Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение рода существительных по флексии.
Материал для обследования: существительные мужского, женского и среднего рода, хорошо знакомые детям. Наряду со словами, имеющими типичные для их родовой категории флексии, предлагаются также слова, окончания которых отмечаются у существительных как женского, так и мужского рода: стрела, пчела, свеча, лиса, кровать; стол, дом, жук, волк, дядя; бревно, колесо, облако, кольцо, зеркало. Процедура обследования и инструкция: предлагается следующая инструкция: «Сейчас я буду называть слова, а ты внимательно слушай и подставляй к ним слова большой, большая, большое. Например, свеча — большая, большой или большое (большая); бутон — большой, большая или большое (большой); бревно — большое, большой или большая (большое). Итак, повтори, что ты будешь подставлять к словам, которые я назову? — большая, большой или большое. Оценка результатов: • правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высо • неправильное определение рода существительных • единичные ошибки при определении рода существи • множественные ошибки при определении рода суще • отказ от выполнения задания — 0 баллов (низкий уро 5. Дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой». Для проведения обследования используются существительные мужского, среднего и женского рода в форме единственного числа. При подборе речевого материала учитывается продуктивность словообразовательных суффиксов (из всех уменьшительно-ласкательных суффиксов выбираются наиболее продуктивные). Поскольку словообразовательное значение, как и грамматическое, свойственно группе слов, то усвоение соответствующих суффиксов предполагает понимание их значения независимо от лексического значения корня. Поэтому обследование проводится прежде всего с помощью квазислов, содержащих данные суффиксы. Если у ребенка возникают трудности при выполнении задания с квазисловами, то ему предлагается выполнить то же самое задание, но на материале слов.
Материал для обследования: квазислова и слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -чик-, -онок-, -ёнок-, -очк~, -ечк-, -ок-, -к-, -оньк-, -еньк-, ичк-, -ушк-, -ышк-, ~иц-, -ец-, -ц-) и суффиксов со значением «очень большой» (-ин-, -ищ-). Квазислова Зилвик, кмольчик, плючонок, зилвина, лиаренок, кузд-рочка, шимечко, хабышок, жаваружка, лиарище, мурхонька, руменька, тусичка, хабимина, мамлынушка, титмышко, кве-рица, титмецо, леревце, муорище. Слова Столик, стульчик, мышонок, носина, котёнок, курочка, колечко, жучок, конёк, жучок, пчёлка, носище, лисонька, ноженька, лисичка, домина, зимушка, гнёздышко, водица, письмецо, деревце, котище. Процедура обследования и инструкция: ребенок получает следующую инструкцию: «Представь, что есть такие необычные животные и вещи, которые находятся в волшебной стране. Как ты думаешь, *мамлынушка — это кто-то (что-то) большой (-ое, -ая) или маленький (-ое, -ая)1 Это слово звучит ласково или нет? А *лиарище?» Оценка результатов: • правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высокий уровень); • единичные ошибки при понимании словообразователь • множественные ошибки при понимании словообразо • множественные ошибки при понимании словообразо • отказ от выполнения задания, повтор заданного сло 6. Дифференциация неправильных и правильных производных слов (прилагательные). Материал для обследования: словосочетания с правильными и неправильными прилагательными.
1) Дифференциация качественных прилагательных: веселый праздник — *весельный праздник; дождливая осень — *дожденная осень; трусливый заяц — *трусостный заяц; морозный день — *морозенный день; солнечное лето — *солн-цевое лето; холодное утро — *холодновое утро, *холодовое утро; полезная пища — *полезновая пища. 2)Дифференциация притяжательных прилагательных (разновидность относительных): лисья лапа — *лисина лапа; медвежье ухо — *медвединое ухо; беличий хвост — *белкин хвост; папина ручка — *папиновая ручка; мамино платье — *маминовое платье; дядина сумка — *дядиновая сумка; тётин зонт —*тётиновый зонт. 3) Дифференциация собственно относительных прилагательных: меховая шуба — *мехная шуба; соломенная крыша — *соломная крыша; кирпичный дом — *кирпиченный дом; снежный ком — *снеговой ком; пуховая подушка — *пухная подушка; капустный лист — *капустовый лист; чер- ничное варенье — *черниковое варенье; кленовое дерево -*кленное дерево. Процедура обследования и инструкция: педагог говорит ребенку: «К нам в гости пришел Незнайка. Он часто говорит неправильно. Поэтому будь внимателен, и если он скажет что-нибудь неправильно, поправь его. (Незнайка говорит: Холодное утро). Это правильно? (*Трусостный заяц). Это правильно?» Если ребенок утверждает, что Незнайка говорит неправильно, то его спрашивают: «А как сказать правильно?» Оценка результатов: • правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высо • единичные ошибки при определении правильных и не |го); • множественные ошибки при определении правильных • множественные ошибки при определении правильных • отказ от выполнения задания, повтор заданного сло 7. Понимание значения глаголов, образованных префиксальным способом. Речевой материал включает двусоставные полные предложения и двусоставные неполные предложения с незамещенной позицией обстоятельства. Понимание значения глаголов в составе полного предложения дополнительно опирается на зависимый от него компонент. Предъявление неполного предложения исключает такую опору и позволяет
выявить понимание только значения глагола. Соответствующим образом составлена и инструкция. Во всех предложениях инструкции логическое ударение всегда делается на глаголе. Материал для обследования: картинки, изображающие различные действия. А. Птичка влетает в клетку. Птичка вылетает из клетки. Птичка подлетает к клетке. Птичка перелетает через клетку. Птичка улетает из клетки. Речевой материал: Б. Мальчик входит. Мальчик выходит. Мальчик заходит. Мальчик подходит. Мальчик переходит. Мальчик сходит. Мальчик уходит. Процедура обследования и инструкция: перед ребенком выкладываются картинки с изображением действий, например: мальчик входит или мальчик выходит и т. д. Предлагается следующая инструкция: «Покажи картинку, на которой нарисовано, что мальчик входит. А теперь покажи картинку, на которой изображено, что мальчик выходит» и т. д. По той же инструкции выполняются задания с картинками, на которых нарисована летающая птичка.
Оценка результатов (каждая серия заданий оценивается отдельно): • правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высо • замена одной приставки другой, близкой по значе • замена одной приставки другой, далекой по значению • замена одной приставки другой, далекой по значению • отказ от выполнения задания — 0 баллов (низкий уро 8. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом по разным словообразовательным моделям. В данном задании используются только глаголы движения, так как они реализуют потенциальные возможности префиксального словообразования шире, чем остальные глаголы. При составлении ненормативных словосочетаний используются следующие соотношения семантики префикса и предлога: А. Антонимичные {подлететь к кормушке, подлететь от кормушки). Б. Разные, но не находящиеся в антонимичных отношениях (прилететь в дом, прилететь через реку), в том числе достаточно тонко дифференцируемые. Такое разнообразие речевого материала позволит более адекватно определить уровень понимания значения префиксальных глаголов. Речевой материал включает также правильные словосочетания с соответствующими производными глаголами. Материал для обследования: словосочетания в начальной форме с правильным и неправильным употреблением приставок в глаголах. Лететь 1) антонимичные подлететь к кормушке (+) влететь в клетку (+) подлететь от кормушки (—) влететь из клетки (—) 2) разные улететь из клетки (+) прилететь в дом (+) улететь от клетки (—) прилететь через реку (—) Ехать 1) антонимичные отъехать от гаража (+) наехать на камень (+) отъехать к гаражу (—) наехать с моста (—) 2) разные отъехать от дерева (+) приехать в город (+) отъехать за сестрой (—) приехать к городу (—) Бежать 1) антонимичные подбежать к столу (+) выбежать из дома (+) подбежать от стола (—) выбежать в дом (—)
2) разные перебежать через улицу (+) забежать за угол (+) Процедура обследования и инструкция: в начале обследования ребенку дается инструкция: «Сейчас я буду произносить несколько слов правильно и неправильно. А ты определи, правильно или неправильно я сказала». Если ребенок квалифицирует словосочетание как неправильное, то только в этом случае его спрашивают: «А как сказать правильно?» Оценка результатов: • правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высо • нарушение установления разных отношений семантики • нарушение установления антонимичных отношений • замена глаголов с приставкой бесприставочным глаго • отказ от выполнения задания, повторы словосочета
Изучение умения определять родственные слова и выделять общую морфему
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.021 с.) |