Дайте характеристику историографии истории государства и права Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте характеристику историографии истории государства и права Беларуси.



I. Первые сообщения о Беларуси встречаются в:

- Белорусско-Литовских летописях (1446г., Быховца и др.).

- Древне-русские летописи (повесть временных лет, Слово о полку Игореве и др.).

II. Сведения о Беларуси содержатся в международных соглашениях:

-Договор 1229г.

III. Книги о Беларуси начали печататься на беларускац языке в ХVI в.:

-Библия Ф. Скорины

Политические и правовые взгляды Ф. Скорины:

Политическим идеалом Ф. Скорины является просветительская гуманная сильная монархия. Монарх должен быть набожным, чутким, мудрым, образованным, справедливым к своим поданных. Он обязан управлять государством в строгом соответствии с законом, обязаны следить за справедливым отправления правосудия. Одновременно он должен быть сильным и грозным, в необходимых случаях должен уметь защитить свой народ. Предпочтение Ф. Скорина отдавал миролюбивому и образованному хозяину.

Классификация право по Ф. Скорине:

Все права Скорина разделял на естественное и писаное. НП заложена в самом существе человека, оно одинаковое для всех людей, присуще каждому человеку и неза от места и времени. ЧП Скорина разделял на:

1. Божская права (нормы Ветхого и Нового завета, Библия)

2. Церковное / Каноническое право (постановления, каноны, принятые церковной властью)

3. Земское право (в зависимости от тех общественных адноисин, что регулировались определенными нормами права Скорина выделял:

- Международное право

- Государственное право

- Уголовное право

- Военное право

- Городское право

- Морское право

- Торговое право

- Посполитой права (гражданское + семейное право)

Скорина о законодательстве:

Закон должен быть пригодным для выполнения, полезным для населения и соответствовать обычаем времени и места.

Скорина о цели уголовного наказания:

С одной стороны наказать преступника, с другой стороны предупредить других лиц способных совершить преступления.

Сымон Будный

В 1562 г. в Несвижской типографии вышел "Катехизис" переведен Будным на белорусский язык. До этого "Катэхезису" С. Будный написал предисловие о войнах справедливые и несправедливые. Справедливая - ради защиты отечества, долг каждого честного человека - принимать участие в такой войне. Несправедливая война - разбой, долг каждого честного человека не удейничаць в такой войне. Основная работа С.Будного "про светскую власть", он выразил отношение к имуществу и государства. Христианский человек может владеть имуществом, может исполнять обязанности судьи, только судить справедливо, честно и не брать взятки. Взгляды о политике такие же как у Ф. Скорины.

Лев Сапега

Источники для изучения взглядов Сапеги: "Обращение ко всем сословий ВКЛ", "Прысвячэннеда издания Статута 1588 г королю польскому и ВКЛ Сигизмунду Августу", "Статут 1588 г." Самостоятельная работа: "Изложение Трибунальским прав". Эпистолярное наследие Сапеги: "Письмо епископа Иосифата Кунцевича". Лев Сапега считал, вто государство возникло естественным путем и предназначается для достижения возможно лучшей дороги. Она основывается на принципах внутраного единства, централизма, правопорядка, законности. Обращение ко всем сословий ВКЛ Сапега начнет: "Мудрецы всех веков считали, что в каждом государстве порядочному человеку не можете быть ничего дороже чем его свобода». Суть свободы составляет неачужальныя права человека: право собственности, право личной неприкосновенности. Для защиты гражданских свобод существует право, которое Сапега рассматривал как подлинное проявление разума человека. Уважение к праву должна обеспечить государству стабильное и устойчивое развитие, социальный мир, внутренний порядок, жизнь в соответствии с законами - абавясковая условие существования государства. Только право дает возможность быть действительно свободными. Каждый человек должен знать границы своей свободы для этого он должен изучать законы. Закон должен быть одинаковым для всех сословий, вместе с тем он должен быть направлен против отдельных правонарушителей. Если в обществе отсутствует уважение к праву, царит беззаконие, такое общество не можете считаться человеческим, справедливым, оно является волчьей зграеей. Право должно не допустить использования государственной властью в корыстных целях правителя, все это дает основание рассматривать Сапеге как сторонника идеи правового государства.

Михалок Литвин

≈ 1550 написан сацияльна-политический трактат о нравах татар, литовцев и Москвитян. Он сравнивал нравы, обычаи, традиции, организацию управления и суда в Татарской, Литовской, Московской государств. Сильное государство он связывал с разумностью законов, со стабильностью семьи. IV раздел о правасуде. Он выделил основные недостатки судебной системы:

- Отсутствие апиляцыйных судов

- Погрешности в системе показаний свидетелей

- Отсутствие норм судебной грамотности

- Отсутствие гласности

- И др.

Эти недостатки были частично исправлены в ходе судебной реформы в Беларуси в XVI в.

IV. В XVII - XVIII в. законы и книги печатаются на польском и латинском языках. В 1641 г. в составе Виленско-иезуитской академии создан юридический факультет. В 1644 г. - начал работать. Учредитель юридического факультета сын Л. Сапеги - Казимир Сапега. Он жертв библиотеку своего отца, и на пожертвование профессоров 12500 польских злотых. Пригласил 4 профессоров: 2 немцев (гражданское право - Дильгер, первый декан юрфака; каноническое право - Шауэр), 1 испанца (гражданское право - Сокс), выходца из Беларуси уроженцем Витебской земле И. Ялизаровскага имевший доктора гражданского и канонического права.

Классификацыя права по Ялизаровскому:

- Божскае право

- Право народов

- Естественное право

БП и НП выступают как самостоятельные виды права, не подчиняются друг другу. Государство - это созданный из множества поселений союз людей, объединившихся для достижения лучшей жизни.

Его основная работа о политической общности людей.

V. В 1816г. издается работа Линда о Литовском уставе. В 1881 г. выходит книга Чацкого о Литовским и Польским праве.

VІ. Пасля присоединения Беларуси к Российской Империи интерес к истории Беларуси увеличивается. Особый вклад вносят студенты и преподаватели Вильнюсского университета: А. Мицкевич, Я. Чечот, Т. Зан

VІІ. У XIX в. создаются Киевская, Московская школа права и др.. В Киевском университете работали: Антонович, Костомаров, Малиновский, Демченко, Довнар-Запольский и др. В конце XIX в. ученые начинают отдельно изучать историю Беларуси. Большой вклад внесли: Печэта, Коялович, Довнар-Запольский и др..

VІІІ. Разнастайная и польская историография: Ю. Бардах, Кутшэба, Островский, Макаревич и др..

ІХ. Советская историография большая: Печэта, Игнатовский, Юшков, Ярмолович, Юхо, Сокол, Вишневский, Капысски, Мартинович, Бровка, Довнар и др.

Х. Документально-правовой материал:

1Акты Западной России в 5 томах

2Акты Юго-Западной России в 15 томах

3Акты Виленской архияграфичнай комиссии в 39 томах

3. Проанализируйте происхождение названия "Беларусь".

Существует много версий: Русь, свободная от татаро-монгольского ига; страна белых снегов, от бедага цвета одежды или волос населения; Западная Русь; христианизированы Русь; в значении духовного благополучия и др. Название "Белая Русь" возникает сравнительно поздно и существует параллельно с названием "Литва". Об этом свидетельствуют, документы XVIII в., В которых встречается иногда удвоенное словосочетание: "литвин-Белорусец" или "Белорусец-литвин».

В. Н. Татищев писал, что название «Белая Русь» впервые встречается в 1135 в летописях и так называют Ростова-Суздальскую землю. В сявязи с этим-это название возникло в связи с введением христианства. Белой Русью называли и Московско-Суздальскую Русь русского централизованного государства, и это название имело такое же значение, как и Великая Русь. При князе Иване третьем термин «Белая Русь» вносится в титул Великого князя Московского. Белой Русью иногда называли и украинские земли. Известно, что это название постепенно распространяется на территории Беларуси, особенно в XVII - XVIII вв.

После присоединения земель Беларуси к Российской империи эта территория стала официально называться "Беларусь". В 1796 г. царь Павел I распорядился объединить Полоцкую и Могилевская губернии в одну губернию с центром в Витебске и назвал ее "Белорусском". Затем постепенно название "Беларусь" распространяется и на другие губернии.

Примечательно, что даже во второй половине XIX в. Западная Беларусь продолжала еще оставаться Литвой. Гродненская и Виленская губернии относились к Литовского Полесья (1882 г.) Только в конце XIX - начале XX в. название "Беларусь" приобрела современное, этническое, географическое и государственно-политическое значение. Однако после активизации в начале 30-х гг. XIX в. национально-освободительного движения начинается более интенсивная русификаторской политики царизма, в контексте которой официально запрещается слово "Беларусь" и вводится новое название - "Северо-Западный край".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 172.71.222.169 (0.015 с.)