Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференциация слов-квазиомонимов.«Покажи и назови». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок, показать и назвать изображенные на них предметы. I. Речевой материал: коза — коса, трава — дрова, почка — бочка, круг — крюк, угол — уголь, крыса — крыша, нос — нож, речка — редька, рожки — ложки. «Чем отличаются?». Логопед предлагает детям сравнить пары слов по звучанию и определить, в чем их различие. Речевой материал: крыша — крыса, коза — коса, точка — дочка, пить — бить, завод — зовет, брат — брать, горячий — горящий, плач — плащ, гроз — глаза, галка — гайка. «Добавь слово». Логопед предъявляет предложения, которые необходимо дополнить словами-квазиомонимами и определить, какими звуками отличаются эти слова. На деревьях распускаются... (почки). Во дворе стоят... (бочки). Даша катает... (мишку). Молоко налили в... (миску). В сарае протекает... (крыша). В подвале живет... (крыса). У Буратино длинный... (нос). Папа на кухне точит... (нож). В случае затруднений детям предъявляются картинки. «Озорные слова». Логопед произносит двустишие и предлагает определить, какие слова «озорничают» и почему. При повторном чтении дети должны назвать слово правильно. Русская красавица своей козою (косою) славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку). На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры. Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!» Я рубашку сшила шишке (мишке), я сошью ему штанишки. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей). Дифференциация слов и псевдослов. «Помоги Незнайке». Логопед предъявляет попарно слово и псевдослово, различающиеся одной фонемой. Дети должны помочь Незнайке, выбрав из этой пары правильное слово. Речевой материал: поезд — боезд, заяц — саяц, рицо — лицо, диван — тиван, щемодан — чемодан, залфетка — салфетка, земъя — семья, лорона — ворона, лопата — вопата, ша-ба — жаба, вилка — филка, парабан — барабан, норковъ — морковь. «Одно и то же слово или нет?». Логопед произносит попарно слово и псевдослово, различающиеся одной фонемой, и предлагает детям определить, одинаковые слова он произнес или разные. Если дети определяют слова как разные, то логопед задает вопрос: «А какое слово было правильным?» Речевой материал: танк — данк, бироги — пироги, ноготь — моготь, живот — зивот, зара — жара, летер — ветер, сапог — щапог, цапля — тапля, сампунь — шампунь, торога — дорога, зуб — жуб, бинокль — пинокль, себра — зебра, казе-та — газета, фонтан — вонтан, лисунок — рисунок. Определение правильности слова. «Исправь ошибку». Детям предъявляются предложения с асемантичными звукосочетаниями, сходными по звучанию с хорошо знакомыми словами, и предлагается назвать асемантичное слово и заменить его правильным вариантом.
В зоопарке живет полоса- Через реку построили новый Ноет. По траве ползет зук. Птица села на шук. У девочки красивый пант. Мы смотрели интересный вильм. U
Цахар кладут в чай. Танкисты сели в цанк. У бабушки потерялась шерьга. В иголку продевают мить. Из окна слышен сум. Учитель взял четрадь. У мальчика порвался щапог. На болото прилетела сапля. «Исправь неправильное слово». Логопед произносит асе-мантичные слова и предлагает детям заменить их правильными вариантами. Речевой материал: парабан, пелка, лорона, саревна, форо-на, щумка, заба, саяц, вебедъ, несяц, зивот, сиповник, ченок, норковь, ропата, бароход, гошка, фертолет, теловек, жима, царакан, жаяц, лакета, дарелка, шапог, рисица, цолома, бер-сик, марод, шаба, селенка. «Светофор». Логопед в случайном порядке произносит асемантичные и правильные слова и предлагает детям поднять карточку красного цвета, если они услышат неправильное слово, и карточку зеленого цвета, если логопед произне-I сет правильное слово. Речевой материал: детрадь, секунда, саетъе, вебедь, торога, гино, ворона, морковь, город, сампунь, щеснок, чеплота, лошадь, тиван, цамолет. «Так и не так» (игра с мячом). Логопед произносит в случайном порядке асемантичные и правильные слова, бросая мяч ребенку. Если ребенок услышит асемантичное слово, то он должен произнести: «Не так». Бросая мяч обратно логопеду, он называет правильный вариант слова. Речевой материал: летер, мебо, шиповник, цыпленок, диван, щумка, форона, керой, таревна, пароход, таракан, зекун-да, саревна, фиалка, норковь, шиница, саяц. 7. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений. «Назови». Логопед предлагает назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ася, Инга. «Назови в слове первый звук». Логопед просит детей подобрать названия овощей, фруктов и определить первый звук в данных словах. «Найди картинки». Логопед предлагает детям отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (например, [с]). Речевой материал: собака, рыба, сарафан, пила, сок, луна, сыр, окна, самолет, кот, санки, стол. «Назови последний звук». Логопед предлагает детям определить конечный звук в слогах или словах. Речевой материал: ам, ом, ук, уп; сам, сом, сук, суп. Ц «Логопедическое домино». Логопед раздает детям карточки с изображениями предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из карточек, на которой изображен, например, сук. Другой ребенок., выбирает среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука [к], кладет ее к картинке, на которой нарисован кот, и т. д. Речевой материал: сук, кот, топор, рука, аист, танк, куст, таз. «Цепочка». Логопед называет слово (например, самолет). Один из детей должен определить последний звук в слове и подобрать свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные дети делают то же самое, составляя цепочку слов. «Выбери картинку». Ребенку предлагается выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук (например, [с]) находится в начале (середине, конце) слова. «Веселый поезд». Перед ребенком выкладывается изображение поезда с тремя вагонами. Логопед предлагает ему разложить картинки с заданным звуком (например, [с]) в три вагона: в первый вагон положить картинки, на которых изображены предметы, в названии которых звук находится в начале слова, во второй вагон — в середине слова, а в третий вагон — в конце слова. Речевой материал: сыр, сахар, снег, сапоги, лиса, посуда, миска, капуста, нос, ананас, таз, арбуз. «Подбери слово». Логопед предлагает детям подобрать слова, в которых заданный звук (например, [с]) находится в начале (середине, конце) слова. «Звуковая линейка». Логопед произносит слово и предлагает ребенку последовательно назвать все звуки в слове, показывая их на звуковой линейке, а затем определить количество звуков. Речевой материал: дом, рука, дубок, посуда, стул, куст, сумка, книга, грабли. «Новоселье». Перед ребенком на наборном полотне находятся предметные картинки с изображениями животных и птиц. Логопед объясняет детям, что у животных и птиц новоселье, и предлагает расселить их. Но чтобы звери не поссорились, каждый должен жить на своем этаже, который определяется в соответствии с количеством звуков, которые входят в его название. Дети должны назвать изображенных на картинках зверей, определить количество звуков в слове и место картинки в доме. МАГАЗИН «Живые звуки». Логопед предлагает детям «превратиться» в звуки (например, первый ребенок [с], второй— [о], третий — [к]). Логопед приглашает детей выйти по одному на середину комнаты и предлагает остальным детям определить, какой звук «пришел» первым, какой звук «последовал» за ним, какой появился последним, в какой последовательности должны встать «дети-звуки», чтобы получилось слово, определить, какое слово получилось. «Угадай-ка». Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых (последних) звуков слов — названий картинок. Речевой материал: сок, осы, носок — сон; ключ, обруч, топор — кот; автобус, пальто, дом — сом; кенгуру, самолёт, носок, игла — утка.
Речевой материал: кот, слон, белка, кролик. Логопедическая работа по формированию синтагматических и парадигматических отношений между словами Становление словаря ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием его представлений об окружающем мире и во многом определяется его познавательной деятельностью. Коррекционно-логопедическая работа осуществляется последовательно-параллельно в несколько этапов: первый этап — формирование понимания синтагматических отношений между словами; второй этап — формирование понимания парадигматических отношений между словами. Началу работы предшествуют занятия по расширению словаря детей, которые проводятся в общей структуре логопедических занятий традиционными методами. Коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется параллельно с расширением представлений детей об окружающей действительности, развитием их познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, представлений, внимания и др.) в соответствии с программой воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 1523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.003 с.) |