Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие понимания и дифференциации грамматических форм слова
Работа по развитию и дифференциации грамматических форм слова организуется в следующих направлениях: — дифференциация глаголов в форме 3-го лица един — дифференциация форм единственного и множествен — обучение пониманию и дифференциации предложно- — развитие умения определять род существительных по Каждая грамматическая форма отрабатывается в следующей последовательности: — выделение общего грамматического значения ряда — соотнесение выделенного значения с флексией, выра — звуковой анализ флексии; — закрепление связи грамматического значения и флек Работа в данной последовательности должна, на наш взгляд, способствовать образованию аналогичных слово форм в спонтанной речи на основе усвоенных детьми алгоритмов. Дифференциация глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. Значимость целенаправленного формирования у детей с ЗПР системы словоизменения глаголов и закрепления связей между глагольными формами обусловлена предикативной функцией глагола в предложении. Коррекционно-логопедическая работа в этом направле нии проводится в следующей последовательности: — дифференциация глаголов 3-го лица единственного и — дифференциация глаголов 3-го лица единственного — дифференциация глаголов 3-го лица единственного К историческим чередованием согласных в корне {бежит — ШЦгут, стрижет — стригут, может — могут). Дифференциация форм единственного и множественного числа существительных. Учитывая онтогенетические факторы развития речи, мы рекомендуем последовательность работы, направленной на дифференциацию форм единственного и множественного числа существительных, и прежде нсего закрепление формы множественного числа.
Первый этап — дифференциация форм единственного и множественного числа существительных на материале слов: — закрепление формы множественного числа с флексией — закрепление формы множественного числа с флексией — закрепление формы множественного числа с флексией — закрепление формы множественного числа «с непро — дифференциация форм множественного числа с раз Как видим, сначала закрепляются формы множествен-[ного числа с ударной флексией, затем — с безударной. Направления логопедической работы по закреплению форм множественного числа существительных: — словоформа с ударным окончанием (крот — кроты, — форма множественного числа с безударным окончани
— форма множественного числа с ударным окончанием, с морфонологическими изменениями в основе (сон — сны, огурец — огурцы, лев —львы); —словоформа с безударным окончанием с морфонологическими изменениями в основе {перец — перцы, дятел — дятлы, заяц — зайцы). После закрепления вышеназванных словоформ проводится дифференциация грамматических форм с различными флексиями. Второй этап — дифференциация форм единственного и множественного числа существительных на материале квази слов. Данное направление работы способствует формированию у дошкольников языкового осознания, развитию «чувства языка». Логопедическая работа осуществляется в'той же последовательности, что и на материале слов. Развитие понимания и дифференциации предложно-падежных сочетаний. При определении последовательности работы по развитию дифференциации предложно-падежных сочетаний учитывается очередность их появления в онтогенезе. Поэтому сначала отрабатывается употребление предлогов в, на, под, а позднее — предлогов над, из, около, за, перед, между, по, из-за, из-под.
Логопедическая работа начинается с развития понимания и дифференциации предложно-падежных сочетаний, выражающих динамические, а затем статические пространственные отношения. В процессе коррекционной работы каждый предлог сначала отрабатывается отдельно, а затем проводится их дифференциация. Формирование значений одного и того же предлога осуществляется с опорой на графические схемы. Условно можно выделить следующие этапы работы: — уточнение значения и дифференциация предлогон — употребление и дифференциация предлогов в эксп На занятиях с детьми отрабатываются следующие пред-ложно-падежные формы: — винительный падеж с предлогами в, на, за, под (значе — предложный падеж с предлогами в, на (значение ме — дательный падеж с предлогами по, к (значение направ- — родительный падеж с предлогами у, около (значение — творительный падеж с предлогами за, над, под, перед, Коррекционно-логопедическая работа организуется и следующих направлениях: — уточнение значений одного и того же предлога; — дифференциация различных значений одного и того — дифференциация понимания и употребления различ — закрепление связи между приставочным глаголом и Развитие умения определять род существительных по флексии. Направления работы: — закрепление связи грамматического значения мужско- — закрепление связи грамматического значения женско- | флексией а; формы с безударной флексией -а); — дифференциация существительных мужского и жен- аМ — закрепление связи грамматического значения средне — дифференциация существительных среднего и муж — дифференциация существительных среднего и жен — дифференциация существительных мужского, жен — дифференциация существительных женского и муж Категория рода — лексико-грамматическая категория, следовательно, данное направление работы предполагаем определение рода существительных с флексией -а с опором и на формальный признак, и на лексическое значение. В процессе работы учитывается, что представление о поло вом различии живых существ формируется у ребенка на самом раннем этапе развития. Поэтому сначала устанавлива ется связь между категорией рода (существительных жен ского и мужского рода с флексией -а) и половым признаком соответствующего лица. Логопед называет слова дядя, папа, юноша, дедушка (тетя, мама, девочка, девушка, бабушка) и задает вопрос: «Эти люди мужчины или женщины?» Затем проводится работа по дифференциации существительных мужского и женского рода.
Так как нулевую флексию в начальной форме с основой на мягкий согласный в русском языке имеют существитель ные и женского, и мужского рода (дверь, конь), то диффе ренциация грамматического значения рода данных суще ствительных должна осуществляться с опорой на систему падежных флексий (то есть при сравнении минимум двух флексий: конь — коня, дверь — двери). Такая дифференциа ция становится доступной детям с ЗПР только в том случае, если они овладеют школьной программой по русскому язы ку. Поэтому дифференциация существительных мужского и женского рода с опорой на систему падежных флексий не входит в методику логопедической работы с дошкольни ками. Игры на развитие понимания и дифференциации грамматических форм словоизменения
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.014 с.) |