Развитие умения определять род существительных по флексии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие умения определять род существительных по флексии.



Закрепление связи грамматического значения мужского рода с формальными признаками.

«Подбери слово к картинке». Перед детьми на столах раз­ложены предметные картинки. Логопед предлагает отобрать картинки с изображениями, о которых можно сказать боль­шой.

Речевой материал: дом, стол, пила, чайник, стрела, кот, свеча, лимон, сосна, плита, стул, кукла.

«Составь словосочетание». Перед детьми на столах разло­жены предметные картинки. Логопед предлагает вниматель­но рассмотреть изображенные на них предметы, назвать те, которые подходят к слову большой, и составить с ними сло­восочетания (картинки см. в предыдущем задании).

Закрепление связи грамматического значения женского ро­да с формальными признаками.

«Подбери слово к картинке». Перед детьми на столах раз­ложены предметные картинки. Логопед предлагает отобрать картинки с изображениями, о которых можно сказать боль­шая.

Речевой материал: автобус, шуба, сумка, карандаш, роза, топор, лампа, шишка, помидор, кукла, стакан.


 




 

«Составь словосочетание». Перед детьми на столах разло­жены предметные картинки. Логопед предлагает вниматель­но рассмотреть изображенные на них предметы, назвать те, которые подходят к слову большая, и составить с ними сло­восочетания (картинки см. в предыдущем задании).

Дифференциация мужского и женского рода существитель­ных.

«Разложи в две группы». Перед детьми на столах разложе­ны предметные картинки. Логопед предлагает детям ото­брать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большой, в другую группу — боль­шая. (См. картинки к предыдущим заданиям.)

«Найди и назови лишнюю картинку». Перед детьми на сто­лах разложены по три предметные картинки. Логопед пред­лагает внимательно рассмотреть изображения, выбрать лишнюю картинку, к названию которой не подходит слово большой (большая), назвать ее и объяснить свой выбор.

Речевой материал (картинки): дом, стол, свеча; телеви­зор, сосна, кот; лампа, карандаш, диван; стул, банан, ручка; чайник, стрела, пила; плита, свеча, ковер; книга, цветок, яго­да; машина, телефон, шишка.

Закрепление связи грамматического значения среднего рода с формальными признаками.

«Подбери слово к картинке». Перед детьми на столах раз­ложены предметные картинки. Логопед предлагает детям отобрать картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большое.


Речевой материал: дом, стол, кольцо, пила, стрела, паль-го, яйцо, свеча, гнездо, стул, стекло, игла; шуба, яблоко, поло-генце, роза, топор, кресло, шишка, солнце, помидор.

«Составь словосочетание». Перед детьми на столах разло­жены предметные картинки. Логопед предлагает детям ото­брать картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большое, и составить с ними словосочетания. (См. картинки к предыдущему заданию.)

Дифференциация среднего и мужского рода существитель­ных.

«Разложи в две группы». Перед детьми на столах разложе­ны предметные картинки. Логопед предлагает детям ото­брать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большой, в другую группу -— боль­шое.


 



 



 


 

 

Речевой материал: поезд, стол, кольцо, колесо, пальто, ли­мон, гнездо, стул, стекло, перо, автобус, яблоко, зеркало, ар­буз, полотенце, карандаш, дерево, топор, солнце.

«Найди лишнюю картинку». Перед детьми на столах раз­ложены по три предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображения, выбрать лишнюю картинку, к названию которой не подходит слово большой (большое), назвать ее и объяснить свой выбор.


Речевой материал (картинки): дом, стол, колесо; телеви­зор, яйцо, кот; полотенце, карандаш, диван; стул, банан, крес­ло; чайник, дупло, крыльцо; гнездо, стекло, ковер; солнце, цве­ток, дерево; озеро, яблоко, телефон.

Дифференциация среднего и женского рода существитель-

[ ных.

 

«Разложи в две группы». Перед детьми на столах разложе-|ны предметные картинки. Логопед предлагает детям ото-f брать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большая, в другую группу — боль­шое.


.'••■


 

Речевой материал: плита, бревно, сосна, кольцо, колесо, свеча, плита, яйцо, гнездо, стрела, стекло, игла, рука, крыша, яблоко, зеркало, полотенце, машина, труба, кресло, шапка, шуба.

«Найди лишнюю картинку». Перед детьми на столах раз­ложены по три предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображения, выбрать лишнюю картинку, к названию которой не подходит слово большая (большое), назвать ее и объяснить свой выбор.

Речевой материал (картинки): рука, стрела, колесо; свеча, яйцо, сосна; полотенце, крыша, дудочка; шапка, банка, кресло; свеча, дупло, крыльцо; гнездо, стекло, игла; солнце, шишка, де­рево; озеро, яблоко, книга.

Дифференциация мужского, женского и среднего рода суще­ствительных.

«Разложи в три группы». Перед детьми на столах разло­жены предметные картинки. Логопед предлагает детям ото­брать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большая, в другую группу — боль­шой, в третью группу — большое.

Речевой материал: автобус, дом, плита, бревно, стол, кольцо, колесо, свеча, пальто, чайник, плита, яйцо, нож:, ка­рандаш, стекло, перо, пенал, игла, рука, шишка, стул, нос, книга, зеркало, лист, ваза, полотенце, арбуз, машина, боти­нок, труба, фен, кресло, солнце, шапка, шуба, телефон.


 

«Умная стрелка». Детям демонстрируются «волшебные часы», на циферблат которых вместо цифр наклеены пред­метные картинки. Логопед предлагает ребенку указать вол­шебной стрелкой на картинку, к названию которой подходи! слово большой (большая, большое), и произнести словосочета­ние с этими словом.


Речевой материал: кольцо, дом, плита, бревно, стол, коле­со, свеча, пальто, чайник, плита, яйцо, автобус, карандаш, стекло, перо, пенал, игла, нож, рука, книга, нос, зеркало, лист, I ваза, полотенце, арбуз, машина, ботинок, дерево, труба, шиш-! ка, стул, фен, кресло, солнце, шапка, шуба, телефон.

«Ловкий мяч». На наборном полотне расположены кар-[тинки, изображающие предметы, названия которых соот- ■ветствуют мужскому, женскому и среднему роду. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово большой (большая, большое). Ребенок, поймав мяч, должен назвать картинку, название которой подходит к данному слову, либо самосто­ятельно подобрать слово без опоры на картинки.

Дифференциация мужского и женского рода существитель­ных с флексией -а/-я.

«Покажи правильно». Перед ребенком в случайном по- { рядке разложены предметные картинки с изображением лиц женского и мужского пола. Логопед говорит»: «Я буду про­износить слова женщина или мужчина, а ты возьми соответ­ствующую картинку и отложи ее в сторону». Когда перед ре-| бенком останется одна картинка, логопед задает ему вопрос: |«Это мужчина или женщина?»





Речевой материал (картинки): дядя, юноша, дедушка, те­тя, девушка, девочка, бабушка.

«Лишнее слово». Логопед произносит ряд слов, обознача­ющих лиц мужского и женского пола, и просит детей на­звать лишнее слово и объяснить свои действия.

Речевой материал:

тетя, бабушка, юноша; дядя, мама, девочка;

папа, дедушка, тетя; бабушка, папа, дядя;

мама, дедушка, дядя; девочка, дедушка, девушка.

«Цепочка». Логопед произносит слово, обозначающее лицо мужского или женского пола. Ребенок должен продол­жить словесный ряд и объяснить свои действия. Например, дядя —... {юноша, папа, дедушка); тетя —... {мама, девочка, девушка, бабушка).

«Подбери и назови слово». Логопед в случайном порядке демонстрирует картинки-символы, изображающие фигуры человека мужского и женского пола. Дети подбирают к ним слова.

«Ловкий мяч». Логопед, бросая мяч ребенку, произносит |В случайном порядке слова {мужчина или женщина). Ребе­нок, поймав мяч, называет лиц мужского или женского пола.


Речевой материал: юноша, дядя, тетя, девушка, девочка, бабушка.

«Веселый мяч». Логопед, бросая мяч ребенку, называет слова, обозначающие лиц мужского или женского пола. Ре­бенок, поймав мяч, должен определить мужчина это или женщина.

Речевой материал: папа, дядя, юноша, дедушка, мама, тетя, девушка, девочка, бабушка.

«Чудесный мешочек». На столе выложены картинки-сим­волы (изображения мужской и женской фигуры). Логопел предлагает детям, поочередно вынимая из «чудесного ме­шочка» картинки, изображающие лиц мужского и женского пола, разложить их под соответствующими символами. В конце игры дети должны объяснить свой выбор.


Развитие понимания и дифференциации словообразовательных моделей

Словообразование, одной стороны, это особый путь раз­вития словаря, важнейшее средство пополнения словарного состава языка, а с другой стороны, оно является составной частью морфологической системы языка.

В ходе коррекционной работы по совершенствованию словообразования отрабатываются модели, находящиеся |в зоне как актуального, так и ближайшего развития дош­кольников с ЗПР. Основное внимание при этом уделяется обучению детей наиболее продуктивным словообразова­тельным моделям, дифференциации их по значению и зву­ковому оформлению, проводится закрепление непродуктив­ных моделей словообразования в экспрессивной речи.


 




В работе над каждой словообразовательной моделью ис пользуется принцип поэтапного формирования умственных действий (первоначально работа строится с опорой на на глядно-образное мышление, далее в речевом плане и, нако нец, во внутреннем плане).

Логопедическая работа по обучению детей с ЗПР слово­образовательным моделям и их дифференциации осуществ ляется в следующей последовательности:

—дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суф фиксов со значением «очень большой»;

—образование прилагательных от существительных;

—дифференциация значений глаголов, образованных префиксальным способом.

Дифференциация существительных, образованных с помо­щью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой». Учитывая закономерности нор мального онтогенеза, мы рекомендуем следующую последо вательность работы по дифференциации существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».

Первый этап — дифференциация существительных, об разованных с помощью уменьшительно-ласкательных суф фиксов и суффиксов со значением «очень большой», на ма териале слов:

— образование уменьшительно-ласкательных существи­
тельных с суффиксами -ик, -чик (носносик, столсто
лик, шкаф — шкафчик, помидор — помидорчик);

— образование существительных с использованием суф­
фиксов -онок, -ёнок, -очк-, -ечк- (без чередования: мышь
мышонок, коткотенок, тигр — тигренок, лента — ленточ
ка, подушка
подушечка; с чередованием: волк — волчонок,
лев
львенок, книгакнижечка);

— образование уменьшительно-ласкательных существи
тельных с суффиксами -ок, -к- (без чередования: леслесок,
голос
голосок, береза ■— березка, шубашубка; с чередова
нием: другдружок, петухпетушок, рукаручка, нога -
ножка);


— образование существительных мужского и женского
рода с использованием суффиксов -онък-, -еньк- (без чередо­
вания: береза — березонька, Коля — Коленька; с чередовани­
ем: рука — рученька, ноганоженька);

— образование существительных с использованием ме­
нее продуктивных суффиксов -ичк-, -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-,
-ц- (вода — водичка, зима — зимушка, зерно
зернышко, ко­
жа — кожица, письмо — письмецо, дерево — деревце);

— образование существительных с помощью суффиксов
со значением «очень большой» -ищ-, -ин- (нос — носище,
дом
домина);

— дифференциация существительных, образованных
с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суф­
фиксов со значением «очень большой».

Второй этап — дифференциация существительных, об­разованных с помощью уменьшительно-ласкательных суф­фиксов и суффиксов со значением «очень большой», на ма­териале квазислов.

Логопедическая работа осуществляется в той же последо­вательности, что и на материале слов.

Образование прилагательных от существительных. Учи­тывая закономерности нормального онтогенеза, мы реко­мендуем следующую последовательность коррекционно-логопедической работы:

а) образование качественных прилагательных:
—образование с использованием суффикса -и-, -лив- (без

чередования: холодный, талантливый; с чередованием: смеш­ной, скучный);

образование с помощью менее продуктивных суффик-
' сов -ив-, -ав-, -яв- (ленивый, кровавый, кудрявый);

б) образование притяжательных прилагательных (разно­
видность относительных):

— образование с использованием продуктивных суффик­
сов -ин-, -ое- (мамин, тетин, кошкин, отцов, крокодилов),
выполняющих функцию «индивидуализирующего, обособ­
ляющего указания на принадлежность одному лицу» [Вино­
градов, 2001.С. 166];


 



\ Ш. 4036



— образование с использованием суффикса -j- (без чере
дования: лисий, лисья, лисье; с чередованием: птичий, птичья,
птичье),
имеющего относительное значение;

в) образование собственно относительных прилагатель­ных:

— образование с использованием продуктивных суффик­
сов -ое-, -ев- (без чередования: шелковый, меховой, пуховый,
дубовый;
с чередованием: ситцевый, перцовый);

—образование с использованием суффикса -ин- (гусиный, лошадиный, лебединый), «обозначающего принадлежность и свойственность животному» [Виноградов, 2001. С. 196];

— образование с использованием суффикса -н- (без чере­
дования: зимний, грибной, ватный; с чередованием: яблочный,
бумажный, снежный);

— образование с использованием менее продуктивных
суффиксов -ан-, -ян-, -янн-, -енн-, -ск- (кожаный, овсяный,
деревянный, утренний, соломенный, морской, майский).

Дифференциация значений глаголов, образованных префик­сальным способом. Поскольку семантическое различие меж­ду значением производных глаголов более тонкое и слож­ное, логопедическая работа в этом направлении начинается с закрепления преимущественно простых по семантике сло­вообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов с постепенным закреплением не­продуктивных.

Коррекционно-логопедическая работа организуется в следующей последовательности:

— образование глаголов с приставками в-, вы-, на-
(въехать, выбежать, наехать);

— образование глаголов с приставкой при- {прилететь,
прибежать);

— образование глаголов с приставками с-, у-, по-, под-,
от-, пере-, за-, до- (съехать, уйти, подбежать, подлететь,
отвергнуть, перелететь, догнать).

В процессе работы уточняется общее значение и звуча­ние словообразующих аффиксов, осуществляется сравнение


родственных слов по значению и звучанию (производящего и производного) с определением их сходства и различия.

Логопедическая работа по дифференциации значений глаголов, образованных префиксальным способом, предпо­лагает:

— уяснение лексического значения глагола, от которого
образуется новое слово с приставкой (ехать);

— сопоставление его с глаголом, имеющим приставку
(ехатьприехать);

— усвоение значения приставки (выделение общего эле­
мента в глаголах с одной приставкой и разными корнями
(пододвинуть, подбежать, подлететь; влететь, внести, вбе­
жать);

— сопоставление однокоренных глаголов с различными
приставками (подлететь — отлететь, прийти — уйти, на­
ехать — съехать);

— усвоение соотношения приставки и соответствующего
предлога: перебежать через улицу (перечерез), отъехать
от дерева (от
---- от).

Игры на развитие понимания и дифференциации словообразовательных моделей

1. Дифференциация существительных, образованных с по­мощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».

«Покажи то, что я назову». Перед детьми разложены картинки, изображающие пары предметов обычного и ма­ленького размера. Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ик- (например, домдомик), объясняя, что «волшебная часть» слова с -ик- превращает предмет в маленький. Затем логопед называет пары слов, изображен­ные на картинках, и предлагает детям определить, где изоб­ражены маленькие предметы, а где — обычные: «Покажи, где дом, а где домик».

Аналогичная работа проводится с суффиксами -чик, -онок, -ёнок, -очк-, -ечк-, -ц-.


 





Речевой материал (картинки): нос — носик, куст — кус­тик, сад — садик, столстолик, корабль — кораблик, мячмячик, комар — комарик; шкафшкафчик, стулстуль­чик, чемодан — чемоданчик, диван — диванчик, помидор — по­мидорчик, портфель — портфельчик, карманкарманчик; мышь — мышонок, кот — котенок, тигр — тигренок, волк — волчонок, медведьмедвежонок, заяцзайчонок, левльве­нок; лента — ленточка, тетрадьтетрадочка, юбка — юбочка, сумка — сумочка, вилкавилочка, чашкачашеч­ка, тарелка — тарелочка, ложка — ложечка, кружка — кру­жечка, подушка — подушечка, книга — книжечка; зеркало — зеркальце, дерево — деревце, окно — оконце.

«Угадай». Перед детьми на столах лежат картинки-сим­волы, изображающие круги большого и маленького размера одного цвета. Логопед в случайном порядке называет слова и предлагает детям определить, о каком предмете (живот­ном) он говорит — о большом или маленьком, выбрав соот­ветствующую картинку-символ.

Речевой материал (см. выше).

«Услышь ласковое слово». Логопед произносит слова, чет­ко выделяя голосом суффикс -ок (например, лес — лесок), объясняя, что «волшебная часть» слова с -ок превращает слово в ласковое. Затем он произносит в случайном порядке пары слов и просит детей хлопнуть в ладоши, если они услы­шат ласковое слово. Аналогичная работа проводится с суф­фиксами -к-, -оньк-, -еньк-, -ичк-, -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-.

Речевой материал: лес — лесок, голос — голосок, петух — петушок, старик — старичок, друг — дружок, снег — снежок, бокбочок, круг — кружок; березаберезка, шуба — шубка, лошадь — лошадка, коровакоровка, капля — капелька, ру­каручка, ноганожка; береза — березонька, ночь — но­ченька, дочьдоченька, ОляОленька, рукарученька, нога — ноженька, подруга — подруженька;лиса —лисичка, во­да — водичка, сестра — сестричка; головаголовушка, зи­ма — зимушка; зернозернышко, пероперышко, крыло — крылышко, гнездо —гнездышко, бревнобревнышко, солнцесолнышко; водаводица, кашакашица, кожакожица,


масломаслице, кресло — креслице, платье — платьице; письмо — письмецо, пальто — пальтецо.

«Ласково — не ласково» (игра с мячом). Логопед бросает мяч ребенку, называя в случайном порядке слова с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами и без них, и предлагает сказать, как звучит слово — ласково или нет.

Речевой материал (см. выше).

«Волшебник». Перед ребенком раскладываются картин­ки, на одной стороне которых изображен предмет обычного размера, а на другой стороне — маленького. Логопед предла­гает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшеб­ной палочкой» до картинки, изображающей предмет обычно­го размера, «превратить» его в маленький, назвав слово. Если ребенок правильно выполняет задание, то картинка перево­рачивается и ему демонстрируется изображение маленького предмета.

Речевой материал (картинки): нос, куст, сад, стол, ко­рабль, мяч, комар; шкаф, стул, чемодан, диван, помидор, пор­тфель, карман; тигр, волк, медведь, заяц, лев; лента, тетрадь, юбка, сумка, вилка, чашка, тарелка, ложка, кружка, подуш-\ка, книга, дерево, зеркало.

 

«В зоопарке». На наборном полотне расположены кар­тинки, изображающие животных и их детенышей. Логопед предлагает детям стать экскурсоводами и рассказать, какие животные (детеныши) живут в зоопарке (например, «Здесь живет слон, а здесь — слоненок»).


 

Речевой материал: слон — слоненок, волк — волчонок, мед­ведьмедвежонок.

«Покажи, что я назову». Перед детьми разложены кар­тинки с изображением пар предметов обычного и большого размера. Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ищ- (например, дом — домище), объясняя, что «волшебная часть» слова с -ищ- превращает предмет в боль­шой. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, где изображены большие предметы, а где обычные: «Покажи, где дом, а где домище». Аналогичная работа проводится с суффиксом -ин-.

Речевой материал (картинки): дом — домище, носноси­ще, кот — котище, усы — усищи, комар — комарище, кусткустище, помидор — помидорище; дом — домина, нос — но­сина.

«Дюймовочка». На наборном полотне расположена сю­жетная картинка, на которой нарисованы Дюймовочка и предметы, которые ее окружают. Логопед предлагает детям назвать предметы, которыми пользуется Дюймовочка. По­скольку Дюймовочка — маленькая девочка, то и все вещи, которыми она пользуется, тоже маленькие.


Речевой материал: зеркальце, столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, пла­точек.

«Узнай, о чем я говорю» (игра с мячом). Логопед бросает мяч ребенку, называя в случайном порядке слова со значе­нием «очень большой» и без него. Он предлагает ребенку определить, о каком предмете (животном) идет речь— о большом или нет.

Речевой материал (см. выше).


«Волшебник». Перед ребенком раскладываются картинки, на одной стороне которых изображен предмет обычного размера, а на другой стороне — большого. Логопед предлага­ет ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до картинки, изображающей предмет обычного размера, «превратить» его в большой, добавив «волшебную часть» слова -ищ- или -ин-, называя слово. Если ребенок выполняет задание правильно, то картинка переворачивает­ся и ему демонстрируется изображение большого предмета.

Речевой материал (картинки): дом, нос, кот, усы, комар, куст, помидор.

«Комарик и слон». Перед детьми на столах лежат карточки с изображением слона и комара. Логопед в случайном по­рядке называет слова (существительные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суф­фиксов со значением «очень большой») и предлагает детям поднять карточку, изображающую слона, если речь идет о большом предмете, карточку с изображением комара, ес­ли—о маленьком.

Речевой материал: домик, садик, домище, мячик, диванчик, носина, портфельчик, тетрадочка, ротище, чашечка, ложеч­ка, усищи, книжечка, зеркальце, ручищи, деревце, ножищи, домина.

«Два брата ИК и ИЩ». На наборном полотне изображе­ния двух братьев ИКа и ИЩа. Логопед рассказывает детям историю о них: «Жили два брата. Одного звали И К, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высо­кий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел маленький домик, а ИЩ — большой домище. У ИКа был носик, а у ИЩа — носище». Логопед предлагает детям подобрать слова, которые нужны каждому братцу.

Речевой материал: ротик — ротище, лобик — лбище, гла­зик — глазище, ручкиручищи, ножки — ножищи.

«Поймай мяч». Логопед произносит словосочетания, бро­сая мяч детям, и предлагает им отвечать одним словом, ис­пользуя суффиксы -ик- и -ищ- (например, маленький дом — домик, большой дом — домище).

Речевой материал: маленький комар — комарик, малень-


кий куст — кустик, большие усы — усищи, большой куст — кустище, маленький ковер — коврик, большая лапа — лапи­ща, маленький винт — винтик, большой помидор — помидо-

рище.

«Большой, маленький». Логопед в случайном порядке на­зывает слова большой или маленький и предлагает детям по­добрать к ним соответствующие слова (например, боль­шой — носище, усищи...; маленький —лисичка, стульчик, до­мик...).

С целью развития языкового чувства и формирования языковых обобщений дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой» про­водится и на материале квазислов. Работа организуется в той же последовательности и в тех же играх, что и на материале

слов.

Речевой материал: зйлвик, фурсик, хрупчик, брудчик, слю-чдк, лонёк, жаваружка, плючбнок, лиарёнок, куздрочка, ши-мёчко, мурхонъка, руменъка, тусйчка, мамлынушка, тйт-мышко, коржйца, титмецд, лёревце, квёрца, муорйще, зил-

вйна.

«Большой или маленький». Логопед называет квазислова со значением «очень большой» и «маленький» и предлагает детям определить, о каком предмете идете речь — о большом или маленьком.

Образование прилагательных от существительных.

«Подумай и назови». Логопед предлагает детям дать пра­вильные определения.

Речевой материал:

— Если на рубашке грязь, то рубашка... (грязная).

— Если очень холодно, то день... (холодный).

— Если на улице шум, то улица... (шумная).

— Если человеку сопутствует удача, то человек... (удачли­
вый).

— Если у человека талант, то человек... (талантливый).

— Если весь день идет дождь, то день... (дождливый).
«Назови правильно».
Логопед задает вопросы и просит де-

ответить на них.


Речевой материал:

— Как назвать ученика за ум? (Умный.)

— Как назвать борца за силу? (Сильный.)

—Как назвать «волшебное царство», если все его жители
спят? (Сонное.)

—Как назвать песню, если она вызывает тоску? (Тоскли­
вая.)

— Как назвать ворону за крик? (Крикливая.)

— Как назвать клоуна, если он вызывает смех? (Смешной.)

—Как назвать фильм, если он вызывает скуку? (Скуч­
ный.)

— Как назвать мальчика за драку? (Драчливый.)

— Как сказать про носок, если он с дыркой? (Дырявый.)

— Как назвать девочку, если у нее кудри? (Кудрявая.)
«Помоги Незнайке». Логопед сообщает, что к детям в го­
сти пришел Незнайка, который часто говорит неправильно,
путает слова. Он предлагает детям помочь Незнайке и на­
учить его произносить слова правильно, без ошибок.

Первый вариант. Логопед произносит в случайном по­рядке предложения, в которых правильно и неправильно ис­пользованы прилагательные, и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат прилагательное, произнесенное неправильно.

Второй вариант. Логопед произносит в случайном по­рядке предложения, в которых правильно и неправильно употреблены прилагательные. Он предлагает детям испра­вить ошибку, если они услышать неправильно произнесен­ное слово, и назвать верный вариант.

Речевой материал:

—По лесу бродит голоденный волк.

—За окном очень шумная улица.

—На улице льет силовой дождь.

—Сегодня чудесный морозновый день.

—Мальчик не хочет есть холодный суп.

—Мальчик вернулся с улицы весь грязенный.

—Мама готовит полезновую пищу.
—Я услышал очень тоскливую песню.

—Наступила сырая, дожденная осень.


— На опушку выскочил трусостный заяц.

— Во дворе жил очень драчливый мальчик.

«Угадай, кто хозяин». На наборном полотне расположе­ны предметные картинки. Логопед предлагает детям внима­тельно рассмотреть их и ответить на вопрос: «Чей это?»

(«Чья это?»).

Речевой материал: сумка мамымамина, платок тетитетин, костюм дядидядин, газета папыпапина, дом кошкикошкин, галстук отца — отцов, хвост крокодила

крокодилов.

«Хвосты». Логопед рассказывает детям сказку и предла­гает помочь животным.

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у се-■ бя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал их и раз­нес по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. | Но хвосты спрятались в лесу, и чтобы найти их, надо пра­вильно назвать их, ответив на вопрос: «Чей это хвост?»

Вот во мху виднеется рыжий пушистый хвост лисы. Чей это хвост? {Лисий.)

Вот на полянке на бугорке примостился маленький хво­стик оленя. Чей это хвост? (Олений.) В чаще леса нашелся Яхвост волка. Чей это хвост? [Волчий.) А под дубом лежит [ коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его короткий хвост. Вот на сосне висит се-I ренький пушистенький хвостик белки. Чей это хвост? (Бе- [ линий.) Белка нашла свой хвост. Все животные нашли свои I хвосты и были этому очень рады.

«Прятки». Логопед сообщает детям, что животные реши-I ли поиграть в прятки, но не смогли спрятаться полностью. i И поэтому можно увидеть их. Логопед помещает на набор­ном полотне картинки с изображением частей тела спрятав-I шихся животных и предлагает детям угадать, какие живот-

[ ные спрятались.

Речевой материал: голова — рыбья, оленья, лисья, коровья, птичья, медвежья, заячья, беличья; хвост — рыбий, олений, ли- щсий, коровий, птичий, медвежий, заячий, беличий.

 

 



«Ералаш». Перед детьми на столах разложены картинки, изображающие животных. Картинки разрезаны на три час­ти. На наборном полотне демонстрируются картинки, на которых нарисованы животные. Логопед предлагает детям из разрезанных картинок составить целое изображение жи­вотного, назвав при этом правильно его части (голову, хвост и туловище). Например: «У меня на картинке лисий хвост (лисья голова, лисье туловище)».

Речевой материал: хвост — козий, рыбий, бараний, олений, коровий, павлиний, птичий, медвежий, собачий, заячий, вол­чий, беличий; голова — козья, рыбья, баранья, оленья, коровья, павлинья, птичья, медвежья, собачья, заячья, волчья, беличья; туловище — козье, рыбье, баранье, оленье, коровье, павлинье, птичье, медвежье, собачье, заячье, волчье, беличье.

«Помоги Незнайке». Логопед сообщает, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно, пу­тает слова. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и на­учить его произносить слова правильно, без ошибок.

Первый вариант. Логопед произносит в случайном по­рядке словосочетания, в которых правильно и неправильно использованы прилагательные, и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, прилагательное, произнесен­ное неправильно.

Второй вариант. Логопед произносит в случайном по­рядке словосочетания, в которых правильно и неправильно употреблены прилагательные. Он предлагает детям испра­вить ошибку, если они услышать неправильно произнесен­ное слово, и назвать верный вариант.

Речевой материал: папиновая газета, мамино платье, те­тин плащ, дядиновая ручка, лисина лапа, коровье молоко, пав­линье перо, баранино сало, собакина будка, волчье логово, мед-вединое ухо, птичин клюв, беличье дупло.

«Чья голова?». На наборном полотне расположены кар­тинки, изображающие животных (птиц) и их голов. Логопед указывает на картинки, предлагает детям определить и на­звать одним словом, чья это голова.

Речевой материал: лошадиная, куриная, мышиная, лебеди­ная, воробьиная, ястребиная.


«Назови правильно листья». На наборном полотне демон­стрируются картинки, изображающие деревья и листья. Ло­гопед предлагает детям сказать, как назвать одним словом лист дуба (березы...).

Речевой материал: лист дуба — дубовый, лист ольхи —..., лист клена —..., шишка сосны —..., шишка ели —..., лист бе­резы —..., лист липы —..., лист рябины —..., лист осины —...,

лист яблони —...

«Что из чего сделано?». Перед детьми на столах разложе­ны карточки с изображением разных предметов. Логопед | называет предмет и материал, из которого он сделан, напри­мер косынка из шелка, и предлагает детям найти изображе­ние этого предмета на карточках. Тот, на чьей карточке есть этот предмет, должен назвать словосочетание прилагатель­ного и существительного, то есть ответить на вопрос «Ка-j кой?»: шелковая косынка. Затем он закрывает картинку фиш­кой.

Речевой материал: платок из пуха — пуховый, шкаф из ду-I ба — дубовый, стол из березы — березовый, шуба из меха — меховая, суп из гороха — гороховый, чашка из фарфора — фарфоровая, сапоги из резины — резиновые, игрушка из пластмассы — пластмассовая, варенье из вишни — вишне­вое, платье из ситца — ситцевое, приправа из перца — перцо­вая; одеяло из ваты — ватное, сковорода из чугуна — чугун­ная, коробка из картона —- картонная, дом из кирпича — кирпичный, ваза из хрусталя — хрустальная, папка из бума­ги — бумажная, хлеб из пшеницы — пшеничный, ком из снега — снежный, варенье из яблок —- яблочное, сумка из ко­жи —кожаная, шарф из шерсти — шерстяной, костюм из льна —льняной, кольцо из серебра — серебряное, дом из де­рева — деревянный, стакан из стекла — стеклянный, солдатик из олова — оловянный, крыша из соломы — соломенная.

«Повар». Логопед предлагает ребенку стать поваром и объяснить, что можно приготовить из продуктов, которые назовет логопед (например, грибы — грибной суп).

Речевой материал: лимон, картофель, морковь, рыба, мясо, яблоко, земляника, брусника, молоко, овсяные хлопья.


«Подумай и составы. Логопед предлагает детям составить словосочетания из двух слов, предложенных в начальной форме.

Речевой материал:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.126 с.)