Исследование умения находить в словах общую морфему (префикс). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование умения находить в словах общую морфему (префикс).



При подборе речевого материала учитывается слоговая структура слов: слова с одинаковыми префиксами состоят из разного количества слогов, тогда как слова с разными пре­фиксами имеют их одинаковое количество. Это позволяет определить, на что ребенок ориентируется (на чисто фор­мальные признаки или на семантику).

Для исключения ориентации на дополнительные грам­матические признаки, а также с целью устранения опоры на лексическое значение слов в качестве речевого материала подбираются разнокоренные глаголы совершенного вида.

Материал для обследования: серии из трех разнокоренных глаголов в начальной форме, два из которых включали оди­наковый префикс:

прийти, подскочить, прибежать; вышн, вбежать, вылететь; унести, прийти, приподнять;


перелезть, приползти, перескочятъ; отползти, о/иработать, забежать; прийти, убежать, прилететь; переплыть, отойти, перепрыгнуть.

Процедура обследования и инструкция: педагог говорит ре­бенку: «Сейчас я назову три слова. Внимательно послушай их и постарайся определить, какие два слова похожи. Объяс­ни, чем они похожи».

Оценка результатов:

• правильное выполнение всех заданий — 4 балла (высо­
кий уровень);

• правильный выбор слов без объяснения — 3 балла (уро­
вень выше среднего);

• неправильный выбор слов, обусловленный опорой не
на морфемную структуру, а на лексическое значение — 2 бал­
ла (средний уровень);

• повтор двух последних слов — 1 балл (уровень ниже
среднего);

• случайный выбор слов, отказ от выполнения задания —
О баллов (низкий уровень).


Изучение восприятия и понимания текстов различной сложности

Подбор речевого материала для изучения восприятия и понимания текстов разной сложности детьми с ЗПР до­школьного возраста осуществляется:

— с учетом уровня синтаксической сложности текста;

— с учетом типа тема-рематической (T-R) прогрессии
(цепная, параллельная, комбинированная);

— с учетом функционально-коммуникативного типа тек­
стов (из трех функционально-коммуникативных типов ана­
лизируются два — описание и повествование, как наиболее
доступные детям с ЗПР; часть текстов содержит элементы
рассуждения).

Материал для обследования: тексты, соответствующие программным требованиям воспитания и обучения до­школьников с ЗПР.

1. Болото (описание с параллельной T-R конструкцией).
За нашей деревней большое болото. На болоте живет

много птиц. Поздней осенью мы ходим туда за клюквой. Мы хорошо знаем дорогу через болото.

Вопросы:

Где находится болото? Кто живет на болоте? Когда мы ходим на болото? Зачем мы ходим на болото?

2. Кот (описание с цепной и параллельной T-R прогрес­
сией).

У дяди Вани жил кот. Кота звали Кузька. Кузька любил играть. Он мог прыгнуть на спину. Кузька мог сесть на стол. Дядя Ваня ругал Кузьку. Но кот его не слушал.

Вопросы:

Кто жил у дяди Вани?

Как звали кота?

Что Кузька любил делать?

Почему дядя Ваня ругал Кузьку?


3. Огород (описание + умозаключение с цепной и парал­
лельной T-R прогрессией).

За школой большой огород. На огороде растут капуста, огурцы, морковь. Ребята работают на огороде. У них будет хороший урожай.

Вопросы:

Где находится огород? Что растет на огороде? Кто работает на огороде? Что будут собирать ребята?

4. В норе (описание с преобладанием цепной T-R про­
грессии).

В лесу растет старая сосна. Под сосной нора лисы. В норе лисята. У лисы в норе чисто и тепло. Вопросы:

Где растет старая сосна? Что находится под сосной? Кто живет в норе? Какая нора у лисы?

5. Воробей и ласточки (повествование с двумя разными
темами, у каждой темы своя T-R прогрессия).

Пришла весна. Ласточка слепила гнездо. Увидел воро­бей гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих сестер. Вместе они прогнали воробья из гнезда.

Вопросы:

Что сделала ласточка весной?

Кто увидел гнездо?

Что сделал воробей?

Кого позвала ласточка на помощь?

Что сделали ласточки?

6. Заяц (повествование +умозаключение со сложной T-R
структурой).

Грызет заяц ветку березы. Дунул ветер. Упал орех. Заяц прыг в кусты. Ну и трусишка!


.


Вопросы:

Что делает заяц? Что вдруг случилось? Какой заяц?

7. Метель (повествование с цепной T-R прогрессией).

Наступил вечер. Поднялся ветер. Он зашумел в соснах. С неба посыпались хлопья. Сухой снег закружился по зем­ле. Замела метель все следы.

Вопросы:

Что случилось вечером? Откуда посыпались хлопья? Какой снег закружился по земле? Что сделала метель?

8. Гроза (повествование со сложной T-R прогрессией).

Вася и Оля были на лугу. Вдруг туча закрыла небо. Ве­тер закачал березы. Застучали частые капли дождя. Дети побежали домой.

Вопросы:

Кто был на лугу?

Что вдруг случилось?

Куда побежали дети?

Процедура обследования и инструкция: вначале ребенку предлагается не просто пересказать текст, а пересказать как можно подробнее: «Перескажи текст как можно подробнее».

Если ребенок не может выполнить задание или передает содержание отдельными словами, сопоставимыми с набо­ром ключевых слов (то есть если в речи ребенка отсутствуют грамматически оформленные предложения), то рассказ чи­тается повторно. Задаются вопросы по содержанию. Далее текст читается еще раз, после чего ребенку предлагается пе­ресказать текст.

Оценка результатов:

• пересказ составлен самостоятельно, текст полностью отражает предметную ситуацию, заключенную в оригинале,


при передаче содержания сохраняется цельность сообще­ния, последовательность предложений, использование язы­ковых средств семантически мотивировано, грамматическое оформление речи правильное, верное использование лекси­ческих, морфологических, синтаксических средств для пере­дачи сообщения, прослеживается связность всех компонен­тов текста, отсутствуют пропуски в тексте — 4 балла (высо­кий уровень);

• при сохранной цельности текста, проявляющейся в по­
следовательной передаче всех смысловых компонентов про­
изведения, отмечаются отдельные нарушения связности во­
спроизведения (инверсия слов, повторы, включение допол­
нительных элементов — союзов, междометий, пауз, не нару­
шающих смысла текста) — 3 балла (уровень выше среднего);

• при сохранной цельности воспроизводимого текста,
адекватной передаче ситуации наблюдается значительное
нарушение связности изложения (нарушение последова­
тельности слов, пропуск соединительных союзов, инверсия
предложений, нарушение сочетаемости слов в предложе­
нии) — 2 балла (средний уровень);

• фрагментарное восприятие текста, нарушение цельнос­
ти предаваемого сообщения, отсутствие значимых частей
смысла текста, нерасчлененность семантики слов, с помо­
щью которых описывается предметная ситуация, большое
количество повторов, пропусков слов, несогласованность
в построении предложений на лексическом, синтаксичес­
ком уровнях, использование дополнительных вопросов,
способствующих дальнейшему расчленению текста, уста­
новлению причинно-следственных и временных связей —
1 балл (уровень ниже среднего);

• значительное нарушение цельности вследствие нерас­
члененности смыслового образа текста, обусловливающее
невозможность передачи мысли в речевом выражении, от­
сутствие связности в тексте (повтор отдельных слов, не пе­
редающих смысл текста), отказ от пересказа, дополнитель­
ные вопросы не способствуют установлению причинно-
следственных и временных отношений — 0 баллов (низкий
уровень).


 


Контрольные вопросы

и задания для самостоятельной работы

1. Каковы требования к отбору речевого материала для
диагностического изучения восприятия и различения
слов на основе дифференциальных признаков фонем?

2. Подберите речевой материал для изучения восприятия
и различения слов на основе дифференциальных при­
знаков фонем (слова-квазиомонимы).

3. Составьте список слов и псевдослов, различающихся
одной фонемой.

4. Подберите предложения с асемантичными звукосоче­
таниями, сходными по звучанию с хорошо знакомы­
ми детям словами.

5. Подготовьте протокол изучения вербальных ассоциа­
ций детей.

6. Подберите речевой материал для исследования пони­
мания предложно-падежных сочетаний, обозначаю­
щих статические и динамические пространственные
отношения.

7. Составьте список слов и квазислов, образованных
с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
и суффиксов со значением «очень большой».

8. Подберите речевой материал для исследования уме­
ния находить в словах общую морфему.

9. Подберите тексты:

а) с учетом уровня синтаксической сложности текста;

б) с учетом типа тема-рематической прогрессии (цеп­
ная, параллельная,комбинированная);

в) с учетом функционально-коммуникативного типа
текстов (описание, повествование, повествование
с элементами рассуждения).

10. Предложите собственную систему оценки различных
компонентов восприятия устной речи детей с ЗПР.

11. Разработайте протокол комплексного изучения вос­
приятия устной речи детьми с ЗПР с вариантами ло­
гопедического заключения.


       
   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.237.130 (0.011 с.)