Программы построения психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программы построения психологии



Определения

Df. 1. Программа [program, routine] (Греч.: πρόγραμμα – публикация, объявление, приказ) – это содержание и план деятельности или работ. Их цель – определить предметную область, методологию, цели и задачи новой науки.

Df. 2. Предметная область – это множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории.

Df. 3. Метод (лат.: methodus – прием, способ, метод; греч.: μέθοδος – способ научного исследования, метод) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического познания.

Df. 4. Методология (лат.: methodus – прием, способ, метод; греч.: μέθοδος – способ научного исследования, метод; греч.: λόγος – разумное основание, смысл, учение) – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания [19].

Программы построения психологии как отдельной науки стали появляться во второй половине XIX в. Наибольшую известность получили следующие программы:

· Программа В. Вундта: физиологическая психология как наука о непосредственном опыте.

· Программа Ф. Брентано: психология как учение об интенциональных актах сознания.

· Программа Г. Спенсера: психология как наука об эволюционных связях между сознанием и внешней средой.

· Программа И.М. Сеченова: психология как учение о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе.

· Программа К.Д. Кавелина: психология как наука о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа.

Программа В. Вундта

Определения

Df. 5. Анализ [analysis] (Греч.: άνάλυσις – разложение) – это дедуктивная процедура мысленного или реального расчленения объекта (процесса) на части с познавательной целью в предположении, что сведение высших объектов (процессов) к низшим объектам (редукция) правомерно.

Df. 6. Редукция (от лат. reductio – возвращение, приведение обратно) – это упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения; уменьшение, ослабление чего-либо.

Df. 7. Элемент [element, item] (Лат.: elementum – первичная материя, стихия, первоначало, основное и всеобщее свойство вещей) – это:

1. объект, входящий в состав определенной системы и рассматриваемый в ее пределах как неделимый;

2. неделимая единица множества.

Df. 8. Проблема [problem] (Греч.: πρόβλημα – проблема, помеха, лат.: problema) – это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения [19].

Источники и основания

Программа развития психологической науки, выдвинутая Вундтом[1] охватывала практически все проблемы психологии – от простейших ощущений до проблем культуры в их тесной связи с историей.

Программа новой науки была изложена Вундтом в работах:

«К теории чувственного восприятия»

• Публиковалась частями с 1858 по 1862 год. Здесь он впервые вводит понятие экспериментальная психология. Наряду с «Элементами психофизики» (1860 г.) Фехнера, об этой книге Вундта часто говорят, что она знаменует собой формальное начало новой науки.

«Лекции о душе человека и животных»

• Относится к 1863 году. Вундт затрагивает проблему измерения времени реакции[2] и рассматривает вопросы психофизики, которые на протяжении многих лет занимали умы экспериментальных психологов.

«Основы физиологической психологии»

• Была опубликована в двух частях в 1873 и 1874 годах. Здесь Вундт заложил фундамент психологии как самостоятельной экспериментальной науки с собственным кругом проблем и методами исследования.

• В предисловии к этой книге Вундт так сформулировал свою цель: «выделить новую область познания».

Методологию решения задач, которые ставил Вундт перед психологией, можно назвать структурализмом [structuralism] (от лат. structura – строение, расположение, порядок).

Структурализму Вундта свойственны:

· Элементаризм (от лат. elementum – стихия, первоначальное вещество; составная часть сложного целого).

• Т.к. целое определяется свойствами образующих его частей, то возможно познание сознания путем анализа составляющих его элементов.

• Элементаризм противопоставляется холизму – учению о том, что целое больше суммы составляющих его частей.

· Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство).

• Предметная область замкнута содержаниями сознания, которые изучаются в обособлении от поведения.

Предмет психологии – непосредственный опыт, содержание сознания, поскольку только его можно наблюдать методом интроспекции. Объект и субъект выступают в неразрывном единстве: всякий объект является представляемым объектом (Vorstellungsobjekt).

Вундт В.: Задача психологии – «анализировать психические процессы в их собственной связи и поскольку они нам вообще даны как процессы, находящиеся во внутренней связи друг с другом» [2].

Программа Ф. Брентано

Определения

Df. 9. Душа [anima, soul] – это субстанциональный носитель духовных (психических) актов. Данное определение сделано австрийским философом Францем Брентано, (Brentano, Franz Clemens, 1838-1917, Von der Klassifikation der psychischen Phanomene, 1911, О классификации психических явлений) [19].

Df. 10. Интенция (от лат. intentio – стремление) – термин, обозначающий намерение, цель. В философии стоиков интенция (греч. tonos – «напряжение») характеризует активную и упорядочивающую функцию пневмы (или мирового вещества). В средневековой философии термин «интенция» использовался для обозначения воли и ее целей. Современное толкование включает в понятие интенции акты реализации отнесенности к предмету, данному нам в соответствующем наглядном созерцании [20].

Источники и основания

Франц Брентáно (1838-1917) – католический священник, австрийский философ и психолог, предшественник феноменологии Э. Гуссерля.

· Развил учение об интенциональности (предметности сознания) как родовом признаке психических феноменов.

· Создал психологию акта (Aktpsychologie) – концепция психологии, согласно которой предметом эмпирического изучения в психологии должны быть психические акты.

Основные идеи психологии акта изложил в работе 1874 г.

«Психология с эмпирической точки зрения» («Psychologie vom empirischen Standpunkt»).

Испытал влияние

Под влиянием Тренделенбурга[3] (1802-1872) Брентано обратился к Аристотелю (384 до н. э. – 322 до н. э.), философия которого послужила отправным пунктом его учения о сознании.

От Аристотеля и философов-схоластов Брентано позаимствовал идеи, согласно которым душа – это активное начало, а не пассивно воспринимающая воздействия извне, как учила вся эмпирическая психология, начиная от Джона Локка.

Исходная задача

Исходной задачей Брентано считал разделение предметов естествознания и психологии.

Предметом естествознания являются физические феномены, которые обнаруживаются в ощущениях (видимые фигуры, цвет, ландшафт, слышимые звуки и т. д.). Отождествление сил, вызывающих ощущения, с предметом есть условность, наделяющая объект науки устойчивым существованием.

Предмет психологии – это психические феномены: акты сознания, которые не могут быть даны посредством самонаблюдения. Источник знания о них – внутреннее восприятие, сосуществующее в одном акте сознания с любой формой психической деятельности, каждая из которых осознается в нем как таковая: представление – как представление, суждение – как суждение и т. д.

Это основной пункт его расхождения с Иммануилом Кантом[4]: по Брентано, внутренний опыт не содержит в себе разделения на вещи в себе и явления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.011 с.)