Дифференциация слов и псевдослов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциация слов и псевдослов.



Материал для обследования: слова и псевдослова, разли­чающиеся одной фонемой. Порядок предъявления слов и псевдослов случайный. При подборе речевого материала учитываются те же критерии, что и при дифференциации слов-квазиомонимов.

поезд — *боезд
метелка — *нетелка

лопата — *ропата зебра — *себра

 

2 Зак. 4036


 

• неправильное выполнение от 20 до 35 заданий, ошибки в различении пар слов по двум дифференциальным призна­ кам — 2 балла (средний уровень); • неправильное выполнение от 35 до 55 заданий, ошибки в различении пар слов по трем дифференциальным призна­ кам — 1 балл (уровень ниже среднего); • неправильное выполнение более 55 заданий, трудности в различении слов по большинству дифференциальных при­ знаков — 0 баллов (низкий уровень). 3. Определение правильности слова. Поскольку вне контекста асемантичные звукосочетания, сходные по звучанию с односложными и менее частотными двусложными словами, воспринимаются детьми трудно, в процессе обследования создаются контекстуальные условия [для опознавания звуковых комплексов как асемантичных. При подборе речевого материала учитываются те же крите­рии, что и при дифференциации слов-квазиомонимов. Материал для обследования: предложения с асемантичны-ми звукосочетаниями, сходными по звучанию с хорошо зна­комыми детям словами.

шапка
-*вонтан — *щемодан - *царакан — *норковь - *форона
Процедура обследования и инструкция: «Послушай и скажи, я произнесла одно и то же слово или нет {сумка — *шумка)1» Если ребенок опознает слова как разные, ему предлагается выбрать правильный вариант. Если ребенок испытывает затруднение, то педагог задает вопрос: «Когда я произнесла правильно: в первый или во второй раз?» Оценка результатов: • отсутствие ошибок при выполнении заданий — 4 балла (высокий уровень); • неправильное выполнение от одного до 20 заданий, ошибки в различении пар слов по одному дифференциаль­ ному признаку — 3 балла (уровень выше среднего);

 

шишка живот -

заяц — *саяц газета — *казета лицо — *рицо небо — *мебо зима ~ *жима жаба — *шаба герой — *керой фиалка — *виалка чайник — *тяйник вилка — *филка ракета — *лакета ветер — *летер зуб — *жуб танк — *данк

*сишка *зивот

цапля — *сапля

сумка — *шумк

кепка — *гепка

фонтан -

чемодан

таракан

морковь

ворона -

рисунок — *лисунок


*жапка

бинокль — *пинокль диван — *тиван семья — *щемья лопата — *вопата щенок — *ченок семья — *земья

щолома

солома

капуста — ^гапуста ворона — *лорона синица — *шиница дорога — *торога пироги — *бироги жара — *зара

сапог — щавель

*щапог -*савель

салфетка — *залфетка лимонад — *вимонад барабан — *парабан тетрадь — *четрад шампунь — *сампунь телега — *делега цапля — *тапля щётка — *сётка ноготь — *моготь


; У девочки красивый *пант.

Дети пошли гулять в *барк.

У врача есть *пинт.

Я услышал мышиный *биск.

По дороге едет *данк.

В зоопарке живёт полоса­тый *дигр.

У мальчика клетчатая

, *гепка.

Мы смотрели интерес­ный *вильм.

Через реку построили но­вый *ност.

У мамы в руках острый *мож.


У бабушки в деревне малень­кий *цадик.

На болото прилетела *сапля. С улицы раздаётся *жум. На цветке сидит *шук.

Дети пьют *тяй.

Собака спряталась в *чень.

На плите закипел *тяйник. Грузчик поднимает *чажесть. Птица села на *шук. Из окна слышен *сум.


В ходе обследования называются также правильные сло­ва, сходные с асемантичными звукосочетаниями. Асеман-тичные звукосочетания и правильные слова чередуются в случайном порядке. Каждое асемантичное звукосочетание отличается от правильного слова лишь одной фонемой. Асе-мантичные звукосочетания и слова предъявляются изолиро­ванно, в случайном порядке.

Пусть всегда будет *нир. В иголку продевают *мить. В лесу живёт *вось. *Лолк воет на луну. *Вев живёт в Африке. Шофёр держится за *луль.

Солнечный *руч светит

в окно.

Бабушка просыпала *золь. У девочки яркий *сонт.

Колхозники косят *зено.

Полосатую лошадку назы­вают *себра.

Мыши любят *цыр.

В воскресенье мы пойдём в *сырк.

*детрадь *шаба *цолома *састье секунда теплота синица *саяц *виалка *берсик *тиван

*парабан

*несяц

*вопата

санки

*цамолёт

*ропата

*лорона

*жима

*сыплёнок

*гино

*торога


На стене висят *тясы.

Учитель взял *четрадь.

У Маши болит *жуб.

По траве ползёт *зук.

У котёнка пушистая *серсть.

У бабушки потерялась *шерь-

га. *Жебра ест траву и листья.

Танкисты сели в *цанк.

В сказках есть волшебное

*сарство.

*Цахар кладут в чай. Я люблю яблочный *щок.

На грядке растёт *савель. У мальчика порвался *щапог.

*дарелка *щеснок *лакета *таревна *жаяц *теловек *жима щенок

*керой

*лисунок

*летер

*щемья

*мебо

*селёнка

*марод

*
кород ''вонари *фертолёт

*зивот

царевна

шампунь

шиповник


 

зима *саревна *шиница *царакан
*норковь *рисица *шапог семья
*вебедь *пелка *гошка *форона
чеснок *бароход *сампунь зелёнка
*ченок *заба таракан *чеплота
счастье *сиповник *щумка цыплёнок

Процедура обследования и инструкция: в начале обследо­вания детям предлагается следующая инструкция: «Сейчас я буду произносить предложения. А ты послушай внима­тельно и скажи, все ли слова правильные». Если ребенок эпознает все слова как правильные, ему предлагается повто­рить предложение. Если же при повторении предложения ребенок произносит соответствующее слово неправильно, ему задают вопрос: «А что такое *пант (и т. д.)?» Если ребе­нок опознает неправильно произнесенное слово, то ему за-цают вопрос: «А как сказать правильно?»

При обследовании восприятия двусложных и трехслож­ных слов дети получают инструкцию: «Сейчас я буду произ-лосить слова правильно и неправильно, а ты внимательно слушай и говори „так" или „не так" (например, *жаяц это „не так", а заяц это „так")». Если задание вызывает трудно­сти, тогда слова предъявляются попарно: слово и псевдосло­во—с инструкцией: «Зима и *жима — это не одно и то же?» Если ребенок опознает слова как разные, то ему задают во­прос: «А какое слово правильное — *жима или зима?»

Оценка результатов:

• отсутствие ошибок при выполнении заданий — 4 балла
(высокий уровень);

• неправильное выполнение от одного до 25 заданий,
ошибки в различении пар слов по одному дифференциаль­
ному признаку— 3 балла (уровень выше среднего);

• неправильное выполнение от 25 до 40 заданий, ошибки
в различении пар слов по двум дифференциальным призна­
кам — 2 балла (средний уровень);

• неправильное выполнение от 40 до 65 заданий, ошибки
в различении пар слов по трем дифференциальным призна­
кам — 1 балл (уровень ниже среднего);


 




• неправильное выполнение более 65 заданий, трудности в различении слов по большинству дифференциальных при­знаков — 0 баллов (низкий уровень).

Изучение вербальных ассоциаций

(по методике свободного ассоциативного

эксперимента)

В материалы для диагностического обследования вклю­чены слова различных частей речи: существительные (8) — только конкретные и вещественные, доступные пониманию детей с ЗПР; глаголы (8) в начальной форме; качественные прилагательные (8) в начальной форме (относительные и притяжательные прилагательные в обследовании не исполь­зуются из-за сложности их восприятия и понимания детьми с ЗПР); наречия (8), обозначающие признак действия и при­знак признака. При отборе речевого материала учитывается степень доступности значения слова детям с ЗПР. Порядок предъявления слов случайный.

Материал для обследования: слова-стимулы, являющиеся разными частями речи:

мяч, гулять, жёлтый, быстро, сметана, петь, плохой, очень, игрушка, говорить, тихий, вкусно, грязь, спать, силь­ный, далеко, книга, строить, зелёный, громко, сахар, читать, смелый, весело, дом, пить, чистый, давно, шерсть, рисовать, красивый, темно.

Процедура обследования и инструкция: ребенку предлага­ется слово-стимул, в ответ он должен назвать любое другое, пришедшее ему в голову слово: «Я буду называть тебе слова. Когда я произнесу слово, назови другое, которое первым придет тебе в голову». В процессе обследования фиксирует­ся характер реакции и латентное время ее появления. Ана­лизируются следующие показатели: содержание вербальных ассоциаций, характер связей между словом-стимулом и сло­вом-реакцией (по классификациям А. П. Клименко, Т. В. Соколовой), латентное время речевых реакций.


Изучение понимания и дифференциации

грамматических форм слова и словообразовательных моделей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.019 с.)