Лопатина Л. В., Иванова О. В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лопатина Л. В., Иванова О. В.



Л 77 Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития: Учебное пособие.— СПб: КАРО, 2007.— 176 с.

ISBN 978-5-89815-883-5

Пособие посвящено одной из сложных и малоразработанных проблем логопедии — нарушениям восприятия устной речи и их кор­рекции у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). В пособии излагаются современные представления о процессе во­сприятия устной речи, о структуре речевого дефекта и особенностях понимания речи детьми с данной формой психического дизонтоге-неза. Предлагаются диагностические приемы по выявлению нару­шений восприятия речи, а также методика логопедической работы по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР.

Предназначено для практических логопедов и дефектологов, сту­дентов факультетов коррекционной педагогики. Может быть исполь­зовано родителями детей с проблемами в развитии.

УДК 376

ББК 74.3

Все права защищены

ISBN 978-5-89815-883-5


От авторов

Преодоление задержки психического развития (ЗПР) — одна из актуальных проблем современной коррекционной педагогики, что обусловлено и большой распространеннос­тью этой формы психического дизонтогенеза, и трудностя­ми воспитания, образования, социальной адаптации данной категории детей.

Известно, что в процессе овладения языком в онтогенезе способность порождать речь обусловлена уровнем сформи­рованное™ процесса ее восприятия. Чтобы правильно моде­лировать собственные речевые высказывания, ребенок дол­ожен прежде всего овладеть арсеналом языковых единиц и усвоить правила их использования в речи.

Развитие языковой способности в дошкольном возрасте осуществляется только в процессе речевого общения, а это предполагает необходимость учитывать принципиальные отличия восприятия устной речи от письменной. Мини­мально воспринимаемой единицей как устной, так и пись­менной речи является слово. Однако слово, воспринимав -|мое в устной речи, недискретно. Этот аспект восприятия устной речи дошкольниками практически не учитывается логопедами.

Учитывая значимость восприятия устной речи для разви­тия языковой способности ребенка, для формирования у него предпосылок успешного обучения в школе, знание современных представлений о процессе восприятия устной речи, о методах коррекции нарушений этого процесса чрез­вычайно важно для учителей-логопедов и других специали­стов, работающих с проблемными детьми.

Недостаточная разработанность проблемы изучения и феодоления нарушений восприятия устной речи дошколь-шками с особыми образовательными нуждами побудила iac к созданию пособия, призванного в какой-то мере вое-


 

полнить пробелы в данной области коррекционной педаго­гики.

Несмотря на то что основной упор в данном пособии де­лается на практический материал (диагностические приемы обследования детей, методика работы по развитию воспри­ятия устной речи и т. д.), мы сочли необходимым кратко рас­смотреть и теоретические вопросы: современные лингвисти­ческие, психологические и психолингвистические представ­ления о процессе восприятия устной речи, различные точки зрения на механизмы его функционирования, особенности нарушений устной речи у детей с ЗПР и др. Мы считаем, что теоретическая обоснованность предлагаемой методики ра­боты позволит достичь более эффективных результатов при ее применении.

Пособие снабжено методическим аппаратом, который предназначен скорее для студентов и слушателей факульте­тов (курсов) повышения квалификации. Это контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы, список ре­комендуемой литературы. Вопросы и задания помогут чита­телю проверить и оценить свои знания в рассматриваемой области, а библиографический список подскажет, где найти информацию, которая позволит расширить и углубить эти знания.


ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

И ЕГО НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Восприятие. Характеристика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.187.11 (0.022 с.)