Игры на формирование умения устанавливать парадигматические связи слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры на формирование умения устанавливать парадигматические связи слова



1. Классификация слов на основе различных семантичес­ких признаков.

«Разложи на две группы». Логопед, не называя критериев отбора, предлагает детям разложить предметные картинки на две группы.

Картинки: помидор, яблоко, репа, груша, огурцы, апельсин;

стол, чашка, диван, тарелка, блюдце, стул;

лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова;

синица, бабочка, воробей, стрекоза, снегирь, пчела.

«Назови лишнее слово». Логопед называет ряд слов, пред­лагая детям определить среди них лишнее и объяснить свой выбор.

Груша, яблоко, помидор, апельсин;

капуста, банан, огурец, картофель;

волк, собака, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, свинья;

пальто, свитер, сапоги, платье;

стол, шкаф, ручка, диван;

мама, подруга, папа, сын;

Коля, Саша, Иванов, Миша;

автобус, трактор, трамвай, троллейбус;

грустный, печальный, унылый, веселый;

храбрый, трусливый, смелый, отважный;

слабый, ломкий, крепкий, хрупкий;

дряхлый, старый, изношенный, новый;

маленький, высокий, светлый, низкий;

крепкий, хрупкий, прочный, надежный.


«Добавь слово». Логопед предлагает детям продолжить словесный ряд по образцу: гвоздь — молоток, хлеб — нож,.

Речевой материал: птица —яйцо, корова —...; одежда — шкаф, деньги —...; человек —ребенок, собака —...', стекло — стакан, дерево —...; птица — гнездо, человек —...; пальто — пуговица, ботинок —....

«Отгадай». Логопед предлагает детям отгадать предмет по названию его частей.

Речевой материал:

кузов, кабина, колеса, руль (грузовик);

ствол, ветки, листья, корни (дерево);

палуба, мачта, якорь, нос (корабль);

подъезд, этаж:, лестница, квартира (дом);

крылья, кабина, иллюминатор, мотор (самолет);

глаза, рот, нос, брови, щеки (лицо);

карман, рукава, воротник, манжеты (рубашка);

подоконник, рама, стекло, форточка (окно);

голова, ноги, хвост, пятачок (свинья).

«Назови». Логопед предлагает детям назвать одним сло­вом то, о чем он говорит.

Речевой материал:

Растут на грядке в огороде, используются в пище. (Ово-щи.)

Растут на деревьях в саду, вкусные и сладкие. (...)

Как назвать одним словом животных, которые живут вместе с человеком? (...)

Как назвать одним словом животных, которые живут в лесу? (...)

Как назвать одним словом то, что растет на клумбе и при­ятно пахнет? (...)

«Объясни». Логопед называет глагол и предлагает детям объяснить, что он означает:

а) дети показывают действие с помощью движений {шить, вязать, готовить, стирать, водить машину и т. д.);

б)дети объясняют действия, которые входят в состав ис­ходного: шить — брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, отрезать; прыгать — разбежаться, оттолкнуться, вытянуть ноги, лететь, призем­литься.


 




Развитие антонимии.

«Подбери слово». Логопед просит детей подобрать слово-«неприятель» и закончить предложение, а) с использованием картинок:

Слон большой, а комар... (маленький).

Камень тяжелый, а пушинка...

Дерево высокое, а куст...

Дедушка старый, а внук...

Река широкая, а ручеек...

Днем светло, а ночью...

б)без использования картинок: Снегурочка добрая, а Баба-Яга... Зимой погода холодная, а летом... Сахар сладкий, а горчица... Чай горячий, а сок... Лев смелый, а заяц... Кричат громко, а шепчут... Воспитатель спрашивает, а дети... Сначала гостей встречают, а потом... При встрече здороваются, а при расставании... Вечером ложатся в кровать, а утром... Заяц скачет быстро, а черепаха ползет...

«Сравни». Логопед предлагает детям сравнить:

по вкусу: горчицу и мед;

по цвету: снег и уголь:

по высоте: дерево и цветок;

по ширине: дорогу и тропинку;

по возрасту: ребенка и старика;

по весу: кирпич и пушинку;

по размеру: дом и конуру.

«Подбери слово-„неприятель"». Логопед называет слова и предлагает детям подобрать к ним антонимы (слова-«непри-ятели»).

Речевой материал:

а) существительные: утро, добро, друг, грязь, жара, прав­да, радость, польза;


б)прилагательные: больной ребенок, белый хлеб, высокийдом, веселый фильм, темные обои, добрый человек, новый те­лефон, острый нож, толстый человек, широкая лента, сухой зонт, смелый лев;

в) глаголы: говорить, взять, найти, забыть, уронить, насо­
рить, лечь, мириться, опускать, хвалить;

г) наречия: близко, медленно, темно, низко, легко, радост-
шо, плохо, сухо, широко, чисто.

Развитие синонимии.

«Выбери два слова». Логопед называет ряд слов, предлага­ет детям определить, какие два из них похожи, и объяснить свой выбор.

Речевой материал:

приятель, друг, враг;

грусть, радость, печаль;

еда, очистки, пища;

взять, схватить, отдать;

опаздывать, торопиться, спешить;

веселиться, грустить, радоваться;

грустный, веселый, печальный;

храбрый, смелый, трусливый;

маленький, огромный, большой;

прочный, крепкий, хрупкий.

«Подбери слова-„приятели"». Логопед называет слова и предлагает детям подобрать к ним синонимы (слова-«при-ятели»).

Речевой материал:

а) существительные: здание — (дом), печаль — (грусть),
' конь
(лошадь), солдат — (боец), приятель — (друг);

б) глаголы: литься — (течь), глядеть(смотреть), торо­
питься — (спешить), печалиться — (грустить);

в)прилагательные: крошечный домик — (маленький); сме­лый человек — (храбрый); прекрасный цветок(красивый).

«Составь предложение». Логопед называет слова-синони­мы и предлагает детям составить предложения с каждым из ел ов- «приятелей».


 
 

Речевой материал: пища — еда; грузбагаж; большойогромный; быстрыйстремительный; неловкийнеуклюжий.

4. Развитие контекстуального значения и многозначности слов. Для того чтобы дети овладели многозначностью слова, сначала уточняются различные значения омонимов-суще­ствительных, далее проводится работа над контекстуальным и переносным значением. Перед выполнением заданий вы­полняются обучающие упражнения. Затем дети работают са­мостоятельно.

«Выбери картинку». Логопед предъявляет предметные картинки с изображением предметов, названия которых зву­чат одинаково. Он предлагает детям объяснить значения похожих слов.

Речевой материал: коса (у девочки), коса (орудие труда); ручка (у малыша), ручка (у двери); кран (из которого течет вода), кран (на стройке).

«Объясни». Логопед называет словосочетания с омонима­ми и предлагает детям объяснить их значение.

Речевой материал: железный ключ и прозрачный ключ; длинная коса и острая коса; зеленый лук и меткий лук; больная ножка и деревянная ножка; пухленькая ручка и дверная ручка.

«У кого, у чего?». Логопед предлагает детям ответить у ко­го (у чего) бывает: ручка (у человека, у двери, у чемодана, у сумки); язычок (у человека, у ботинка); ножка (у ребенка, у стула, у гриба).

«Подбери правильно». Логопед предлагает детям подо­брать как можно больше слов — названий предметов (суще­ствительных) к названию действий (глаголу).

Расти может кто? — ребенок, щенок, котенок.

Расти может что? — дерево, цветок, трава.

Бежать может кто? — человек, зверь, спортсмен.

Бежать может что? — река, ручей, минуты, часы.

Летать может кто? — птица, бабочка, комар.

Летать может что? — самолет, ракета, вертолет.

Идти может кто? — девочка, дедушка, кошка.

Идти может что? — дождь, снег, время.

Плыть может кто? — человек, рыба, утка.

Плыть может что? — корабль, лодка, плот.


Логопедическая работа по развитию понимания и дифференциации

грамматических форм слова и словообразовательных моделей

Формирование грамматического строя речи ребенка осу­ществляется с учетом уровня его когнитивного развития. При этом ребенок должен овладеть сложной системой грам­матических закономерностей, неосознанно анализируя речь окружающих, выделяя общие правила грамматики, обобщая эти правила и закрепляя их в собственной речи.

Чтобы усвоить совокупность грамматических значений каждой формы слова, ребенок должен прежде всего на­учиться дифференцировать отдельные грамматические зна­чения. Поэтому коррекционно-логопедическое воздействие включает в себя работу по обучению детей понимани ю и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей.

Учитывая закономерности нормального онтогенеза, В также специфику усвоения морфологической системы дошкольниками с задержкой психического развития, мы ре­комендуем начинать работу с дифференциации наиболее простых грамматических значений. На заключительном -эта­пе коррекционной работы языковые закономерности и пра­вила их использования закрепляются, устанавливаются свя­зи грамматического значения с формальными признаками. Так последовательно реализуется принцип постепенного ус­ложнения заданий и речевого материала.

Итак, коррекционно-логопедическая работа осуществля­ется последовательно-параллельно в несколько этапов:

первый этап — усвоение наиболее продуктивных ф орм снова и словообразовательных моделей;

второй этап — работа над менее продуктивными форма­ми слова и моделями словообразования;

третий этап — уточнение значения и звучания непро­дуктивных форм слова и словообразовательных моделей.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.071 с.)