Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логопедическая работа по развитию восприятия
УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР Теоретическое обоснование логопедической Работы по развитию восприятия устной речи Дошкольниками с ЗПР В основу методики логопедической работы по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического воздействия положены следующие теоретические положения. /. Положение о взаимосвязи когнитивного, психического и речевого развития. Несмотря на то что когнитивное и речевое развитие тесно связаны между собой, развитие познавательной деятельности и речи характеризуется специфическими особенностями. Формирование и совершенствование речевых навыков базируется на познавательной деятельности, на определенном когнитивном базисе, но не должно смешиваться с ним. Когнитивное развитие опережает речевое, поэтому ребенок вербально выражает лишь то, что ему когнитивно доступно. Сформированность познавательных процессов — один из регуляторов темпа и последовательности языкового развития. В дальнейшем речь обеспечивает качественный скачок в интеллектуальном развитии ребенка. Именно речь позволяет совершенствовать умственные операции обобщения, отвлечения, абстрагирования. Включение речи в познавательную деятельность перестраивает основные психические процессы ребенка, оказывает огромное влияние на его мышление. С одной стороны, низкий уровень когнитивного и психического развития, особенности аналитико-синтетической деятельности дошкольников с ЗПР приводят к отклонениям в речевом развитии, а с другой стороны, нарушения речи тормозят их когнитивное развитие. При организации логопедической работы необходимо учитывать огромную роль речи в процессе формирования речевого мышления, а также обращать внимание на реальные отношения между предметами и явлениями, формировать у ребенка семантическую модель внеязыковых отношений, которая в дальнейшем кодируется на основе языковых обобщений в форме речевого высказывания. При выполнении специальных речевых заданий у детей совершенствуются такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, составляющие основной фонд интеллектуальной деятельности и способствующие в дальнейшем усвоению грамматических правил. В ходе логопедического воздействия активизируется умственная деятельность ребенка, происходит сравнение языковых явлений по сходству и различию, их противопоставление, выделение и интеграция знаков языка.
Организуя работу по коррекции нарушений восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР, необходимо формировать языковые обобщения, развивать «чувство языка», языковую способность детей, являющуюся тем стержнем, который обеспечивает понимание и в дальнейшем производство речевого высказывания. 2. Положение об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формально-языковых средств. Концепция Л. С. Выготского о развитии речи как специфической деятельности, опосредованной знаками языка, позволяет представить семантику в качестве ведущего компонента речевой деятельности. Из литературных источников известно, что уровень интеллектуального развития ребенка отражается на семантике, нежащей в основе высказывания, а также на усвоении формально-языковых средств. Ребенок начинает использовать ту или иную языковую форму только после того, как овладеет се значением. Данные о формировании семантических структур соответствуют данным относительно когнитивного развития ребенка. «До развития конкретных когнитивных способностей ребенок не может овладеть некоторыми языковыми формами, структурами и словами, несмотря на их высокую частотность в речи взрослых. Объясняется это разрывом между коммуникативными намерениями ребенка, предполагающими тонкое структурирование ситуации, и теми формами выражения, которыми он владеет. То есть многие языковые формы не могут появиться в речи ребенка до того, как он овладеет их значениями, что обеспечивается также и сфор-мированностью различных уровней процесса восприятия речевого высказывания» [Шахнарович, 1995. С. 19]. Чем проще и легче языковое оформление слова, тем быстрее оно усваивается ребенком. Исходя из всего вышесказанного, можно говорить о том, что на последовательность овладения языковыми формами оказывает влияние как семантическая, так и языковая сложность выражения того или иного содержания.
Опираясь на данное положение, педагог может для своих занятий подобрать речевой материал с учетом доминирующей роли семантической стороны языковых единиц в процессе их практического усвоения. Таким образом, развитие семантических категорий определяет весь ход развития речевой деятельности. Это положение является еще более значимым в процессе формирования восприятия устной речи у дошкольников с ЗПР. 3. Положение о поэтапном формировании умственных действий. Становление умственных действий — сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане. Методика логопедической работы по развитию восприятия устной речи детей с задержкой психического развития предполагает поэтапное формирование речевых навыков путем постепенного усложнения характера речевого матери- ала и заданий, перехода от импрессивной речи к экспрессивной. Поэтапное формирование процесса восприятия речи проходит в следующей последовательности: — с опорой на материализацию действия, с использовани — с опорой на внешнее проговаривание (громкая речь); — в умственном плане (внутренняя речь). 4. Положение о ведущей роли обучения в процессе развития. Принцип учета зоны ближайшего развития. Развитие каждого ребенка включает в себя два уровня: уровень актуального развития, определяющий завершившийся цикл развития, и зону ближайшего развития, в которой определяются умения и навыки, находящиеся в процессе становления. Л. С. Выготский подчеркивает, что педагогика «должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» [Выготский, 1956. С. 277]. Обучение только тогда развивает ребенка, когда оно направлено не столько на уровень актуального развития, сколько на уровень, который находится в стадии становления. Вместе с тем необходимо учитывать и уровень актуального развития ребенка. В связи с этим коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется с учетом зоны актуального развития и ориентировано на зону ближайшего развития дошкольников с ЗПР, что предполагает работу над умениями и навыками, которые находятся в стадии становления. В процессе логопедической работы по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития реализуется принцип дифференцированного подхода, учитывающий как психологические (память, внимание, мышление, восприятие, аналитико-синтетическая деятельность), так и возрастные, индивидуальные особенности детей данной категории. 9Зак. 4036
Основная цель коррекционно-логопедического воздействия — формирование, с одной стороны, психологических механизмов овладения системой языка (операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования), с другой — формирование умений владеть языком как средством, обеспечивающим процесс восприятия и порождения речевого высказывания, целенаправленное освоение правил использования языковых единиц в речевой деятельности.
Коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется в следующих направлениях: — развитие восприятия и различения слов на основе — развитие умения понимать синтагматические отноше — формирование умения выявлять парадигматические — развитие понимания и дифференциации грамматиче — развитие понимания и дифференциации словообразо — развитие умения определять родственные слова и вы — развитие восприятия и понимания текстов различной Работа по всем направлениям проводится комплексно. Каждое направление имеет свои задачи, поэтапное содержание, методы и приемы логопедической работы, а также систему игр. Логопедическая работа по развитию восприятия и различения слов на основе дифференциальных признаков фонем Логопедическая работа, направленная на различение слов на основе дифференциальных признаков фонем, является необходимой для дальнейшего формирования восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития. Существуют подготовительный и основной этапы логопедической работы по развитию восприятия и различения слов на основе дифференциальных признаков фонем. Им предшествует коррекция дефектов звукопроизношения у детей, а также формирование у них четких акустико-кинесте-тических образов звуков с опорой на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произнесения ненарушенных звуков речи. Основная цель подготовительного этапа — формирование четкого слухового образа звука. Эта цель достигается в процессе формирования умения: — выделять звук на фоне слога, слова; — выделять слово с данным звуком из предложения. Цель основного этапа заключается в формировании механизма сравнения на основе дифференциальных признаков фонем. Сначала проводится сопоставление смешиваемых звуков с опорой на зрительное восприятие, тактильно-кинестетические ощущения. Речевой материал включает слова, отличающиеся одной фонемой (при этом меняется только один дифференциальный признак). Содержание основного этапа составляет работа, направленная: — на дифференциацию слов-квазиомонимов, слов и псе
— на определение правильности слова. Организуя логопедическую работу по дифференциации звуков, необходимо учитывать, что совершенствование слу-хопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем точнее представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем он правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие функции фонематического анализа способствует, таким образом, совершенствованию слухопроизносительной дифференциации. Звуковой анализ слова представляет собой сложную психическую функцию, требующую высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности. У детей с ЗПР эта форма языкового анализа и синтеза наиболее нарушена. Тем не менее для усвоения грамматических форм и дифференциации формальных способов выражения грамматических значений особую роль играет умение ребенка ориентироваться на звуковую структуру слова. Ребенок усваивает слово, постепенно переходя от овладения формой к овладению значением. Ориентировка ребенка на звуковую оболочку различных форм слова позволяет выделить общее, определить различие в звучании форм одного и того же слова и соотнести это различие с изменением значения. Поэтому в процессе коррекционного воздействия большое внимание уделяется развитию фонематического анализа как простых, так и сложных форм. Логопедическая работа по формированию навыков фонематического анализа осуществляется с учетом сложности и онтогенетической последовательности становления различных форм звукового анализа. Развитие звукового анализа проводится в следующей последовательности: 1) выделение первого и последнего звуков в слове; 2) определение места звука в слове (начало, середина, ко 3) определение последовательности и количества зву 4) определение места звука по отношению к другим звукам. Проводя работу по развитию сложных форм фонематического анализа у детей, педагог должен учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: формирование предварительного представления о задании, освоение действия с предметами, освоение действия в плане громкой речи, перенос действия в умственный план, окончательное становление умственного действия. Поэтому развитие навыка осуществляется постепенно: вначале Се опорой на вспомогательные средства (графические схемы слова, звуковые линейки, фишки), затем в речевом плане, на заключительном этапе в умственном плане. Е. Ф. Соботович рекомендует следующую последовательность предъявления речевого материала: а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи); б) слоги без стечения согласных (закрытые — ор, ыс; от в) слоги со стечением согласных (ска, кру, урс, аск); г) слова без стечения согласных: — односложные слова (дом, сок, нос, пыль, сыр, мак, лес);
— двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов — двусложные слова, состоящие из открытого и закрыто — трехсложные слова (береза, посуда, сарафан, самолет); д) слова со стечением согласных: — односложные слова со стечением согласных в начале — односложные слова со стечением согласных в конце — двусложные слова со стечением согласных на стыке — двусложные слова со стечением согласных в начале — двусложные слова со стечением согласных в начале и — трехсложные слова (лодочка, крапива, старики, ска
Игры на развитие восприятия И различение слов на основе
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.239.171 (0.028 с.) |