II. Обучение детей умениям осмыслять и анализировать элементы текста и реконструировать его. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Обучение детей умениям осмыслять и анализировать элементы текста и реконструировать его.



1. Логопед читает текст и предлагает детям определить главную мысль рассказа (выбрать из трех предложенных только ту, которая наиболее всего подходит).

Весной

Хорошо весной в лесу. Березки распускают свои клей­кие листья. Воздух чистый и легкий. Пахнет молодым лис­том, прелой землей. Весеннее солнце сильно печет, но в тени еще холодно. Цветет душистая черемуха. В прудах и озерах видны крупные желтые цветы. С одного берега на другой летают голубые стрекозы. По берегам рек и болот поднялась высокая трава. На полях зеленеет рожь. Пришла настоящая весна!


A. Весна наступила.
Б. Травка зеленеет.

B. Распускаются листья у березы.

2. Логопед читает текст и предлагает детям определить
главную мысль рассказа (выбрать из трех предложенных
лучшую, которая наиболее всего подходит к данному тек­
сту).

Весна в школьном саду

Наступила весна. Солнце льет на землю свет и тепло. Хорошо в школьном саду. Белые цветы распустились на вишнях и яблонях. На березках видны первые душистые листочки. Много работы весной в саду. Мальчики очистили все дорожки, сгребли сухие листья и сучья. Девочки побе­лили деревья. Радостные и довольные ребята вернулись домой. Хорошо они потрудились!

A. Много работы весной в саду.
Б. Дружная работа.

B. Весна наступила.

3. Логопед читает рассказ и предлагает детям определить
его главную мысль, используя слова текста.

Белка Лелька

Жила у Пети белка Лелька. Она бегала по комнате, пры­гала по стульям. Часто Лелька прятала пищу. Под стол — яблоки. В пальто — сахар. В корзинку— хлеб. Ну и проказ­ница же эта белка!

4. Логопед читает рассказ и предлагает детям своими сло­
вами сформулировать его главную мысль.

Гостья

Таня и Витя гостили у бабушки в деревне. Зимой ребята подвесили к старой елке кормушку для птиц. Однажды око­ло кормушки появилась рыженькая белка. Она осторожно прыгнула на кормушку и стала брать лапками рябину и лов-


 




ко объедать ягодки. Ребята клали белочке корочки хлеба, сухие грибы. Каждый день прибегала белочка к кормушке.

5. Логопед читает рассказ, затем загадывает загадки и предлагает детям определить, какую из отгадок можно ис­пользовать как заголовок к данному тексту.

Одуванчик

У больших дорог, у лесных тропинок, в зеленых лугах все лето цветут одуванчики. Все знают эти простые цветы. Они похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Вечером, когда солнце заходит, одуванчики свора­чивают свои лепестки и засыпают. Все лето цветут одуван­чики. Их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — поплывут, полетят в воздухе легкие се­мена.

В летний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки,

А проснулся — улыбнулся:

— Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь.

Тише, ветер луговой! (Одуванчик)

Сидит дед, в шубу одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает.

Заставит плакать

Всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а... (Лук)

Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи — Меня в них ищи.


Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я... (Капуста).

6. Логопед читает текст и предлагает детям пересказать
только то, что говорится о... (сосне, дубе).

Сосна

На краю леса росла сосна. На сосне было старое гнез­до. В нем жили вороны. Наступила осень. Часто стали лить дожди. Лес стоит серый и мрачный. Тихо шумит сосна.

Прогулка

Миша и Глеб пришли в лес. На поляне рос дуб. Он был очень старый. Под дубом мальчики нашли много ягод и грибов. С полной корзинкой ребята вернулись домой.

7. «Помоги Незнайке». Логопед читает текст, затем он от
имени Незнайки пересказывает его, допуская при этом оп­
ределенные неточности в рассказе. Логопед предлагает де­
тям исправить все несоответствия.

Весна

Первый вариант. Пришла весна. Ласковое солнышко льет на землю тепло. Бегут, журчат веселые ручейки. По реке плывут льдины. На деревьях птицы вьют гнезда. Цве­тут душистые ландыши.

Второй вариант. Пришла весна. Солнышко греет все меньше и меньше. Реки покрылись льдом. На деревьях птицы вьют гнезда. Цветут душистые ландыши.

Гроза

Первый вариант. Катя и Сережа были на лугу. Вдруг туча закрыла небо. Ветер закачал деревья. Застучали частые капли дождя. Дети побежали домой.


 





Второй вариант. Катя и Сережа были на лугу. Вдруг сол­нышко выглянуло из-за туч. Ветер перестал качать дере­вья. Дети побежали домой.

8. Перед детьми на столе разложена серия сюжетных кар­тинок. Логопед читает рассказ и предлагает одному из детей по ходу рассказа показывать картинки в последовательно­сти, соответствующей рассказу.

Яблонька

Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся силь­ный ветер. Он стал крутить и ломать ее. Миша принес ко­лья и подвязал яблоньку. Ночью выпал пушистый снег. Он укутал деревце.

Сюжетные картинки: 1. Рядом с домом растет яблоня. 2. Мальчик подходит к деревцу, неся с собой колья, чтобы ее подвязать. 3. Ночь. Пушистый снег падает, укрывая яблонь­ку. 4. Ветер пригнул яблоню к земле.


9. Дети рассматривают серию сюжетных картинок, уста­
навливают их последовательность. Логопед переворачивает
картинки, перемешивает их и предлагает детям восстано­
вить нарушенную последовательность.

Сюжетные картинки: 1. Яблоневый сад, много яблок ле­жит на земле. 2. Ежик смотрит на яблоко и думает, как уне­сти его к себе в нору. 3. Ежик собирает яблоки в кучу. 4. Ежик забирается на яблоню и спрыгивает колючками вниз. 5. Ежик с яблоками на спине довольный идет в лес.

10. На наборном полотне расположены серии сюжетных
картинок, по которым могут быть составлены два текста.
Логопед просит детей внимательно рассмотреть их, затем
меняет порядок расположения картинок и предлагает детям
восстановить нарушенную последовательность.

Серия сюжетных картинок к рассказу «Цыпленок»: 1. Девочка наматывает шерстяные нитки на яйцо. 2. Девочка кладет получившийся клубок в корзинку, которая стоит на печке. 3. Девочка разматывает клубок, в котором находится вылупившийся из яйца цыпленок.

Серия сюжетных картинок к рассказу «Селезень»: 1. Мальчик находит на берегу реки раненого селезня. 2. Се­лезень живет дома у мальчика, который ухаживает за ним. 3. Собака раскрыла пасть и хочет схватить птицу. 4. Мальчик наказывает собаку. 5. Собака и селезень подружились и едят из одной миски.

11. Логопед читает рассказ, сопровождая чтение демон­
страцией сюжетных картинок, расставленных в неправиль­
ной последовательности, и предлагает детям исправить
ошибки, правильно расставив картинки.

Воробей и ласточки

Пришла весна. Ласточка слепила гнездо. Увидел воро­бей гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих сестер. Вместе они прогнали воробья из гнезда.

Сюжетные картинки: 1. Ярко светит солнце. Тает после­дний снег. На деревьях распускаются почки. 2. Ласточка ма­стерит себе гнездо на дереве. 3. Воробей занимает гнездо


 




 


ласточки. 4. Ласточка вместе со своими сестрами прогоня­ют воробья.

12. На наборном полотне в правильной последовательно­сти расставлены сюжетные картинки. Логопед задает детям вопросы по их содержанию, помогая установить временные, причинно-следственные связи (отношения).

Сюжетные картинки к рассказу «Лодочка»: 1. На улице лето. Ярко светит солнышко. Мальчик сидит на берегу реки и делает из бумаги лодочку. 2. Мальчик лежит на животе и держит над водой лодочку. 3. Мальчик лежит, улыбается, лодочка плывет. 4. На небе появилась большая туча. Идет дождь, лодочка пошла ко дну. Мальчик плачет. 5. Светит солнце. Мальчик перестал плакать, наклонился над водой и благодарит лягушат, которые возвратили ему лодочку.

Вопросы:

1. Какое было время года?

2. Зачем мальчик пошел к реке?

З.Что решил сделать мальчик с лодочкой?

4. Почему мальчик улыбается?

5. Почему мальчик заплакал?

6. Почему мальчик перестал плакать?

Сюжетные картинки к рассказу «Маленький помощник»: 1. Шофер ремонтирует машину во дворе. Мальчик подъез­жает к нему на велосипеде. 2. Велосипед стоит в стороне, мальчик держит ключ, а шофер чинит машину. 3. Шофер благодарит мальчика, мальчик садится на велосипед. 4. Мальчик дома, лицо и руки грязные. Мама спрашивает, почему он такой грязный.

Вопросы:

1. Почему шофер стал ремонтировать машину?

2. Почему мальчик к нему подъехал?

3. Как он помог шоферу?

4. Почему шофер быстро починил машину?

5. Каким мальчик пришел домой?

6. Как он объяснил маме, почему он такой грязный?


13. Логопед предлагает детям внимательно послушать рассказ и ответить на вопросы по тексту.

Самолет

Наступила весна. Таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Но это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а ло­дочки в это время уплыли.

Вопросы:

\. Какое было время года?

2. Что делал Саша?

3. Что вдруг случилось?

4. О чем подумал Саша?

5. Что произошло, пока Саша смотрел на самолет?

Зима

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они могут кататься на санках, лыжах и коньках, лепить снежную бабу, играть в снежки.

Вопросы:

1. Почему крутом лежит снег, деревья стоят голые?

2. Куда спрятались звери?

3. Почему дети радуются зиме?

4. Что делают дети зимой?

14. Логопед читает текст, затем предлагает детям послу­шать, как этот текст пересказал Незнайка, определить, по­чему у Незнайки не получилось связного текста, и помочь ему правильно составить рассказ. Для этого дети должны сказать, что было сначала, что потом и чем закончился рас­сказ.


 




 

Она занозила руку. Врач вытащил занозу. Мила мыла розу.

 

15. Перед детьми на столах разложены сюжетные кар­тинки. Логопед читает текст, состоящий из нескольких час­тей. Он интонационно выделяет каждую часть и предлагает детям показать сюжетные картинки к первой, второй и тре­тьей частям рассказа.

Сосулька

 

Мальчик гулял на улице и увидел сосульку. Он отломил ее и стал сосать.

 


 

Вечером у мальчика заболело горло. Мама уложила его в постель и повязала ему горло теплым шарфом. Пришел врач, внимательно послушал мальчика, посмотрел его больное горло. Врач выписал ему лекарство и велел ле­жать в постели и не выходить на улицу.


 

Через несколько дней мальчик поправился и вышел на улицу гулять. Но он больше не трогает сосульки.

 

Сюжетные картинки: 1. Мальчик с сосет сосульку. 2. Врач у постели больного мальчика. Мальчик гуляет на улице, он отходит от сосулек, свисающих с крыши дома.

 

16. Логопед предлагает детям послушать рассказ, состоя­щий из нескольких частей и определить их количество.

В лесу

 

Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Мелкий песок слепил глаза. Надвинулась тяжелая туча. Загремел гром. Пошел сильный дождь. Дети спрятались в шалаше.

Но вот черная туча скрылась за лесом. Выглянуло сол­нышко. Теплый ветерок подул в лицо. Защебетали птицы. Весело бегут ребята по мокрой траве. Много они соберут ягод и грибов.

 

17. Логопед читает текст, состоящий из нескольких час­тей, интонационно выделяя их. Он предлагает детям опреде­лить главную мысль каждой части и подобрать к ним назва­ние.

Ласточки

 

Пришла весна. Стоит чудесная погода. Радостно светит весеннее солнышко. Прилетели ласточки. Далеко разно­сятся их веселые песни.


Летали ласточки к своему старому домику. Он осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах со­лому, глину, прутики. Долго работали певуньи. Хорошее получилось у них гнездышко. Скоро в гнезде появились птенцы с желтыми ртами.

Узнал об этом черный кот. Стал следить он за птенцами. Решил полакомиться. Залез он на дерево и наблюдает за ласточками.

Увидели ласточки кота и стали отвлекать его от гнезда. Дружные ласточки оберегают своих маленьких птенцов от опасности.

18. «Экзамен». Логопед читает текст и предлагает детям
задать ему вопросы по содержанию текста, как бы «экзаме­
нуя» его. В случае затруднений логопед помогает детям на­
водящими вопросами: «Спроси, что было в начале (конце)?»
И т. д.

Снежная баба

Наступила зима. Выпал первый снег. Ребята слепили на улице два снежных кома. Положили ком на ком. Затем при­лепили снежной бабе руки. Воткнули ей в руку метлу. По­том сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе ребята на­дели шапку из ведра.

Щенок

Таня шла из школы. На дороге она увидела маленького щенка. Он сидел у забора и выл. Таня погладила щенка. Он стал лизать ей руку. Таня взяла щенка домой. Дома Таня дала щенку молока и положила его спать у печки. Щенок и девочка очень подружились.

19. Логопед читает текст и предлагает детям ответить на
вопросы по его содержанию. Затем логопед еще раз читает
текст, и дети совместно с логопедом или самостоятельно со­
ставляют план рассказа. После этого логопед может предло­
жить детям выполнить рисунки к разным частям плана (по
выбору детей).


Белка и зайчик

Летом подружилась белка с зайкой. Белка была ры­женькая, а зайчик серенький. Они приходили на поляну и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, грибы, орехи. У зайца была морковь и капуста.

Но вот пришла зима. Кругом лежал пушистый снег. Хо­лодно в лесу. Белка ночевала в дупле. Зайка прятался под

елью.

Один раз зимой друзья встретились. Шубка у зайца

стала белой, а у белочки — серой. Не узнали зверьки друг друга.

Вопросы:

1. С кем подружилась белка летом?

2. Какой была белка?

3. Каким был зайка?

4. Чем угощали друзья друг друга?

5. Почему и где звери спрятались от холода?

6. Почему при встрече друзья не узнали друг друга?

План

1. Знакомство белки и зайки.

2. Пришла зима.

3. Встреча друзей зимой. (Не узнали друг друга.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.35.103 (0.073 с.)