Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие умения определять род существительных по флексии.
Закрепление связи грамматического значения мужского рода с формальными признаками. «Подбери слово к картинке». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает отобрать картинки с изображениями, о которых можно сказать большой. Речевой материал: дом, стол, пила, чайник, стрела, кот, свеча, лимон, сосна, плита, стул, кукла. «Составь словосочетание». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображенные на них предметы, назвать те, которые подходят к слову большой, и составить с ними словосочетания (картинки см. в предыдущем задании). Закрепление связи грамматического значения женского рода с формальными признаками. «Подбери слово к картинке». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает отобрать картинки с изображениями, о которых можно сказать большая. Речевой материал: автобус, шуба, сумка, карандаш, роза, топор, лампа, шишка, помидор, кукла, стакан.
«Составь словосочетание». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображенные на них предметы, назвать те, которые подходят к слову большая, и составить с ними словосочетания (картинки см. в предыдущем задании). Дифференциация мужского и женского рода существительных. «Разложи в две группы». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает детям отобрать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большой, в другую группу — большая. (См. картинки к предыдущим заданиям.) «Найди и назови лишнюю картинку». Перед детьми на столах разложены по три предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображения, выбрать лишнюю картинку, к названию которой не подходит слово большой (большая), назвать ее и объяснить свой выбор. Речевой материал (картинки): дом, стол, свеча; телевизор, сосна, кот; лампа, карандаш, диван; стул, банан, ручка; чайник, стрела, пила; плита, свеча, ковер; книга, цветок, ягода; машина, телефон, шишка. Закрепление связи грамматического значения среднего рода с формальными признаками. «Подбери слово к картинке». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает детям отобрать картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большое.
Речевой материал: дом, стол, кольцо, пила, стрела, паль-го, яйцо, свеча, гнездо, стул, стекло, игла; шуба, яблоко, поло-генце, роза, топор, кресло, шишка, солнце, помидор. «Составь словосочетание». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает детям отобрать картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большое, и составить с ними словосочетания. (См. картинки к предыдущему заданию.) Дифференциация среднего и мужского рода существительных. «Разложи в две группы». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает детям отобрать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большой, в другую группу -— большое.
Речевой материал: поезд, стол, кольцо, колесо, пальто, лимон, гнездо, стул, стекло, перо, автобус, яблоко, зеркало, арбуз, полотенце, карандаш, дерево, топор, солнце. «Найди лишнюю картинку». Перед детьми на столах разложены по три предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображения, выбрать лишнюю картинку, к названию которой не подходит слово большой (большое), назвать ее и объяснить свой выбор. Речевой материал (картинки): дом, стол, колесо; телевизор, яйцо, кот; полотенце, карандаш, диван; стул, банан, кресло; чайник, дупло, крыльцо; гнездо, стекло, ковер; солнце, цветок, дерево; озеро, яблоко, телефон. Дифференциация среднего и женского рода существитель- [ ных. «Разложи в две группы». Перед детьми на столах разложе-|ны предметные картинки. Логопед предлагает детям ото-f брать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большая, в другую группу — большое. .'••■ Речевой материал: плита, бревно, сосна, кольцо, колесо, свеча, плита, яйцо, гнездо, стрела, стекло, игла, рука, крыша, яблоко, зеркало, полотенце, машина, труба, кресло, шапка, шуба. «Найди лишнюю картинку». Перед детьми на столах разложены по три предметные картинки. Логопед предлагает внимательно рассмотреть изображения, выбрать лишнюю картинку, к названию которой не подходит слово большая (большое), назвать ее и объяснить свой выбор.
Речевой материал (картинки): рука, стрела, колесо; свеча, яйцо, сосна; полотенце, крыша, дудочка; шапка, банка, кресло; свеча, дупло, крыльцо; гнездо, стекло, игла; солнце, шишка, дерево; озеро, яблоко, книга. Дифференциация мужского, женского и среднего рода существительных. «Разложи в три группы». Перед детьми на столах разложены предметные картинки. Логопед предлагает детям отобрать в одну группу картинки, изображающие предметы, о которых можно сказать большая, в другую группу — большой, в третью группу — большое. Речевой материал: автобус, дом, плита, бревно, стол, кольцо, колесо, свеча, пальто, чайник, плита, яйцо, нож:, карандаш, стекло, перо, пенал, игла, рука, шишка, стул, нос, книга, зеркало, лист, ваза, полотенце, арбуз, машина, ботинок, труба, фен, кресло, солнце, шапка, шуба, телефон. «Умная стрелка». Детям демонстрируются «волшебные часы», на циферблат которых вместо цифр наклеены предметные картинки. Логопед предлагает ребенку указать волшебной стрелкой на картинку, к названию которой подходи! слово большой (большая, большое), и произнести словосочетание с этими словом. Речевой материал: кольцо, дом, плита, бревно, стол, колесо, свеча, пальто, чайник, плита, яйцо, автобус, карандаш, стекло, перо, пенал, игла, нож, рука, книга, нос, зеркало, лист, I ваза, полотенце, арбуз, машина, ботинок, дерево, труба, шиш-! ка, стул, фен, кресло, солнце, шапка, шуба, телефон. «Ловкий мяч». На наборном полотне расположены кар-[тинки, изображающие предметы, названия которых соот- ■ветствуют мужскому, женскому и среднему роду. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово большой (большая, большое). Ребенок, поймав мяч, должен назвать картинку, название которой подходит к данному слову, либо самостоятельно подобрать слово без опоры на картинки. Дифференциация мужского и женского рода существительных с флексией -а/-я. «Покажи правильно». Перед ребенком в случайном по- { рядке разложены предметные картинки с изображением лиц женского и мужского пола. Логопед говорит»: «Я буду произносить слова женщина или мужчина, а ты возьми соответствующую картинку и отложи ее в сторону». Когда перед ре-| бенком останется одна картинка, логопед задает ему вопрос: |«Это мужчина или женщина?» Речевой материал (картинки): дядя, юноша, дедушка, тетя, девушка, девочка, бабушка. «Лишнее слово». Логопед произносит ряд слов, обозначающих лиц мужского и женского пола, и просит детей назвать лишнее слово и объяснить свои действия. Речевой материал: тетя, бабушка, юноша; дядя, мама, девочка; папа, дедушка, тетя; бабушка, папа, дядя; мама, дедушка, дядя; девочка, дедушка, девушка. «Цепочка». Логопед произносит слово, обозначающее лицо мужского или женского пола. Ребенок должен продолжить словесный ряд и объяснить свои действия. Например, дядя —... {юноша, папа, дедушка); тетя —... {мама, девочка, девушка, бабушка). «Подбери и назови слово». Логопед в случайном порядке демонстрирует картинки-символы, изображающие фигуры человека мужского и женского пола. Дети подбирают к ним слова.
«Ловкий мяч». Логопед, бросая мяч ребенку, произносит |В случайном порядке слова {мужчина или женщина). Ребенок, поймав мяч, называет лиц мужского или женского пола. Речевой материал: юноша, дядя, тетя, девушка, девочка, бабушка. «Веселый мяч». Логопед, бросая мяч ребенку, называет слова, обозначающие лиц мужского или женского пола. Ребенок, поймав мяч, должен определить мужчина это или женщина. Речевой материал: папа, дядя, юноша, дедушка, мама, тетя, девушка, девочка, бабушка. «Чудесный мешочек». На столе выложены картинки-символы (изображения мужской и женской фигуры). Логопел предлагает детям, поочередно вынимая из «чудесного мешочка» картинки, изображающие лиц мужского и женского пола, разложить их под соответствующими символами. В конце игры дети должны объяснить свой выбор. Развитие понимания и дифференциации словообразовательных моделей Словообразование, одной стороны, это особый путь развития словаря, важнейшее средство пополнения словарного состава языка, а с другой стороны, оно является составной частью морфологической системы языка. В ходе коррекционной работы по совершенствованию словообразования отрабатываются модели, находящиеся |в зоне как актуального, так и ближайшего развития дошкольников с ЗПР. Основное внимание при этом уделяется обучению детей наиболее продуктивным словообразовательным моделям, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление непродуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.
В работе над каждой словообразовательной моделью ис пользуется принцип поэтапного формирования умственных действий (первоначально работа строится с опорой на на глядно-образное мышление, далее в речевом плане и, нако нец, во внутреннем плане). Логопедическая работа по обучению детей с ЗПР словообразовательным моделям и их дифференциации осуществ ляется в следующей последовательности: —дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суф фиксов со значением «очень большой»; —образование прилагательных от существительных; —дифференциация значений глаголов, образованных префиксальным способом. Дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой». Учитывая закономерности нор мального онтогенеза, мы рекомендуем следующую последо вательность работы по дифференциации существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».
Первый этап — дифференциация существительных, об разованных с помощью уменьшительно-ласкательных суф фиксов и суффиксов со значением «очень большой», на ма териале слов: — образование уменьшительно-ласкательных существи — образование существительных с использованием суф — образование уменьшительно-ласкательных существи — образование существительных мужского и женского — образование существительных с использованием ме — образование существительных с помощью суффиксов — дифференциация существительных, образованных Второй этап — дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой», на материале квазислов. Логопедическая работа осуществляется в той же последовательности, что и на материале слов. Образование прилагательных от существительных. Учитывая закономерности нормального онтогенеза, мы рекомендуем следующую последовательность коррекционно-логопедической работы: а) образование качественных прилагательных: чередования: холодный, талантливый; с чередованием: смешной, скучный); — образование с помощью менее продуктивных суффик- б) образование притяжательных прилагательных (разно — образование с использованием продуктивных суффик
\ Ш. 4036 — образование с использованием суффикса -j- (без чере
в) образование собственно относительных прилагательных: — образование с использованием продуктивных суффик —образование с использованием суффикса -ин- (гусиный, лошадиный, лебединый), «обозначающего принадлежность и свойственность животному» [Виноградов, 2001. С. 196]; — образование с использованием суффикса -н- (без чере — образование с использованием менее продуктивных Дифференциация значений глаголов, образованных префиксальным способом. Поскольку семантическое различие между значением производных глаголов более тонкое и сложное, логопедическая работа в этом направлении начинается с закрепления преимущественно простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов с постепенным закреплением непродуктивных. Коррекционно-логопедическая работа организуется в следующей последовательности: — образование глаголов с приставками в-, вы-, на- — образование глаголов с приставкой при- {прилететь, — образование глаголов с приставками с-, у-, по-, под-, В процессе работы уточняется общее значение и звучание словообразующих аффиксов, осуществляется сравнение родственных слов по значению и звучанию (производящего и производного) с определением их сходства и различия. Логопедическая работа по дифференциации значений глаголов, образованных префиксальным способом, предполагает: — уяснение лексического значения глагола, от которого — сопоставление его с глаголом, имеющим приставку — усвоение значения приставки (выделение общего эле — сопоставление однокоренных глаголов с различными — усвоение соотношения приставки и соответствующего Игры на развитие понимания и дифференциации словообразовательных моделей 1. Дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой». «Покажи то, что я назову». Перед детьми разложены картинки, изображающие пары предметов обычного и маленького размера. Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ик- (например, дом — домик), объясняя, что «волшебная часть» слова с -ик- превращает предмет в маленький. Затем логопед называет пары слов, изображенные на картинках, и предлагает детям определить, где изображены маленькие предметы, а где — обычные: «Покажи, где дом, а где домик». Аналогичная работа проводится с суффиксами -чик, -онок, -ёнок, -очк-, -ечк-, -ц-.
Речевой материал (картинки): нос — носик, куст — кустик, сад — садик, стол — столик, корабль — кораблик, мяч — мячик, комар — комарик; шкаф — шкафчик, стул — стульчик, чемодан — чемоданчик, диван — диванчик, помидор — помидорчик, портфель — портфельчик, карман — карманчик; мышь — мышонок, кот — котенок, тигр — тигренок, волк — волчонок, медведь — медвежонок, заяц — зайчонок, лев — львенок; лента — ленточка, тетрадь — тетрадочка, юбка — юбочка, сумка — сумочка, вилка — вилочка, чашка — чашечка, тарелка — тарелочка, ложка — ложечка, кружка — кружечка, подушка — подушечка, книга — книжечка; зеркало — зеркальце, дерево — деревце, окно — оконце. «Угадай». Перед детьми на столах лежат картинки-символы, изображающие круги большого и маленького размера одного цвета. Логопед в случайном порядке называет слова и предлагает детям определить, о каком предмете (животном) он говорит — о большом или маленьком, выбрав соответствующую картинку-символ. Речевой материал (см. выше). «Услышь ласковое слово». Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ок (например, лес — лесок), объясняя, что «волшебная часть» слова с -ок превращает слово в ласковое. Затем он произносит в случайном порядке пары слов и просит детей хлопнуть в ладоши, если они услышат ласковое слово. Аналогичная работа проводится с суффиксами -к-, -оньк-, -еньк-, -ичк-, -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-. Речевой материал: лес — лесок, голос — голосок, петух — петушок, старик — старичок, друг — дружок, снег — снежок, бок — бочок, круг — кружок; береза — березка, шуба — шубка, лошадь — лошадка, корова — коровка, капля — капелька, рука — ручка, нога — ножка; береза — березонька, ночь — ноченька, дочь — доченька, Оля — Оленька, рука — рученька, нога — ноженька, подруга — подруженька;лиса —лисичка, вода — водичка, сестра — сестричка; голова — головушка, зима — зимушка; зерно — зернышко, перо — перышко, крыло — крылышко, гнездо —гнездышко, бревно — бревнышко, солнце — солнышко; вода — водица, каша — кашица, кожа — кожица, масло — маслице, кресло — креслице, платье — платьице; письмо — письмецо, пальто — пальтецо. «Ласково — не ласково» (игра с мячом). Логопед бросает мяч ребенку, называя в случайном порядке слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и без них, и предлагает сказать, как звучит слово — ласково или нет. Речевой материал (см. выше). «Волшебник». Перед ребенком раскладываются картинки, на одной стороне которых изображен предмет обычного размера, а на другой стороне — маленького. Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до картинки, изображающей предмет обычного размера, «превратить» его в маленький, назвав слово. Если ребенок правильно выполняет задание, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изображение маленького предмета. Речевой материал (картинки): нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, комар; шкаф, стул, чемодан, диван, помидор, портфель, карман; тигр, волк, медведь, заяц, лев; лента, тетрадь, юбка, сумка, вилка, чашка, тарелка, ложка, кружка, подуш-\ка, книга, дерево, зеркало. «В зоопарке». На наборном полотне расположены картинки, изображающие животных и их детенышей. Логопед предлагает детям стать экскурсоводами и рассказать, какие животные (детеныши) живут в зоопарке (например, «Здесь живет слон, а здесь — слоненок»).
Речевой материал: слон — слоненок, волк — волчонок, медведь — медвежонок. «Покажи, что я назову». Перед детьми разложены картинки с изображением пар предметов обычного и большого размера. Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ищ- (например, дом — домище), объясняя, что «волшебная часть» слова с -ищ- превращает предмет в большой. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, где изображены большие предметы, а где обычные: «Покажи, где дом, а где домище». Аналогичная работа проводится с суффиксом -ин-. Речевой материал (картинки): дом — домище, нос — носище, кот — котище, усы — усищи, комар — комарище, куст — кустище, помидор — помидорище; дом — домина, нос — носина. «Дюймовочка». На наборном полотне расположена сюжетная картинка, на которой нарисованы Дюймовочка и предметы, которые ее окружают. Логопед предлагает детям назвать предметы, которыми пользуется Дюймовочка. Поскольку Дюймовочка — маленькая девочка, то и все вещи, которыми она пользуется, тоже маленькие. Речевой материал: зеркальце, столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, платочек. «Узнай, о чем я говорю» (игра с мячом). Логопед бросает мяч ребенку, называя в случайном порядке слова со значением «очень большой» и без него. Он предлагает ребенку определить, о каком предмете (животном) идет речь— о большом или нет. Речевой материал (см. выше). «Волшебник». Перед ребенком раскладываются картинки, на одной стороне которых изображен предмет обычного размера, а на другой стороне — большого. Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до картинки, изображающей предмет обычного размера, «превратить» его в большой, добавив «волшебную часть» слова -ищ- или -ин-, называя слово. Если ребенок выполняет задание правильно, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изображение большого предмета. Речевой материал (картинки): дом, нос, кот, усы, комар, куст, помидор. «Комарик и слон». Перед детьми на столах лежат карточки с изображением слона и комара. Логопед в случайном порядке называет слова (существительные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой») и предлагает детям поднять карточку, изображающую слона, если речь идет о большом предмете, карточку с изображением комара, если—о маленьком. Речевой материал: домик, садик, домище, мячик, диванчик, носина, портфельчик, тетрадочка, ротище, чашечка, ложечка, усищи, книжечка, зеркальце, ручищи, деревце, ножищи, домина. «Два брата ИК и ИЩ». На наборном полотне изображения двух братьев ИКа и ИЩа. Логопед рассказывает детям историю о них: «Жили два брата. Одного звали И К, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел маленький домик, а ИЩ — большой домище. У ИКа был носик, а у ИЩа — носище». Логопед предлагает детям подобрать слова, которые нужны каждому братцу. Речевой материал: ротик — ротище, лобик — лбище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи. «Поймай мяч». Логопед произносит словосочетания, бросая мяч детям, и предлагает им отвечать одним словом, используя суффиксы -ик- и -ищ- (например, маленький дом — домик, большой дом — домище). Речевой материал: маленький комар — комарик, малень- кий куст — кустик, большие усы — усищи, большой куст — кустище, маленький ковер — коврик, большая лапа — лапища, маленький винт — винтик, большой помидор — помидо- рище. «Большой, маленький». Логопед в случайном порядке называет слова большой или маленький и предлагает детям подобрать к ним соответствующие слова (например, большой — носище, усищи...; маленький —лисичка, стульчик, домик...). С целью развития языкового чувства и формирования языковых обобщений дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой» проводится и на материале квазислов. Работа организуется в той же последовательности и в тех же играх, что и на материале слов. Речевой материал: зйлвик, фурсик, хрупчик, брудчик, слю-чдк, лонёк, жаваружка, плючбнок, лиарёнок, куздрочка, ши-мёчко, мурхонъка, руменъка, тусйчка, мамлынушка, тйт-мышко, коржйца, титмецд, лёревце, квёрца, муорйще, зил- вйна. «Большой или маленький». Логопед называет квазислова со значением «очень большой» и «маленький» и предлагает детям определить, о каком предмете идете речь — о большом или маленьком. Образование прилагательных от существительных. «Подумай и назови». Логопед предлагает детям дать правильные определения. Речевой материал: — Если на рубашке грязь, то рубашка... (грязная). — Если очень холодно, то день... (холодный). — Если на улице шум, то улица... (шумная). — Если человеку сопутствует удача, то человек... (удачли — Если у человека талант, то человек... (талантливый). — Если весь день идет дождь, то день... (дождливый). ответить на них. Речевой материал: — Как назвать ученика за ум? (Умный.) — Как назвать борца за силу? (Сильный.) —Как назвать «волшебное царство», если все его жители —Как назвать песню, если она вызывает тоску? (Тоскли — Как назвать ворону за крик? (Крикливая.) — Как назвать клоуна, если он вызывает смех? (Смешной.) —Как назвать фильм, если он вызывает скуку? (Скуч — Как назвать мальчика за драку? (Драчливый.) — Как сказать про носок, если он с дыркой? (Дырявый.) — Как назвать девочку, если у нее кудри? (Кудрявая.) Первый вариант. Логопед произносит в случайном порядке предложения, в которых правильно и неправильно использованы прилагательные, и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат прилагательное, произнесенное неправильно. Второй вариант. Логопед произносит в случайном порядке предложения, в которых правильно и неправильно употреблены прилагательные. Он предлагает детям исправить ошибку, если они услышать неправильно произнесенное слово, и назвать верный вариант. Речевой материал: —По лесу бродит голоденный волк. —За окном очень шумная улица. —На улице льет силовой дождь. —Сегодня чудесный морозновый день. —Мальчик не хочет есть холодный суп. —Мальчик вернулся с улицы весь грязенный. —Мама готовит полезновую пищу. —Наступила сырая, дожденная осень. — На опушку выскочил трусостный заяц. — Во дворе жил очень драчливый мальчик. «Угадай, кто хозяин». На наборном полотне расположены предметные картинки. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть их и ответить на вопрос: «Чей это?» («Чья это?»). Речевой материал: сумка мамы — мамина, платок тети — тетин, костюм дяди — дядин, газета папы — папина, дом кошки — кошкин, галстук отца — отцов, хвост крокодила — крокодилов. «Хвосты». Логопед рассказывает детям сказку и предлагает помочь животным. Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у се-■ бя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнес по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. | Но хвосты спрятались в лесу, и чтобы найти их, надо правильно назвать их, ответив на вопрос: «Чей это хвост?» Вот во мху виднеется рыжий пушистый хвост лисы. Чей это хвост? {Лисий.) Вот на полянке на бугорке примостился маленький хвостик оленя. Чей это хвост? (Олений.) В чаще леса нашелся Яхвост волка. Чей это хвост? [Волчий.) А под дубом лежит [ коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его короткий хвост. Вот на сосне висит се-I ренький пушистенький хвостик белки. Чей это хвост? (Бе- [ линий.) Белка нашла свой хвост. Все животные нашли свои I хвосты и были этому очень рады. «Прятки». Логопед сообщает детям, что животные реши-I ли поиграть в прятки, но не смогли спрятаться полностью. i И поэтому можно увидеть их. Логопед помещает на наборном полотне картинки с изображением частей тела спрятав-I шихся животных и предлагает детям угадать, какие живот- [ ные спрятались. Речевой материал: голова — рыбья, оленья, лисья, коровья, птичья, медвежья, заячья, беличья; хвост — рыбий, олений, ли- щсий, коровий, птичий, медвежий, заячий, беличий.
«Ералаш». Перед детьми на столах разложены картинки, изображающие животных. Картинки разрезаны на три части. На наборном полотне демонстрируются картинки, на которых нарисованы животные. Логопед предлагает детям из разрезанных картинок составить целое изображение животного, назвав при этом правильно его части (голову, хвост и туловище). Например: «У меня на картинке лисий хвост (лисья голова, лисье туловище)». Речевой материал: хвост — козий, рыбий, бараний, олений, коровий, павлиний, птичий, медвежий, собачий, заячий, волчий, беличий; голова — козья, рыбья, баранья, оленья, коровья, павлинья, птичья, медвежья, собачья, заячья, волчья, беличья; туловище — козье, рыбье, баранье, оленье, коровье, павлинье, птичье, медвежье, собачье, заячье, волчье, беличье. «Помоги Незнайке». Логопед сообщает, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и научить его произносить слова правильно, без ошибок. Первый вариант. Логопед произносит в случайном порядке словосочетания, в которых правильно и неправильно использованы прилагательные, и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, прилагательное, произнесенное неправильно. Второй вариант. Логопед произносит в случайном порядке словосочетания, в которых правильно и неправильно употреблены прилагательные. Он предлагает детям исправить ошибку, если они услышать неправильно произнесенное слово, и назвать верный вариант. Речевой материал: папиновая газета, мамино платье, тетин плащ, дядиновая ручка, лисина лапа, коровье молоко, павлинье перо, баранино сало, собакина будка, волчье логово, мед-вединое ухо, птичин клюв, беличье дупло. «Чья голова?». На наборном полотне расположены картинки, изображающие животных (птиц) и их голов. Логопед указывает на картинки, предлагает детям определить и назвать одним словом, чья это голова. Речевой материал: лошадиная, куриная, мышиная, лебединая, воробьиная, ястребиная. «Назови правильно листья». На наборном полотне демонстрируются картинки, изображающие деревья и листья. Логопед предлагает детям сказать, как назвать одним словом лист дуба (березы...). Речевой материал: лист дуба — дубовый, лист ольхи —..., лист клена —..., шишка сосны —..., шишка ели —..., лист березы —..., лист липы —..., лист рябины —..., лист осины —..., лист яблони —... «Что из чего сделано?». Перед детьми на столах разложены карточки с изображением разных предметов. Логопед | называет предмет и материал, из которого он сделан, например косынка из шелка, и предлагает детям найти изображение этого предмета на карточках. Тот, на чьей карточке есть этот предмет, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, то есть ответить на вопрос «Ка-j кой?»: шелковая косынка. Затем он закрывает картинку фишкой. Речевой материал: платок из пуха — пуховый, шкаф из ду-I ба — дубовый, стол из березы — березовый, шуба из меха — меховая, суп из гороха — гороховый, чашка из фарфора — фарфоровая, сапоги из резины — резиновые, игрушка из пластмассы — пластмассовая, варенье из вишни — вишневое, платье из ситца — ситцевое, приправа из перца — перцовая; одеяло из ваты — ватное, сковорода из чугуна — чугунная, коробка из картона —- картонная, дом из кирпича — кирпичный, ваза из хрусталя — хрустальная, папка из бумаги — бумажная, хлеб из пшеницы — пшеничный, ком из снега — снежный, варенье из яблок —- яблочное, сумка из кожи —кожаная, шарф из шерсти — шерстяной, костюм из льна —льняной, кольцо из серебра — серебряное, дом из дерева — деревянный, стакан из стекла — стеклянный, солдатик из олова — оловянный, крыша из соломы — соломенная. «Повар». Логопед предлагает ребенку стать поваром и объяснить, что можно приготовить из продуктов, которые назовет логопед (например, грибы — грибной суп). Речевой материал: лимон, картофель, морковь, рыба, мясо, яблоко, земляника, брусника, молоко, овсяные хлопья. «Подумай и составы. Логопед предлагает детям составить словосочетания из двух слов, предложенных в начальной форме. Речевой материал:
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.126 с.) |