей Теории Систем Людвига фон Берталанффи (1901-1972). • Эмерджент (от англ. emergent – внезапно возникающий) – обусловленность значения элементарных событий взаимосвязями в системе в целом и несводимости целого к составляющим его частям. Начало гештальтпсихологии положено М. Вертгеймером в 1912 г. Он исследовал стробоскопическое движение («Экспериментальные исследования восприятия движения»). • В статье ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.
Он же вместе с немецкими психологами В. Кёлером и К. Коффкой основал в 1921 г. журнал «Психологические исследования» («Psychologische Forschung») – орган школы, в котором в том же году был опубликован её теоретический манифест. Макс Вертгеймер: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого». С.Л. Рубинштейн [6]: «Гештальтпсихология (М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин), выдвинув в качестве первого основного принципа принцип целостности, противопоставила его механистическому принципу психологии элементов (Und-Verbindung, по Вертгеймеру). Под "гештальт" представители этого направления разумеют целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы, несводимым к свойствам входящих в его состав частей». Основной метод Основной метод гештальтпсихологии – феноменологический, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания. Школы · Берлинская школа гештальтпсихологии · Лейпцигская школа диффузно-комплексных переживаний · Грацкая школа Представители Вокруг Вертгеймера, в особенности в 20-х гг., складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: · Макс Вертгеймер (1880-1943) · Курт Коффка (1886-1941) · Вольфганг Кёлер (1887-1967) · Курт Левин (1890-1947) · Курт Гольдштейн (1878-1965) Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю. К. Коффка в работе «Восприятие: введение в гештальттеорию» [9, с. 126] приводит ряд экспериментов из различных областей, которые показывают плодотворность концепции гештальтистов. «Точка зрения гештальттеории» излагается Ч. Осгудом в [9, с. 113-116, 144-156, 322-336]. Методы гештальтпсихологии использовали: · Курт Гольдштейн, · Абрахам Маслоу, · Карл Дункер (1903-1940), Н. Майер (США) и др. – исследовали процесс мышления. Они доказали зависимость процессов мышления от используемых средств, общественно-исторических по своей природе. В рамках этого направления работали также психологи из Лейпцигского Ун-та: · Феликс Крюгер (1874-1948) – глава школы. · Ганс Фолькельт (1886-1964) – ученик Т. Липпса и ассистент В. Вундта. · Фридрих Зандер (1889-1971) · О. Клемм · А. Веллек Основные понятия Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях: психическое поле, изоморфизм, феноменология.
· Психическое поле. · Изоморфизм (от греч. isos – равный, одинаковый и греч. morphe – форма). • В психологии термин «изоморфизм» неразрывно связывается с классической берлинской школой гештальтпсихологии, которым характеризовали особый подход к вопросу об отношении разума и мозга: объективные мозговые процессы, которые лежат в основе конкретного феноменологического опыта и коррелируют с ним, изоморфны субъективному опыту (т. е. имеют функционально ту же форму и структуру). • Первое упоминание о мозговых процессах, изоморфных перцептивным процессам, появляется в опубликованной в 1912 г. статье Макса Вертгеймера о кажущемся движении, которая, как принято считать, положила начало школе гештальта. Это упоминание касается процессов в головном мозге, предположительно соответствующих одной из разновидностей фи-феномена, или восприятию движения при фактическом отсутствии движения физического раздражителя. • Этимология слова «изоморфизм» делает его подходящим термином для такой теории. Греческий корень «изо-» означает «равный, одинаковый, подобный», а «морф-» значит «форма, конфигурация, организация или структура». Прибегнув к понятию «изоморфизм», гештальтпсихологи хотели выразить идею, что гештальт-качества – форма, конфигурация, организация и структура – биофизических электрохимических процессов мозга, лежащих в основе субъективного когнитивного опыта, идентичны гештальт-качествам – форме, конфигурации, организации и структуре – самого опыта. Эта концепция резко контрастирует с относительно пассивными коннекционистскими теориями отношений между разумом и мозгом, преобладавшими в психологии I половины XX в. и рассматривавшими мозг скорее как гигантский коммутатор с изолированными цепями из проводов и переключателей, чем как динамическую систему взаимозависимых электрохимических биологических процессов, составляющих сложное поле взаимодействий [2]. · Феноменология (от греч. phainomenon – являющееся). • Феноменология рассматривает конкретный опыт и пытается описать его с минимальными искажениями и толкованиями. Феноменология, феноменологическая психология методология – понятия многозначные. Они берут свое начало из независимых разработок в философии (напр., работы Гуссерля), в психотерапии, в клинических исследованиях, в психиатрии и в гуманистической философии. Феноменология эмпирична в той мере, в какой она изучает явления, которые поддаются наблюдению. Феноменологическая методология исходит из того, что индивидуальный опыт может быть предметом научного исследования, а потому является источником надежной информации. Исторические события · 1883 – исследования К. Штумпфа показали, что тоны, сливаясь, а не внешне лишь ассоциируясь, образуют многообразные целостные структуры, выступающие как новые специфические качества, несводимые на качества входящих в них элементов.
· 1890 – X. Эренфельс впервые ввел термин «Gestaltqualitat». · 1921 – М. Вертгеймер вместе с В. Кёлером и К. Коффкой основал журнал «Психологические исследования» («Psychologische Forschung») – орган школы, в котором в том же году был опубликован её теоретический манифест. · 1945 – увидела свет последняя крупная работа, принадлежащая к этому направлению, – «Продуктивное мышление» М. Вертгеймера.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.145.114 (0.062 с.) |