III. Формирование процессов перекодирования смысловой программы в языковую форму при восприятии и последующем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Формирование процессов перекодирования смысловой программы в языковую форму при восприятии и последующем



Воспроизведении текста.

1. Перед каждым ребенком на столе лежит карточка с изображением фрагмента произведения. Логопед читает 1 текст и предлагает детям пересказать фрагмент текста, опи­раясь на свою иллюстрацию (по цепочке).

Мурка '

У нас есть кошка. Ее зовут Мурка. Мурка черная, только лапки и хвостик у нее беленькие. Шерстка мягкая, пушис­тая. Хвост длинный и тоже пушистый. Глаза у Мурки жел­тые, как огоньки.


 



У Мурки есть пять котят. Три котенка совсем черные, а два пестрые — черные с белыми пятнами. Лапки у всех котят беленькие, а глаза голубые. Котята пушистые, как ко­мочки.

Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка очень боль­шая. Всем котятам удобно и тепло.

Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят.

Сюжетные картинки: 1. Кошка Мурка. 2. Пять котят, по­хожие на пушистые комочки. 3. Кошка Мурка и котята спят в большой корзинке. 4. Котята спят, а кошка Мурка ловит мышей.

2. Логопед читает текст, задает вопросы по тексту, на ко­торые дети по очереди отвечают. Затем логопед предлагает од­ному ребенку пересказать весь текст.


Медвежонок

Маленький медвежонок упал с обрыва в реку. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Его стон услышал проходи­вший мимо человек. Он подбежал, освободил медвежонка из сети и принес его к себе домой. Его дочка Маша ухажи­вала за медвежонком. Медвежонок быстро поправился, и его отвезли обратно в лес.

Вопросы:

1. Что случилось с маленьким медвежонком?

2. Кто услышал стоны зверька?

3. Как ему помог человек?

4. Кто ухаживал за больным медвежонком?

5. Чем закончилась эта история?

3. Логопед читает текст, демонстрируя иллюстрации, по­
следовательно отражающие содержание рассказа, и предла­
гает детям пересказать текст с опорой на них.

Кумушка-лиса

У лисы зубки острые, ушки на макушке. У кумушки-лисы шуба теплая. Ходит она тихо. Свой пушистый хвост лиса носит бережно. Лиса смотрит ласково, зубы белые пока­зывает. Лисица роет глубокие норы. Много в них входов и выходов.

Сюжетные картинки: лиса с белыми острыми зубами в теплой «шубке», с пушистым рыжим хвостом; лиса роет глу­бокую нору, в которой много входов и выходов.

4. Логопед читает текст и предлагает одному из. детей пе­
ресказать его. При этом остальные дети выбирают из раз­
ложенных перед ними предметных картинок те, которые
относятся к данному рассказу, и иллюстрируют пересказ то­
варища.


 




3. Смелая собака. 4. Возвращение в стадо.

Зимний день

Хорош зимний день. Падают пушистые хлопья снега.. Деревья стоят в белых шапках. Спит пруд подо льдом. Кру­гом тишина. Мальчик вышел на крыльцо, взял лыжи. Весе­ло бежит он по снегу.

Предметные картинки: лыжи; деревья в снегу; пруд, ско­ванный льдом; мальчик с лыжами бегущий по снегу; маль­чик, купающийся в реке; деревья с распустившейся листвой; мальчик, катающийся на коньках.

5. На наборном полотне демонстрируются предметные
епртинки с изображением персонажей рассказа. Логопед чи­
тает текст и предлагает детям пересказать его с опорой на
картинки, предъявляемые в сюжетной последовательности
(или вперемешку), а также с опорой на перевернутые кар­
тинки, у

Кошка Муська

У Миши была кошка Муська. У нее родились пять котят. Кошачья семья жила в доме. Однажды на окно взлетел петух. Муська бросилась на петуха. Началась драка. У кош­ки глаза блестели, от петуха перья летели. Пришла хозяйка и выгнала петуха.

Предметные картинки: кошка, пять котят, петух, хозяйка.

6. Логопед читает текст, составляет вместе с детьми его
план и просит детей пересказать рассказ по частям (по пла­
ну).

Дружок

Пастух вместе со своей собакой Дружком пас стадо овец у леса. Пастух заснул. В это время из леса вышел волк и схватил одну овечку. Дружок не растерялся и по­гнался за волком. Ему удалось отбить овечку у волка. Вме­сте они вернулись в стадо.

План

1. Пастух с Дружком пасут стадо овец.

2. Волк схватил овечку.


7. Логопед читает текст. После разбора текста дети отве­чают на вопросы по его содержанию. Затем логопед просит детям изобразить любой фрагмент текста или отдельные его эпизоды с последующим пересказом нарисованного фраг­мента. В случае затруднений при пересказе логопед задает детям дополнительные вопросы.

Не испугался

Ребята шли в школу. Вдруг выскочила собака. Она с ла­ем кинулась на ребят. Мальчики бросились бежать. Один Боря остался стоять на месте. Собака перестала лаять и подошла к Боре. Боря погладил ее. Потом Боря спокойно пошел дальше, а собака поплелась за ним.

Вопросы:

1. Куда шли ребята?

2. Что случилось с ними по дороге?

3. Как повели себя мальчики?

4. Как повел себя Боря?

5. Почему собака пошла за Борей?

8. Логопед читает текст. После разбора текста, выделения
его частей логопед предлагает детям рисование на тему (сю­
жет) данного произведения с последующим составлением
рассказа по рисунку. В случае затруднений при составлении
рассказа логопед задает детям дополнительные вопросы.

Лето в лесу

Наступило лето. На лесных полянках трава выше колен. Стрекочут кузнечики. На бугорках краснеет земляника. Цветут малина, брусника, черника. Вылетают из гнезд птенцы. Пройдет немного времени — появятся вкусные лесные ягоды. Скоро придут в лес ребята собирать грибы и ягоды.

9. Логопед читает текст и предлагает детям пересказать
несколько его фрагментов, предварительно спланировав


последовательность событий на иллюстративном панно (с помощью плоскостных фигурок персонажей). Опорные объекты располагаются на панно в линейном ряду в соответ­ствующей эпизодам рассказа последовательности.

Как ловят обезьян

Обезьяны очень любопытны. Этим и пользуются люди при охоте на них. Чтобы поймать обезьянку, берут тяжелый кувшин с узким горлышком. В него насыпают немного оре­хов и ставят в лесу.

Любопытная обезьяна подходит к кувшину. Она смот­рит, что внутри. Вот она видит в кувшине орехи. Обезьяна протягивает за ними руку и набирает орехи в кулак. Но ее рука, сжатая в кулак, теперь не проходит через узкое гор­лышко кувшина. Но обезьяне жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака.

Унести кувшин она не может. Он слишком тяжелый. А вот и охотник. Он подходит к обезьяне. Но и теперь она крепко держит орехи в кулаке. За свою жадность обезьяна расплачивается свободой.

10. Логопед читает текст и предлагает кому-либо из детей проиллюстрировать пересказ текста другим ребенком, ис­пользуя иллюстративное панно и плоскостные фигурки пер­сонажей и предметов, перемещаемых на нем. Опорные объекты располагаются на панно в линейном ряду в соответ­ствующей эпизодам рассказа последовательности.

Умный ежик

Однажды Коля шел по садовой дорожке и наткнулся на ежа. Ежик не двигался с места. Коля поднял ежика и отнес его в лес. Но через некоторое время ежик снова появился на дорожке.

Тогда Коля внимательно оглядел ежа. На спине у него была глубокая рана. Коля осторожно взял его и принес домой. Дома он промыл ежику рану, смазал ее йодом. Еж лежал спокойно.

i После лечения он с удовольствием полакал молока из миски, тихо отправился к двери, а затем побежал к себе домой, в лес.


11. Логопед читает текст и предлагает детям составить с его помощью условную наглядную схему сюжетного дей­ствия с использованием блоков-квадратов, размещенных на иллюстративном панно. После чтения и разбора текста бло­ки-квадраты заполняются силуэтами (черно-белыми) персо­нажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. По содержанию каждого фрагмента логопед задает детям вопросы.

Спасение

гнался, но не Бежал, бежал
и полетел на дрожит он от нее, забился так и не смог Спасла елоч-

Бегал ночью зайчик по полю. Волк за ним догнал, лиса хотела поймать, но не поймала, зайка, попал в ямку и сломал ножку.

Пополз он к лесу. Увидел зайчика филин бедного зверька. Некуда спрятаться зайчику,

страха.

Вдруг увидел он елочку и спрятался под в снег. Кружил филин над елкой, кружил, но найти зайку и пришлось ему улететь ни с чем. ка зайку.

Вопросы:

1. Кто главный герой произведения?

2. От кого сумел убежать зайка?

3. Что вдруг случилось?

4. Кто увидел зайку?

5. Почему он дрожал от страха?

6. Кто его заметил?

7. Где заяц смог укрыться от филина?

8. Чем все закончилось?

Первый блок-квадрат: центральный персонаж (заяц) — волк — лиса — ямка.

Второй блок-квадрат: зайка в лесу — филин. Третий блок-квадрат: зайка под елочкой — филин.

12. Логопед читает текст и предлагает детям самостоя­тельно смоделировать сюжетное действие с помощью на­глядной схемы. После составления схемы дети поочередно



пересказывают сначала один-два фрагмента, а затем весь текст с опорой и без опоры на наглядность (схема убира­ется).

Рыбки

Папа подарил Маше аквариум. Маша с мамой пошли в зоомагазин и купили красивых рыбок. Там они купил! морские растения и камешки. Маша радостная бежала до-г мой, ей так хотелось пустить рыбок в аквариум.

Дома они положили в аквариум камешки, опустили ра­стения, налили воды и пустили рыбок.

Утром случилась беда. Кот Васька влез на аквариум, ла­пой вытащил двух рыбок и съел. Кота наказали, а аквариум с рыбками стали прикрывать стеклом.

Вопросы:

1. Что подарил папа Маше?

2. Зачем Маша с мамой пошли в зоомагазин?

3. Почему Маша радовалась?

4. Что она сделала дома с аквариумом, растениями и
рыбками?

5. Что случилось утром?

6. Почему аквариум с рыбками стали прикрывать стек­
лом?

Первый блок-квадрат: аквариум — Маша — рыбки — рас­тения.

Второй блок-квадрат: аквариум с камешками и рыбками.

Третий блок-квадрат: кот Васька — рыбки — аквариум, прикрытый стеклом.

13. Логопед читает текст и предлагает детям пересказать только первую или вторую его части.

Пудик

Жил-был желторотый воробей Пудик. Он жил под окном в теплом гнезде. Он еще не умел летать, только махал крыль­ями. К нему прилетала мама-воробьиха, приносила букашек.


Однажды подул ветер. Пудик сидел на краю гнезда. Он упал из гнезда. Испугался Пудик, крылья распустил, кача­ется на ножках.

Подкралась к Пудику кошка. Увидела это его мама-во­робьиха. Подлетела к кошке, раскрыла клюв и распушила перья. Хочет она кошку клюнуть в глаз.

В это время Пудик поднялся с земли и взлетел на окно. Воробьиха прилетела к нему, но только без хвоста. Остал­ся хвост в лапах у кошки. Смотрит на них кошка и мяукает.

14. Логопед читает текст, вместе с детьми составляет его
план и предлагает им кратко пересказать прочитанное, пере­
дав главные события, используя план.

Водолаз и акула

В море остановился пароход. Он бросил в воду якорь, но цепь оборвалась, и якорь остался на дне моря. Водолаз спустился на дно моря и стал привязывать цепь к якорю.

Вдруг он увидел страшную акулу. Акула плыла прямо на него. Но водолаз не растерялся. Он вынул кинжал и приго­товился к защите. Акула подплыла совсем близко. Водолаз ударил ее кинжалом и убил.

Потом водолаз привязал к якорю цепь и дал сигнал, чтобы его подняли наверх.

План

1. Обрыв цепи.

2. Водолаз на дне моря.

3. Появление акулы.

4. Акула убита.

5. Водолаз починил цепь.

15. Первый вариант. Логопед читает первую часть текста
и предлагает детям придумать к нему окончание.

Второй вариант. Логопед читает первую часть текста, предлагает детям придумать к нему окончание и пересказать содержание рассказа полностью (первую и вторую части).


 

 


 




Ласточки

Ласточка летала около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец ветки был привязан к окну ниткой. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать...

Котенок

Наступила весна. Солнышко согревает своим теплом землю. Марина спешит во двор. Там ее ждут подруги. Она бежит по лестнице. Вдруг Марина услышала жалобное мяуканье...

Пожар

Было жаркое лето. Саша пошел в лес за грибами. Вдруг он увидел дым. В лесу начинался пожар. Саша бросился...

Встреча в лесу

Сережа с Сашей пошли в лес за грибами. Долго они бродили по лесу. Грибов набрали полную корзину. Вдруг под кустом...

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие теоретические положения необходимо учиты­
вать при организации логопедической работы по раз­
витию восприятия устной речи?

2. Сформулируйте основную цель и перечислите направ­
ления логопедической работы по развитию восприя­
тия устной речи.

3. Раскройте содержание подготовительного этапа лого­
педической работы по развитию восприятия и разли­
чения слов на основе дифференциальных признаков
фонем.

4. Раскройте содержание основного этапа логопедичес­
кой работы по развитию восприятия и различения
слов на основе дифференциальных признаков фонем.


5. Охарактеризуйте последовательность предъявления
речевого материала при формировании навыка фоне­
матического анализа и синтеза.

6. Составьте картотеку словосочетаний для развития
синтагматических отношений между словами.

7. Приведите примеры заданий, направленных на уста­
новление парадигматических отношений между сло­
вами.

8. Перечислите основные этапы и охарактеризуйте ос­
новные направления работы по развитию понимания
и дифференциации грамматических форм слова и
словообразовательных моделей.

9. Охарактеризуйте содержание логопедической работы
по развитию понимания и дифференциации грамма­
тических форм слова.

10. Охарактеризуйте содержание логопедической работы
по развитию понимания и дифференциации словооб­
разовательных моделей.

11. Подберите речевой материал для развития умения оп­
ределять родственные слова и выделять общую мор­
фему.

12. Составьте картотеку текстов, используемых в логопе­
дической работе по развитию понимания речевых со­
общений.

13. Предложите игры на развитие понимания и диффе­
ренциации грамматических форм слова.

14. Предложите игры на развитие понимания и диффе­
ренциации словообразовательных моделей.

15. Составьте конспект логопедического занятия по раз­
витию различных подсистем процесса восприятия ус­
тной речи (по выбору).



Список рекомендуемой литературы

и

1. Биева Е. Г. Когнитивный анализ понимания речевых со­
общений дошкольниками // Семантика в речевой деятельно­
сти (на материале онтогенеза).— М.: Наука, 1988.

2. Богин Г. И. Типология понимания текста.— Калинин.
Изд-во КГУ, 1986.

3. Божович Л. И. Значение осознания языковых обобщений
в обучении правописанию // Известия АПН РСФСР.— М.,
1946.- Вып. 3.

4. Божович Е. Д. О функциях чувства языка в решении школь
никами семантико-синтаксических задач // Вопросы психоло
гии.- 1988.-№ 4.

5. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностик
и коррекция задержки психического развития у детей.— М
Гном-Пресс, 1999.

6. Брудный А. А. К проблеме понимания текста // Психоло­
гия.—Алма-Ата, 1974.—Вып. 3.

7. Брудный А. А. Подтекст и элементы внетекстовых знако­
вых структур // Смысловое восприятие речевого сообщения
в условиях массовой коммуникации.— М.: Наука, 1976.

8. Венцов А. В., Касевич В. Б. Проблемы восприятия речи.—
СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.

9. Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение
о слове) / Под ред. Г. А. Золотовой.— 4-е изд.— М.: Русский
язык, 2001.

10. Выготский Л. С. Мышление и речь: Психологические
исследования.— М.: Лабиринт, 1996.

11. Галеева Н. Л. Понимание и интерпретация художествен
ного текста как составная часть подготовки филолога // Пони
мание и интерпретация текста.— Тверь: Изд-во ТГУ, 1994.

12. Галунов В. И., Чистович Л. А. О связи моторной теории
с общей проблемой распознавания речи // Акустический жур­
нал.- 1965.- Т. XI.- № 4.


13. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного разви­
тия ребенка.— М.: Изд-во МГУ, 1985.

14. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи.— М.:
АПН РСФСР, 1961.

15. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики.—
М.: Лабиринт, 1998.

16. Гохлернер М. М., Ейгер Ч. В. Психологический механизм
«чувства языка» // Вопросы психологии.— 1983.— № 4.

17. Ермолаев Б. А., Шахнарович А. М. Понимание текстов
детьми // Материалы V Всесоюзного симпозиума по психо­
лингвистике и теории коммуникации.— М.: Наука, 1975.—
Ч. 2.

18. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М.: АПН РФСР, 1958.

19. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.— М.:
Наука, 1982.

20. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III—
VII классов // Язык, речь. Творчество: Избр. труды.— М.: Ла­
биринт, 1998.

21. Залевская А. А. Понимание текста: Психолингвистиче­
ский подход.— Калинин: Изд-во КГУ, 1988.

22. Залевская А. А. Введение в психолингвистику.—М.,

1999.

23. Залевская А. А. Текст и его понимание.— Тверь: Изд-во

ТГУ, 2001.

24. Зимняя И. А. Смысловое восприятие речевого сообще­
ния // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях
массовой коммуникации).— М.: Наука, 1976.

25. Зинченко В. П. Теоретические проблемы психологии
восприятия // Инженерная психология.— М.: Изд-во МГУ,
1964.

26. Зубкова Т. И. Предлоги в детской речи (на материале
русского языка) // Проблемы детской речи.— СПб.: Образова­
ние, 1994.

27. Зубкова Т. И. Русские предложно-падежные формы
в речевом онтогенезе.— СПб.: Образование, 1996.

28. Карманова 3. Я. Риторика и проблемы интерпретации
научно-технических текстов // Понимание и интерпретация
текста.— Тверь: Изд-во ТГУ, 1994.

29. Касевич В. Б. Элементы общей лингвистики.— М.: На­
ука, 1977.

30. Кацнелъсон С. Д. Содержание слова, значение и обозна­
чение.—М.; Л.: Наука, 1965.


 


 


31. Клименко А. П. Вопросы психолингвистического изуче­
ния семантики.— Минск: Высшая школа, 1970.

32. Клименко А. П. Лексическая системность и ее психолин­
гвистическое изучение.— Минск: Высшая школа, 1974.

33. Ковшиков В. А., Демьянов Ю. Г. О речевых нарушениях
детей с ЗПР // Научно-теоретическая конференция. Дефекто­
логия.—Л., 1967.

34. Колобаев В. К. Факторы, влияющие на восприятие и по­
нимание иноязычного текста // Понимание и интерпретация
текста.—Тверь: Изд-во ТГУ, 1994.

35. Лалаева Р. И. Нарушение речи у детей с задержкой пси­
хического развития: Учебное пособие к спецкурсу— СПб.: Об­
разование, 1992.

36. Лалаева Р. И. Характеристика и структура речевого де­
фекта у младших школьников с задержкой психического раз­
вития // Особенности механизмов, структуры нарушений речи
и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и дви­
гательной недостаточностью.— СПб.: Образование, 1996.

37. Лебединский В. В. Нарушения психического развития
у детей.— М.: Изд-во МГУ, 1985.

38. Леонтьев А. А. Психологическая структура значения
слова // Материалы второго симпозиума по психолингвисти­
ке.-М., 1968.

39. Леонтьев А. А. Восприятие текста как психологический
процесс // Психолингвистическая и лингвистическая природа
текста и особенности его восприятия.— Киев, 1979.

40. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.—
2-е изд.— М.: Политиздат, 1977.

41. Лурия А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской.—
Ростов н/Д: Феникс, 1998.

42. Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей
с ЗПР // Дефектология.- 1990.—.№ 6.

43. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства
общения.—М.: Педагогика, 1974.

44. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с франц. и
англ.— М.: Педагогика-Пресс, 1999.

45. Психологический словарь / Отв. ред. Н. И. Авдеева.— М.:
Педагогика-Пресс, 1996.

46. Редькин В. А. Акцентология современного русского ли­
тературного языка.— М.: Наука, 1980.

47. Рубинштейн С. Л. Исследования по психологии воспри­
ятия.- М.; Л.: АН СССР, 1948.


48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.— СПб.:
Питер, 1999.

49. Сахарный Л. В. Тема-рематическая структура текста: ос­
новные понятия // Язык и речевая деятельность.— СПб.: Изд-
во СПбГУ, 1998.-Т. 1.

50. Симонова И. А. Характеристика речи детей с задержкой
психического развития // Дефектология.— 1974.— № 4.

51. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с за­
держкой психического развития. — Минск: Народная Асвета,
1989.

52. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика.— М.: Прогресс,
1977.

53. Смирнова И. А. Нарушения звукопроизношения и пись­
ма у детей с ЗПР // Изучение аномальных школьников.— Л.,
1981.

54. Смольянинова Е. Н. Словосочетание в теоретическом и ме­
тодическом аспектах.— Л., 1990.

55. Соботович Е. Ф. Принципы дифференцированной рабо­
ты по устранению недостатков фонематического развития
у детей с неправильным произношением // VI научная сессия
по дефектологии.—М., 1971.

56. Соботович Е. Ф., Ушкалова Н. Л. Структура нарушений
речевого развития у детей с интеллектуальной недостаточно­
стью // Изучение и коррекция речевых расстройств.— Л.,
1986.

57. Соколова Т. В. Ассоциации ребенка. 4.1: Модель досе-
мантического ассоциирования.— Архангельск, 1997.

- 58. Сохин Ф. А., Тамбовцева А. Г., Шахнарович А. М. К про­блеме онтогенеза правильного словообразования // Психолин­гвистические исследования (речевое развитие и обучение язы­ку).- М.: АН СССР, 1978.

59. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском воз­
расте.— М.: Медицина, 1986.

60. Улъенкова У. В. Шестилетние дети: Проблемы исследо­
вания: Межвуз. сб. науч. тр.— Н. Новгород, 1998.

61. Уфимцева Н. В. Опыт экспериментального исследова­
ния развития словесного значения // Психолингвистические
проблемы семантики.— М.: Наука, 1983.

62. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение.
СПб.: МиМ., 1997.

63. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской ре­
чи.- М.: ВЛАДОС, 2000.


 


 


64. Шахнарович А. М. Проблемы формирования языковой
способности // Человеческий фактор в языке: Язык и порож­
дение речи: — М.: Наука, 1991.

65. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность —
Л.: Наука, 1974.

66. Jackendoff R. Patterns in the Mind.— Cambridge (Mass.)
London, 1994.


СОДЕРЖАНИЕ

От авторов.................................................................................. 3

Восприятие устной речи и его нарушения у детей
с задержкой психического развития.................................. 5

Восприятие. Характеристика многоуровневой системы

процесса восприятия устной речи.................................... —

Понимание устной речи на уровне текста...................... 14

Нарушения речи детей с задержкой психического раз­
вития........................................................................:......... 19

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной
работы
............................................................................ 29

Методика диагностического обследования детей
с задержкой психического развития. Изучение во-
восприятия ими устной речи............................................. 31

Изучение восприятия и различения слов детьми с ЗПР

на основе дифференциальных признаков фонем............ —

Изучение вербальных ассоциаций (по методике свобод­
ного ассоциативного эксперимента)............................... 38

Изучение понимания и дифференциации грамматиче­
ских форм слова и словообразовательных моделей....... 39

Изучение умения определять родственные слова и вы­
делять общую морфему...................................................... 54

Изучение восприятия и понимания текстов различной

сложности........................................................................... 57

Контрольные вопросы и задания для самостоятель­
ной работы
..................................................................... 61

Логопедическая работа по развитию восприятия уст­
ной речи дошкольниками с ЗПР....................................... 62

Теоретическое обоснование логопедической работы по развитию восприятия устной речи дошкольниками

с ЗПР..................................................................................... -

Логопедическая работа по развитию восприятия и раз­личения слов на основе дифференциальных признаков

фонем................................................................................... 67

Игры на развитие восприятия и различение слов на ос­
нове дифференциальных признаков фонем.................... 70


в Москве: ул. Краснобогатырская, 31 тел./факс: (495) 964-02-10,964-08-46 e-mail: moscow@karo.net.ru

Логопедическая работа по формированию синтагмати-
тических и парадигматических отношений между сло­
вами....................................................................................

Формирование понимания синтагматических отно­
шений между словами.................................................

Игры на формирование умения выделять синтагма­
тические связи между словами...................................

Формирование умения выделять парадигматические

отношения между словами..........................................

Игры на формирование умения устанавливать пара­
дигматические связи слова......................................... 8(

Логопедическая работа по развитию понимания и диф­
ференциации грамматических форм слова и словообра­
зовательных моделей......................................................... 91

Развитие понимания и дифференциации граммати­
ческих форм слова........................................................

Игры на развитие понимания и дифференциации

грамматических форм словоизменения..................... 9/

Развитие понимания и дифференциации словооб­
разовательных моделей............................................. 1

Игры на развитие понимания и дифференциации
словообразовательных моделей................................ 1

Логопедическая работа по развитию умения опре­
делять родственные слова и находить их общую
морфему................................................................................ 1

Игры на развитие умения определять родственные
слова и находить их общую морфему........................... 13]

Логопедическая работа по развитию восприятия и
и понимания текстов различной сложности............... 1

Игры на развитие умений детей понимать тексты раз­
личной сложности........................................................... 139

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной
работы.........................................................................
166

Список рекомендуемой литературы..................................... 168



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.138 с.)