Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игры на формирование умения устанавливать парадигматические связи слова
1. Классификация слов на основе различных семантических признаков. «Разложи на две группы». Логопед, не называя критериев отбора, предлагает детям разложить предметные картинки на две группы. Картинки: помидор, яблоко, репа, груша, огурцы, апельсин; стол, чашка, диван, тарелка, блюдце, стул; лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова; синица, бабочка, воробей, стрекоза, снегирь, пчела. «Назови лишнее слово». Логопед называет ряд слов, предлагая детям определить среди них лишнее и объяснить свой выбор. Груша, яблоко, помидор, апельсин; капуста, банан, огурец, картофель; волк, собака, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, свинья; пальто, свитер, сапоги, платье; стол, шкаф, ручка, диван; мама, подруга, папа, сын; Коля, Саша, Иванов, Миша; автобус, трактор, трамвай, троллейбус; грустный, печальный, унылый, веселый; храбрый, трусливый, смелый, отважный; слабый, ломкий, крепкий, хрупкий; дряхлый, старый, изношенный, новый; маленький, высокий, светлый, низкий; крепкий, хрупкий, прочный, надежный. «Добавь слово». Логопед предлагает детям продолжить словесный ряд по образцу: гвоздь — молоток, хлеб — нож,. Речевой материал: птица —яйцо, корова —...; одежда — шкаф, деньги —...; человек —ребенок, собака —...', стекло — стакан, дерево —...; птица — гнездо, человек —...; пальто — пуговица, ботинок —.... «Отгадай». Логопед предлагает детям отгадать предмет по названию его частей. Речевой материал: кузов, кабина, колеса, руль (грузовик); ствол, ветки, листья, корни (дерево); палуба, мачта, якорь, нос (корабль); подъезд, этаж:, лестница, квартира (дом); крылья, кабина, иллюминатор, мотор (самолет); глаза, рот, нос, брови, щеки (лицо); карман, рукава, воротник, манжеты (рубашка); подоконник, рама, стекло, форточка (окно); голова, ноги, хвост, пятачок (свинья). «Назови». Логопед предлагает детям назвать одним словом то, о чем он говорит. Речевой материал: Растут на грядке в огороде, используются в пище. (Ово-щи.) Растут на деревьях в саду, вкусные и сладкие. (...) Как назвать одним словом животных, которые живут вместе с человеком? (...) Как назвать одним словом животных, которые живут в лесу? (...) Как назвать одним словом то, что растет на клумбе и приятно пахнет? (...) «Объясни». Логопед называет глагол и предлагает детям объяснить, что он означает:
а) дети показывают действие с помощью движений {шить, вязать, готовить, стирать, водить машину и т. д.); б)дети объясняют действия, которые входят в состав исходного: шить — брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, отрезать; прыгать — разбежаться, оттолкнуться, вытянуть ноги, лететь, приземлиться.
Развитие антонимии. «Подбери слово». Логопед просит детей подобрать слово-«неприятель» и закончить предложение, а) с использованием картинок: Слон большой, а комар... (маленький). Камень тяжелый, а пушинка... Дерево высокое, а куст... Дедушка старый, а внук... Река широкая, а ручеек... Днем светло, а ночью... б)без использования картинок: Снегурочка добрая, а Баба-Яга... Зимой погода холодная, а летом... Сахар сладкий, а горчица... Чай горячий, а сок... Лев смелый, а заяц... Кричат громко, а шепчут... Воспитатель спрашивает, а дети... Сначала гостей встречают, а потом... При встрече здороваются, а при расставании... Вечером ложатся в кровать, а утром... Заяц скачет быстро, а черепаха ползет... «Сравни». Логопед предлагает детям сравнить: по вкусу: горчицу и мед; по цвету: снег и уголь: по высоте: дерево и цветок; по ширине: дорогу и тропинку; по возрасту: ребенка и старика; по весу: кирпич и пушинку; по размеру: дом и конуру. «Подбери слово-„неприятель"». Логопед называет слова и предлагает детям подобрать к ним антонимы (слова-«непри-ятели»). Речевой материал: а) существительные: утро, добро, друг, грязь, жара, правда, радость, польза; б)прилагательные: больной ребенок, белый хлеб, высокий ■ дом, веселый фильм, темные обои, добрый человек, новый телефон, острый нож, толстый человек, широкая лента, сухой зонт, смелый лев; в) глаголы: говорить, взять, найти, забыть, уронить, насо г) наречия: близко, медленно, темно, низко, легко, радост- Развитие синонимии. «Выбери два слова». Логопед называет ряд слов, предлагает детям определить, какие два из них похожи, и объяснить свой выбор. Речевой материал:
приятель, друг, враг; грусть, радость, печаль; еда, очистки, пища; взять, схватить, отдать; опаздывать, торопиться, спешить; веселиться, грустить, радоваться; грустный, веселый, печальный; храбрый, смелый, трусливый; маленький, огромный, большой; прочный, крепкий, хрупкий. «Подбери слова-„приятели"». Логопед называет слова и предлагает детям подобрать к ним синонимы (слова-«при-ятели»). Речевой материал: а) существительные: здание — (дом), печаль — (грусть), б) глаголы: литься — (течь), глядеть — (смотреть), торо в)прилагательные: крошечный домик — (маленький); смелый человек — (храбрый); прекрасный цветок — (красивый). «Составь предложение». Логопед называет слова-синонимы и предлагает детям составить предложения с каждым из ел ов- «приятелей». Речевой материал: пища — еда; груз — багаж; большой — огромный; быстрый — стремительный; неловкий — неуклюжий. 4. Развитие контекстуального значения и многозначности слов. Для того чтобы дети овладели многозначностью слова, сначала уточняются различные значения омонимов-существительных, далее проводится работа над контекстуальным и переносным значением. Перед выполнением заданий выполняются обучающие упражнения. Затем дети работают самостоятельно. «Выбери картинку». Логопед предъявляет предметные картинки с изображением предметов, названия которых звучат одинаково. Он предлагает детям объяснить значения похожих слов. Речевой материал: коса (у девочки), коса (орудие труда); ручка (у малыша), ручка (у двери); кран (из которого течет вода), кран (на стройке). «Объясни». Логопед называет словосочетания с омонимами и предлагает детям объяснить их значение. Речевой материал: железный ключ и прозрачный ключ; длинная коса и острая коса; зеленый лук и меткий лук; больная ножка и деревянная ножка; пухленькая ручка и дверная ручка. «У кого, у чего?». Логопед предлагает детям ответить у кого (у чего) бывает: ручка (у человека, у двери, у чемодана, у сумки); язычок (у человека, у ботинка); ножка (у ребенка, у стула, у гриба). «Подбери правильно». Логопед предлагает детям подобрать как можно больше слов — названий предметов (существительных) к названию действий (глаголу). Расти может кто? — ребенок, щенок, котенок. Расти может что? — дерево, цветок, трава. Бежать может кто? — человек, зверь, спортсмен. Бежать может что? — река, ручей, минуты, часы. Летать может кто? — птица, бабочка, комар. Летать может что? — самолет, ракета, вертолет. Идти может кто? — девочка, дедушка, кошка. Идти может что? — дождь, снег, время. Плыть может кто? — человек, рыба, утка. Плыть может что? — корабль, лодка, плот. Логопедическая работа по развитию понимания и дифференциации грамматических форм слова и словообразовательных моделей Формирование грамматического строя речи ребенка осуществляется с учетом уровня его когнитивного развития. При этом ребенок должен овладеть сложной системой грамматических закономерностей, неосознанно анализируя речь окружающих, выделяя общие правила грамматики, обобщая эти правила и закрепляя их в собственной речи. Чтобы усвоить совокупность грамматических значений каждой формы слова, ребенок должен прежде всего научиться дифференцировать отдельные грамматические значения. Поэтому коррекционно-логопедическое воздействие включает в себя работу по обучению детей понимани ю и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей.
Учитывая закономерности нормального онтогенеза, В также специфику усвоения морфологической системы дошкольниками с задержкой психического развития, мы рекомендуем начинать работу с дифференциации наиболее простых грамматических значений. На заключительном -этапе коррекционной работы языковые закономерности и правила их использования закрепляются, устанавливаются связи грамматического значения с формальными признаками. Так последовательно реализуется принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала. Итак, коррекционно-логопедическая работа осуществляется последовательно-параллельно в несколько этапов: первый этап — усвоение наиболее продуктивных ф орм снова и словообразовательных моделей; второй этап — работа над менее продуктивными формами слова и моделями словообразования; третий этап — уточнение значения и звучания непродуктивных форм слова и словообразовательных моделей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.071 с.) |