Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение синтаксической и семантической структур предложения.
Каждый структурный тип предложения в своей первичной функции соответствует определенному семантическому типу, отражающему определенную ситуацию. Структурный тип предложения определяется количеством и функциями актантов. При изменении их числа и функций образуются вторичные функции структурного типа предложения. При этом семантический тип процесса получает вторичные способы выражения. Структуру предложения можно представить в виде схемы, в центре которой находится глагол, сочетающийся с актантами (ср. § 196): Изменение синтаксической структуры предложения при сохранении содержания высказывания (его «глубинной» структуры) заключается в следующих процессах: 1. Развертывание члена предложения, прежде всего замена глагола аналитической структурой V + NO или N S + V При этом процесс выражается в подлежащем или дополнении (последнее может образовать с личной формой глагола аналитическое сказуемое), например:
Образуемый вследствие развертывания синтаксический актант является «фиктивным», так как он обозначает не субстанцию, связанную с действием, а само действие. Его добавление, не изменяя общей семантики предложения, позволяет увеличить его гибкость и выразить различные оттенки. Ср.: Il travaille avec succès → Il poursuit son travail avec succès → Son travail se poursuit avec succès (стала возможной субъектно-объектная трансформация, невозможная при одном глаголе travailler); son travail – «фиктивный» актант, он «извлечен» из самого предиката (travailler) и семантически обозначает не субъект действия, а само действие. 2. Введение дополнительного актанта, ясного из ситуации. В качестве такого актанта выступает обозначение ситуации или деятеля в общей форме (ça, on, le monde, les hommes, tout le monde, je): Les prix ont augmenté → On (или le gouvernement) a augmenté les prix. Введение on позволяет осуществить каузативную диатезу, превратить les prix в дополнение и вместе с тем в рему высказывания (см. субъективация, § 451). 3. Взаимозамена актантов (актантные трансформации). Они достигаются средствами изменения ориентации процесса (см. § 450). Эти средства используются при различных трансформациях взаимозамены синтаксического подлежащего с другим членом предложения.
S ↔ Od a) (подлежащее – семантический объект). Используется пассив, симметричные глаголы и конверсивы. Ср.: Il possède ce livre ↔ Ce livre est à lui; б) (семантический субъект – дополнение). Используются неопределенно-личная и безличная конструкции: Là-bas se trouve une rivière ↔ Là-bas on voit une rivière; Un train est arrivé ↔ Il est arrivé un train. S ↔ Oi (подлежащее = семантический адресат). Центростремительная ориентация выражается глаголами типа recevoir, apprendre (de qn) и т. п. A a écrit une lettre à В ↔ В a reçu une lettre de A; A a dit cette nouvelle à В ↔ В а appris cette nouvelle de A. Также возвратно-каузативной конструкцией: On lui a dit que... ↔ D s'est laissé dire...; Il s'est vu décerner le premier prix <→ On lui a décerné le premier prix. S ↔ Cl. Обстоятельство места преобразуется в подлежащее с помощью симметричных глаголов: De grosses fourmis grouillent dans le jardin ↔ Le jardin grouille de grosses fourmis; laisser + infinitif: Des bêtes passent par cette ouverture ↔ Cette ouverture laisse passer les bêtes и конверсивных глаголов. Например: se trouver ↔ contenir: Six livres étaient dans ce paquet ↔ Ce paquet contenait six livres. S↔ Ct. Обстоятельство времени преобразуется в подлежащее при помощи глагола voir. Une manifestation grandiose a eu lieu dimanche ↔ Dimanche a vu une manifestation grandiose [à Paris]. S ↔ Ce. Обстоятельство причины преобразуется в подлежащее при помощи faire + infinitif. Les Heurs s'ouvrent avec la chaleur ↔ La chaleur fait ouvrir les fleurs. S ↔ Cn. Определение к существительному преобразуется в подлежащее при помощи глагола voir: Les salaires des ouvriers augmentent de 10% ↔ Les ouvriers voient leurs salaires augmenter de 10 %. Актантная трансформация не обязательно приводит к изменению числа валентностей сказуемого. Последняя может уменьшаться (но не обязательно) при пасси-визации и увеличиваться при каузации (см. § 451, п. 2 и 3). Рассмотрим лексико-грамматические средства выражения пассивизации и каузации.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.005 с.) |