Метод эмпирического наблюдения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод эмпирического наблюдения



Брентано полагал, что психология должна твердо придерживаться метода эмпирического наблюдения и выбраться из философской неразберихи, куда она попала в эпоху (и не без влияния) И. Канта, которого Брентано считал мистиком.

Для Брентано «слово "эмпирический" означало чувственный опыт с акцентом на деятельности». Он считал, что определенный опыт следует всегда непосредственно соотносить с определенным объектом. Опираясь на идеи Аристотеля, он указывает, что каждый психический феномен характеризуется имманентной объектностью: «мы можем сказать, что это такие явления, которые интенционально (от лат. intentio – стремление) содержат в самих себе объект».

Отличие от Вундта

Вундт утверждал, что психология должна изучать содержания опыта (сознание), а задача психолога – расчленять эти ментальные содержания на их дискретные элементы.

Брентано выступал против такого подхода и стал одним из самых строгих критиков Вундта. Для Брентано психологические процессы лишь тогда приобретают свое значение, когда они составляют акты сознания. При восприятии «красного» цвета значимым ментальным событием является не цвет как таковой, а акт «переживания красного».

Три класса актов

Брентано выдвинул шесть признаков отличия психических феноменов от физических, из которых основными являются два следующих:

1. все психические феномены или сами суть представления, или основаны на представлениях;

2. каждый психический феномен характеризуется интенциональным (ментальным) существованием в нем предмета (intentionale Inexistenz), или направленностью на объект. Брентано заново вводит средневековый термин «интенциональность», который становится одним из основных в философии XX в.

Классификация психических феноменов проводится Брентано соответственно их интенциональной природе, т.е. по способу полагания объекта. Брентано выделил три класса актов:

· акты идеации (Vorstellungen), состоящие из процессов ощущения, воображения, представления, лежащие в основе всех других;

· акты суждения (Urteile), включающие констатацию, оценивание и сомнение;

· акты чувствования (Gefühle), представляющие собой позитивные или негативные отношения к объекту, наподобие любви или ненависти (чувство и воля).

Предмет изучения психологии – это акты, «действия», которые производит субъект, когда происходит осознание объекта.

Психология акта Брентано по своей методологии была не экспериментальной, а эмпирической (греч.: έμπειρια – опытность, опыт, знание, приобретаемое опытом).

Брентано доказывал, что психические акты можно исследовать двумя способами:

· посредством памяти

• припоминая, какие психические процессы присущи тем или иным психическим состояниям;

· посредством воображения

• представляя себе некое психическое состояние и ведя наблюдение за сопутствующими этому состоянию психическими процессами.

Влияние идей Брентано

Философия Брентано повлияла на такие направления философии и психологии, как:

· Феноменология Гуссерля (1859-1938) и Хайдеггера (1889-1976).

• Феноменология (нем. Phaenomenologie, от феномен и логос – слово, учение) – одно из главных направлений в философии 20 в.

Исходный пункт феноменологии – книга Гуссерля (1859-1938) «Логические исследования», ее ядро – идея интенциональности.

· Неореализм.

• Широкое неоднородное философское направление. Возникло в Австрии и Германии на базе идей Ф. Брентано и А. Мейнонга. Проблема: стремление преодолеть психологизм и субъективизм в трактовке интенциональных идей и идеальных объектов… Проблемой занимались О. Краус, К. Штумпф, А. Хеффлер. Повлияли на феноменологию Э. Гуссерля (1859-1938) и критическую онтологию Н. Гартмана (1882-1950).

· Аналитическая философия.

• Направление западной, главным образом англо-американской, философии 20 в.; сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания; разновидность неопозитивизма. Основные течения:

• 1) философия логического анализа, использующая аппарат современной математической логики, – логический эмпиризм (Р. Карнап, К. Гемпель, Ф. Франк) и логический прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен);

• 2) лингвистическая философия.

· Вюрцбургская психологическая школа (см. Вюрцбургская школа).

· Гештальтпсихология (см. Целостная психология).

Идеи Брентано оказали глубокое влияние на психологическую мысль в различных направлениях:

· Функционалисты начала XX в. тоже выступали против вундтовского поэлементного анализа сознания и делали акцент на психол. деятельности как функции «души».

· Позднее к протесту Брентано против психологии элементов присоединились и гештальтпсихологи.

У Брентано учились и под воздействием его идей находились многие западноевропейские ученые (см. Школа Брентано):

· Карл Штумпф (1848-1936) – продолжил экспериментальное (Лат.: experimentum – проба, законченный опыт, практика, наглядный довод, основанное на опытах доказательство) развитие учения Брентано. Центральное понятие психологии Штумпфа – понятие функции, что соответствует понятию акта Брентано.

• Карл Штумпф – основатель психологического института при Мюнхенском (1889) и Берлинском (1893) ун-тах.

· Теодор Липпс (1851-1914) – определял психологию как науку о сознании, связанном с предметно-реальным миром, т.е., миром независимым от сознания. Ввел понятие вчувствования (эмпатия, Einfühlung), которое определял как «объективированное самочувствие», позволяющее понимать чужую жизнь сознания.

• В 1896 г. состоялся третий Международный психологический конгресс (в Мюнхене). Председателями конгресса были К. Штумпф и Т. Липпс.

· Алексиус Мейнонг (1853-1920) – создал теорию предметов, ставшую теоретической основой проблемы целостности в Грацкой школе (см. Грацкая школа).

· Христиан фон Эренфельс (1859-1932) – экспериментально исследовал некоторые факты из области восприятия целостных объектов – мелодий и геометрических форм, описанные Э. Махом в его книге «Анализ ощущений» (1866). Он обозначил их термином Gestaltqualität – гештальт-качество, или качество формы (1890).

• Свойства гештальт-качеств: сверхсуммативность и транспонируемость.

· Джеймс Уорд (1843-1925) – английский психолог.

· Георг Фредерик Стаут (1860-1944) – английский психолог.

· Томаш Масарик – ученик Ф. Брентано в Венском Ун-те, первый президент Чехо-Словакии.

• Масарик (Masaryk) Томаш (1850-1937) – чешский ученый и политик, профессор Чешского Университета в Праге. В 1900-1920 гг.- руководитель Либеральной чешской народной, затем Прогрессистской (реалистической) партии. С наступлением мировой войны Масарик становится на сторону Антанты. Он организовал в Париже Чехо-Словацкий Национальный Совет, с целью защиты интересов чехо-словацких граждан. В 1918 г., с образованием самостоятельной Чехо-Словацкой Республики, Масарик становится ее президентом. Президент Чехословакии в 1918-1935 гг. Председатель Чехословацкого национального Совета. Философ-позитивист религиозно-этического направления.

Главный труд – «Философские и социологические основы марксизма». Масарик написал также большую книгу о русской общественной мысли.

· Зигмунд Фрейд (1856-1939) – учился у Брентано философии в Венском Университете. Понятие об интенции преобразовалось в идею о направленности психической энергии на внешние объекты (включая собственное тело субъекта).

· Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – один из учеников Брентано и Штумпфа. Его феноменологические идеи лежат в основе гештальтпсихологии.

· Мартин Хайдеггер (1889-1976) – немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма (от позднелат. exsistentia – существование). Был ассистентом у Гуссерля (профессора Фрейбургского Ун-та с 1916).

Программа Г. Спенсера

Герберт Спенсер (Spencer Herbert,1820-1903) – английский философ, социолог-позитивист и психолог.

Заслуги:

· Создатель эволюционной психологии,

· Один из родоначальников позитивизма,

· Основатель органической школы в социологии, вслед за О. Контом положил в основу социологии идею эволюции,

· Идеолог либерализма и утилитаризма (от лат. utilitas – польза, выгода),

· Развил механистическое учение о всеобщей эволюции,

· Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры,

· Основное сочинение – «Система синтетической философии» (1862-1896).

Источники

1852 – (за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина) опубликовал статья «Гипотеза развития» («The Development Hypothesis»), в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ж.-Б. Ламарка и К. Бэра. Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции (он автор термина «выживание наиболее приспособленных»).

1855 – «Принципы психологии» («The Principles of Psychology») в одном томе, а в 1870-1872 гг. в двух томах – второе издание этой книги принесло автору славу. Здесь он обосновал программу психологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.009 с.)