Развитие понимания и дифференциации грамматических форм слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие понимания и дифференциации грамматических форм слова



Работа по развитию и дифференциации грамматических форм слова организуется в следующих направлениях:

— дифференциация глаголов в форме 3-го лица един­
ственного и множественного числа настоящего времени;

— дифференциация форм единственного и множествен­
ного числа существительных;

— обучение пониманию и дифференциации предложно-
падежных сочетаний;

— развитие умения определять род существительных по
флексии.

Каждая грамматическая форма отрабатывается в следую­щей последовательности:

— выделение общего грамматического значения ряда
словоформ;

— соотнесение выделенного значения с флексией, выра­
жающей данное грамматическое значение;

— звуковой анализ флексии;

— закрепление связи грамматического значения и флек­
сии в специально подобранных упражнениях.

Работа в данной последовательности должна, на наш взгляд, способствовать образованию аналогичных слово форм в спонтанной речи на основе усвоенных детьми алго­ритмов.

Дифференциация глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. Значимость целенаправленного формирования у детей с ЗПР системы словоизменения глаголов и закрепления связей между гла­гольными формами обусловлена предикативной функцией глагола в предложении.

Коррекционно-логопедическая работа в этом направле нии проводится в следующей последовательности:

— дифференциация глаголов 3-го лица единственного и
множественного числа с ударной флексией без чередования
звуков в корне {звенитзвенят, стучитстучат, поет
поют);


— дифференциация глаголов 3-го лица единственного
И множественного числа с безударной флексией без чередо­
вания звуков в корне (прыгает — прыгают, плачетпла­
чут);

— дифференциация глаголов 3-го лица единственного
И множественного числа с ударной и безударной флексией

К историческим чередованием согласных в корне {бежит — ШЦгут, стрижетстригут, может — могут).

Дифференциация форм единственного и множественного числа существительных. Учитывая онтогенетические факто­ры развития речи, мы рекомендуем последовательность ра­боты, направленной на дифференциацию форм единствен­ного и множественного числа существительных, и прежде нсего закрепление формы множественного числа.

Первый этап — дифференциация форм единственного и множественного числа существительных на материале слов:

— закрепление формы множественного числа с флексией
-ы (слонслоны, березаберезы);

— закрепление формы множественного числа с флексией
•и (мячмячи, волкволки);

— закрепление формы множественного числа с флексией
1-е (домдома, окно — окна);

— закрепление формы множественного числа «с непро­
дуктивной флексией именительного падежа на -ья» [Вино-
i радов, 2001. С. 130] (стул — стулья);

— дифференциация форм множественного числа с раз­
личными флексиями.

Как видим, сначала закрепляются формы множествен-[ного числа с ударной флексией, затем — с безударной.

Направления логопедической работы по закреплению форм множественного числа существительных:

— словоформа с ударным окончанием (кроткроты,
сапог — сапоги, дом
дома);

— форма множественного числа с безударным окончани­
ем, с постоянным ударением в основе (слива — сливы, роза
1>озы, улитка —улитки);


 




— форма множественного числа с ударным окончанием, с морфонологическими изменениями в основе (сонсны, огурец — огурцы, лев —львы);

—словоформа с безударным окончанием с морфоноло­гическими изменениями в основе {перецперцы, дятелдятлы, заяцзайцы).

После закрепления вышеназванных словоформ прово­дится дифференциация грамматических форм с различными флексиями.

Второй этап — дифференциация форм единственного и множественного числа существительных на материале квази слов. Данное направление работы способствует формирова­нию у дошкольников языкового осознания, развитию «чувства языка».

Логопедическая работа осуществляется в'той же последо­вательности, что и на материале слов.

Развитие понимания и дифференциации предложно-падеж­ных сочетаний. При определении последовательности рабо­ты по развитию дифференциации предложно-падежных сочетаний учитывается очередность их появления в онтоге­незе. Поэтому сначала отрабатывается употребление пред­логов в, на, под, а позднее — предлогов над, из, около, за, перед, между, по, из-за, из-под.

Логопедическая работа начинается с развития понима­ния и дифференциации предложно-падежных сочетаний, выражающих динамические, а затем статические простран­ственные отношения. В процессе коррекционной работы каждый предлог сначала отрабатывается отдельно, а затем проводится их дифференциация.

Формирование значений одного и того же предлога осу­ществляется с опорой на графические схемы.

Условно можно выделить следующие этапы работы:

— уточнение значения и дифференциация предлогон
в импрессивной речи {первый этап);

— употребление и дифференциация предлогов в эксп­
рессивной речи {второй этап).


На занятиях с детьми отрабатываются следующие пред-ложно-падежные формы:

— винительный падеж с предлогами в, на, за, под (значе­
ние направления действия), например: класть в книгу,
класть на книгу, класть за книгу, класть под книгу;

— предложный падеж с предлогами в, на (значение ме­
стонахождения), например: лежать в шкафу, стоять на
столе;

— дательный падеж с предлогами по, к (значение направ-
иения действия), например: плыть по морю, подходить к ма­
шине;

— родительный падеж с предлогами у, около (значение
местонахождения), с предлогами с/со, из, из-под (значение
направления действия), например: лежать у дома, взять
с книги, достать из шкафа, вытащить из-под кровати;

— творительный падеж с предлогами за, над, под, перед,
рядом, между
(значение местонахождения предмета), напри­
мер: лежать за домом, перед домом, под домом, летать над до­
мом, сидеть рядом с телефоном, расти между домами.

Коррекционно-логопедическая работа организуется и следующих направлениях:

— уточнение значений одного и того же предлога;

— дифференциация различных значений одного и того
же предлога;

— дифференциация понимания и употребления различ­
ных синонимичных предлогов (со значением местонахожде­
ния или направления);

— закрепление связи между приставочным глаголом и
предложно-падежной конструкцией.

Развитие умения определять род существительных по флексии. Направления работы:

— закрепление связи грамматического значения мужско-
[|<> рода с формальными признаками (нулевая флексия Ц);

— закрепление связи грамматического значения женско-
рода с формальными признаками (формы с ударной

| флексией а; формы с безударной флексией -а);

— дифференциация существительных мужского и жен-
fekoro рода;


аМ


— закрепление связи грамматического значения средне
го рода с формальными признаками (формы с ударном
флексией -о/-е; формы с безударной флексией -о/-е);

— дифференциация существительных среднего и муж
ского рода;

— дифференциация существительных среднего и жен
ского рода;

— дифференциация существительных мужского, жен
ского и среднего рода;

— дифференциация существительных женского и муж
ского рода с флексией -а.

Категория рода — лексико-грамматическая категория, следовательно, данное направление работы предполагаем определение рода существительных с флексией с опором и на формальный признак, и на лексическое значение. В процессе работы учитывается, что представление о поло вом различии живых существ формируется у ребенка на са­мом раннем этапе развития. Поэтому сначала устанавлива ется связь между категорией рода (существительных жен ского и мужского рода с флексией -а) и половым признаком соответствующего лица. Логопед называет слова дядя, папа, юноша, дедушка (тетя, мама, девочка, девушка, бабушка) и задает вопрос: «Эти люди мужчины или женщины?» Затем проводится работа по дифференциации существительных мужского и женского рода.

Так как нулевую флексию в начальной форме с основой на мягкий согласный в русском языке имеют существитель ные и женского, и мужского рода (дверь, конь), то диффе ренциация грамматического значения рода данных суще ствительных должна осуществляться с опорой на систему падежных флексий (то есть при сравнении минимум двух флексий: конь — коня, дверь — двери). Такая дифференциа ция становится доступной детям с ЗПР только в том случае, если они овладеют школьной программой по русскому язы ку. Поэтому дифференциация существительных мужского и женского рода с опорой на систему падежных флексий не входит в методику логопедической работы с дошкольни ками.


Игры на развитие понимания

и дифференциации грамматических форм

словоизменения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.014 с.)