Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программы построения психологииСтр 1 из 14Следующая ⇒
Определения Df. 1. Программа [program, routine] (Греч.: πρόγραμμα – публикация, объявление, приказ) – это содержание и план деятельности или работ. Их цель – определить предметную область, методологию, цели и задачи новой науки. Df. 2. Предметная область – это множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории. Df. 3. Метод (лат.: methodus – прием, способ, метод; греч.: μέθοδος – способ научного исследования, метод) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического познания. Df. 4. Методология (лат.: methodus – прием, способ, метод; греч.: μέθοδος – способ научного исследования, метод; греч.: λόγος – разумное основание, смысл, учение) – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания [19]. Программы построения психологии как отдельной науки стали появляться во второй половине XIX в. Наибольшую известность получили следующие программы: · Программа В. Вундта: физиологическая психология как наука о непосредственном опыте. · Программа Ф. Брентано: психология как учение об интенциональных актах сознания. · Программа Г. Спенсера: психология как наука об эволюционных связях между сознанием и внешней средой. · Программа И.М. Сеченова: психология как учение о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе. · Программа К.Д. Кавелина: психология как наука о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа. Программа В. Вундта Определения Df. 5. Анализ [analysis] (Греч.: άνάλυσις – разложение) – это дедуктивная процедура мысленного или реального расчленения объекта (процесса) на части с познавательной целью в предположении, что сведение высших объектов (процессов) к низшим объектам (редукция) правомерно. Df. 6. Редукция (от лат. reductio – возвращение, приведение обратно) – это упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения; уменьшение, ослабление чего-либо. Df. 7. Элемент [element, item] (Лат.: elementum – первичная материя, стихия, первоначало, основное и всеобщее свойство вещей) – это:
1. объект, входящий в состав определенной системы и рассматриваемый в ее пределах как неделимый; 2. неделимая единица множества. Df. 8. Проблема [problem] (Греч.: πρόβλημα – проблема, помеха, лат.: problema) – это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения [19]. Источники и основания Программа развития психологической науки, выдвинутая Вундтом[1] охватывала практически все проблемы психологии – от простейших ощущений до проблем культуры в их тесной связи с историей. Программа новой науки была изложена Вундтом в работах: «К теории чувственного восприятия» • Публиковалась частями с 1858 по 1862 год. Здесь он впервые вводит понятие экспериментальная психология. Наряду с «Элементами психофизики» (1860 г.) Фехнера, об этой книге Вундта часто говорят, что она знаменует собой формальное начало новой науки. «Лекции о душе человека и животных» • Относится к 1863 году. Вундт затрагивает проблему измерения времени реакции[2] и рассматривает вопросы психофизики, которые на протяжении многих лет занимали умы экспериментальных психологов. «Основы физиологической психологии» • Была опубликована в двух частях в 1873 и 1874 годах. Здесь Вундт заложил фундамент психологии как самостоятельной экспериментальной науки с собственным кругом проблем и методами исследования. • В предисловии к этой книге Вундт так сформулировал свою цель: «выделить новую область познания». Методологию решения задач, которые ставил Вундт перед психологией, можно назвать структурализмом [structuralism] (от лат. structura – строение, расположение, порядок). Структурализму Вундта свойственны: · Элементаризм (от лат. elementum – стихия, первоначальное вещество; составная часть сложного целого). • Т.к. целое определяется свойствами образующих его частей, то возможно познание сознания путем анализа составляющих его элементов. • Элементаризм противопоставляется холизму – учению о том, что целое больше суммы составляющих его частей. · Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство).
• Предметная область замкнута содержаниями сознания, которые изучаются в обособлении от поведения. Предмет психологии – непосредственный опыт, содержание сознания, поскольку только его можно наблюдать методом интроспекции. Объект и субъект выступают в неразрывном единстве: всякий объект является представляемым объектом (Vorstellungsobjekt). Вундт В.: Задача психологии – «анализировать психические процессы в их собственной связи и поскольку они нам вообще даны как процессы, находящиеся во внутренней связи друг с другом» [2]. Программа Ф. Брентано Определения Df. 9. Душа [anima, soul] – это субстанциональный носитель духовных (психических) актов. Данное определение сделано австрийским философом Францем Брентано, (Brentano, Franz Clemens, 1838-1917, Von der Klassifikation der psychischen Phanomene, 1911, О классификации психических явлений) [19]. Df. 10. Интенция (от лат. intentio – стремление) – термин, обозначающий намерение, цель. В философии стоиков интенция (греч. tonos – «напряжение») характеризует активную и упорядочивающую функцию пневмы (или мирового вещества). В средневековой философии термин «интенция» использовался для обозначения воли и ее целей. Современное толкование включает в понятие интенции акты реализации отнесенности к предмету, данному нам в соответствующем наглядном созерцании [20]. Источники и основания Франц Брентáно (1838-1917) – католический священник, австрийский философ и психолог, предшественник феноменологии Э. Гуссерля. · Развил учение об интенциональности (предметности сознания) как родовом признаке психических феноменов. · Создал психологию акта (Aktpsychologie) – концепция психологии, согласно которой предметом эмпирического изучения в психологии должны быть психические акты. Основные идеи психологии акта изложил в работе 1874 г. «Психология с эмпирической точки зрения» («Psychologie vom empirischen Standpunkt»). Испытал влияние Под влиянием Тренделенбурга[3] (1802-1872) Брентано обратился к Аристотелю (384 до н. э. – 322 до н. э.), философия которого послужила отправным пунктом его учения о сознании. От Аристотеля и философов-схоластов Брентано позаимствовал идеи, согласно которым душа – это активное начало, а не пассивно воспринимающая воздействия извне, как учила вся эмпирическая психология, начиная от Джона Локка. Исходная задача Исходной задачей Брентано считал разделение предметов естествознания и психологии. Предметом естествознания являются физические феномены, которые обнаруживаются в ощущениях (видимые фигуры, цвет, ландшафт, слышимые звуки и т. д.). Отождествление сил, вызывающих ощущения, с предметом есть условность, наделяющая объект науки устойчивым существованием. Предмет психологии – это психические феномены: акты сознания, которые не могут быть даны посредством самонаблюдения. Источник знания о них – внутреннее восприятие, сосуществующее в одном акте сознания с любой формой психической деятельности, каждая из которых осознается в нем как таковая: представление – как представление, суждение – как суждение и т. д. Это основной пункт его расхождения с Иммануилом Кантом[4]: по Брентано, внутренний опыт не содержит в себе разделения на вещи в себе и явления.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.011 с.) |